КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 05/2013 [25]
Статья (в сокр.)
ЖИВЫЕ СТРОКИ ПРО НАШУ ЖИЗНЬ
 
Андрею Вознесенскому - 80 лет со дня рождения. До этого юбилея поэт не дожил чуть меньше 3 лет

Все страсти по Вознесенскому отошли в сторону: споры, разговоры, пересуды, ошибки мнений, восторги и хула, - все отошло в прошлое и стало уделом специалистов, литературоведов. Они во всем разберутся и вынесут окончательный вердикт. Нет, не так. Вердикт уже вынесен: Андрей Вознесенский - классик русской литературы XX и начала XXI века. Ну, а будущие критики найдут лишь дополнительные штрихи к творчеству Андрея Андреевича. Откопают нюансы. Откроют детали. И найдут новые краски и эпитеты...
 
А сколько таких строк у Андрея Вознесенского! "А ударчик - самый сок,/ Прямо в верхний уголок!" "Сирень прощается, сирень - как лыжница,/ Сирень, как пудель, мне в щеки лижется!.." "Мальчик, - скажет, ах, какой у вас акцент!/ Закажите мне мартини и абсент". Это - ранний Вознесенский, сборник "Треугольная груша" (1962).
 
Вот строки из книги "Девочка с пирсингом" (2000): "Глядь, в небе - журавлиный клин./ - Возьми меня с собою, блин!.." "Голосина колбасится, голосина./ Был упитан наш царек, но хреноват..." "Пить! Ненасытно./ Волгу выпил бы дважды..."
 
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве, учился в школе №554 в Стремянном переулке (мне выпала честь учиться с ним, но в параллельном классе). Окончил Архитектурный институт. Первая публикация стихов вышла в "Литературной газете" в 1958 году, а в 1960-м - первый сборник "Мозаика". Дальше непростой и извилистый путь. Через молодежное поэтическое бунтарство, поиск новых слов и метафор, жажду новизны...
 
Вознесенский со своими друзьями - Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественским - ворвались в литературу. Именно ворвались. Дерзко и шумно. Белла Ахмадулина писала:
 

Люблю смотреть, как прыгнув
 
из дверей,
 
Выходит мальчик с резвостью
 
жонглера
 
По правилам московского жаргона
 
Люблю ему сказать: "Привет,
 
Андрей!"

И далее в стихотворении "Мои товарищи": "Все остальное ждет нас впереди,/ Да будем мы к своим друзьям пристрастны!/ Да будем думать, что они прекрасны!/ Терять их страшно, бог не приведи!"
 
Да, терять страшно. Но такова жизнь, 1 июня 2010 года ушел из жизни Андрей Вознесенский. Долгое время отважно сражался с болезнью, но победить ее не смог.
 

Ты худеешь и чахнешь.
 
Тихий агнец, держись!
 
Этот страшный диагноз
 
Называется - жизнь.

В пору железного занавеса при угаре литературного патриотизма почти каждая строка Андрея Вознесенского была как удивление, как открытие. "Аэропорт мой, реторта неона, апостол небесных ворот - Аэропорт!" Америка тогда казалась Вознесенскому страной удивительных достижений и огромных возможностей:
 

Почему два великих народа
 
Холодеют на грани войны,
 
Под непрочным шатром кислорода?
 
Люди дружат, а страны - увы...
 
И эта тема взаимного непонимания прозвучала в рок-опере "Юнона и Авось":
 
И в твоем вранье, и в моем вранье
 
Есть любовь и боль по родной стране.
 
Идиотов бы поубрать вдвойне
 
И в твоей стране, и в моей стране.

Вознесенский всегда был гуманистом, поборником правды и справедливости: "Все прогрессы - реакционны,/ если рушится человек..." А как актуально звучат слова поэта о народных избранниках, депутатах: "Парламент - это галлюцинации/ в гальюне нации". У поэта было все, что надо: признание, тиражи, поездки и награды, но он никогда не погружался в покой самодовольства, он не мог быть спокойным, зная и видя безобразия, которые творятся вокруг него: попрание закона, вопиющее социальное неравенство, разгул криминала и т. д.
 

Из нас любой полубезумен.
 
Век гуманизма отшумел.
 
Мы думали, что время - Шуман.
 
Оно - кровавый шоумен.
 
А разве устарело его стихотворение "Откат" (2005):
 
Благодарю тебя за святочный
 
Певучий сад.
 
Мы заменили слово "взяточник"
 
На благозвучное "откат"...
 
Откатываются тревоги,
 
Как волн откат.
 
Обкатанные дороги
 
Ведут назад.
 
Отряд ушел беспрецедентно:
 
И четверо ничком лежат.
 
Бог заберет себе проценты.
 
Откат...

Одна из главных тем Вознесенского - Россия. И если в ранние годы поэт выступал в роли бунтаря-ниспровергателя устоев и порядков, то затем ставил задачи иные: "Цель моя - оттереть, свести/ тень, пусть пятнышко волосяное,/ с ветрового стекла России,/ чтоб было светлей в пути". А своим критикам отвечал в поэме "Андрей Полисадов":
 

Мудрость коллективная хороша
 
методою,
 
Но не консультируйте, как любить мне
 
родину.

Кто виноват? Время? По молодости - "А время свистит красиво/ над огненным Теннеси/, загадочное, как Сирин/ с дюралевыми шасси".
 
Время и жизнь всегда в связке. И что жизнь? "Кофе - жизнь, как турочка, пролилась..."
 
Возникает вопрос Вознесенского к самому себе: "Стихами были или прозой поэтом прожитые дни?" И поэзией, и прозой. Да, он любил славу, аплодисменты, поклонение, но при этом много работал, выпуская книгу за книгой. Последняя - "Прожилки прозы" (2011) - литературные эссе и зарисовки, в том числе о поэтах Серебряного века - Цветаевой, Гумилеве, Мандельштаме, Ходасевиче. С позиции сегодняшнего дня видно, что Вознесенский равновеликий всем этим именам. Хотя при жизни он позволял себе многие иронизмы в свой адрес: "Я сторож шоу. Автор слов", "Я же вечный вертопрах", "Трубадур турбогенераторов". Словом, вечный вопрос: "Кто я? - Интеллигент в эпоху беззаконий" и - "В воротнике я - как рассыльный/ В кругу кривляк./ Но по ночам я - пес России/ о двух крылах..."
 
Поэзия и все творчество Вознесенского сложны, рассчитаны на подготовленного и эрудированного человека, нынешние книжные недотепы многое не поймут у поэта, <...> "Миллион алых роз". Но это, как признавался Андрей Андреевич, "пишу про наших упырей". Но опять же едкая шутка поэта.
 

Мои Палестины дымятся дыбом.
 
Абсурдный кругом театр.
 
Боже, прости им, ибо
 
Не ведают, что творят.

А если говорить о культуре, то "Шопенгауэр - в шокинге". "Делиб - дебилам,/ Массне - кутюрам./ Нас победила масснекультура". И Вознесенский отчаянно призывал, заклинал, что "нельзя, чтобы мысль ржавела". Удивительное сочетание про ложь и ржавость.
 
Итальянский писатель Альберто Моравиа как-то сказал: "Творить - значит ускользать от смерти". Вознесенскому это удалось. Поэта нет, но его книги, его стихи, его мысли, его прозрения и определения живут вместе с нами, когда на дворе "время коматозное", а в небе - "застывшие ястребы".
 
Грустно? Тогда еще из Вознесенского про кино: "Обещано счастье в конце третьей серии/, и нас не смущает, что фильм двухсерийный".
 
Живые строки Андрея Вознесенского про нашу живую жизнь.
 

Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ
 

Источник: Московская правда. — 2013. — 15 05. — № 99. — С. 5.

Распечатать...