АРХИВ МАТЕРИАЛОВ
«ФОРУМЫ КУЛЬТУРЫ»
 
(вып. 6/2014)
АРХИВ

РУБРИКАТОР ТЕМ ВЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТА СФЕРА ИНФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА

 
ХРАМЫ КУЛЬТУРЫ
 

ОХРАНА И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
 

Охрана памятников
 
Во Владимирской области прошли мероприятия V Парламентского форума «Историко-культурное наследие России», организатором которого традиционно выступает Совет Федерации. Этот форум с участием ученых, историков, деятелей культуры и представителей законодательной и исполнительной власти регионов России нацелен на формирование и продвижение различных инициатив в сфере музейного дела, реставрации памятников культурного наследия, развития туризма, патриотического воспитания молодежи. Делегацию Совета Федерации на форуме возглавила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Парламентский форум «Историко-культурное наследие России» организован Советом Федерации в 2009 году. До 2012 года ежегодно мероприятия Форума проводились в Костроме. В работе нынешнего форума приняли участие члены Совета Федерации, представители Администрации президента России, Министерства регионального развития РФ, Министерства культуры РФ, деятели науки, культуры, образования, а также представители многих регионов России и ряд зарубежных гостей. В этом году проведение форума нацелено на формирование и продвижение важных законодательных инициатив в сфере музейного дела, реставрации и охране памятников культурного наследия, развитии туризма, патриотического воспитания молодежи. В программе форума – открытый фестиваль православной культуры «Шатер Андрея Боголюбского», фестиваль хоров «Александро-Невский хоровой собор», научно-практическая конференция «Неугасимая лампада: образы милосердия в культуре, литературе, искусстве», детский пленэр в сквере «Липки», на Пушкинском бульваре и Соборной площади. 19 июня 2014 года состоялись заседания круглых столов и молодежный форум «Молодежь России за сохранение исторического наследия». Выбор места проведения парламентского форума в Год культуры на Владимирскую область пал не случайно, подчеркнула губернатор региона Светлана Орлова. «По числу объектов культурно-исторического наследия нашему региону нет равных. Так что нам есть что показать и чем удивить наших гостей, а их на форум приехало более 400 человек», – сказала она, приветствуя участников молодежного форума. Глава региона отметила, что в 2014 году поток туристов во Владимирскую область увеличился на 40%. «В регионе все более востребованы специалисты историко-культурной сферы. «Мы заинтересованы в том, чтобы молодежь получала хорошее образование, обзаводилась семьями и оставалась здесь, делая нашу Родину и красивее, и сильнее», – подчеркнула С. Орлова. В молодежном форуме также приняли участие полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Анатолий Беглов, председатель Законодательного Собрания области Владимир Киселев, главный федеральный инспектор региона Сергей Мамеев, молодые работники сферы культуры, историки, краеведы и учителя, представители волонтерских организаций. Молодежный форум проходил на территории музейно-досугового центра «Усадьба Танеевых» в деревне Маринино Ковровского района. Восстановленный усадебный комплекс – успешный культурный муниципальный проект, реализованный с помощью инициативной молодежи района. Форуму предоставили сразу три дискуссионных площадки – «Новейшая история» (о формах участия российской молодежи в сохранении памятников истории и архитектуры), «Система сохранения» (нормативно-правовые аспекты деятельности по увековечиванию историко-культурных объектов) и «Свое дело» (молодежные бизнес-идеи и социально-культурные проекты).
 
Круглый стол на тему «Проблемы и опыт охраны объектов культурного наследия, проведение ремонтно-восстановительных и реставрационных работ» прошел в Суздале. Вела заседание председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Сенатор выразила уверенность в том, что на Владимирском форуме внимание будет привлечено к самым острым проблемам, касающимся культурного наследия и развития исторических поселений, а также будут приняты решения, направленные на совершенствование нормативной правовой базы в этой сфере. «Назову только один факт. Если следовать экспертной оценке, то немногим менее половины жителей России проживают в исторических поселениях – малых и больших городах и селениях. Это значит, что внимание к проблемам их развития должно быть предметным и системным». По словам главы профильного Комитета СФ, главная задача законодателей, представителей исполнительной власти и экспертов в том, чтобы по памятникам архитектуры и культуры, будущие поколения могли «прочитать» историю своей страны. Член Комитета СФ по науке, культуре и образованию Арнольд Тулохонов провел круглый стол на тему «Исторические поселения: актуальные проблемы развития отечественного краеведения». В рамках этого заседания были рассмотрены проблемы исторических поселений во Владимирской области, уникальность исторической территории региона, сохранение забытых деревень и другие темы. По словам А. Тулохонова, цель дискуссии – найти реальные пути сохранения наших исторических памятников. «Надо сберечь то, что осталось от предков, использовать этот опыт для патриотического воспитания подрастающего поколения». Сенатор обратил внимание на то, что требуется провести серьезную ревизию и учет памятников культурного и исторического наследия нашей страны. В этот же день и в других в городах Владимирской области прошли заседания круглых столов. В городе Гороховец состоялся круглый стол «Малые исторические поселения: развитие музейного дела, туризма, внутрироссийское и международное брендирование», в Мстере – «Народное творчество в исторических поселениях: возрождение художественных промыслов и ремесел», в городе Юрьев-Польский обсудили «Градостроительство и развитие инфраструктуры малых исторических поселений».
 
19 июня в Гороховце состоялась научная конференция «Торговля и купечество Центральной России в XVII веке, актуальные проблемы социальной истории городов России XVII–XVIII веков». В Суздале в Спасо-Евфимиевом монастыре специалисты обсудили проблемы и опыт охраны объектов культурного наследия, проведения ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, в Юрьев-Польском – вопросы градостроительства и развития инфраструктуры малых исторических поселений.
 
Мероприятия по теме:

  • V Парламентский форум «Историко-культурное наследие России»; научная конференция «Торговля и купечество Центральной России в XVII веке, актуальные проблемы социальной истории городов России XVII–XVIII веков»; научная конференция «Неугасимая лампада: образы милосердия в культуре, литературе, искусстве», см. также: http://www.regnum.ru, http://www.pnp.ru, http://mir24.tv (19-20.06.2014)

  •  
    18 июня 2014 года в Министерстве культуры России состоялось совещание по вопросу разработки концепции сохранения исторической части города Выборга Ленинградской области, которое провел заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов. В ходе мероприятия обсуждалось техническое задание на разработку концепции, сроки ее разработки, а также порядок взаимодействия при реализации данного мероприятия. Концепцией на экспертном уровне будет определен общий объем финансирования (включая укрупненный расчет по каждому объекту культурного наследия), сроки и этапы проведения ремонтно-реставрационных работ, а также предложения по дальнейшему использованию объектов культурного наследия. «В начале июня в ходе рабочей поездки мы с коллегами осмотрели исторические объекты федерального значения, там же была начата работа над программой комплексной реставрации Выборга, – сказал Григорий Пирумов. – У нас есть поручение от президента РФ по поводу сохранения памятников истории и культуры, исторической части Выборга. Безусловно, этот вопрос является одним из приоритетных».
     
    Участники совещания также обсудили комплекс мер по созданию межведомственной комиссии по разработке и практической реализации указанной концепции. Учитывая, что формы собственности и пользования на объекты культурного наследия, даже входящие в состав одного ансамбля, различны, а собственниками и пользователями объектов культурного наследия – жилых зданий являются граждане, юридические лица и органы местного самоуправления, необходимо участие Минфина России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, Минобороны России, Росимущества, Росреестра и администрации Ленинградской области. Создание межведомственной комиссии одобрено Правительством Российской Федерации. Проведение организационного совещания межведомственной комиссии запланировано на июль 2014 года. В совещании приняли участие руководители Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры России, представители администрации Ленинградской области и муниципального района «Выборгский район», а также сотрудники ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские».
     
    Мероприятие по теме:

  • Совещание в Министерстве культуры Российской Федерации по вопросу разработки концепции сохранения исторической части города Выборга Ленинградской области (18.06.2014)

  •  

    Реставрация памятников
     
    20 июня 2014 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с ведущими российскими реставраторами в усадьбе Г.Р. Державина. «Я думаю, что целью такой встречи, как это обычно и бывает, должны быть не мои слова благодарности за то, что делается вами, и не разговоры о том, насколько мы богаты, насколько у нас много хорошего, равно как и не разговоры о том, что у нас всё делается, к сожалению, медленнее, чем мы на это рассчитываем, а обсуждение, каким образом нам всем соединить усилия для более быстрого восстановления, реставрации нашего колоссального исторического наследия, – сказал премьер-министр. – Сама по себе наша реставрационная школа, конечно, выдающаяся. Она имеет очень богатую историю и, к сожалению, массу поводов для реставрации, потому что помимо объективных проблем, связанных с тем, что всё в этом мире стареет, приходит в негодность, наша страна постоянно подвергалась различного рода испытаниям, и ваш труд, труд ваших предшественников, труд реставраторов был востребован на протяжении всего XX века, и сейчас, конечно, работы остаётся очень много. На сегодняшний день под государственной охраной в Российской Федерации находится почти 150 тыс. памятников (это без учёта двух наших новых территорий, вернувшихся к нам). Часть объектов находится в числе объектов охраны ЮНЕСКО, то есть всемирной охраны. Мы ведём работу по целому ряду очень крупных объектов. Только что министр культуры мне показывал выставку, посвящённую наиболее крупным объектам, которые в настоящий момент государство реставрирует за свой счёт или при поддержке благотворителей. Тем не менее финансирование, естественно, должно быть продолжено по государственной линии <…>. Но понятно, что, как и во всём мире, реставрация памятников не может вестись только за счёт государственных средств, поэтому довольно значимую помощь оказывает частный бизнес, за что, безусловно, ему спасибо. Но когда я встречаюсь с представителями бизнеса, например, на похожие темы, они говорят, что мы и раньше были готовы, и сейчас готовы это делать, но нужно, чтобы государство к этому адекватно относилось, чтобы были созданы стимулы, чтобы государство нас за это дело не наказывало, а помогало нам участвовать в этих очень важных для нашей страны процессах».
     
    Мероприятие по теме:

  • Встреча Дмитрия Медведева с ведущими российскими реставраторами (20.06.2014)

  •  
    НИВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
     

    ОБРАЗОВАНИЕ
     
    Школа и дошкольное образование
     

    В Общественной палате России состоялся круглый стол по вопросам современного образования в области русского языка и литературы. Эксперты обсудили проблемы качества российского образования в школах, образовательного стандарта, а также высказали ряд предложений по улучшению образования русского языка и литературы как важнейших дисциплин в системе образования. Модератором дискуссии выступила член ОП РФ, директор автономной некоммерческой организации «Средняя общеобразовательная частная школа “Наследник” Любовь Духанина, член Совета при президенте Российской Федерации по русскому языку. Любовь Духанина отметила, что это первое мероприятие Комиссии по развитию науки и образования в новом составе. «Рада стартовать свой новый рабочий сезон с темы, связанной с обсуждением состояния русского языка. Состояние живого русского языка – это состояние общественного сознания! Если провести анализ того, какие слова постепенно выходят из живого употребления и какими они замещаются, то многое можно будет сказать о состоянии нации. Например, слово “честь” сейчас практически не употребляется, а ведь оно было определяющим для одного из периода расцвета нашей страны», – открыла заседание модератор круглого стола. Она отметила, что корни проблемы уходят далеко, а именно в начальную школу. Именно в младших классах ученики приобретают сложные когнитивные навыки – письмо и чтение. Любовь Духанина привела некоторую статистику, согласно которой 17% детей по России и 15% по Москве не усваивают базовую программу начальной школы. Таким образом, к концу первого этапа школьного образования у детей появляется первичная неграмотность, а в средней школе программа становится сложнее, так что появляется уже функциональная неграмотность, о чем свидетельствуют и результаты ЕГЭ по русскому языку. Стоит отметить, что после проверки и оглашения результатов ЕГЭ 2014 года по русскому языку, профильные ведомства сообщили о снижении минимального баллового порога. «Конечно, думаю, что все профессиональное сообщество расстроилось, что пришлось снижать пороговое значение баллов по русскому языку. Мы с вами все прекрасно понимаем, что это не статистический выброс, а это реальная оценка уровня знания наших детей. И она катастрофически низка», – прокомментировала ситуацию модератор круглого стола. «Мне кажется, что для качества образования необходимо единство трех букв «У»: учитель, учебник и урок».
     
    Наиболее широко о проблемах обучения русскому языку и литературе рассказала кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО Людмила Дудова. По ее мнению, изучение литературы и русского языка имеют одной из важных целей сформировать культурную идентичность человека, которая на сегодняшний день выветривается. Также она отметила проблемы, которые испытывают на себе сегодняшние выпускники школ: серьезное падение речевой и ментальной культуры, бедность словарного запаса, отсутствия качественного преподавателя русского языка и литературы (из-за новых стандартов высшего образования), низкие возможности библиотек в школах. «Очень резкое снижение качества русского языка и литры зависит и от учителя. Мы стоим на пороге вымирания учителя русского языка и литературы. У нас педагогические ВУЗы выпускают кого угодно, но специальность «учитель русского и литературы» теряется в дипломах. Они выпускают бакалавров. Блок методический, блок профессиональных предметов сокращен для ужаса в программах высшего образования. У нас почти нет ВУЗов, где есть кафедра методики преподавания русского языка и литературы», – заявила эксперт. Она отметила, что учителя в школах нагружены заполнением слишком большого количества отчетных документов, электронных журналов, которые расходуют много сил и времени. «Приобретение словаря и программной художественной литературы в библиотеке школы – это большая проблема сегодня. Если нет библиотеки, то научить русскому языку и литературе невозможно», – считает Людмила Дудова. Помимо формулировки проблем, которые сегодня есть в сфере образования по дисциплинам «русский язык» и «литература», эксперт выделила и важные задачи, которые необходимо решить для улучшения качества образования по этим предметам. «Надо возрождать статус учителя русского языка. Если мы плохо научили читать, то не будет у нас хорошего физика, если мы не научили хорошо думать, не будет у нас хорошего математика. Также необходимо усилить роль общественного экспертного сообщества. Необходимо в большей степени задействовать этот потенциал. Нам нельзя согласиться с той ситуации, которая произошла с распределением часов», – добавила заведующая кафедрой филологического образования МИОО. Председатель федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько высказала свою точку зрения по результатам ЕГЭ 2014. «Никакой катастрофы в этом году с ЕГЭ не прошло. Решение о снижении минимального порога по русскому языку – это решение политическое, абсолютно нормальное и оправданное. Хочется поговорить о позитивном: в этом году не изменилось количество «стобальников» на ЕГЭ по русскому языку, у нас увеличилось число «высокобальников». Многие дети получили свои баллы за то, что приступили к части «С», чего раньше многие не делали. Они начали писать сочинения. Нет, качественно изменились слабые ученики. Они стали писать сочинение, – да, на низкие баллы, но самостоятельно выполняли это задание. И это заслуга наших учителей», – сказала эксперт. По ее мнению, сегодня учителей обвиняют во всем, но это неправильно. Нельзя эксплуатировать учителя, надо помогать ему, считает Цыбулько. Она заявила, что сегодня совершенно необходимо «извлекать соотношение инноваций и традиций». Под традициями эксперт подразумевает опыт, который был накоплен в сфере преподавания русского языка за долгие годы. Еще одну проблему председатель комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по русскому языку видит в том, что образование в старших классах сегодня является только подготовительным этапом к ЕГЭ, то есть по сути ничего нового в себе не несет. «Наши дети уже в 10 и 11 классе перестали учиться, они выполняют различные тесты, которые соизмеримы с ЕГЭ. В школах проводятся платные тестирования сомнительного качества. Опыт, проверенный временем, нужно сохранить. Я абсолютно уверена, что наши дети смогут справиться с новыми стандартами, если они будут основаны на опыте», – поделилась своей точкой зрения эксперт. Также была рассмотрена и проблема того, что ученики с каждым годом всё меньше читают, в то время как навязываемый обществу культ успешной личности представляет собой полное противоречие духовным и культурным ценностям, которые формировались веками. Учитывая тот факт, что обучение важнее результата, основной упор в изучении литературы необходимо сделать на умении учащихся высказывать своё собственное мнение вместо использования заученных трактовок только одной позиции. Всё это требует также и отказа от чисто количественных показателей, на основе которых базируется вся современная система оценки успеваемости школьников.
     
    Доктор педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Елена Ядровская отметила, что ни в одной стране мира дисциплине «литература» не уделяется такого временного промежутка в изучении, как в России (с 1 по 11 класс). Основной посыл ее выступления заключался в обосновании методологии литературы, который, по ее словам, исходит из двух вещей: природы предмета и природы ученика. Эксперт выделила несколько важных составляющих методологии литературы: «Чтение – это труд и творчество, так что важную роль играет воображение, но в программах практически отсутствуют вопросы на эмоциональные реакции, без которых не может быть анализа художественного произведения; литература – искусство слова; именно она рассматривается каналом вхождения школьника в современную культуру; Иосиф Бродский говорил, что литература – это видовая цель образовании; важные понятия для этого предмета – «развитие» и «компетентность», но мы сегодня процесс, анализ, обмен мыслями. Насущная необходимость – возвращение сочинения, но делать это надо постепенно и очень детально». Доцент кафедры филологического образования МИОО Ольга Левушкина рассказала о том, что сегодня ученики не понимают смысл того, что читают. При анализе ответов на экзаменационные вопросы четко видно полное непонимание учеником вопроса. «У нас сейчас есть проблема того, что ученики не могут прочитать и понять вопрос на ЕГЭ по русскому и литературе и отвечают на него, как поняли. А потом на апелляции заявляют, что они так поняли вопрос», – заметила эксперт. Учитель русского языка и литературы, член предметной комиссии по ЕГЭ Ольга Брюханова рассказала о том, что на проверяющих работы ЕГЭ по русскому языку постоянно льется необоснованная критика, в том числе со стороны прессы. И это, по ее словам, очень обидно, потому что учителя из предметных комиссий по ЕГЭ всегда стараются быть объективными. «Нас обвиняли, что мы необъективно выставляли на ЕГЭ баллы. Дело в том, что любой учитель искренне радуется той победе, который одержал тот или иной ученик. Учителя московские солидарны, что они должны помогать ученикам в итоговой процедуре. Подсознательно мы выставляем эти баллы и себе тоже. Учитель унижен низкими баллами, а высоким, напротив, радуется!», – заявила эксперт. Она также отметила необходимость проведения серьезного диагностирования детей в начальной школе, так как многие дети, переходя в пятый класс, имеют психологические нарушения. Невозможно научить ребенка, если он не понимает того, что прочитал, – или имеет проблемы с памятью. Для таких случаев нужна коррекционная помощь и работа специалистов-психологов, а школы зачастую не решают этих вопросов.
     
    Эксперты также акцентировали внимание на том, что на сегодняшний день в старших классах выделено очень мало часов на изучение русского языка и литературы, а это влечет за собой ряд проблем. Многие выпускники школ не могут нормально устно изъясняться. Солидарно экспертное сообщество и в вопросах отношения к учителю. Да, определенная ответственность на нем лежит, но нельзя оценивать работу учителей по результатам ЕГЭ, считают участники заседания. Депутат Государственной Думы РФ Ирина Яровая затронула не менее острую проблему, связанную с учебниками, которых по одной дисциплине слишком много, а их качество слишком различно. Она отметила, что по Конституции РФ государство гарантирует право ребенка на бесплатное общее образование (вне зависимости от его социального положение и региона, в котором он проживает). При этом, по ее мнению, дети обучаются в школах по разным учебникам. Получается, что кто-то учиться по хорошей книге, а кто-то нет. Отсюда следует, что в определенной мере нарушается и конституциональная гарантия на образование. «Для образовательной системы воспитания, построения коммуникации общества, знания языка, литература и истории отечества являются ключевыми. Эти три дисциплины должны быть базовыми для всех детей. На формирование личности ребенка влияют именно эти дисциплины. Система отбора учебника носит сегодня коммерческую составляющую. Когда мы что-то предлагаем изменить, то часто Минобрнауки прикрывается тем, что вот это не будет соотноситься с ЕГЭ, вот это еще с чем-то. Сегодня для нас вопросы знания языка, литры, истории отечества – это еще и вопросы безопасности. Самую большую творческо-интелектуальную составляющую в образовательный процесс приносит только педагог. Но учебник – это то, с чем приходит школьник домой. Он должен быть одинаковым для всех. Мы подготовили закон, в рамках которого предлагаем установить по одному базовому учебнику для дисциплин “Русский язык”, “Русская литература” и “История Отечества”», – заявила депутат. Подводя итоги круглого стола, Любовь Духанина заметила, что было высказано огромное количество предложений, которые необходимо проработать и внести в итоговую резолюцию, также она добавила, что есть необходимость провести отдельные слушания по некоторым очень важным проблемам, таким как школьные олимпиады, например. Член ОП РФ поблагодарила всех экспертов за совместную работу и заявила, что совместными усилиями можно достичь куда большего.
     
    Мероприятие по теме:

  • Круглый стол по вопросам современного образования в области русского языка и литературы (24.06.2014)

  •  
    Распечатать...