КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 10/2013 [40]
Статья (в сокр.)
ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ ЦВЕТ
 
Сергей Прокудин-Горский в Музее Москвы

В Музее Москвы открылась выставка «Россия в цвете» — это небольшая по числу работ, но эффектная экспозиция цветных фотографий знаменитого русского фотохудожника Сергея Прокудина-Горского. «Россия в цвете» — одновременно ностальгическая и оптимистическая выставка <...>.
 
Сергей Прокудин-Горский покинул Россию в 1918 году: он жил в Великобритании, а в 1922-м перебрался в Париж, где, много лет проработав в собственном фотоателье, и умер в 1944-м. Самая последняя фотография «России в цвете» весьма символична: она называется «На дрезине по Мурманской железной дороге». Цветное фото сделано в предреволюционном 1916 году, на небольшой картинке — уходящие в леса рельсы, на них дрезина, а на дрезине торжественная группка людей. Над группкой — небольшой красный флажок, конечно же, он не обозначает революционности, это просто флажок для служебных целей служащих Мурманской железной дороги. В числе пассажиров дрезины — человек, похожий на Антона Чехова, в шляпе, в круглых очках. Этот же человек похож и на самого фотографа Сергея Прокудина-Горского. Это прощание с империей, по крайней мере так видится сегодня «На дрезине».
 
Торжественность свойственна всем, кого фотографировал Сергей Прокудин-Горский: и людям, и столь любимой им русской церковной архитектуре, природным или промышленным объектам. Торжественность возникает не только от того, что персонажи этих фотографий по указке фотографа стремятся получше «застыть», понравиться ему. Торжественность — это и сложный технический момент самой съемки. Сергей Прокудин-Горский был не только фотохудожником, но и настоящим русским ремесленником, безусловным трудовым человеком, потратившим немало лет именно на технические инновации своего ремесла. А ремесло фотографа оказалось необыкновенным, удивительным и сегодня искусством: его цветной портрет Льва Толстого, сделанный в Ясной Поляне в 1908 году,— классическая портретная работа, понравившаяся семье Романовых и обеспечившая ему успех при дворе. Современный придирчивый бильдредактор отметил бы и явный композиционный недостаток фотопортрета великого русского писателя. Левая нога Льва Толстого, напряженно сидящего в плетеном дачном кресле, оказалась «обрезанной» до щиколотки. Но этот технический нюанс делает классический снимок нежнее, лиричнее, естественнее.
 
Уроженец старинного сказочного Мурома Сергей Прокудин-Горский много путешествовал по России и снимал именно русские классические виды. Типовой снимок выглядит так: река, камыши, аккуратные милые избы, а над всей этой тихой земной жизнью — церковь, колокольня, монастырь. В рамках выставки ее организаторы провели и эксперимент: современный фотограф Вячеслав Ратников повторил фотографии Сергея Прокудина-Горского именно в части «церковной» тематики. В половине случаев от прошлых видов остались развалины.
 
Вот достойно расцветает русская природа — кувшинки, стог сена, подсолнухи. Вот спокойно торжествует русская промышленность — литье, выжимка жмыха, упаковка «Боржоми», столярные работы. Вот обозримо ширится Российская империя — и церкви, и мечети, и русские крестьяне в национальных костюмах, а также лезгины, бухарские чиновники, армяне, аварки из Дагестана, женщина-сартянка в Самарканде, полностью скрытая в серой мусульманской бурке. Вот русские дачники благоденствуют в благословенной Италии, а вот где-то — возможно, под Петербургом — они же укрываются от солнца под модным красным японским зонтиком. Конечно, перед нами выставка под знаком «России, которую мы потеряли». Но, с другой стороны, именно цвет в этих работах снимает прямолинейную ностальгию: это и сегодня живая, по крайней мере на фотографиях, страна <...>

Екатерина ИСТОМИНА
 

Источник: Коммерсантъ. — 2013. — 14 10. — № 187/П. — С. 14.

Распечатать...