КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 06/2011 [34]
Статья (в сокр.)
ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ ОТ ВСЕЙ ДУШИ
 
Итоги 22-го Фестиваля «Кинотавр»

Завершался конкурсный показ "Кинотавра" картиной Александра Гордона "Огни притона" по одноименной книге его отца Гарри Гордона. Интерес именно к этому фильму был повышенным, <...> снял его ведущий программы "Первого канала" "Закрытый показ", где всякий раз беспощадной критике подвергается авторское, сложное "кино не для всех". Иногда получается нечто совсем уж неприличное, и режиссеров забивают на глазах у миллионов телезрителей, часто совершенно несправедливо, наотмашь. В Сочи Александр Гордон заявил, что мы потеряли качество в кино, а оно – искусство массовое, для зрителя. И предъявил собственный фильм, который намерен обсуждать в своем "Закрытом показе". "Это кино не для критиков, вам там делать нечего!" – прозвучало в наш адрес. Картина получилась кисейно-сладкой, расслабленной, с непонятными героями. Дебютный фильм Гордона "Пастух своих коров" лично на меня произвел когда-то впечатление и был недооценен многими моими коллегами на "Кинотавре". Теперь даже странно, что именно Александр Гордон снял то, что снял, и обсуждает жестко и провокационно совсем другое и чужое ему по духу кино. Между тем атмосфера во время встречи с журналистами <…> сложилась такая же умилительная, как и сам фильм. Впору обсуждать "Огни притона" не в рамках "Закрытого показа", а возрождать программу "От всей души". Александр Гордон заявил на "Кинотавре", что кино снимал актерское, что удалось создать актерский ансамбль, а это ныне редкость. Главную роль в картине сыграла Оксана Фандера. Ее героиню зовут Мама Люба. Кто она по сути – не вполне ясно, понятно, что некая содержательница притона, лишенная на экране биографии. При этом актриса сделала невозможное, наполнив зияющие пустоты собственным обаянием и плотью. Ее прекрасное лицо почти всегда дано крупным планом, на него интересно смотреть. В общем, это бенефис актрисы, другое дело, что ей приходилось наполнять нечто несуществующее. Работала она честно. <...> жюри, возглавляемое режиссером и сценаристом Александром Миндадзе, в состав которого входили актеры Екатерина Вилкова и Юрий Стоянов, кинорежиссер Андрей Прошкин, оператор Павел Костомаров, продюсер Сабина Еремеева, кинокритик Константин Шавловский, не смогло прийти к единству и решило присудить приз за лучшую женскую роль и диплом. Первый достался непрофессиональной актрисе Татьяне Шаповаловой, сыгравшей в "Охотнике" Бакура Бакурадзе тоже Любу, зэчку, отбывающую срок. В обычной жизни Татьяна работает администратором в одной из питерских галерей. У нее необычная внешность, и существует актриса в кадре совсем не по привычным актерским меркам. Именно такие работы особо ценятся на фестивалях в Канне или в Берлине, у них иная степень достоверности на экране, отнюдь не актерская. Татьяны Шаповаловой на церемонии вручения наград не было. На три дня появился в Сочи режиссер Бакур Бакурадзе. Фестиваль работает, как конвейер: приехала съемочная группа, представила картину, поучаствовала в пресс-конференции, дала интервью и покинула фестиваль. На смену ей приезжает следующая. Решение жюри выносится в день закрытия, так что возможности вызвать победителей в Сочи часто нет. Вот и получали награды продюсеры, те, кто по каким-то причинам задержался на фестивале. Сергею Сельянову, не раз выходившему на сцену за режиссера Бакурадзе, Татьяну Шаповалову и Константина Буслова (фильм "Бабло"), только и оставалось, что приговаривать: "<…> жаль, что все мои разъехались".
 
Жюри присудило диплом "За сочетание красоты и таланта" Оксане Фандере. Не уверена, что такой расклад был наилучшим. Хорошо, <…> что обратили внимание и на ее работу, но в данном случае, возможно, лучше было вовсе ничего не давать, чем давать диплом. Но надо отдать должное Оксане. Она мужественно получила свою рамку с дипломом, произнесла речь, вспомнив всю свою семью, включая покойного Олега Янковского. Ее муж Филипп Янковский присутствовал в зале. Оксана как истинная актриса гордо держала голову. Ее последние роли в кино свидетельствуют о том, что ей многое подвластно и она становится яркой и зрелой актрисой. К тому же она оказалась на данной церемонии одной из немногих виновниц торжества, лично присутствующих в зале.
 
"Огни притона" рождались трудно. В течение двух лет фильм был в консервации, не было денег на его завершение. Снимался он без участия государства, так что можно сказать, что это независимый проект. Год назад в Одессе сам Александр Гордон произносил нелестные слова в адрес Одесской киностудии, где ему довелось работать. Натерпелся сполна. Теперь в Сочи он говорил в духе Флобера: "Героиня Фандеры – это я!"
 
Город неспящих
 
22-й "Кинотавр"<…> завершил некий этап в своей истории. На заключительном брифинге его руководства было объявлено о том, что уже на следующий год он сменит место своего проведения, что грядут перемены в его жизни. Гостиница "Жемчужина", в которой "Кинотавр" многие годы располагался, в октябре встанет на реконструкцию перед предстоящей Олимпиадой. Олимпиада изменила облик и образ жизни Сочи, прошлась по судьбам тысяч людей. <…> город потерял свое неповторимое лицо и, как говорят, портятся климатические условия. Возвели небоскребы вблизи моря, это плохо влияет на розу ветров. Про утрату красоты пейзажа и говорить не приходится. Музыка гремит в развлекательных учреждениях до 6 утра, а вслед за ними начинает шуметь строительная техника. Сочи стал городом неспящих. Население "Кинотавра" не спало. Кто по собственной воле, гуляя до утра, кто по вине тех, кто выбрал именно такой образ жизни. Но как бы то ни было, с утра начинался трудовой день – пресс-конференции, просмотры, дискуссии, на которые собирались лучшие силы. Пляж как главная точка общения кинематографистов давно канул в Лету. В этом году его даже огородили, создав <...> нечто вроде VIP-зоны, но "випы" все равно туда не приходили. На "Кинотавре" к этому разряду относятся известные артисты и режиссеры. Увидеть их можно в кинозале, на вечеринках, которых стало существенно меньше, да в ресторане "Дионис", который в продолжении своих воспоминаний недавно описал основатель "Кинотавра" Марк Рудинштейн. Светским хроникерам приходится проявлять смекалку, чтобы попасть в святая святых, какой-нибудь отдельный кабинет Никиты Михалкова или Юрия Стоянова. Часто это единственная возможность встретиться со звездой. Но самое верное – ездить целый день в лифтах. Наверняка встретишь того, кого надо. Приезжали в этом году, помимо кинематографистов, и Татьяна Навка, и Алена Свиридова, и Алексей Воробьев – российская звезда Интервидения, который в Сочи на вечеринке в честь открытия Кинорынка выпрыгнул в штанах в море из прибрежного клуба. Жизнь во всех смыслах стала другой – не только на фестивале. Так что победитель "Кинотавра" фильм "Безразличие" – во многом знаковый.
 
И Федор такой молодой…
 
Олег Флянгольц создавал свой фильм "Безразличие" более двадцати лет. Все эти годы, по его собственным словам, он жил, бухал, снимал ролики про рок-н-ролл. В 1989 году был написан сценарий "Безразличия", началась работа над картиной. Замысел полного метра фактически превратился в короткометражку, которая только теперь выросла в большой фильм. Пришлось прибегнуть к помощи анимации, чтобы создать новое кинопространство. Мультэпизоды связаны с собакой Тузиком, которого отправляют в космос. События происходят в Москве 60-х. Молодой человек по имени Петя, которого сыграл совсем другой <…> Федор Бондарчук, влюблен в девушку. Она взрослая и рациональная, опытная и равнодушная. А Петя все звонит ей и звонит, мечтает о встрече и получает полный отлуп. Собственно, история как таковая не имеет значения. Важнее ощущение времени. "Безразличие"– не воплощение кинематографического совершенства, его обаяние заключено даже не в самой картине, а в нас, имеющих отражение в ней. Насколько изменились ценности, можно судить по тому, что мы увидели в скромной черно-белой ленте, как увиденное отрефлексировали. Ее безразличие к материальному миру, отсутствие любви к баблу. Авторы занимались чистым творчеством, были наивны и прекрасны. Почти все нынешние опусы имеют душок бабла. Всем хочется заработать, сделать кинцо, не особо усердствуя. О кино как об акте творчества вспоминают единицы. Потому мы имели на "Кинотавре" то, что имели. И в этом смысле конкурс был уникален. Настоящий парад амбиций, новых людей, считающих свой дилетантизм ценностью, комфортно себя чувствующих в новейшей кинематографической реальности, которую усиленно стараются реформировать сообразно все тем же ориентирам на скорейшее получение бабла. В этом смысле<…> честнее оказался конкурс короткого метра, участники которого – совсем еще молодые ребята, начинающие свой путь в кино с умелых или беспомощных самопроявлений. <…>
 
Свое упорство непременно довести до конца работу Олег Флянгольц объясняет тем, что приятно заканчивать дела. Поначалу в его сценарии, написанном совместно с Михаилом Спиридоновым, был прописан легендарный Папанин. Но автор фильма взрослел, и ему стало неловко смеяться над героем и исследователем Арктики. Решено было запустить в космос симпатичного Тузика. Актеры Олега Флянгольца не волнуют, в чем он смело признается, да и сама история несущественна. Куда интереснее работа художника, что очевидно.
 
Александр Баширов
в момент съемок учился у Анатолия Васильева. Быть может, он один такой, кто не подвержен ветрам времени. Даже внешне почти не изменился. Такие люди, как Баширов, не боятся смерти и готовы везде снимать кино. <…>Его устами вообще глаголила истина: "На кладбище культуры, на котором мы присутствуем, мы едим то, что есть. Название фильма соответствует всем, кто здесь присутствует. Мы безразличны и абсолютно неэмоциональны. Таково состояние общества. Я в отчаянии от того, что все разговоры начинаются и заканчиваются баблом. Эстетика "Безразличия" не является эстетикой, это образ жизни. Или ты идешь на бессмертие, или ты быдло быдлячее. Люблю беспощадность честности. Каждый находит свою точку и думает, что это главное". Главное у всех разное. Баширов не вписывается в гламурненький пейзаж.
 
И <...> главным героем "Кинотавра" стал Федор Бондарчук, особенно интересно посмотреть на него прежнего. С недавних пор Федор стал председателем попечительского совета фестиваля. Фильмом "Два дня" Авдотьи Смирновой с его участием открывался "Кинотавр". Ему предлагается примерно один и тот же набор ролей. Но, как верно подметил Баширов, "куда с такими зубами сниматься в роли таксиста". В "Безразличии" – совершенно другой Бондарчук, который вполне вписался бы в стилистику кино Хуциева, <…>
 
Вручая "Безразличию" главную награду "Кинотавра", председатель жюри Александр Миндадзе сказал о том, что жюри сделало то, что могло, и по-другому не могло. Оно разглядело в этой старой картине то время, когда главным было искусство, а не деньги, не мода. Глава Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов тоже вышел на сцену и пообещал оказать поддержку "Безразличию" в деле продвижения к зрителю. Интересно, что в течение 21 года картина создавалась без господдержки. И что даст теперь этому фильму нежданная подмога, сказать сложно. Смотреть фильм широкий зритель не будет, не поспособствует тому даже наличие "другого" Бондарчука.
 
Самого режиссера в момент вручения в Сочи не было. Получать призы, как уже было сказано, фактически было некому. А ведь раньше, повстречав утром в день закрытия "Кинотавра" где-нибудь в лифте "Жемчужины" режиссера или актера, можно было просчитать, кому достанется приз. Многострадальный "долгостроитель" Олег Флянгольц как никто другой был достоин лично выйти на сцену. Но награду получал Федор Бондарчук.
 
А теперь "Бабло"
 
Бабло, о котором так много говорили в дни фестиваля, было представлено и одноименным фильмом кинокомпании "СТВ", возглавляемой Сергеем Сельяновым. Режиссером и сценаристом "Бабла" стал дебютант Константин Буслов, старший брат Петра Буслова, снявшего в свое время "Бумер". Константин трудился на "Бумере" в качестве заместителя директора съемочной группы. Фильмы, выпущенные под брендом Сергея Сельянова, с производственно-художественной точки зрения, почти всегда совершенны. И "Бабло" не исключение. Но имя режиссера, в общем, уже и не имеет значения. Все картины все равно произведены Сельяновым. В этом смысле он был абсолютно прав, когда предложил впредь вручать награду за дебют не только молодому режиссеру, но и продюсеру, риски которого велики, когда он вступает в работу с новичком. "Бабло" – своего рода продолжение фильма "Кремень" Алексея Мизгирева и целого ряда других картин, которые повествуют о нашей отнюдь не доблестной милиции <…>,бандитах, криминальных личностях и отсутствии хоть какого-то проблеска в жизни.
 
На сей раз идет погоня за миллионом евро, который переходит из рук в руки, от одного вора к другому. И как выясняется, нашему человеку миллион не нужен. Он все равно не в состоянии им воспользоваться. Он может его только спустить на что-то несущественное, забыв про главное. Весь фильм за заветной пачкой купюр идет погоня, которая из Москвы приводит в Харьков. Задействованы в ней алчные дельцы и проститутки. От бабла не откажется и постовой ДПС – он готов рисковать собственным здоровьем, лишь бы урвать кусок. Круговорот продолжается. И денежки уплывут в никуда, их увезет один из героев в вагоне метро и наверняка не сумеет их употребить с целью и без цели.
 
Упражнения в антрепризе
 
"Упражнения в прекрасном" – вторая работа в кино театрального режиссера Виктора Шамирова. Первыми были "Дикари". Сценарий написан самим Шамировым и его актерами Гошей Куценко и Константином Юшкевичем по театральной пьесе, в которой все они задействованы в одной из антреприз. Очевидно, опыт "Квартета И" сподвиг и это товарищество на новые свершения. Фильм получился незамысловатым и чрезмерно театральным. Все-таки специфика кино существенно иная. Можно выйти в роскошном платье знаменитой марки на сцену, и оно будет выглядеть убого. А какая-нибудь дешевая тряпка создаст нужный эффект и паразит элегантностью. Актер, имеющий вполне стандартные параметры, со сцены может выглядеть совсем иначе. Театральные подмостки усугубляют то, что в жизни не столь явно. Парик, уместный на сцене, недопустим на экране. Гоша Куценко появляется с белыми волосами, которые не оставляют никаких сомнений в том, что они приклеены. Дело не в этом злополучном парике, скорее, он стал неким символом руганной-переруганной антрепризы, в которой, особо не усердствуя, можно отжать нужную реакцию зрителя. Увы, наша публика, воспитанная на телемакулатуре, мало читающая в массе своей, откликается на подобные зрелища. Причем в сценарии есть смешные и остроумные фразы, которые умело отыгрываются, скажем, Константином Юшкевичем, которого жюри отметило не только как одного из сосценаристов, но и как исполнителя лучшей мужской роли <…>. "Кинотавр" был и остается ориентиром для многих людей – зрителей и профессионалов. Посмотрит данный опус начинающий кинематографист, и что он усвоит, какими критериями будет руководствоваться, если такой скромный по художественному результату фильм признан одним из лучших на главном отечественном кинофестивале. Только серьезными разногласиями в жюри можно объяснить подобный выбор.
 
<…> роль молодой актрисы, волею судеб оказавшейся в этом антрепризном буйстве, сыграла Ксения Радченко. Она хотя бы существует естественно, не играет лицом на экране, не строит свою роль на приколах и гримасах. Ксения – сочинка и, можно сказать, дитя "Кинотавра". Насмотрелась на то, что происходит на фестивале, благо ее папа состоит в руководстве гостиницы "Жемчужина", и пошла в артистки. В день показа зал был переполнен. Зрителя пустили даже на самый верх. Много было сочинцев, желавших посмотреть на свою землячку. Радости родственников не было конца. Кое-кто из них приходил даже на пресс-конференцию по фильму, чтобы поддержать дочь, которая, между прочим, толково изъяснялась, чего не скажешь не только про многих наших молодых актрис, но даже про режиссеров. В кино идут невежественные, необразованные люди. Чем дальше – тем больше. Киноуниверситетов не кончают, забывая о том, что опыт Андрея Звягинцева – скорее, исключение из правила. Потом они нам корявым языком рассказывают о своем "кинце", о том, что решили отжечь, оторваться по полной, чтобы чуваки поугарали. Вот и имеем полусамодеятельные опусы. Критики на своем заседании говорили о том, что туповатые не должны снимать кино. Но они снимают. "Кинотавр" поставил им беспощадный диагноз.
 
<…>
 
Итоги "Кинотавра" - 2011
 

Главный приз: "Безразличие", режиссер Олег Флянгольц.
 
Приз за лучшую режиссуру: Бакур Бакурадзе, "Охотник".
 
Приз за лучший дебют: Константин Буслов, "Бабло".
 
Приз за лучшую женскую роль: Татьяна Шаповалова, "Охотник", режиссер Бакур Бакурадзе.
 
Приз за лучшую мужскую роль: Константин Юшкевич, "Упражнения в прекрасном", режиссер Виктор Шамиров.
 
Приз за лучшую операторскую работу: Ибен Булл, "Портрет в сумерках", режиссер Ангелина Никонова.
 
Приз имени Григория Горина за лучший сценарий: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич, "Упражнения в прекрасном", режиссер Виктор Шамиров.
 
Приз за лучшую музыку к фильму имени Микаэла Таривердиева: Александр Маноцков, "Мой папа Барышников", режиссеры Дмитрий Поволоцкий, Марк Другой.
 
Специальный диплом жюри: Оксана Фандера ("За сочетание красоты и таланта"), "Огни притона", режиссер Александр Гордон.
 
Приз конкурса "Кинотавр. Короткий метр": "Мир крепежа", режиссер _ Михаил Сегал.
 
Дипломы _ конкурса "Кинотавр. "Короткий метр": "Незначительные подробности случайного эпизода", режиссер _ Михаил Местецкий _ ("За неслучайные подробности значительного эпизода"), "No problem", режиссер Маша Агранович ("За зрелую молодость").
 
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ "Белый слон": "Охотник", режиссер Бакур Бакурадзе.
 
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков: "Родина или смерть", режиссер Виталий Манский.
 
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ "Белый слон" ("Кинотавр". Короткий метр"): "Незначительные подробности случайного эпизода", режиссер Михаил Местецкий.

Светлана ХОХРЯКОВА
 

Источник: Культура. — 2011. — 16 06. — № 20. — С. 1, 8.

Распечатать...