Т.И. Лаптева. Стратегии формирования и использования электронных ресурсов Информкультуры

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ИНФОРМКУЛЬТУРЫ
 
Т.И. Лаптева - Заведующая НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки

Наиболее развитыми и организационно оформленными производителями информационных ресурсов в нашей стране традиционно (по крайней мере с 60-х годов теперь уже прошлого XX века) были институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ). Распространение информации в рамках государственной системы НТИ (ГСНТИ) осуществлялось тогда в основном по двум схемам: во-первых, отраслевыми системами НТИ в соответствии с ведомственной принадлежностью научных, проектно-конструкторских и производственных организаций, во-вторых, территориальными центрами НТИ – по региональному принципу.
 
Информационные ресурсы органов НТИ были представлены как фондами первоисточников (публикуемые и неопубликованные документы), так и самостоятельно подготавливаемыми массивами реферативной, библиографической, обзорно-аналитической и фактографической информации. Подавляющее большинство таких массивов подготавливалось во всесоюзных и центральных отраслевых центрах НТИ, в том числе в результате обработки поступавшей в страну зарубежной научной и технической литературы.
 
Произошедшие в стране в 90-е годы изменения социально-экономической ситуации в такой степени изменили характер и условия работы служб НТИ, что большинство центров, специализировавшихся на создании отраслевой НТИ, или вообще прекратили свое существование или переориентировались на обработку деловой и коммерческой информации, зачастую не в государственных, а в корпоративных интересах. В результате создание научной информации отраслевого характера в какой-то мере переместилось в сохранившиеся крупные информационные центры. К великому сожалению, значительная часть ранее созданных информационных ресурсов практически утрачена, поскольку никто не озаботился тем, чтобы своевременно интегрировать их в сохранившиеся базы данных.
 
Выжить удалось, прежде всего, производителям крупнейших информационных ресурсов (в основном, это бывшие всесоюзные, а ныне всероссийские, институты НТИ – ИНИОН, ВИНИТИ, ВНТИцентр и др.), а также тем территориальным центрам, которые сумели сохранить надежные связи с промышленными предприятиями, научными и конструкторскими организациями, а также (что в условиях современной России иногда особо важно) с региональными администрациями.
 
Удивительно, но факт – в числе устоявших и сохранившихся оказалась Российская система научной информации по культуре и искусству – Росинформкультура – наследница отраслевой системы научной информации Министерства культуры СССР, начало которой было положено ешё в 1972 г. Пережив за прошедшие 30 лет подъем (в 70 – 80–е гг)., спад в 90-е, затем стабилизацию и приспособление к новым социально-экономическим реалиям, Росинформкультура к сегодняшнему дню не только сохранила ранее накопленные иформационные ресурсы, но постоянно их наращивала, модифицировала в соответствии с требованиями времени, используя новейшие информационные технологий.
 
Устойчивость Росинформкультуры – системы научной информации по культуре и искусству, системы открытой, основанной на принципах добровольного и равноправного участия научно-информационных служб, действующих в составе библиотек, научных, образовательных и других учреждений и организаций культуры, прежде всего, связана с тем, что основные ее звенья – это универсальные научные библиотеки российских регионов. Библиотеки, (не устаю это повторять), как оказалось, весьма устойчивый социальный институт.
 
Росинформкультуре в тяжелые девяностые удалось, к счастью, сохранить большинство своих региональных служб, которые с разной степенью активности, но в целом вполне успешно работают по всей России и в настоящее время.
 
В 1997 г. вышло Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации», в котором поставлена задача «эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграции в мировое пространство, содействия созданию рынка информационной продукции и услуг», определен состав федеральных органов НТИ и их функции. Зафиксированный в правительственном документе принципиальный подход к созданию и развитию государственной системы научной и технической информации РФ – это важнейшая предпосылка, стимул и поддержка для служб НТИ в деле совершенствования информационного обеспечения жизненно важных для страны секторов экономики, образования и культуры.
 
Важнейшим сектором накопления отечественных информационных ресурсов является сектор научной информации, в структуре которого и работает сегодня Росинформкультура.
 
Стремясь стать необходимой составляющей информационного общества, библиотеки в последние годы стараются повысить свой статус и улучшить экономическое положение за счет увеличения производства информационной продукции и услуг, то есть придерживаются стратегии, являвшейся ранее прерогативой специально созданных институтов государственной системы научно-технической информации. При этом наиболее успешно, по нашим наблюдениям, библиотеки работают в рамках этой стратегии в сфере образования, а также культуры и искусства, неотъемлемой частью которой они сами являются и по смыслу своей деятельности, и по ведомственной принадлежности.
 
Сегодня вопросы культуры становятся объектом повседневного интереса не только работников культуры, но и политиков, деловых людей, людей массовых профессий, которые так или иначе включены в культурную практику. Всем им необходима объективная информация о состоянии культуры и искусства в стране и за рубежом, тенденциях государственной и негосударственной культурной политики. Потребности специалистов в области культуры и искусства, студентов и аспирантов требуют постоянной поддержки информационной базы научной и образовательной деятельности. Потребности управленцев – информационной поддержки федеральных и региональных государственных целевых программ развития культуры. Удовлетворение всех этих разнообразных по степени широты и глубины потребностей и является той нишей, или говоря языком маркетинга, сегментом информационного пространства, в котором прочное место занимает Росинформкультура.
 
Тема нашего юбилейного – 5-ого Всероссийского совещания –выбрана не только потому, что категория «информационные ресурсы» все более активно используется в информационной практике как одна из характеристик успешности или неуспешности той или иной информационной службы или системы. Сегодня есть ощущение того, что мы находимся на пороге качественно нового этапа нашей деятельности, а потому назрела настоятельная необходимость составить целостное представление о состоянии информационных русурсов в Росинформкультуре, ответить на вопрос, какова, собствено, информация (по содержанию, необходимости для пользователей, удобству использования и т. д.), которая обрабатывается и передается с помощью тех или иных технологий.
 
Ведь именно состав и качество информационных ресурсов определяют в основном потребительские свойства любой информационной системы, а также определяют целесообразность использования в ней конкретных программно-технологических решений.
 

Глобальная технологическая стратегия

Бум в развитии информационных технологий, наблюдаемый нами всеми с конца 80-х годов, бум, который отразился на всех сторонах деятельности библиотек и органов информации, определил и глобальную технологическую стратегию Росинформкультуры. Частью этой стратегииявляется предоставление оперативной, регулярно обновляемой информации в виде продуктов и услуг, удовлетворяющих разносторонние потребности пользователей, на основе электронных информационных ресурсов, создаваемых как внутри Росинформкультуры, так и вне ее.
 

Основные уровни системы и локальные стратегии

Внутри Росинформкультуры и системы ее электронных ресурсов выделяются два основных уровня – федеральный и региональный. Федеральный уровень представляют головной орган системы – НИЦ Информкультура РГБ и ее партнеры во ВГБИЛ, Московской консерватории и некоторых других организациях федерального подчинения.
 
Региональный – службами информации по культуре и искусству в составе центральных региональных библиотек, а также других учреждений и организаций культуры.
 
На федеральном уровне создаются массивы электронной информации, имеющие общегосударственное значение, отражающие общую картину, процессы и тенденции культурной жизни страны, обобщающие зарубежный опыт. На региональном уровне основное внимание уделяется изучению и информационной поддержке процессов культурного развития региона, вопросам региональной культурной политики.
 
Таким образом, достигается разделение общей стратегии формирования и использования электронных ресурсов на локальные стратегии отдельных структур, работающих внутри Росинформкультуры с точки зрения их содержательной направленности.
 
Если говорить о видовом разнообразии формируемых электронных ресурсов и способов их использования, то сегодня видовой состав ресурсов, продуктов и услуг, к сожалению, зачастую зависит не столько от потребностей читателей библиотек и удаленных пользователей, а скорее от финансового положения библиотек, от обеспеченности их современными программными и техническими средствами. Если на федеральном уровне в этом смысле в последнее время ситуация складывается более или менее удовлетворительная, то для многих региональных служб на первом месте стоит проблема поиска источников дополнительного финансирования. И все же и здесь можно выделить локальные стратегии: Если федеральные службы основной своей задачей видят создание ресурсов, то региональные – оказание услуг на основе использования информресурсов федерального уровня, а также продуктов региональных центров.
 
Следует также подчеркнуть специфическую особенность ресурсов Росинформкультуры – в отличие от ресурсов научно-технической информации они в большой своей части остаются актуальными и по прошествии большого периода времени.
 

Электронные ресурсы НИЦ Информкультура РГБ

Значительный объем ресурсов Росинформкультуры в электронной форме создается головным органом системы – Научно-информационным центром по культуре и искусству Российской государственной библиотеки.
 
Сегодня НИЦ Информкультура – это крупнейший общедоступный научно-информационный центр по культуре и искусству, не имеющий аналогов в мире, создающий информационную и документальную базу научных исследований в области культуры и искусства, оказывающий информационную поддержку органам управления, организациям и учреждениям культуры, содействующий повышению профессионального уровня работников культуры. Традиционные потребители информационной продукции Информкультуры – ученые, сотрудники научно-исследовательских институтов, научных библиотек и музеев, преподаватели вузов, а также специалисты, ответственные за принятие управленческих решений и формирование культурной политики. Среди пользователей специалисты не только в области культуры и искусства, но и в сферах образования и воспитания, печати, радио, телевидения, организации досуга. Основные направления деятельности Информкультуры – научно-информационный анализ новых поступлений отечественной и зарубежной литературы и неопубликованных документов по культуре и искусству; создание и предоставление потребителям информационных ресурсов широкого спектра, реализуемых на основе применения современных информационных технологий, издательская деятельность.
 
Формированием информационных ресурсов в электронном виде Информкультура начала заниматься более 20 лет назад, еще в 1982 г. В 1987 г. заработала первая собственная автоматизированная информационная система, созданная на базе мини-ЭВМ, а к началу 90-х - начали реализовываться проекты банков данных уже на персональных компьютерах. В 2001 г. в сети Интернет был опубликован сайт «Информкультура».
 
При зтом, все прошедшие годы реализовывалась стратегия развития на основе внедрения самых современных, инновационных информационных технологий. На практике это приводило к необходимости экспериментирования, создания собственных оригинальных программно-технологических средств реализации, и порой, весьма рискованных в наших реалиях проектов. Практика эта не была самоцелью, одной из важнейших ролевых стратегий Информкультуры в качестве головного центра Росинформкультуры всегда была стратегия прокладывания пути, примера успешного решения сложных задач с минимальными внешними затратами.
 
В настоящее время совокупный электронный ресурс Информкультуры составляют:
 
· банк данных реферативно-библиографической информации по культуре и искусству;
 
· массивы научно-информационных и информационных, оригинальных и вторичных полнотекстовых публикаций;
 
· базы данных фактографической и адресной информации;
 
· подборки ссылок на ресурсы Интернет.
 
Полная информация обо всех электронных ресурсах Информкультуры, а также широком спектре их использования публикуется на сайте Информкультура. При этом сайт Информкультуры сам по себе также может рассматриваться и в качестве совокупного электронного ресурса, и продукта, и услуги, тем более что часть информации создается только для сайта.
 
Думаю, что присутствующим в этом зале библиотекарям хорошо известен реферативно-библиографический ресурс Информкультуры, включающий наиболее полный в нашей стране Банк данных о литературе по культуре и искусству. БД в настоящее время в распространяемом варианте насчитывает около 200 тыс. записей. Крупным партнерами Информкультуры по его созданию являются ВГБИЛ и Библиотека московской консерватории, поставляющие в нее до 10% от суммарного числа записей.
 
Мы считаем и, думаю, еще очень долго будем считать БД библиографической информации нашим основным, базовым ресурсом. Именно библиографическая информация используется и нами и внешними пользователями на начальных этапах исследовательских работ, в учебных и практических целях, а также в целях получения информации о новой литературе. Учитывая востребованность этого ресурса, и, конечно, с целью его дальнейшего продвижения, мы предлагаем ее пользователям в наибольшем количестве вариантов представления:
 
· политематических и тематических БД на CD-ROM-дисках;
 
· каталоге онлайн и списке новых поступлений онлайн на сайте Информкультуры;
 
· в виде 8 серий печатных указателей;
 
· в виде сигнальных карт ИРИ.
 
Ответы наших коллег из региональных библиотечных служб на вопросы о наиболее популярных электронных ресурсах по культуре и искусству свидетельствуют о том, что самым используемым электронным ресурсом в Росинформкультуре является политематический CD-ROM “Литература по культуре и искусству”. При этом, – выпуски самых разных лет. На практике это означает, что в отрасли на настоящий момент наибольшую ценность представляют ответы на запросы с большой ретроспекцией, а каждый новый выпуск дисков содержит информацию по вводу за все предыдущие годы.
 
Устойчивым спросом пользуется раздел ссылок на ресурсы Интернет. Мы не стали пытаться обозреть необозримое, или дать набор случайных ссылок. На первом этапе нами выбраны ссылки на наиболее ценные онлайновые базы данных и зарубежные журналы, которые в печатной форме становятся все менее доступны. При этом мы не рассматриваем ссылки в качестве средства увода пользователей с нашего сайта. Поэтому сегодня в разработке – ссылки на наиболее интересные и родственные для нас по тематике сайты Рунет, а также на информацию по SVG, бурно растущему направлению компьютерной графики.
 
Массивы полнотекстовых публикаций в электронной форме представляют собой: материалы хорошо известных специалистам научно-информационных изданий Информкультуры, с которых собственно и началось накопление публикаций в электронной форме; специально подготовленные для сайта и не предназначенные для печати электронные вторичные издания разного характера, структуры и читательского назначения. Электронная полнотекстовая база данных "Культура России", надо сказать пока еще недостаточно нами продвигаемая, содержит полные тексты газетных статей по актуальным проблемам культуры и искусства России в целом и отдельных регионов. База данных формируется с 2001 г. на основе ежедневного просмотра электронных или печатных версий более 20 центральных газет Российской Федерации. Годовой объем ввода – более 3500 статей. Полная БД статей центральных газет и обновления к ней распространяются на CD-ROM. Часть этой БД, остальные текстовые материалы представлены на сайте в разделе “Информация онлайн”. База данных «Культура России» имеет благоприятный для пользователя интерфейс, широкие возможности для поиска информации по различным параметрам. Мы считаем эту базу исключительно перспективным информационным ресурсом, поскольку печатные СМИ являются одним из основных источником получения информации для большинства граждан и организаций.
 
В 2003 г. на сайте «Информкультура» было опубликовано 700 а.л. текстовой информации. В дальнейшем объемы будут увеличиваться и происходить это будет, прежде всего, за счет аналитической обработки Интернет-источников и использования для этих целей автоматизированной технологии. Виртуальность дает возможность создавать новую информацию на основе циркулирующей в сети информации, возможность получения необозримого числа модуляций по разным параметрам и целям на основе ее вторичной, третичной и т.д. системной обработки. Это влечет за собой создание нового информационного продукта – виртуального, возникающего как бы из самой информации.
 
Результатом реализации инновационной технологии именно такого типа является новый сетевой ресурс НИЦ Информкультура Интернет-дайджест «Регион-культура». Впервые он был предоставлен пользователям в начале 2003 г. и к настоящему времени занимает третью позицию среди предпочтений посетителей сайта. Цель создания этого информационного ресурса – представление наиболее значимой информации о событиях культурной жизни российской провинции на основе ежедневного мониторинга публикаций в сети Интернет. Основная задача мониторинга – выявление сообщений, характеризующих ситуацию в культуре того или иного регионе, а также происходящие в ней изменения. Предпочтение при отборе отдается материалам, содержащим диагностику, а также отражающим тенденции и процессы в культурном пространстве регионов. Таких материалов в Интернет пока не много, но тем важнее и интереснее их поиск и информационный анализ.
 
Новые выпуски публикуются на сайте еженедельно, выпуски за предыдущий год доступны в архиве. Представление материалов дайджеста отражает аналитический подход к их отбору и принципам оценки. Каждая информация может быть отобрана пользователям из массива выпуска по следующим элементам индексирования:
 
· статусу, определяющему временную и качественную сторону информации;
 
· рубрикам двухмерного категоризатора предметной области, отражающего основной объект информации и аспект его рассмотрения;
 
· классификатору имен собственных.
 
Представление информации в дайджесте трехуровневое: индексы, короткое сигнальное сообщение и далее, при желании, переход на сайт-источник или обращение ко вторичному документу страхового архива. Средства подготовки дайджеста созданы полностью на основе XML-технологий и позволяют автоматизировать весь технологический цикл, начиная от мониторинга сети и заканчивая выставлением выпуска на сайте. Разработчик – ведущий программист Информкультуры.>
 
Говоря об инновационных технологиях и их значении для реализации стратегий расширения, хочу еще раз подчеркнуть, что сегодня поступательное движение происходит прежде всего за счет применения более совершенных программных и технологически средств. Тем не менее, мы отдаем себе отчет в том, что через какое-то время нам придется менять стратегию расширения на менее амбициозную, отказываться не только от морально устаревших, что делается и теперь, но и просто менее популярных ресурсов, продуктов и услуг.
 
Поэтому все более актуальным становится детальное изучение спроса. В нашем случае, когда все больший объем информации предоставляется на сайте, – это, в первую очередь, изучение статистики обращений к страницам сайта. Как уже было сказано, на первом, втором и третьем местах соответственно – электронный библиографический каталог, дайджест-экспресс «Информационное общество и культура» и «книжные новинки на полках РГБ». Далее идут: совокупный массив электронных версий научно-информационных сборников, Дайджест публикаций центральных газет, Зарубежная мозаика.
 
Проведенный анализ обращений по количеству визитов, посетителей и затрачиваемому времени, его сопоставление с показателями затрат на поиск и обработку информации, ставит под вопрос продолжение публикации разделов-аутсайдеров.
 
Что касается не электронных, а традиционных ресурсов, то учитывая приверженность к ним со стороны пользователей, мы предпочитаем действовать как можно более осторожно, с учетом их места в системе информационного обслуживания даже в случае значительного снижения спроса. Старым ресурсам можно придать новое качество и найти новых потребителей, использовав стратегии обновления, преобразования, интеграции с другими ресурсами.
 
Для продвижения вперед необходимы различные стратегии. Если, как было сказано выше, Информкультура полагалась прежде всего на учрежденческие продажи (сбыт) своих ресурсов, то уже сегодня ясно, чтобы в предоставлении платных услуг отдельному потребителю предстоит разрабатывать новые стратегии, которые будут связаны с преобразованием информации в категорию более прочную – «знания» – и использованием знаний в процессе общественных отношений во всех сферах жизни. Как информационный ресурс преобразуется в знание, какие препятствия встречаются на этом пути и что информационные работники могут сделать для их устранения? Эти вопросы относятся и такому виду информации, который формируется и функционирует в сфере информационного обеспечения культурной деятельности.
 

Электронные ресурсы Информкультуры в деятельности региональных служб информации

Электронные ресурсы Информкультуры имеют значение для всей отраслевой системы информации, поскольку используются не только самой Информкультурой, но и другими службами. Региональные службы Росинформкультуры активно работают с библиографической информацией на дисках, подписываются на издания Информкультуры, и, как нам пишут, еженедельно отслеживают, скачивают и распространяют новые публикации с сайта. Рассказ о том, как далее распространяется ими информация, может быть отдельным сообщением на тему об изобретательности библиотекарей. Скажу только, что постоянные и плодотворные контакты мы имеем с шестьюдесятью четырьмя из 89 центральных региональных библиотек России.
 
Однако аккумуляция информации по разным критериям и возможность доступа к ней еще не означает усвоения этой информации. В этой связи важно правильно оценивать потенциал накапливаемой информации. Сможет ли она работать в будущем? Какое место занимают информационные ресурсы Информкультуры в системе прочих информационных ресурсов страны? Это вопросы использования этих ресурсов для целей культурного развития страны на основе гуманизации общественных процессов.
 
Решение проблем использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность и целесообразность создания и эксплуатации тех или иных информационных ресурсов и, в конечном счете, уровень информатизации общества.  

Распечатать страницу ...