КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 03/2011 [49]
Статья (в сокр.)
ЕХАЛО УХО В АВТОБУСЕ
 
В Суздале завершился 16-й Открытый российский фестиваль анимационного кино

Раз в год российское анимационное сообщество собирается вместе, автобусным караваном едет в Суздаль, чтобы посмотреть работы друг друга и свои показать. <…> Но даже в автобусе не перестают работать – обсуждать замыслы, рукодельничать. В нашем автобусе молоденькая девушка всю дорогу занималась… ухом. Ухо это по размерам чуть больше человеческого и цвета странного – нежного, зелено-желтого. Оно лохматое, напоминает по фактуре валенок. Мастерица всю дорогу тыкала в него спицей, и к концу поездки ухо обрело нужные формы. А чтобы не сбиться с курса, художница держала перед собой карандашный набросок эталонного уха. Так рождаются мультфильмы, на создание которых, даже самых коротких, уходит иной раз до пяти лет.
 
Конкурсная программа Суздаля оказалась очень разнообразной, немало в ней было ярких работ <…>. И это несмотря на то, что в течение нескольких месяцев наши мультипликаторы не имели никакого финансирования, пока в очередной раз наверху решались структурные и бюджетные вопросы. И выживали вопреки всему.
 
Вновь <…> показала себя екатеринбургская школа. Прошлогодний лауреат Валентин Ольшванг, хоть и живет теперь в Москве, – яркий ее представитель. На этот раз жюри под руководством Станислава Соколова Гран-при вручило фильму «Подарок» Михаила Дворянкина. Работа над картиной продолжалась почти четыре года, и это дебют художника в режиссуре и своего рода сиквел картины Зои Киреевой «Девочка-дура», на которой художником работал Михаил Дворянкин. В титрах «Подарка» как автор идеи значится Зоя Киреева. И если девочка-дура была наивной и трогательной, руководствовалась своими чувствами и чистыми помыслами, а это в нашем не самом благоприятном мире равно погибели, то в «Подарке» действует мальчик-дурачок, не менее наивный и чистый до умопомрачения. Пока в стране полным ходом идет претворение в жизнь решений XXVI съезда партии, он готовит к 8 Марта подарок своей однокласснице, но как вручить его, не знает. Получается все не так, как задумано. И девицы в классе – какие-то глупые коровы, неспособные оценить трепетную душу одухотворенного мальчика. Школьная жизнь получилась точной и смешной, столько в ней знакомых каждому примет, и так все это лихо и нежно сделано, что вопросов по присуждению главной награды не возникает.
 
Была еще и одна «Девочка, которая порезала пальчик» Эдуарда Беляева, по эвенкийским сказкам. Ее сочли новым словом в анимации, и Эдуард стал чуть ли не национальным героем. В его фильме девочек, похожих на букашек, отлавливала великанша Мойрызпах, одну даже затащила к себе в дом. Но девочка оказалась не дурой, и все закончилось хорошо. За кадром происходящее комментирует телеведущий Николай Дроздов, создавая иллюзию научно-популярного зрелища из жизни нашей планеты. Все персонажи странные, не имеют никакого отношения к реальности, но все это так причудливо сложено в динамичную круговерть, что становится весело и смешно. <…> профессионалы оценили достижения автора.
 
Помимо жюри, оценки на фестивале выставляют все гости и участники. Они заполняют анкеты, где указывают десятку своих фаворитов. В результате складывается некий пьедестал почета. На первой его ступени оказался Алексей Демин с картиной «Шатало» по рассказам Юрия Коваля. Авторский стиль Алексея угадывается с первых секунд. Его мир возникает из черточек, линий, превращающихся в траву и людей, деревенскую девчонку и черного кота Шатало, который шарахается, где не надо, путается под ногами, одни напасти от него. «Шатало» набрал 176 баллов, а «Подарок» – 108, заняв третье место в рейтинге. На четвертом оказалась «Девочка, которая порезала пальчик». А вот на втором – студенческая работа «Еще раз!» учениц Александра Петрова, о которой мы уже писали, она получила награду и на осеннем «КРОКе». Ярославская фактура, а это город, где живут наш оскароносец Петров и, соответственно, его ученики, работающие, как и он, в технике живописи на стекле, передана удивительно, она живая и дышит. Но шесть учениц мастера <…> слепо идут по его пути, и им еще предстоит обрести собственное лицо.
 
Теперь и в анимацию проник мат. Талантливая двухминутная работа опять же екатеринбуржца Ивана Золотухина «Колхозники» сделана в стиле рэп о том, как милиция обезвредила банду рецидивистов. Не успели пацаны «ни вмазать, ни раскуриться», скрутили их, обложили стражи порядка. На недавнем фестивале в самом Екатеринбурге, по свидетельству очевидцев, было несколько мультфильмов, оперирующих нецензурной речью.
 
Совсем не радуют мультсериалы, которые идут потоком, их герои бездушны и маловыразительны, лишены индивидуальности. И это мягко сказано, <...> они полные отморозки. Всякой дребеденью забиваются головы несчастных детей. А вот сами производители этого добра чувствуют себя очень даже хорошо, они зарабатывают деньги, имеют отличное кинооборудование, готовы даже оказывать услуги тем неимущим создателям авторского кино, которые годами ваяют свои шедевры. Хотя есть и исключения. К примеру, в «Смешариках» среди очень средних и поставленных на поток фильмов <...> попадаются занятные истории. На этот раз Крош ставил задачу перед другом: «Спаси меня от самого себя» и находил выход: «Я прощу самого себя». Получилось абсурдно и смешно. Идея нового мультсериала «Везуха!» по мотивам сказок современных писателей, инициированная продюсером Арсеном Готлибом, сама по себе хороша, и два первых фильма цикла выгодно отличаются от потока тусклой аналогичной продукции, но только на этом фоне. Герои и тут – как схемы, ничто человеческое в них не угадывается.
 
Сложился целый блок православных мультфильмов, и хорошо, что организаторы представили его отдельно. Если в игровом кино и документальном такого рода картины уже заняли свои позиции, то в анимации, может быть, впервые эта тема так громко заявила о себе. Беда данных картин в их воинственном и даже агрессивном настрое, переизбытке ложного пафоса. Видно, что средства потрачены серьезные, сил и труда вложено много. Режиссеры – не зеленая молодежь, а взрослые люди. Серьезные работы по исполнению сгубили мнимые посылы. Не хватает в них опять-таки человечности и тепла, обращенности к конкретному зрителю. Сделаны они как будто для отчетности перед сидящими в президиуме функционерами. Игорь Мишуков, представивший <...> самый уязвимый фильм «Александр Невский. Победа над смертью», попытался затронуть не только тему исторической памяти, но и смерти через судьбу святого и благоверного князя Александра Невского. Попытался провести мысль о том, что смерти нет. Рассказывал нам, что сам он – воцерковленный человек. «Пересвет и Ослябя» Станислава Подивилова – по-своему грандиозная работа, и посвящена она героям Куликовской битвы, имена которых забыты. Хранила их в бою икона. Но слишком уж державно все прозвучало, как лозунг, чтобы мы раз и навсегда усвоили некоторые истины, которые неоспоримы. Интересно, что фильм этот Станислав Подивилов сделал после разговора с молодым человеком, который не хотел служить в армии. Человеческая интонация отличает лишь «Встречу» Натальи Федченко. Это фильм об иконе Казанской Божьей Матери, которая всегда была спасительной для людей – и в Смутное время, и в годы Великой Отечественной войны. Герои «Встречи» – летчики, попавшие в самое логово врага, спасались они, пробираясь через болото и не без помощи Пресвятой Богородицы. Молодежь, присутствовавшая на показе православного блока, ржала (это самое точное слово в данном случае), осмеивала все, что видела на экране. Успокоились лишь в какой-то момент на «Встрече». После показа фильмов состоялось обсуждение, и оно тоже началось с весьма агрессивного выступления одной из зрительниц, сразу бросившейся защищать православные идеи, хотя никто ни на кого не нападал. Предлагалось показывать эти фильмы детям в школах, прозвучало это, как требование. Православный блок назвали даже ответом на недавние события на Манежной площади. Четвероклассник Алексей, как на партсобрании, поддержал идею, он хотел бы, чтобы его одноклассники увидели фильм «Пересвет и Ослябя». Началась бурная дискуссия. <…>
 
Неприятно удивил нынешний Суздаль нашествием неофитов, или, точнее, нашествием варваров. В кино приходит все больше новых людей, иной раз не имеющих к нему никакого отношения, не обремененных специальным образованием. Видно, что кто-то из них талантлив. Наталья Лукиных, составлявшая программу, объяснила, что решили этих людей пригласить, видя, как бьются они в самостоятельном контексте. И это действительно так. Но странно было слышать на собраниях от людей, теперь уже причастных к анимации, словечко «мультики», обидное для настоящего мультипликатора. «Я решил снять мультик, потому что увидел мультик такого-то. Сам я не режиссер, и художник у меня – не художник, а вообще-то модельер…» – такие дилетантские разговоры звучали в присутствии Юрия Норштейна и других профессионалов. Были и другие, иногда совсем юные, представители анимационного цеха, не залетевшие в него случайно. Один из них, впервые оказавшись на столь представительном мероприятии, заметил, что люди в анимации не ради денег работают, не ради бизнеса, ими движут другие идеи, и в Суздале это очевидно. <…>

Светлана ХОХРЯКОВА
 

Источник: Культура. — 2011. — 17 03. — № 8. — С. 8.

Распечатать...