КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ № 02/2011 [34] |
Творческая лаборатория Дмитрия Крымова, работающая под крышей Школы драматического искусства, осваивает новую тему и новое сценическое пространство: премьеру "Темных аллей" по одноименному циклу рассказов Ивана Бунина крымовцы играют не в привычных для них интерьерах театра на Сретенке или Студии на Поварской, а в Центре им. Мейерхольда. Неожиданным будет и актерский состав. Помимо постоянных участников театральных проектов Крымова в спектакле занят Валерий Гаркалин, у которого <…> учились многие крымовцы.
Для Валерия Гаркалина "Темные аллеи" - дебют в лаборатории Крымова. Однако это не первая совместная работа артиста и режиссера. В 2002-м Дмитрий Крымов, тогда только начинавший свои режиссерские эксперименты, поставил в Театре им. Станиславского "Гамлета" с Валерием Гаркалиным в заглавной роли. Постановка, впрочем, успеха не имела. Как <…> думается, потому, что ни публика, ни критики в то время еще не были готовы к восприятию того, что впоследствии оформилось как индивидуальный и никак не вписывающийся в рамки традиционного театра режиссерский стиль Крымова.
За годы работы лаборатории, начавшей свою историю в 2002 году, когда Крымов стал преподавать сценографию в РАТИ, крымовцы выпустили уже девять спектаклей. Несколько из них номинировались на главную театральную премию России, а "Демон. Вид сверху" и "Opus N 7" отмечены полновесными "Золотыми масками". <…>
"Темные аллеи", <…> оформленные Верой Мартыновой, - десятый, юбилейный спектакль лаборатории. По жанру его можно отнести к свободной театральной фантазии, насыщенной множеством визуальных метафор. Сюжеты скомпонованы как череда флешбэков, вспышек воспоминаний, которыми делятся друг с другом семеро случайно встретившихся мужчин.
Повествовательная составляющая спектакля заимствована из "Темных аллей", написанных в предвоенные и военные годы - с 1937 по 1944 год. Сорок бунинских рассказов о любви сюжетно никак не связаны со временем работы над ними. Однако даты, педантично проставленные писателем в конце каждого рассказа, так или иначе добавляют общему трагическому настроению "Темных аллей", в которых нет ни одного хеппи-энда, дополнительную сумрачную краску.
Тема губительной любовной страсти и всех ее производных, которая в рассказах Бунина развивается как трагическое противопоставление телесного и душевного, для крымовской лаборатории, состоящей в основном из молодых людей, почти еще детей, - совсем новый материал. Однако обращение к нему обусловлено, кажется, не только естественным взрослением крымовских артистов или появлением среди них такого "взрослого" союзника, как Валерий Гаркалин.
Для отца Дмитрия Крымова, великого театрального режиссера Анатолия Эфроса, любовь была магистральной темой творчества. В спектаклях его сына она, как ни странно, до сих пор звучала только как скрытый лейтмотив, как еле различимые шумы в сердце. <…> так еще недавно казалось. <…> накануне премьеры по бунинским "Темным аллеям", в которых представлен чуть ли не весь возможный спектр мужских любовно-эротических рефлексий, невольно думается, что те шумы в сердце прежних крымовских спектаклей не были ни случайной системной ошибкой режиссера, ни массовой галлюцинацией публики.
Источник: Известия — Московский выпуск. — 2011. — 04 02. — № 19. — С. 16.
Распечатать... |