КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 12/2011 [10]
Статья (в сокр.)
МАСТЕР СВЕТА И ТЕНИ
 
<…> в России, первым импрессионистом был Архип Куинджи, о котором ныне редко вспоминают. <…> русскому оригинальному художнику 170 лет со дня рождения

Точной даты рождения Архипа Ивановича Куинджи нет, год точно - 1841-й, а дальше то ли 14 января, то ли середина декабря - восстановить невозможно. Оно понятно: будущий художник был сыном бедного сапожника-грека из захолустного Мариуполя. <…> А вскоре маленький Архип лишился родителей, и пришлось ему скитаться по родственникам да по чужим людям. Пас гусей, чистил хозяину сапоги, помогал на стройке, выпекал хлеб - всем приходилось заниматься, но все это не перебило главной страсти - желания рисовать.
 
Работа ретушера у местного фотографа в Мариуполе окончательно определила судьбу Куинджи: он загорелся стать художником. <…> добрался до Петербурга, дважды пытался поступить в Академию художеств и дважды проваливался на экзаменах. Без всякой академической выучки рисовал неистово, и в 1868 году его картина «Татарская сакля при лунном освещении на южном берегу Крыма» получила неожиданное одобрение на академической выставке. Эта картина стала пропуском в Академию. Среди ближайших друзей и коллег Куинджи - Илья Репин и Виктор Васнецов. Архип Куинджи в те молодые годы был весьма деятелен, энергичен и полон надежд. Он много выставляется, вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Картины Куинджи становятся знаменитыми: «Осенняя распутица», «Степь», «Забытая деревня», «Березовая роща» и другие. О них спорят. Ими восхищаются. Их покупают.
 
Зрители сразу оценили композиционные приемы художника, и не только панорамные виды, но и поразительные световые эффекты. С небывалым успехом прошла в 1880 году выставка всего лишь одной картины Куинджи, но какой! «Ночь на Днепре» вызвала особый интерес у публики. <…> а точнее - ажиотаж. Дамы совали швейцару у подъезда деньги, чтобы он их сразу провел в зал, минуя очередь. Все рвались скорее увидеть шедевр Куинджи. Картина ослепляла. Ахнув, дамы потихоньку заглядывали за раму - не стоит ли там лампа, подсвечивая темный Днепр, в котором отражался лунный свет? И это было неудивительно, ибо русская публика еще не видела картин импрессионистов и была незнакома с льющимся светом, с игрой воздушных бликов и другими неведомыми доселе фокусами. А Куинджи, в отличие от всех, землю, небо, воду рисовал в игре света и тени, искал новые составы светящихся красок, <…>
 
Картина Куинджи «Ночь на Днепре» вызвала у современников бурю восторга, а порой и молитвенную тишину, и никто не мог понять, каким образом художник смог сотворить это чудо. Одни, например Репин, считали Куинджи гениальным художником, другие - ловким мистификатором, даже обвиняли его в связях с нечистой силой. «Лунную ночь на Днепре» за огромные деньги приобрел великий князь Константин Константинович и чуть ее не погубил, взяв картину с собой в кругосветное плавание. Когда об этом узнал Тургенев, то пришел в ужас, ведь морская влага может пагубно повлиять на шедевр. И действительно, светящиеся краски стали темнеть. <…> сегодня картина не в состоянии передать того эффекта, который ей сопутствовал.
 
Куинджи написал несколько вариантов «Лунных ночей» и еще несколько картин, в том числе «Днепр утром», а после выставки 1882 года перестал выставлять свои работы и никому их не показывал, кроме жены. Успех его больше не интересовал, деньги тоже, тем более что он получил довольно значительное наследство. Он писал только для себя и резко пресекал любые попытки узнать, что он делает. <…>
 
Куинджи замолчал почти на 30 лет. Замолчал для широкой публики, но не переставал работать. Отшельник некоторое время преподавал пейзажную живопись в Академии, много внимания уделял своим ученикам, помогал им материально. <…> ученики его любили, и по наблюдению Николая Рериха, это была «какая-то особенная любовь, которая иногда существует в Индии, где понятие учителя-гуру облечено особым пониманием» . Среди учеников Куинджи было много способных художников: Рерих, Богаевский, Рылов, Пурвит и другие. Куинджи создал Общество художников, после его смерти переименованное в Общество имени А. И. Куинджи, где претворялась давняя его мечта освободить художника от диктата рынка и дать ему возможность развить свой талант.
 
Вкладывая душу и деньги в молодых художников, Архип Куинджи не забывал о своем творчестве. Последние его картины: новый вариант «Днепра» , «Березовой рощи» , «Христос в Гефсиманском саду» . Незаконченной осталась картина «Ночное» , <...> самая поэтичная и одухотворенная, некий художественный эпилог жизни художника.
 
Став очень богатым человеком, Архип Иванович не изменил своим привычкам и вел аскетический образ жизни, занимал вдвоем с женой скромную квартиру в старом доме, без прислуги и питался, как в студенческие годы, без излишеств и разносолов. Обстановка в квартире была под стать: простая мебель, никаких портретов и картин на стенах, никаких драпировок и портьер, из украшений - лишь цветы на подоконнике. «Упрямый грек» был ярым противником всякой роскоши.
 
Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года, в возрасте 69 лет. Подвело сердце. Похоронен он в Петербурге на Смоленском кладбище. Оставленные капиталы завещал Обществу художников.
 
<…>

Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ
 

Источник: Московская правда. — 2011. — 21 12. — № 271. — С. 7.

Распечатать...