КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ № 04/2010 [14] |
Исполнилось 100 лет со дня рождения человека, имя которого неотделимо от цирка и
его истории, — Евгения Тимофеевича Милаева, народного артиста СССР, Героя
Социалистического Труда, директора и художественного руководителя Большого
Московского государственного цирка на проспекте Вернадского (1977 - 1983 гг.).
Евгений Милаев <…> посвятил цирковому искусству всю жизнь: в течение 55
лет, начиная с 1928 года, он демонстрировал на советских и зарубежных аренах
свои блестящие номера. Целый букет жанров - разговорный, воздушная гимнастика и
партерная акробатика, клоунада и буффонада... Но подлинная вершина творчества
Милаева, безусловно, эквилибр на першах и лестницах. Уникальные трюки, созданные
Милаевым, по сей день остаются неповторимыми. И вряд ли будут повторены, если за
дело не возьмутся наследники - продолжатели династии. О Евгении Милаеве
рассказывают его дети - заслуженные артисты Российской Федерации Александр и
Наталья Милаевы.
- Отец впервые увидел цирк в восемь лет - и заболел им, - смеется
Наталья. - Тайком бегал в Народный цирк Ростова-на-Дону, занимался акробатикой,
гимнастикой, борьбой. Наш дед, Тимофей Васильевич, поначалу очень не одобрял
увлечение сына цирком. Дед служил в царской армии, был потомственный донской
казак и Евгению прочил карьеру сапожника. Считал это достойным для мужчины
делом. А цирк тогда считался делом несерьезным: балаган, шутовство... Чтобы
дедушка изменил свое мнение, отцу потребовалось стать знаменитым артистом <…>.
Со своей первой женой, Анастасией, Евгений Милаев познакомился в конце
20-х. Жена разделила с мужем главную любовь его жизни - пришла работать в цирк.
Довольно скоро она стала одной из участниц номера «Эквилибристы с шестами», где
Милаев работал нижним - держал на лбу шест, на котором балансировали сразу
четыре человека, в том числе и любимая супруга.
Так и пошло: в 1930 - 1941 годах Милаевы выступали в шапито Минска,
Витебска, Могилева, Гомеля. Выполняли уникальные номера, которые все время
совершенствовались - Евгений балансировал 9-метровую лестницу, на которой его
партнеры демонстрировали серию гимнастических и акробатических трюков. Теперь
уже и Анастасия пробовала свои силы в роли нижней - единственная в Советском
Союзе и в мире.
Война застала супругов Милаевых на гастролях в Минске. В воскресный день
22 июня 1941 года цирк должен был давать два представления: дневное и вечернее.
Но они не состоялись. <…> на следующий день в четыре утра немецкие
бомбардировщики начали бомбить Минск. Одна из бомб угодила прямо в дом, где жили
Милаевы, но им повезло - не в их половину.
После войны Милаев работал как эквилибрист с першами и лестницами,
возглавлял групповой номер балансеров под общим псевдонимом «Милаевы». Со своими
рекордными номерами труппа регулярно гастролировала за рубежом: в Китае, Швеции,
Великобритании, Франции, Польше, ГДР, ФРГ, Японии, Италии, Австрии,
Чехословакии, Швейцари, Австралии...
- Отец сам воспитывал будущих артистов, ведь цирковых училищ тогда не
было, - говорит Александр. - Брал в ученики ребят, таких же, каким он был сам
раньше, беззаветно влюбленных в цирк. Он вырастил целую плеяду молодых артистов
настолько своеобразную, что о них всегда с уважением говорили и говорят как о
милаевской школе. Это <…> джентльмены манежа: самые сложные трюки они исполняют
как бы шутя, легко и четко.
Гастроли продолжались, а супруги Милаевы готовились стать родителями.
Однако надежды обернулись трагедией. Видимо, тяжелая гастрольная жизнь все-таки
подорвала здоровье Анастасии - и в 1948 году в Ленинграде она скончалась при
родах. Дети, брат и сестра, первые два года жизни провели в Доме малютки на
Васильевском острове - отцу некуда было их забрать, да и оставить не с кем.
Специфика цирковой жизни...
<…> в 1950 году Евгений Милаев отвез подросших сына и дочь к своим
родителям в Ростов-на-Дону. А в 1951 году встретил девушку, которая стала его
второй и самой известной женой - Галину Брежневу. Знакомство состоялось в
Днепропетровске, куда с гастролями приехал передвижной цирк шапито, в котором
блистал 41-летний Евгений Милаев. 20-летняя Галина пришла на одно из
представлений - и влюбилась без памяти...
Вскоре после свадьбы у молодых родился ребенок - дочь Виктория. Теперь у
Евгения Милаева была жена, хозяйка, появился и постоянный дом, и он счел
возможным забрать к себе детей от первого брака. В 1954 году Саша и Наташа
приехали в Москву. И сразу же - на манеж!
- Да, на арену я попал раньше, чем в школу - в шесть лет, - улыбается
Александр. - Воспитывались мы по-спартански: основная часть жизни, так или иначе,
проходила в цирке. Мы даже в футбол ухитрялись играть на манеже. Не самое
удобное поле, а куда деваться? Зато уже в 9 лет я получал такой же оклад, как
инженер на заводе! <…>
- Каждое утро перед тем, как идти в школу, мы репетировали, - уточняет
Наталья. - После школы - опять на репетицию, теперь уже в цирк. Час - полтора
оставалось на то, чтобы выучить уроки - этим мы занимались обычно в гардеробной,
а сразу после - разминка и выход на манеж, представление начинается! Зато на всю
жизнь выработалась привычка: не терять ни минуты зря и не бояться трудностей.
- Разве у родственников Брежнева могли быть трудности? Наверное, стоило
только попросить...
- Леонид Ильич и Евгений Тимофеевич глубоко уважали друг друга. И отец
мог бы попросить, наверное, все что угодно. Но он никогда ничего не просил.
Единственное, в чем Леонид Ильич нам помог, и то по собственной инициативе, -
это получить нашу первую квартиру в Москве, в знаменитом доме на улице Чкалова,
где жили Самуил Маршак, Давид Ойстрах и другие знаменитости. <…>
- Всей семьей за одним столом мы собирались редко, на даче Брежнева в
основном, а Леонида Ильича видели и того реже. Очень был занятой человек. И хотя
брак Евгения Тимофеевича с Галиной Леонидовной продлился только пятнадцать лет,
было известно, что отец с генсеком дружен. Когда отца назначали директором цирка
- много было желающих на эту должность. Но цирк попал в самые надежные руки из
всех возможных!
Став в 1977 году директором и худруком Цирка на Ленинских горах, Милаев в
буквальном смысле слова вдохнул в него новую жизнь. Уникальный 4-сменный манеж,
семь лет простоявший сломанным, заработал в считанные месяцы. Национальные
коллективы артистов братских республик, к тому времени практически
расформированные, вернулись - и создали целый рад запоминающихся программ.
Каждый год «милаевский» цирк выдавал на-гора что-то новое, доселе
невиданное. В 77-м вышла программа «Под солнечным куполом лета», в 78-м -
артисты социалистических стран показали международный фестиваль «Все звезды к
нам», а в 79-м казахский коллектив представил цирковой спектакль «Земля чудес»,
посвященный 25-летию освоения целины. Уникальная программа 80-го года «Звезды
Олимпийской арены» шла с аншлагами целый год и даже была выдвинута на соискание
Государственной и Ленинской премии. И дальше - «Цирк на льду» в 81-м, «Руслан и
Людмила» и «Человек-невидимка» в 82-м, «Карнавал идет по свету» в 83-м... Не
только для зрителей, но и для самого Цирка на Вернадского годы директорства
Милаева стали эпохой - яркой, веселой, запомнившейся навсегда.
Но <…> светлая полоса не была долгой. Леонид Брежнев умер в 82-м году.
Евгений Милаев пережил тестя меньше чем на год - в сентябре 1983 года его не
стало. А через несколько лет и дети Милаева уехали в США. Тогда казалось, что
навсегда...
- С середины 80-х система советского цирка начала рассыпаться, - делится
Александр. - В цирке поменялась власть, расцвела внутренняя коррупция. Мы
пытались как-то себя найти в этом изменившемся цирке, потом поняли - бесполезно,
забрали детей и на пятнадцать лет уехали в Америку. <…> сейчас наше возвращение
обрело смысл: цирк возрождается, появилась надежда, что профессионалы старой
цирковой школы снова будут востребованы. И мы очень надеемся, что династии, и не
только Милаевых, возродятся в России.
<…>
Источник: Московская Правда. — 2010. — 24 04. — № 85. — С. 6.
Распечатать... |