АРХИВ МАТЕРИАЛОВ
«ФОРУМЫ КУЛЬТУРЫ»
 
(вып. 10/2013)
АРХИВ

РУБРИКАТОР ТЕМ ВЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТА СФЕРА ИНФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА

 
СЛОВА И СОЗВУЧИЯ

 
ЛИТЕРАТУРА
 
Международная научная конференция «Сергей Есенин и русская история» состоялась в Рязани. В работе приняли участие учёные из России, Болгарии, Грузии, Азербайджана, Украины и Белоруссии. Темами дискуссий стали «Есенин и его современники», «Художественный мир Есенина в контексте русской литературы, мирового и отечественного искусства», «Есенинская тема в искусстве, музейной и образовательной деятельности». Пленарные заседания проходили в Институте мировой литературы имени А.М. Горького (РАН, Москва) и в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. В музее-заповеднике Есенина (в селе Константинове) состоялась презентация новых изданий, посвящённых творчеству поэта.
 
Мероприятие по теме:

  • Международная научная конференция «Сергей Есенин и русская история» (30.09.–01.10.2013)

  •  
    17 октября 2013 года в Махачкале, в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров (ДИПКПК) прошла Республиканская научно-практическая конференция «Поэзия и проза Расула Гамзатова как философия жизни», посвященная 90-летию со дня рождения поэта. Организатором мероприятия выступило министерство образования и науки Дагестана совместно с ДИПКПК. В работе конференции приняли участие ректор ДИПКПК Шахрудин Шахов, профессор, народный писатель РД Камал Абуков, заведующий бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РД Максуд Зайналабидов, ведущие научные сотрудники отдела литературы ДНЦ РАН и учителя из 14 районов и 7 городов республики. Предварительно было получено 89 докладов, которые рассматривались сотрудниками кафедры филологического образования и научно-методического отдела. Из 89 докладов были признаны лучшими 60 работ, 8 из которых прочтены на конференции. Самое активное участие в конференции приняли работники образования из городов Избербаша, Буйнакска, Каспийска, учителя из Каякентского, Ногайского, Акушинского, Сергокалинского районов. «Одной из главных задач учителей является этнокультурное образование посредством ознакомления учащихся с творчеством Расула Гамзатова, увеличение часов родного языка в школах и включение в школьную программу более расширенное изучение творчества народного поэта», – считает директор махачкалинской школы №8 Издаг Эльмирзаева.
     
    Открывая конференцию, Шахрудин Шахов отметил, что во второй половине двадцатого столетия весь мир узнал о горном крае благодаря Расулу Гамзатову, прославившему Дагестан. «Расул Гамзатов – явление национальное, его талант принадлежит всему Дагестану, России и миру в целом. Поэт всегда оставался верен родной земле, своему народу. Мы гордимся тем, что этот талантливый поэт, человек большой и щедрой души, настоящий гражданин и патриот, был нашим соотечественником и современником. Его произведения стали бесценным достоянием всей России, нашли путь к сердцам людей самых разных национальностей. Своими книгами, вдохновенным творчеством он утверждал идеалы мира, гуманизма и справедливости». На конференции было отмечено, что 2013 год является плодотворным годом на даты – это и 200 лет со дня присоединения Дагестана к России, и 20-летие Конституции РД, но самая значимая дата для дагестанцев – 90-летие со дня рождения Расула Гамзатова, ведь его творчество является одним из самых ярких явлений не только в дагестанской, но и в русской литературе. Выступивший с детальным докладом о творчестве Расула Гамзатова первый проректор ДИПКПК Муслим Муртазалиев призвал научную общественность Дагестана исследовать роль Расула Гамзатова в социально-экономическом развитии Дагестана. «Нет человека в Дагестане, который бы не знал этого великого поэта, символа эпохи, творца прекрасных стихов, большого гуманиста. С детства мы были знакомы с творчеством Расула Гамзатова, у каждого в личной библиотеке можно найти множество сборников его стихотворений и биографических очерков. Его поэзия прекрасна. Читая ее и вникая в суть, мы погружаемся во всё величие его творчества, испытываем все чувства и переживания, когда-то прочувствованные самим поэтом. А его знаменитые стихотворения о Родине по-настоящему впечатляющи, величественны и патриотичны», – сказал М. Муртазалиев.
     
    Мероприятие по теме:

  • Научно-практическая конференция, посвященная поэзии Расула Гамзатова (17.10.2013)

  •  
    ХIV съезд Союза писателей России начал свою работу в Калуге 22 октября 2013 года. Участниками съезда стали 230 делегатов из всех регионов страны, среди которых известные российские литераторы, выдающиеся мастера слова, создающие произведения на своих родных языках. Гостями мероприятия стали писатели из Белоруссии, Украины, Китая, Италии, Ирака и Вьетнама. В открытии съезда принял участие губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Выступая на пленарном заседании, Артамонов отметил значимую роль писательского труда в общественно-политическом и духовно-нравственном воспитании граждан.
     
    Для проведения своих заседаний Союз писателей выбрал Калугу как один из центров развития отечественной культуры. Между тем, помимо вопросов, связанных с уставной деятельностью организации, выбора руководителей на ближайшие пять лет, съезд намерен поднять и ряд проблемных вопросов, связанных с ролью писателей в формировании и сохранении традиционных ценностей. На пленарном заседании уже прозвучали высказывания о тенденции к коммерциализации литературного процесса и, как следствие – снижении качества художественных произведений. Намерены участники съезда обсудить и проблему снижения интереса к серьезной художественной литературе. Участники съезда проведут также ряд встреч с читателями в городских, сельских и поселковых библиотеках области. «Сегодня много говорят об идеологии. На самом деле нам ее уже давно преподали – в Библии. Важно, что вы своим творчеством двигаете общество к добру, миру и согласию. Надо, чтобы вас услышали, чтобы будущее поколение воспитывалось на главных наших ценностях», – подчеркнул глава региона.
     
    «Мы редко проводим выездные заседания съезда, а когда это делаем, выбираем центры притяжения культуры. Калужская область – такой центр, – пояснил принятое решение председатель правления СП писатель Валерий Ганичев. – Калуга – это великий ученый Циолковский; калужская земля – родина Жукова. Это Полотняный завод, связанный и с именем Пушкина. Наконец, это Оптина Пустынь – духовный центр, имеющий для нашего писательского сообщества большое значение». Союз писателей России является старейшей и крупнейшей писательской организацией, образованной в декабре 1958 года. В свое время его возглавляли Леонид Соболев, Сергей Михалков, Юрий Бондарев. С 1994 года по настоящее время председателем правления Союза писателей России является Валерий Ганичев. В настоящее время Союз писателей России объединяет около 8 тысяч профессиональных литераторов и является единственной творческой организацией, имеющей свои отделения во всех субъектах Российской Федерации. Более десяти отделений СП России в последние годы были созданы писателями, проживающими в странах СНГ и сохранившими свою принадлежность к русскому языку и к русской культурной традиции.
     
    Мероприятие по теме:

  • ХIV съезд Союза писателей России (23.10.2013)

  •  
    Интернет-портал «Новая литературная карта России» при поддержке Российской государственной библиотеки для молодежи и Независимой премии «Дебют» организовал в Москве фестиваль молодых поэтов. Стартовал этот форум 26 октября, а завершится 31 числа в рамках всероссийской Недели молодой поэзии. Для молодых поэтов организованы мастер-классы под руководством известных поэтов и критиков, среди которых Виталий Пуханов, Станислав Львовский и Данила Давыдов. Также в рамках фестиваля для участников открыта лаборатория видео- и медиапоэзии «Снимая границы», организованы лекции Ольги Седаковой и круглые столы «Мировая поэзия сегодня» с модератором Алексеем Прокопьевым. Помимо этого все желающие могут принять участие в поэтических чтениях и дискуссиях.
     
    Мероприятия по теме:

  • «Неделя молодой поэзии» в Москве, см. также: URL: http://culture.ru, http://www.rg.ru (26–31.10.2013)

  •  
    ЭКРАН И СЦЕНА

     
    КИНЕМАТОГРАФИЯ
     
    Неделя российского кино проходила в Нью-Йорке с 9 по 13 октября. Мероприятие проводилось международной компанией KartinaTV и российской студией «Мы» при поддержке Министерства культуры РФ. Российские кинематографисты обсудили в Нью-Йорке отечественное эротическое кино. Режиссеры фильма «Интимные места» Наталья Меркулова и Алексей Чупов, актеры Дарья Екамасова, Юлия Ауг и Александр Яценко, а также кинокритики Антон Долин и Андрей Плахов провели 12 октября на Неделе российского кино в Нью-Йорке круглый стол, посвященный эротике и свободомыслию в современном отечественном кинематографе. Поводом для обсуждения этой темы стали фильмы-призеры фестиваля «Кинотавр» – «Интимные места» и фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Обе картины представлены в программе Недели российского кино в Нью-Йорке.  
    «Мы считаем, что у нас не эротическое кино <…> Мы просто понимаем, что возможно произошел наш личный разрыв с аудиторией. Нам, конечно, нравятся красивые позы и энергичный секс, но мы хотели рассказать о другом: что нет рецепта, что в какой-то момент жизни мы не понимаем, как правильно, а как – нет. Такой фильм могли снять только выскочки и сексуально зажатые люди – и это правда», – сказала Н. Меркулова. Она также отметила, что как только они начали придумывать историю, то договорились, что картина должна быть понятна не только в России. «Мы хотели сделать заметное кино, обратить на себя внимание. И оказалось, что эта тема благодатна. Потому что этой темы в российском кино как бы нет», – подчеркнул сорежиссер, соавтор сценария и исполнитель одной из главных ролей в фильме Алексей Чупов. Кинокритик Андрей Плахов назвал картину «Интимные места» прорывом в российском кинематографе. «Когда мы говорим об имидже русского кино, он связан с духовностью, с Тарковским, слово «секс», как и юмор, отсутствует вообще. В этом смысле «Интимные места» – прорыв в русском кино, может быть, именно поэтому он не воспринимается как русский», – подчеркнул А. Плахов. Большинство участников круглого стола признали, что фильмов подобного рода в России крайне мало. По мнению актрисы Юлии Ауг, это происходит из-за самоцензуры сценаристов, режиссеров и продюсеров. «Когда мне прислали сценарий «Интимных мест», у меня первая мысль была о том, что я вижу сценарий, который написали люди, у которых нет самоцензуры. Это откровенный разговор о том, что волнует меня лично. И если бы у нас в кинематографе было бы больше людей, которые не ограничивали себя самоцензурой, у нас бы и фильмы были другие, и разговор на другом уровне строился, и зритель бы научился воспринимать эти фильмы и разговаривать на эти темы», – считает Ю. Ауг. В картине «Интимные места» она сыграла председательницу комитета по нравственности, которая пытается «протолкнуть» в думу законопроект о запрете эротики, однако сама постоянно думает только о сексе. Ю. Ауг также считает, что более откровенное кино в России появится тогда, когда актеры перестанут включать в свои контракты пункт о том, что в сценах эротического характера должны сниматься дублеры. В заключение Антон Долин попросил всех участников круглого стола ответить на один вопрос: «Когда русское кино научиться свободно говорить об интимных вещах? И возможен ли вообще этот поворот?». Режиссер Наталья Меркулова полагает, что прорыв в российском кино произойдет, когда фильмы будут финансироваться не государственными, а частными средствами. Другие участники круглого стола высказывали надежду, что откровенным российское кинематограф станет, когда в нем будут работать люди, которые не жили в СССР. Правда, далеко не все согласились с этим утверждением, так как уверены, что «советское сознание» в России никогда не исчезнет, тогда как Алексей Чупов предположил, что переворота не будет, просто должен пройти обычный эволюционный процесс.
     
    Мероприятия по теме:

  • Неделя российского кино в Нью-Йорке; круглый стол «Эротика и свободомыслие в современном кино. Русский взгляд», см. также: URL: http://www.proficinema.ru, http://rbcdaily.ru (09–13.10.2013)
  •  
    ТЕАТР И ХОРЕОГРАФИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО И ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО
     
    Заседание секретариата Союза театральных деятелей состоялась с участием Владимира Мединского. На заседании, в частности, обсуждались вопросы, связанные с концепцией долгосрочного развития театрального дела до 2020 года. Председатель СТД Александр Калягин подчеркнул, что министр культуры впервые присутствует на заседании секретариата. Эта встреча совпала с обсуждением вопроса в Госдуме о пересмотре трудовых соглашений в творческой сфере, о проекте закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений». Безусловно, этот вопрос был первым среди затронутых в обсуждении. На брифинге, последовавшем по окончании заседания, Владимир Мединский подчеркнул, что конкурс раз в пять лет вводится только для той группы творческих работников, которые до сих пор находились на бессрочных контрактах. «Это справедливо, в том числе для более нравственной атмосферы в самих театрах», – считает министр. Это автоматически не означает прекращения контрактов в связи с возраcтом. Напротив, Мединский считает, что о таких актерах как Владимир Зельдин может мечтать любой худрук. Речь шла о социальных гарантиях для актеров. Секретарь СТД Евгений Стеблов подчеркнул необходимость особого рода «парашюта», то есть полугодовой материальной компенсации для творческих сотрудников театра, с которыми не продлили контракты. То, что в таком положении может оказаться актер на пороге пенсии, требует от государства дополнительных социальных гарантий.  
    Среди вопросов, заданных министру культуры, активно прозвучала мысль Алексея Бородина, возглавляющего Российский молодежный театр: «Необходимо, думая о смене, вернуть систему стажировок у ведущих худруков и директоров российских театров. Раньше именно через такое “повышение квалификации” молодые и талантливые приходили к руководству театрами». Министр отреагировал так: «Внесите продуманное предложение, и мы его рассмотрим». Острое обсуждение вызвал вопрос о званиях заслуженного и народного артиста. Сегодня эти звания скорее даются «за выслугу лет». И тут Мединский отреагировал конкретно: «Предложите критерии оценки, мы их с удовольствием рассмотрим».  
    Постоянно возвращаясь к введению срочного контракта для бывших «бессрочников», участники заседания вносили коррективы в ошибки и штампы общественного сознания. Худрук Малого театра Юрий Соломин подчеркнул, что контрактная система никак не связана с принципами репертуарного театра. Речь также шла о необходимости социального жилья для работников театров. Руководитель оперного театра «Геликон» Дмитрий Бертман считает, что возможность предоставить исполнителям социальное жилье многих «звезд» удержала бы в стране. Министр отметил, что контракт и здесь поможет руководителям удержать работника на определенный срок, и даже без жилья. Тем не менее, он предложил подготовить по этому вопросу письмо президенту. Кстати, Бертман коснулся вопроса о переходе к четырехгодичному образованию вокалистов, чреватое катастрофой, ведь голос не может сформироваться за такой короткий срок. Сегодня, когда опера переживает расцвет, все поняли, что это «честное искусство, которому долго учатся». Валерий Фокин в письменном виде тоже представил несколько своих опасений. Одно из них связано с «унификацией экономических показателей в художественной сфере». Ведь невозможно оценивать эксперимент по законам «большого спектакля». Нельзя, – полагает он, – объемом зрителя мерять качество спектакля.  
    Владимир Мединский напомнил, что в стране 600 театров разного уровня. Сейчас не 90-е, люди хотят ходить в театр – и это не просто досуг, это настоящая духовная потребность. Министр подчеркнул, что СТД – самый мощный творческий союз. В отношении закона он обратил внимание на то, какую сильную эмоциональную реакцию этот закон вызвал среди профессионалов. «Его уже 20 лет ждет российский театр, и, честно говоря, я не могу понять, почему его не могли принять. То, как его некомпетентно препарируют СМИ, меня тоже удивляет. Закон мягкий, он соблюдает баланс всех сторон – и актеров, и режиссеров, и руководящих работников».  
    На брифинге после заседания был задан уже традиционный вопрос о работе Николая Цискаридзе в Большом театре. «Мы вместе с Владимиром Уриным предложили ему провести на сцене Большого ряд бенефисов, в том числе «Щелкунчик» 31 декабря. Это и будет его прощание со сценой Большого театра». Был задан и вопрос о слиянии Мариинского театра с Академией русского балета им. Вагановой и консерваторией. «Речь не идет о фактическом слиянии – это некорректная постановка вопроса, – подчеркнул министр. – Речь идет о создании управляющей компании, которая будет координировать организационные и финансовые вопросы». Задача Минкульта была в том, чтобы обсудить это с профессиональным сообществом. Его обобщенное мнение было передано в администрацию президента. Там и будет принято окончательное решение.
     
    Мероприятия по теме:

  • Заседание секретариата Союза театральных деятелей с участием министра культуры России, см. также: URL: http://tvkultura.ru, http://mkrf.ru/press-tsentr (07.10.2013)

  •  
    Распечатать...