КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ № 04/2014 [35] |
В первый год проката экранизация рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» завоевала сердца 39 миллионов зрителей, получила Большой приз Московского международного кинофестиваля, авторы картины удостоились Ленинской премии.
Рассказ «Судьба человека» был опубликован в двух номерах «Правды» — от 31 декабря 1956 года и 1 января 1957-го... Бондарчук сразу загорелся идеей экранизации, но путь картины на экран оказался тернист. Прошло меньше года после ХХ съезда. Звание народного артиста СССР, полученное Сергеем Федоровичем из рук самого Сталина за роли в фильмах «Тарас Шевченко» и «Кавалер Золотой Звезды», раздражало и ровесников, и коллег старшего поколения.
Наконец, чиновники разрешили режиссеру приступить к работе, но в марте 1958-го дали задний ход — подвергли критике, обвинили в отсутствии авторского видения, излишнем натурализме, смаковании унижений советских военнопленных. И еще в том, что в сценарии присутствует алкогольная тема: « Я после первой не закусываю » ... Михаил Шолохов тоже поначалу настороженно отнесся к кандидатуре режиссера — прежде всего не разглядел в Сергее Бондарчуке исполнителя главной роли.
Бондарчук упрямо отстаивал свою позицию: «Все должно быть просто и сурово, как сама жизнь. Это должен быть фильм-монолог. Все должно быть увидено глазами самого героя, показано через его восприятие. Если мы будем прибегать к изощренному кинематографическому повествованию, то мы разобьем самое ценное, что приветствует в рассказе Шолохова, — простой рассказ Соколова, который должен быть понятен и доступен миллионам людей, таких, как Соколов. Главное... это русский характер, рассказ о большом сердце русского человека, которое не ожесточилось после испытаний, обрушившихся на него».
Работа над картиной началась весной 1958 года на Дону, недалеко от станицы Вешенской. Первая сцена — пробуждение природы, разлив реки. К переправе подходит поседевший человек с маленьким мальчиком, встречают местного жителя (Евгений Тетерин). Парома ждать два часа, мужчины закуривают, и странник начинает рассказ о своей судьбе. Зовут — Андрей Соколов. Шофер из-под Воронежа. В 20-е потерял родных, пережил голод, батрачил на кубанских кулаков. Вернулся на родину, повстречал чудесную девушку Иру (Зинаида Кириенко). Поженились. Родился сын, потом дочки и, как во сне, промелькнули семнадцать счастливых лет. Сын Анатолий (Владимир Стрельников) проявил математические способности, его доклад « Актуальная бесконечность » упомянули в газете.
В июне 1941-го Соколов ушел на фронт. Один из самых трагичных моментов картины — прощание героя с Ириной: жена предчувствует, что видятся они в последний раз. Андрею кажется, она пророчит ему смерть, и отталкивает любимую. Навсегда.
Эта сцена и фронтовые эпизоды — атака немецкого самолета на ЗИС-5, бегство из плена на автомобиле — снимались на тамбовской земле. Не случайно в 1959 году там же прошла премьера картины. В конце 1940-х Михаил Шолохов познакомился здесь с летчиком Григорием Дольниковым, история которого и легла в основу рассказа. Впрочем, образ Соколова собирательный — писатель общался с сотнями фронтовиков...
Однако наиболее драматичные страницы «Судьбы человека» связаны не с войной и пленом. Соколов приходит на побывку домой и узнает, что жена и дочери погибли во время бомбежки. Сын стал офицером, убит в последний день войны... Жизнь потеряла всякий смысл — Андрей не находит места от горя, чувствует себя живым мертвецом. И <...> встречает беспризорника Ваню (Павлик Борискин). Родители мальчика погибли, и Соколов решается на обман — говорит ребенку, что он его отец. В кабине грузовика малыш с криком бросается на шею: «Папка, родненький, я знал, я знал, что ты меня найдешь, все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь, родненький».
Это одна из самых пронзительных сцен в истории мирового кинематографа, одновременно — контрапункт к расставанию с Ириной. Казалось бы — вот она, надежда на возрождение и новую жизнь… Но Шолохов не был бы Шолоховым, если бы завершил историю хеппи-эндом. Прощаясь с собеседником, Соколов жалуется на сердце: «Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку» ... И вот они идут к парому, оставляя нас с болью — сколько еще счастливых лет осталось этим измученным войной людям?
Киноязык ленты опередил эпоху — благодаря оператору Владимиру Монахову, заслуженно разделившему с режиссером Ленинскую премию. Многие приемы мастера считаются современными и сейчас — «ручная камера» и камера Body Mount, прикрепленная к торсу артиста и снимавшая его лицо крупным планом в сцене первого побега.
Название ленты оказалось пророческим и предопределило судьбу режиссера. Сергей Бондарчук больше не ставил камерных драм, он стал признанным мастером масштабных исторических эпопей и первым среди советских режиссеров игрового кино оскаровским лауреатом. «Судьба человека» — это самое сильное, самое великое, что было снято о войне», — говорил великий режиссер Роберто Росселлини.
Источник: Культура. — 2014. — 11 04. — № 13. — С. 7.
Распечатать... |