|
«ФОРУМЫ КУЛЬТУРЫ» | ||
| РУБРИКАТОР ТЕМ | ВЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТА | СФЕРА ИНФОРМАЦИИ | ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА |
ЛИТЕРАТУРА
12 декабря 2013 года в Российском университете дружбы народов состоялась международная научная конференция «Айтматовские чтения», организованная совместно с Посольством Киргизской Республики в России. В работе форума приняли участие специалисты различных стран ближнего и дальнего зарубежья: Кыргызстана, Казахстана, Германии, Болгарии, Бразилии, Китая. Посол Киргизии в России Болот Джунусов рассказал о мероприятиях, посвященных творчеству Чингиза Айтматова в России, где принимали участие политики, официальные лица, видные общественные деятели, представители литературных и киноведческих кругов, соратники и родные писателя, молодёжь и студенты, представители кыргызской диаспоры. Различным граням творческой и общественной деятельности Чингиза Айтматова посвятили свои выступления академик Международной академии наук высшей школы Александр Коваленко, профессор Московского государственного университета имени Ломоносова Татьяна Владимирова, профессора кафедры русского языка и межкультурной коммуникации РУДН Ксения Маерова и Улданай Бахтикиреева, профессор Московского государственного областного университета Ирина Валуйцева, а также киргизский студент факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Азамат Калысбеков. По общему мнению участников конференции, в современном мире творческое наследие Чингиза Айтматова, заложенные в нем гуманистические принципы приобретают все большую актуальность. И нуждаются во всемерной популяризации, особенно среди молодежи.
По словам Болота Джунусова, посла Киргизии в России, Айтматов сделал киргизов народом «планетарной узнаваемости»: «Он стал визитной карточкой не только маленького Кыргызстана и даже всей Центральной Азии, но и всего бывшего СССР. А это была глобальная держава. Его книги принадлежат золотому фонду мировой литературы, в них – жизнь, суть, характер одного из древних народов Азии, наши мысли, сомнения и досады, порывы и разочарования, наша высота и точки роста. Став суверенным государством в пределах своей красивой, богатой природными ресурсами страны, мы все отчетливее осознаем, что духовный ресурс народа не менее важен для развития молодого государства, особенно для его будущего. Годы жизни без Айтматова все отчетливее обнажают эту истину».
Мероприятия по теме:
В Смоленске 21 декабря 2013 года открылись IX Твардовские чтения, посвящённые 50-летию создания поэмы «Тёркин на том свете». Участниками форума, на котором обсуждают сатиру в творчестве поэта, стали учёные, литераторы, краеведы из Москвы, Смоленска и Калининграда, а также гости из ближнего зарубежья – Белоруссии и Украины. Твардовские чтения, приуроченные к годовщине смерти поэта, скончавшегося 18 декабря 1971 года, проходят в Смоленске ежегодно с 2005 года. Их целью является «объединение читателей разных поколений под стягом вечно живого художественного слова Твардовского – поэта с широкой русской душой».
Работу над поэмой «Тёркин на том свете» Александр Трифонович Твардовский начал ещё в 1944 году, однако издать её смог лишь 17 августа 1963 года, то есть на завершающей волне «хрущевской оттепели», – тогда поэма была впервые опубликована в газете «Известия» целиком.
Мероприятие по теме:
МУЗЫКА
Большим событием культурной жизни Чувашии стал прошедший 18 – 19 декабря 2013 года съезд Союза композиторов Чувашии. Форум подвёл итоги работы композиторов и музыковедов за пять лет и определил пути дальнейшего развития чувашского национального музыкального искусства. Данью памяти классика чувашской музыки Филиппа Лукина, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в 2013 году, стоявшего во главе Союза композиторов в 1948–1977 годы, стало открытие съездовской программы песней Ф. Лукина «Тaри» («Жаворонок») на стихи Аркадия Эсхеля. Исполнил произведение лауреат международного и всероссийского конкурсов хор Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, где Филипп Лукин проработал более 30 лет (1959–1992). Коллектив также представил слушателям обработку чувашской народной песни «Тaрна» («Журавушка») Асхата Юнисова и приветственное сочинение Ларисы Быренковой «Шупашкар» («Чебоксары») на стихи Раисы Сарби. Имя Филиппа Лукина тесно было связано и с Чувашским государственным ансамблем песни и танца, главным исполнителем хоровой программы съезда. Руководителем старейшего в Чувашии коллектива композитор проработал в 1942–1956 годы. Академический ансамбль, возглавляемый народным артистом России Юрием Васильевым, выступил с премьерой двух произведений Александра Васильева – циклом для мужского хора в 8 частях «Чунaм cунса тeлпулать» (Душа, сгорая, испепелилась) и циклом для женского хора в 12 частях «Хeвел тухать» (Солнце всходит). Оба сочинения написаны на стихи Петра Эйзина. Это одни из последних партитур талантливейшего чувашского композитора (1948–2012), творчество которого обрело статус национального достояния и на мировом уровне заявило о достижениях чувашской композиторской школы. В последние годы Александр Васильев сочинял много хоровых произведений, в основном циклических. В Государственный ансамбль для исполнения принёс он 13 тетрадей своих произведений. «Композитор оставил очень большое количество партитур, которые нам стоит ещё изучить, – отметил дирижёр Юрий Васильев. – Среди них 6 томов «Молитвы и песнопения», подобные мессам Баха. Там по 28 частей в каждом томе. Ансамблем песни и танца уже записано 5 кантат, скоро будет записан целый диск из 6 хоровых циклов Александра Васильева». Для солистов Ансамбля песни и танца композитор и музыковед Александр Осипов на основе народных песен написал серию оригинальных вокальных и инструментальных обработок. В концерте в сопровождении инструментальной группы ансамбля прозвучали 4 песни из составленного им сборника «В.П. Воробьёв. Чувашские народные песни». Это «Ыраш акаcce» («Сеют рожь»), «Сивe cырма пуceнче» («У холодного оврага»), «Мулкач юрри» («Песня зайца») и «Шали-шали шаланкa» («Поёт чибис»). Их исполнителями были Ольга Васильева, заслуженная артистка Чувашии Рена Грачёва, Андрей Игнатьев и заслуженная артистка Чувашии Ольга Лукова. На съезде Александр Осипов показал и «Новеллетту» для скрипки соло, отлично сыгранную Андреем Осиповым.
Хор Ансамбля песни и танца с тонким юмором исполнил хоровые миниатюры а capella на чувашские народные тексты Ларисы Быренковой – «Пaраски» («Прасковья») и «Мeн тaвас» («Что делать?»). Несколько лет назад Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца выпустил на сцену большую народную обрядовую композицию «Сурхури» («Рождественские игры»), отмеченную грантом президента Чувашской Республики. В концерте были исполнены 3 части из этой вокально-хореографической сюиты с музыкой Лолиты Чекушкиной и народными текстами - «Лапка-лапка юр caвать» («Снег идёт»), «Сурхури пички» («Рождественский подарок») и «Сурхури, сурхури» («Рождественские частушки»). Яркое, талантливое, зримо театрализованное произведение эмоционально было созвучно предпраздничным дням. Свои оригинальные ноты в партитуру съезда вписала музыка Аниты Лоцевой, прозвучавшая в первом концерте хоровой и камерной музыки в филармонии и на авторском юбилейном концерте, состоявшемся в Чебоксарской детской музыкальной школе №3, где работает композитор. Хор ДМШ (руководитель – Кристина Щипилина) представил диптих: «Балканский экспромт» и плясовую «Кукушечка кукует» на стихи Хведи Чaваш. На балалайке солировала Татьяна Александрова, за роялем была автор. Маленькая Екатерина Константинова умилительно спела песню «Блещет стеклянный каток», а меццо-сопрано Инна Васильева исполнила эмоционально глубокие романсы «Как во тёмном бору цветы алые» на народные слова, и «Годы бегут» на стихи Михаила Юхмы из цикла «Девушка говорит». Завершил программу съезда концерт симфонической музыки, исполнителем которой была Чувашская государственная академическая симфоническая капелла под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России, профессора Мориса Яклашкина. Коллектив на международном и всероссийском уровнях пропагандирует музыку современных чувашских композиторов. Как отметил председатель Союза композиторов Николай Казаков, подобное редко встречается в соседних республиках, и тем более чувашские авторы благодарны своим исполнителям. Концерт открыло исполнение последнего симфонического произведения Александра Васильева – Сюиты для оркестра «Чувашские напевы». Это замечательное сочинение можно поставить в один ряд с опусами И. Стравинского и Р. Щедрина. Сюита заявила о появлении нового направления в последний период творчества чувашского композитора – стремления к лаконизму, афористически концентрированному выражению творческой мысли. В «Мужицком переплясе» автор жанрово сочно передал атмосферу народного гулянья. В «Жалобе» слышались смиренная скорбь, робкая надежда и нечто от скорбных хоралов П. Чайковского. «Веснянка» утверждающе завершила трёхчастную сюиту всплеском, напором позитивных эмоций. Безвременно ушедшему Александру Васильеву Юрий Григорьев посвятил Партиту для малого симфонического оркестра в 4-х частях. 1 часть – Moderatoespressivosonore, 2 – Фуга, 3 – Adagio, 4 – «Турмышские частушки». В своей новой работе композитор показал себя серьёзным, глубоким, тонким художником. В новых гранях лирического творчества – взрывчатых, импульсивных предстал Андрей Галкин в Фантазии для фортепиано с оркестром, где солисткой была заслуженный работник культуры Чувашии Марина Саприко. Позитивный настрой форума композиторов сконцентрировало исполнение Капеллой «Поэмы о Чебоксарах» «Eмeр пул, Шупашкар!» Ларисы Быренковой на стихи Раисы Сарби. Солировали Наталья Григорьева и Юрий Унегеров. XII съезд Союза композиторов Чувашии подарил слушателям широкую гамму художественных эмоций, познакомив с творчеством чувашских композиторов-профессионалов, создающих национальное искусство XXI века.
Мероприятия по теме:
|
Распечатать... |