КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 05/2013 [44]
Статья (в сокр.)
"Я ЦАРЬ ИЛИ НЕ ЦАРЬ..."

В Театре Российской армии состоялась премьера спектакля "Царь Федор Иоаннович" по пьесе Алексея Толстого. Постановка художественного руководителя театра Бориса Морозова приурочена к 150-летию со дня рождения Станиславского. Ведь именно этой пьесой открылся Художественный театр, одним из основателей которого был Константин Сергеевич.
 
Очевидно: выбор именно этой пьесы обусловлен не только знаменательной датой, но и вечной актуальностью того периода российской истории, когда слабость власти рождала смуту в стране. Выдающийся русский драматург Алексей Толстой попытался проанализировать этот феномен, выведя на сцену участников той драмы, царя Федора и его жену Ирину Годунову, ее брата Бориса - фактического правителя, бояр Ивана и Василия Шуйских, завершившейся в результате трагедией. Убийством настоящего наследника на русский престол - царевича Дмитрия. Роль сына Ивана Грозного постановщик отдал артисту Николаю Лазареву, много и интересно работающему в театре. Несколько сезонов он играет Принца Датского, одного из самых загадочных "Гамлетов" на современной российской сцене, которого вместе с режиссером Борисом Морозовым интерпретирует как героя слабого, слишком много думающего и рассуждающего, - не человека действия. Эта роль артиста в какой-то мере перекликается и с новой работой. Царь Федор Николая Лазарева, несмотря на явную болезненность ума, человек глубоко порядочный, осознающий свою слабость как правителя необъятной страны, по-интеллигентски рефлексирующего, но так до конца и не понявшего, кто прав, а кто виноват в сложнейшей ситуации противостояния кланов. Он внушает симпатию, его по-человечески жаль: волею судеб возведенный на трон, он пытается в отличие от грозного отца все решать миром, добром. Но нет, не получается. Скорее всего он сам себе задает этот странный вопрос: "Я царь или не царь?" И сам же понимает, что никакой он не царь и ничего не может сделать самостоятельно. Его власть - мираж, все сосредоточено в руках шурина. Он понимает и прощает Ивана Петровича Шуйского, который поднял бунт, чтобы "упрочить престол Руси". Истинный патриот, Шуйский признается, что к этой цели путь не прям, и тактически сейчас ему надо "сломить Бориса Годунова". Сцена, где царь примиряет врагов - Шуйского и Годунова, - сделана очень сильно. В спектакле вообще много интересных актерских работ. Проникновенно и душевно играет Ивана Петровича артист Валерий Абрамов. Честен, справедлив. Вот и попадает в ловушку, расставленную прагматичным и ловким Годуновым - Николаем Козаком. Как нежно Борис гладит трон, открывая душу своей сестре! Власть манит, и он не в силах скрыть это даже от Ирины. В исполнении Алисы Борт она так же чиста и наивна, как и ее муж Федор Иоаннович. У Годунова - Козака, этого, как сейчас бы сказали, продвинутого политика, тоже есть своя правда: мол, не за себя пекусь, за целостность Руси. Но методы, методы... Артист подчеркнуто современен в роли боярина Годунова. Бритый череп, какие-то бандитские повадки и при этом умный, как черт. Ох, не прост. Как и его приспешник Андрей Петрович Луп-Клешнин в превосходном исполнении Виталия Стремовского.
 
Эту многонаселенную историческую драму совсем не скучно смотреть. И в этом, конечно, заслуга не только исполнителей главных и второстепенных ролей, режиссера Бориса Морозова, но и художника Михаила Смирнова, и композитора Рубена Затикяна. Громадная сцена армейского театра в данном случае удачно скрыта под сводами царских хором, где из декораций есть только знаменитый трон Ивана Грозного и открытое пространство, ограниченное с двух сторон колоколами и колокольцами, создающими звуковую палитру спектакля. Мрачный колорит только подчеркивает страшный душевный надлом несчастного царя Федора и его человеческую трагедию.
 

Ирина ШВЕДОВА
 

Источник: Московская правда. — 2013. — 15 05. — № 99. — С. 5.

Распечатать...