КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 09/2010 [56]
Статья (в сокр.)
ЗА ВКЛАД В ЧУВСТВО ЮМОРА СТРАНЫ
 
В этой фестивальной номинации достойна награды режиссер Алла Сурикова

Одиннадцать лет назад она создала фестиваль комедии «Улыбнись, Россия!» и стала его президентом. Сняв фильмы «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Человек с бульвара Капуцинов», «Хочу в тюрьму», «Московские каникулы» и еще более десятка комедий, Сурикова на собственнном киноопыте убедилась, что Россия не такая уж угрюмая страна, как принято думать, и помочь ей улыбаться очень даже можно, просто надо постараться. Она предложила Общественной палате, где проводился один из круглых столов фестиваля, сделать национальной идеей лозунг «Улыбнись, Россия, несмотря ни на что и вопреки всему!»
 
Фестиваль «Улыбнись, Россия!» проходит каждую осень. И всякий раз на нем кому-нибудь вручают премию «За вклад в чувство юмора страны». Обладателями этой престижной премии становились Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов... На фестивале отмечалась работа и ушедших мастеров комедии - Андрея Миронова, Григория Горина, Юрия Никулина, Никиты Богословского, которые и теперь учат Россию улыбаться. А вот Сурикова эту премию не получала. Что несправедливо <…>.
 

"Когда заканчиваю картину, стараюсь ее больше не смотреть"

- Недавно вышел на экраны ваш новый фильм «Человек с бульвара Капуцинок». Это сиквел вашей же знаменитой картины «Человек с бульвара Капуцинов»?
 
- Это парафраз. И действие происходит не на Диком Западе, а в маленьком русском городе. Съемки проходили в старинном, доброжелательном и уютном Муроме. Снимались замечательные артисты - Мария Миронова, Лиза Боярская, Алексей Булдаков, Михаил Боярский, Юрий Гальцев, Евгений Миллер, Игорь Гаспарян, Андрей Носков, Николай Фоменко, Леонид Ярмольник, Максим Коновалов, Марина Голуб, Анжелина Карелина, Сергей Габриэлян, Иван Румп-Суриков и мои постоянные бомжи-философы Михаил Мишин и Александр Адабашьян...
 
- О чем фильм?
 
- Идея такая "простенькая": как человек может (и должен!) стать счастливым. А рецепт прост - надо заняться любимым делом. <…> Для наших героев таким делом всей жизни стало кино. Я ведь и сама верю в то, что кино способно повлиять на судьбы людей, изменить их жизнь. Кино - это "волшебная отрава". Героиня фильма приехала в русский городок, имея намерение снять кино с человеческим лицом. Она влюблена в старое советское кино. Мы при этом не называем ни одного фильма. Конкретное название упоминается единственный раз. Герой Булдакова говорит: "Вчера смотрел «Когда деревья были большими»... Так плакал". <…> с этой фразой Алексей Иванович как-то пришел на съемочную площадку. Она и осталась в фильме.
 
- А вы свои старые фильмы иногда пересматриваете?
 
- Мне недавно позвонил первый заместитель главного редактора «МК» Петр Спектор и говорит: "Слушай, «Две стрелы» - твоя работа?" Я говорю: "Да". - "Это одна из моих любимых картин. А я никогда в ней титры не видел". Вот так ко мне иногда возвращаются какие-то мои фильмы. Один мой друг Саша рассказывал, что пригласил как-то девушку на "то-се". Для "вдохновения" решил поставить соответствующую "эрот-киношку". Но перепутал диски и поставил мою картину «Чокнутые». Потом доложил мне: "Она так замечательно смеялась, что я на ней женился"... Но специально я свои картины не пересматриваю. Вообще, когда заканчиваю картину, стараюсь ее некоторое время не смотреть: руки чешутся все переснять и переделать. Чаплин мог себе позволить снять, посмотреть с публикой, послушать реакцию зрителей и начать кино заново, а у меня, увы, "поезд ушел и рельсы разобрали". Хотя свой новый фильм на премьере почти весь посмотрела. Мне было интересно почувствовать дыхание зала. Ведь комедия очень зависима от зала. И <...> зал чутко реагировал, несколько раз даже взрывался аплодисментами. Когда я закончила «Будьте моим мужем», было состояние тревожно-неуверенное. А в ту пору на «Мосфильме» устраивали просмотры по праздникам и чаще всего показывали комедии. И вот на 8 Марта мою картину крутили в старом эталонном зале для мосфильмовцев. Я подумала: постою, пару частей посмотрю и тихо слиняю. Встала. Стою. Две части простояла. Публика замечательно реагирует, хлопает, смеется. Подумала: а чего это я так распереживалась... Вот тогда и появилось то странно-прекрасное чувство, которое позже Андрей Александрович Миронов назвал "трусливый оптимизм". Так и простояла всю картину, не смогла уйти.
 
- А когда сегодня смотрите какой-нибудь свой фильм, снятый давно, какие чувства испытываете?
 
- К своему фильму, снятому энное количество лет назад, я отношусь почти объективно: ребенок вырос и ушел в самостоятельную жизнь, отдалился от меня. Я уже не жажду его переделать. Только подчас пробуждаются ностальгические чувства. Если снимался Андрей Миронов, то вспоминаешь, как он приходил, как готовился к выходу на площадку, как помогал партнерам, как шутил...
 

"Судьбу премий у нас решает зритель"

- Как вам удается составлять программу фестиваля «Улыбнись, Россия!»? Дело даже не в том, что мало хороших комедий, их никогда не бывает много. Вообще мало комедий. Где наскребаете?
 
- Сказать "наскребаем" можно было про первые два-три фестиваля, а теперь уже от каких-то фильмов и отказываемся.
 
- Сколько картин в фестивальной афише?
 
- Примерно четырнадцать. Семь дней просмотра. Больше двух картин в день смотреть сложно. Да и не все картины входят в основной просмотр. Большая часть идет в кинотеатре «Художественный». <…> есть и короткометражки, и документальные фильмы. <…>
 
- Документальное кино - на фестивале комедии?
 
- Почему бы и нет. Есть очень смешная документалка. Что же касается премий, то их судьбу у нас решает зритель. Существует несколько отрывных талонов в бюллетене для голосования: "отлично", "хорошо" и "так себе". И на каждом сеансе зрители опускают эти бюллетени в ящик с названием картины. Потом голоса подсчитываются, выясняется их соотношение и выводится общая оценка. Есть еще и Экспертный совет, возглавляемый Глебом Скороходовым, человеком интеллигентным и ироничным. Для присуждения Гран-при очень важно, чтобы совпало мнение зрителей и Экспертного совета. Чаще всего эти мнения совпадают. Но голоса зрителей все равно главнее.
 
- Хорошо ли это - в оценке фестивальных картин полагаться на зрительский вкус, подчас весьма непритязательный?
 
- Мне кажется, на таком фестивале только так и надо. Комедия - площадное искусство, и редкие произведения этого жанра "долетают до середины Днепра". Как говорит мой учитель Георгий Николаевич Данелия: "В мире делается за год пятьдесят комедий, из них успешных - четыре. Почему все они должны быть у нас?" Тем не менее в России есть кого награждать.
 
- Где будет проходить фестиваль в этом году?
 
- Опять в Москве, в «Художественном».
 
- Раньше вы проводили его в Великом Новгороде, Астрахани, Ярославле... Почему покинули провинцию?
 
- Я бы с удовольствием проводила его в провинции. Но есть целый ряд обстоятельств, вынуждающих нас пока улыбаться в Москве. <…>
 
- Нынешний фестиваль когда состоится?
 
- В ноябре, когда погода требует подарить людям улыбку.
 

"Вседозволенность снизила юмор"

- Как вы думаете, юмор меняется вместе со временем? То, что вчера было смешно, сегодня уже не смешно?
 
- Юмор высокой пробы, я думаю, не подвержен старению. Иначе комедии Мольера давно бы сошли со сцены, а о фильмах Чаплина уже никто бы и не вспомнил. Другое дело, что меняются приемы, вызывающие смех. <…> существует фильм «Гитлер капут!», выходит в эфир «Камеди клаб». И снимая свой новый фильм, ты вынужден идти навстречу массовому зрителю.
 
- Они, вы считаете, влияют на качество современной кинокомедии?
 
- Думаю, что влияют. Называть какие-то вещи своими именами, что-то говорить прямым текстом, использовать нижнюю часть тела в качестве лица комедии стало допустимо. А вот Горин, Брагинский - они держали планку. И эта планка не давала расслабиться комедиографам.
 
- Зрительский запрос на такой юмор вам транслируют ваши продюсеры?
 
- Не обязательно. Я сама понимаю, что какие-то сегодняшние завлекалочки и фенечки необходимы. Как говорит герой Алексея Панина в моей картине, "сегодня даже «Узбекфильм» без эротики не снимает"...
 
- Значит, юмор все же подвержен воздействию времени?
 
- Да. <…> Формулировка "и держит стыд в узде" сегодня уже не работает. Нет той узды. И эта вседозволенность, конечно, сделала свое "понижающее" дело. Хотя констатирую: как-то посмотрела подряд несколько выпусков «Камеди клаб». Мне показалось, что они сворачивают в сторону более высокого юмора, по крайней мере не опускаются совсем уж до нижнего этажа. Я сейчас скажу, может быть, нехорошую вещь, но, с моей точки зрения, правильную: лучше пусть на экране смешат, чем убивают. Лучше это, чем кровь и насилие. Попросту говоря, лучше пусть над голой задницей посмеются, чем в эту задницу пульнут.
 
- Юмор телесного низа тоже имеет свою природу. Наверняка тут без Фрейда не обойдешься.
 
- Готовясь к фестивалю «Улыбнись, Россия!», я читала и Фрейда, и других ученых, которые исследовали природу юмора. Оказалось, для поддержания здоровья мужчинам рекомендуется смеяться не менее двадцати трех раз в день, а женщинам - не менее семнадцати. Когда человек смеется, в легкие поступает кислород, обогащается кровь, идет физиологическое оздоровление. Есть исследования одного американского журналиста, который был приговорен к умиранию. Какая-то редкая болезнь у него была. И он <...> был прикован к постели, попросил, чтобы ему приносили комедии. Он стал смотреть их каждый день, стал смеяться - и выздоровел. И написал книгу об этом - о пользе смеха. Известная вещь: когда в больницу приезжают клоуны, дети выздоравливают быстрее. Потому что они смеются. Так что в принципе смех полезен. <…> не стоит ругать людей, которые смешат не самым высоким образом.
 

"Я не сторонник фильмов, где нет улыбки"

- Что такое комедийный актер? Кто-то к комедии предрасположен, а кто-то - нет?
 
- Я думаю, существует предрасположенность. Вот Маша Миронова утверждает, что она драматическая актриса, а не комедийная, но я считаю, что гены не обманешь. До полнометражной картины она снялась у меня в короткометражке, которую я делала в проекте Егора Кончаловского «Москва, я люблю тебя!». Симпатичная история, я сама ее придумала. Женщина выбегает из дому, взлохмаченная, неухоженная, ребенка впихивает в машину, вещи падают, все сыпется, едет, по дороге ребенка завозит к отцу, сбрасывает на переднее сидение косметику, едет дальше, начинает прихорашиваться, ее милиционер останавливает, она начинает искать деньги, вынимает смятый стольник, у нее один глаз накрашен, он берет второй стольник, кладет ей в права и все под музыку, практически без слов. Потом она выходит - королева. Оператор Саша Носовский чуть подрапидил: идет, каблучки, чулочки, платьице, шарф красный развевается, шляпка с сеточкой. Поднимается по ступенькам, навстречу идут мужики, смотрят на нее ошеломленно. А в конце музыкальная тема выходит на рондо каприччиозо Сен-Санса, мы видим крупный план, когда руки за кадром ходят в такт музыки и кажется, что героиня играет на рояле. Слезы по щекам - черные от туши. А потом камера опускается и оказывается: она стоит на кухне и режет лук. Ради двух минут, чтобы пройтись мимо мужчин - кто-то розу подарит, кто-то визитку, - она вышла королевой, а потом опять работает, режет лук на кухне. Такая женская история, а про косметику на переднем сидении - это из собственной жизни. Из пункта А в пункт Б на светофоре успеваю использовать косметику, если в пункте Б есть кто-то тот, для кого мне приятно делать это.
 
- В вашем новом фильме Миронова открыла в себе комедийный дар?
 
- У нее там нет ярких комедийных эпизодов, нет открытого комедийного всплеска, но благодаря своему чувству юмора она на лету схватывала тональность каждого эпизода, легко входила в атмосферу картины и участвовала в ее создании.
 
- А есть актеры, которым комедия противопоказана?
 
- <…> есть. Комедия противопоказана человеку без чувства юмора. Я ориентируюсь на актеров, которые меня понимают с полуслова: ты намекаешь - они схватывают. Вот Саша Балуев снялся у меня в комедиях «Идеальная пара» и «О любви в любую погоду». У него прекрасное чувство юмора, хотя режиссеры пользуются этим его талантом не часто. Потом у нас с ним была мелодрама «Вы не оставите меня», где он сыграл главную роль. Время от времени, когда меня переклинивало на любимый жанр, Саша восклицал: "Алла Ильинична, мы же не комедию снимаем!" Но у меня был свой аргумент: Чаплин как-то резонно заметил, что жизнь не есть чередование похорон. Я не сторонник картин, где нет улыбки и юмора, потому что <…> в любой жизненной передряге они могут спасти человека.
 
- Вас легко рассмешить в кинозале?
 
- Я благодарный зритель. Но иногда, особенно на просмотре зарубежных фильмов, невольно начинаю оценивать, как это сделано, как движется камера, как легко переходит за героем...
 
<...>
 
- Почему провинция смеется скорее и охотнее, нежели столица?
 
- Она шире смеется. Ритм другой, есть возможность остановиться и улыбнуться. И, наверное, есть такое желание.
 
- Но вообще-то Россия - угрюмая страна?
 
- По сравнению с другими странами - наверное. Посмотрите на человека в Америке. Вот вы идете ему навстречу. Встретились с ним глазами - и он вам улыбнулся. И у вас в ответ тоже улыбка. Наверняка эта улыбка к вам прямого отношения не имеет и <...> скажу по секрету, она почти профессиональная, заученная: так положено. Но мне без разницы. Улыбается - и замечательно. И у меня настроение лучше. В любом случае лучше. Я уже говорила вам, что у меня призыв к улыбке - как национальная идея. И еще одна идея - тоже национальная: уступи дорогу пешеходу. Постепенно эта вторая идея входит в жизнь.
 
- А умение улыбаться?
 
- Оно дается труднее, но, надеюсь, когда-нибудь мы им тоже овладеем.

Валерий ВЫЖУТОВИЧ
 

Источник: Российская газета. — 2010. — 03 09. — № 198. — С. 12.

Распечатать...