КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 04/2010 [14]
Статья (в сокр.)
НЕ ЧЕЛОВЕК, А БУКЕТ ЖАНРОВ
 
Исполнилось 100 лет со дня рождения Евгения Тимофеевича Милаева

Исполнилось 100 лет со дня рождения человека, имя которого неотделимо от цирка и его истории, — Евгения Тимофеевича Милаева, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, директора и художественного руководителя Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского (1977 - 1983 гг.).
 
Евгений Милаев <…> посвятил цирковому искусству всю жизнь: в течение 55 лет, начиная с 1928 года, он демонстрировал на советских и зарубежных аренах свои блестящие номера. Целый букет жанров - разговорный, воздушная гимнастика и партерная акробатика, клоунада и буффонада... Но подлинная вершина творчества Милаева, безусловно, эквилибр на першах и лестницах. Уникальные трюки, созданные Милаевым, по сей день остаются неповторимыми. И вряд ли будут повторены, если за дело не возьмутся наследники - продолжатели династии. О Евгении Милаеве рассказывают его дети - заслуженные артисты Российской Федерации Александр и Наталья Милаевы.
 
- Отец впервые увидел цирк в восемь лет - и заболел им, - смеется Наталья. - Тайком бегал в Народный цирк Ростова-на-Дону, занимался акробатикой, гимнастикой, борьбой. Наш дед, Тимофей Васильевич, поначалу очень не одобрял увлечение сына цирком. Дед служил в царской армии, был потомственный донской казак и Евгению прочил карьеру сапожника. Считал это достойным для мужчины делом. А цирк тогда считался делом несерьезным: балаган, шутовство... Чтобы дедушка изменил свое мнение, отцу потребовалось стать знаменитым артистом <…>.
 
Со своей первой женой, Анастасией, Евгений Милаев познакомился в конце 20-х. Жена разделила с мужем главную любовь его жизни - пришла работать в цирк. Довольно скоро она стала одной из участниц номера «Эквилибристы с шестами», где Милаев работал нижним - держал на лбу шест, на котором балансировали сразу четыре человека, в том числе и любимая супруга.
 
Так и пошло: в 1930 - 1941 годах Милаевы выступали в шапито Минска, Витебска, Могилева, Гомеля. Выполняли уникальные номера, которые все время совершенствовались - Евгений балансировал 9-метровую лестницу, на которой его партнеры демонстрировали серию гимнастических и акробатических трюков. Теперь уже и Анастасия пробовала свои силы в роли нижней - единственная в Советском Союзе и в мире.
 
Война застала супругов Милаевых на гастролях в Минске. В воскресный день 22 июня 1941 года цирк должен был давать два представления: дневное и вечернее. Но они не состоялись. <…> на следующий день в четыре утра немецкие бомбардировщики начали бомбить Минск. Одна из бомб угодила прямо в дом, где жили Милаевы, но им повезло - не в их половину.
 
После войны Милаев работал как эквилибрист с першами и лестницами, возглавлял групповой номер балансеров под общим псевдонимом «Милаевы». Со своими рекордными номерами труппа регулярно гастролировала за рубежом: в Китае, Швеции, Великобритании, Франции, Польше, ГДР, ФРГ, Японии, Италии, Австрии, Чехословакии, Швейцари, Австралии...
 
- Отец сам воспитывал будущих артистов, ведь цирковых училищ тогда не было, - говорит Александр. - Брал в ученики ребят, таких же, каким он был сам раньше, беззаветно влюбленных в цирк. Он вырастил целую плеяду молодых артистов настолько своеобразную, что о них всегда с уважением говорили и говорят как о милаевской школе. Это <…> джентльмены манежа: самые сложные трюки они исполняют как бы шутя, легко и четко.
 
Гастроли продолжались, а супруги Милаевы готовились стать родителями. Однако надежды обернулись трагедией. Видимо, тяжелая гастрольная жизнь все-таки подорвала здоровье Анастасии - и в 1948 году в Ленинграде она скончалась при родах. Дети, брат и сестра, первые два года жизни провели в Доме малютки на Васильевском острове - отцу некуда было их забрать, да и оставить не с кем. Специфика цирковой жизни...
 
<…> в 1950 году Евгений Милаев отвез подросших сына и дочь к своим родителям в Ростов-на-Дону. А в 1951 году встретил девушку, которая стала его второй и самой известной женой - Галину Брежневу. Знакомство состоялось в Днепропетровске, куда с гастролями приехал передвижной цирк шапито, в котором блистал 41-летний Евгений Милаев. 20-летняя Галина пришла на одно из представлений - и влюбилась без памяти...
 
Вскоре после свадьбы у молодых родился ребенок - дочь Виктория. Теперь у Евгения Милаева была жена, хозяйка, появился и постоянный дом, и он счел возможным забрать к себе детей от первого брака. В 1954 году Саша и Наташа приехали в Москву. И сразу же - на манеж!
 
- Да, на арену я попал раньше, чем в школу - в шесть лет, - улыбается Александр. - Воспитывались мы по-спартански: основная часть жизни, так или иначе, проходила в цирке. Мы даже в футбол ухитрялись играть на манеже. Не самое удобное поле, а куда деваться? Зато уже в 9 лет я получал такой же оклад, как инженер на заводе! <…>
 
- Каждое утро перед тем, как идти в школу, мы репетировали, - уточняет Наталья. - После школы - опять на репетицию, теперь уже в цирк. Час - полтора оставалось на то, чтобы выучить уроки - этим мы занимались обычно в гардеробной, а сразу после - разминка и выход на манеж, представление начинается! Зато на всю жизнь выработалась привычка: не терять ни минуты зря и не бояться трудностей.
 
- Разве у родственников Брежнева могли быть трудности? Наверное, стоило только попросить...
 
- Леонид Ильич и Евгений Тимофеевич глубоко уважали друг друга. И отец мог бы попросить, наверное, все что угодно. Но он никогда ничего не просил. Единственное, в чем Леонид Ильич нам помог, и то по собственной инициативе, - это получить нашу первую квартиру в Москве, в знаменитом доме на улице Чкалова, где жили Самуил Маршак, Давид Ойстрах и другие знаменитости. <…>
 
- Всей семьей за одним столом мы собирались редко, на даче Брежнева в основном, а Леонида Ильича видели и того реже. Очень был занятой человек. И хотя брак Евгения Тимофеевича с Галиной Леонидовной продлился только пятнадцать лет, было известно, что отец с генсеком дружен. Когда отца назначали директором цирка - много было желающих на эту должность. Но цирк попал в самые надежные руки из всех возможных!
 
Став в 1977 году директором и худруком Цирка на Ленинских горах, Милаев в буквальном смысле слова вдохнул в него новую жизнь. Уникальный 4-сменный манеж, семь лет простоявший сломанным, заработал в считанные месяцы. Национальные коллективы артистов братских республик, к тому времени практически расформированные, вернулись - и создали целый рад запоминающихся программ.
 
Каждый год «милаевский» цирк выдавал на-гора что-то новое, доселе невиданное. В 77-м вышла программа «Под солнечным куполом лета», в 78-м - артисты социалистических стран показали международный фестиваль «Все звезды к нам», а в 79-м казахский коллектив представил цирковой спектакль «Земля чудес», посвященный 25-летию освоения целины. Уникальная программа 80-го года «Звезды Олимпийской арены» шла с аншлагами целый год и даже была выдвинута на соискание Государственной и Ленинской премии. И дальше - «Цирк на льду» в 81-м, «Руслан и Людмила» и «Человек-невидимка» в 82-м, «Карнавал идет по свету» в 83-м... Не только для зрителей, но и для самого Цирка на Вернадского годы директорства Милаева стали эпохой - яркой, веселой, запомнившейся навсегда.
 
Но <…> светлая полоса не была долгой. Леонид Брежнев умер в 82-м году. Евгений Милаев пережил тестя меньше чем на год - в сентябре 1983 года его не стало. А через несколько лет и дети Милаева уехали в США. Тогда казалось, что навсегда...
 
- С середины 80-х система советского цирка начала рассыпаться, - делится Александр. - В цирке поменялась власть, расцвела внутренняя коррупция. Мы пытались как-то себя найти в этом изменившемся цирке, потом поняли - бесполезно, забрали детей и на пятнадцать лет уехали в Америку. <…> сейчас наше возвращение обрело смысл: цирк возрождается, появилась надежда, что профессионалы старой цирковой школы снова будут востребованы. И мы очень надеемся, что династии, и не только Милаевых, возродятся в России.
 
<…>

Максим ЯКОВЛЕВ
 

Источник: Московская Правда. — 2010. — 24 04. — № 85. — С. 6.

Распечатать...