|
«ФОРУМЫ КУЛЬТУРЫ» | ||
| РУБРИКАТОР ТЕМ | ВЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТА | СФЕРА ИНФОРМАЦИИ | ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА |
ОХРАНА И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
Охрана памятников
Мало в Нижнем Новгороде торговых и деловых центров. Пусть и в музеях тоже будут офисы. И первым в очереди на перепрофилирование – нижегородский острог. Где раньше «мотали» срок заключенные, возможно, будет заседать клерки, а музей оттуда может вообще съехать. В июле арбитражный суд должен решить судьбу музея. Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры после реконструкции бывшей этапно-пересыльной тюрьмы намерено сдавать площади в аренду. Денежки ведомство собралось брать и с Музея политической истории, который раньше там размещался бесплатно, однако нижегородские градозащитники и активисты подняли волну возмущения. (Нижегородский острог построен в 1824 году. До 1917 года в здании содержались преступники, осуждённые нижегородскими судами и те, кто следовал по этапу в Сибирь. В 1981 году бывший тюремный корпус острога был передан Нижегородскому государственному историко-архитектурному музею-заповеднику для размещения экспозиции.) Разговор о судьбе Нижегородского острога получился эмоциональным, насыщенным примерами и экскурсами в прошлое, ситуация обострена еще и тем, что этот вопрос сейчас находится на рассмотрении в Арбитражном суде. Ситуацию вокруг острога обсудили участники круглого стола, состоявшегося 10 июня. По словам директора Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Вениамина Архангельского (именно филиал этого учреждения располагался в остроге), перед началом реконструкции с агентством было заключено соглашение: по окончании работ, как и прежде, музей безвозмездно будет использовать площади под экспозицию. Однако планы у агентства поменялись – теперь предполагается коммерческое использование площадей. За аренду 330 кв. м музею нужно было платить не меньше 2,6 млн. рублей в год.
– Нижегородский острог – уникальный объект культурного наследия, наряду с таким известным памятником, как Петропавловская крепость, – уточнил директор Нижегородского государственного архитектурного музея-заповедника (НГАМЗ) Вениамин Архангельский. – Ко всему прочему, это был не просто Тюремный замок с больничным корпусом, церковью на территории острога, это была пересылочная тюрьма, таких памятников в России осталось совсем немного. С 1993 года главный корпус острога входил в комплекс Нижегородского государственного архитектурного музея-заповедника. Посещаемость Нижегородского острога в разные годы составляла от 20 до 30 тысяч человек в год, не считая участников массовых мероприятий и лекций. Сейчас надо сохранить музейную целостность этого комплекса. У нас есть хорошие примеры: возведена Зачатьевская башня и восстановлена историческая и культурная целостность Нижегородского кремля, заново построена Казанская церковь и воссоздана целостность той части Рождественской стороны, где когда-то Минин обратился со своим знаменитым воззванием к землякам, да и сама Рождественская сторона – хороший пример восстановления исторического облика города. Точно такой же подход должен быть и к Нижегородскому Тюремному замку.
– С точки зрения патриотического воспитания молодежи для бюджета Нижегородской области 2,6 млн. – это ничего, – утверждает депутат областного законодательного собрания Олег Шавин. – А у нас половину острога используют частные предприниматели, рядом огромный котлован – строится офисный центр. И концов нет, чтобы найти, кто подписал разрешение на строительство!
– Когда мы проектировали восстановление острога, мы даже подумать не могли, что там будет офис! Есть святое, на которое нельзя покушаться. Нашему поколению и молодежи там нужен музей, – убежден генеральный директор компании «Старый Нижний Новгород» Валерий Камальдинов. – Там содержались не только известные революционеры, но и простые жители Нижнего Новгорода. Их потомки должны увидеть то, что там было. По мнению директора департамента культуры Нижнего Новгорода Сергея Горина, острог прежде всего должен использоваться как объект культурного и исторического наследия. В городе около 800 зданий-памятников, из них 20 – 30, в том числе острогу, следует оставить безвозмездное пользование.
– На реставрацию уже направлено 136 млн. рублей. Арендная плата пойдет на завершение реставрации, которая сейчас выполнена только на 65–70%. Если все площади уйдут в безвозмездное пользование, то не будет средств на окончание работ, – рассказал заместитель директора филиала «Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры» по ПФО Игорь Фадеев. – Сейчас здание пустует. Заселять кого-либо, в том числе музей, опасно: не подключен пожарный водопровод, так как нет согласований с «Нижегородским водоканалом».
– Нижегородскому острогу надо относиться, прежде всего, как к объекту культурного и исторического наследия, поэтому о сдаче его площадей в аренду не может быть речи, – сказал Сергей Горин, директор департамента культуры, спорта и молодежной политики Нижнего Новгорода. – Передача объекта в региональную собственность решит проблему.
Участники круглого стола подписали обращение к губернатору Валерию Шанцеву с просьбой помочь в решении этого вопроса и не допустить коммерческого использования этапно-пересыльной тюрьмы, подобных которой в России наперечет. 22 июля на заседании Арбитражного суда должен решиться спор между музеем и агентством.
Мероприятия по теме:
НИВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Образование
Международные исследования образования школьников PIRLS и TIMSS более 10 лет дают отечественной системе образования важную информацию о ее достоинствах и недостатках на мировом уровне. Выводы и опыт исследователей уже легли в основу школьных образовательных стандартов и ЕГЭ. Сегодня на повестке дня стоит введение системы национального мониторинга качества образования. Исследования качества чтения и понимания текстов, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS и TIMSS раз в несколько лет проводятся примерно в 50 странах мира. Эксперты из 12 стран обсудили итоги очередного исследовательского цикла PIRLS-2011 и TIMSS-2011 на Международной конференции «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований», организованной Российской академией образования совместно с Минобрнауки РФ, 19-20 июня в Москве. В конце 2012 года, когда были публично объявлены итоги PIRLS-2011 и TIMSS-2011, стало известно, что ученики четвертых классов российских школ занимают второе место (из 49) в мире по читательской грамотности, четвертое – по естествознанию и десятое – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике – на седьмом. К числу наших ближайших конкурентов, согласно данным исследователей, относятся такие страны, как Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония. «Основная задача международных исследований – получить информацию о причинно-следственных связях в образовании. Пока мы не очень хорошо их понимаем, – рассказала в своем выступлении на конференции президент Международной Ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Анне-Берит Кавли. – Информация о тенденциях, которую мы получаем, гораздо важнее, чем международные рейтинги». По ее словам, аналитические методы, которыми пользуются исследователи, нуждаются в усовершенствовании. Но, тем не менее, «международные исследования и сегодня имеют преимущество перед национальными, поскольку они позволяют видеть отличия, которых не видно в отдельных странах». К таким отличиям, например, можно отнести следующее наблюдение исследователей: российские школьники демонстрируют хорошие результаты за счет отличного знания фактического материала. В то же время они смутно представляют себе, как следует применять знания из учебников в житейских ситуациях, и теряются перед нестандартными задачами. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты международных исследований качества образования PISA.
Эта информация сможет быть полезной для отечественной системы образования, лишь если она найдет свое отражение в образовательных стандартах и в содержании учебников. Впрочем, такая работа уже ведется, рассказал, выступая на конференции, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов. «Подходы, которые мы сформировали в рамках международных исследований, мы используем для введения новых образовательных стандартов. Материалы PISA легли в основу стандартов для основной школы», – сообщил он. Какие учебники помогут ликвидировать отставание российских школьников от мировых лидеров с точки зрения навыка практического применения знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, в рамках исследований PIRLS и TIMSS была собрана информация о наиболее популярных учебниках в стране. «Мы обнаружили, что большинство школьников сегодня учатся по тем учебникам, которые себя хорошо зарекомендовали еще в советское время», – рассказала на конференции руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалёва. А список учебников, рекомендованных Минобрнауки, включает более десятка учебных пособий по каждому школьному предмету, среди которых много новых. Инновационные учебники, например, те, что входят в систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в масштабах страны выбирают менее 10% учителей. И серьезного влияния на общий уровень образования, к сожалению, эти учебники не оказывают. «Специалисты московского Центра оценки качества образования проанализировали весь аппарат наиболее популярных учебников по естественно-научным предметам, чтобы узнать, сколько заданий ориентировано на формирование знаний, на их применение и на обсуждение. К нашему большому сожалению, учебники, которые сейчас используются в большинстве школ, не обеспечивают опережающего формирования умений работать в свободной ситуации», – отметила Г. Ковалева. В одном из лучших учебников по физике, по ее словам, 59% заданий было направлено на освоение и проверку знаний и лишь 14% давали возможность детям применить эти знания в новой ситуации, рассказала эксперт. Учебники по другим дисциплинам, биологии и химии, имеют еще больший процент задач на простое воспроизведение знаний. «Нужно познакомить издательства с результатами нашего анализа и всем вместе подумать, что в этом направлении делать», – резюмировала она. Впрочем, менять нужно не только учебники. Еще одним необходимым педагогическим инструментом эксперты назвали систему внутришкольного и внутриклассного оценивания, которая позволяет учителям следить за индивидуальным прогрессом ученика и направлять его усилия в нужную сторону.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования школьников повлияло не только на содержание учебников и стандартов образования. Оно легло в основу ЕГЭ, который за последние несколько лет, несмотря на все недостатки, успел стать привычным инструментом оценки знаний выпускников. «Не было бы российского участия в международных исследованиях – не было бы единого госэкзамена», – рассказал Виктор Болотов. По его мнению, многих отрицательных результатов введения ЕГЭ можно было бы избежать, если бы результаты экзамена использовались строго по назначению. Применять же их для составления рейтингов школ и муниципалитетов, а также для аттестации педагогов, было ошибкой. «По итогам ЕГЭ стали оценивать даже эффективность губернаторов, руководителей субъектов Федерации. А они, соответственно, стали оценивать эффективность деятельности муниципалитетов». Но ЕГЭ не может давать основания для рейтингования, не может давать ответ, насколько эффективна та или иная школа, полагает эксперт. «Я бы очень сильно подумал, кто лучше работает: элитная школа, в которую по конкурсу поступают самые способные дети, и у которой по ЕГЭ 80 баллов, или школа в сложном микрорайоне, которая показывает 50 баллов. Мы нередко наказываем невиновных и награждаем непричастных». Выход из этой ситуации, по мнению ряда экспертов, лежит через введение национального мониторинга качества образования. До тех пор, пока помимо ЕГЭ другой внешней оценки состояния дел в сфере среднего образования не существует, экзамен будут нагружать посторонними смыслами, которые идут ему во вред. «ЕГЭ – это температура, а что стоит за тем или иным градусом – это тема дополнительного исследования, прежде всего, социокультурной ситуации, в которой работает данная школа, в которой живут дети и родители», – подчеркнул вице-президент РАО.
Мероприятие по теме:
Два директора московских школ и один учитель математики уволены за допущенные ими нарушения во время проведения единого государственного экзамена. Об этом сообщил начальник управления государственного надзора и контроля департамента Сергей Горбун на круглом столе «Резервы объективности и полезности ЕГЭ». Он рассказал, что преподавательница школы №1488 была замечена на экзамене в школе №29, где, вероятно, сдавали математику ее ученики. При себе педагог имела мобильный телефон и справочные материалы. По итогам служебного расследования, женщина была уличена в нарушении педагогической этики. Вслед за ней были уволены руководители обоих учебных заведений – того, в котором проходил экзамен, и того, в котором официально работала учительница. Оба директора были признаны «косвенно способствовавшими нарушению ЕГЭ». В общей сложности за период сдачи ЕГЭ с экзаменов были удалены 122 ученика, работы которых были аннулированы. Кроме того, было составлено 25 протоколов об административных правонарушениях (в то время как в прошлом году – только 7). Возможно, увеличение этих показателей связано с тем, что число пунктов сдачи экзамена было сокращено, а число наблюдателей не изменилось, то есть процесс выполнения теста стал тщательнее контролироваться. Чаще всего теперь выявляются следующие нарушения: неизолированная территория, нарушения пропускного режима и несвоевременное вывешивание списков. Самыми серьезными нарушениями считаются использование мобильных телефонов и шпаргалок.
Временный глава Департамента образования Исаак Калина, подводя итоги встречи, констатировал, что «ЕГЭ как фильтр работает». По его мнению, у выпускников нет шансов не написать ЕГЭ, «если ты учился, если без лжи писал все контрольные работы». Тот факт, что 7% учеников все-таки не сдали ЕГЭ, считает он, говорит о том, что преподаватели «не сумели научить всех школьников так, что нельзя списывать на ЕГЭ». Он призвал работать над тем, чтобы формировать у учащихся «неприязнь к списыванию».
Мероприятия по теме:
|
Распечатать... |