КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ № 11/2009 [12] |
Нижегородский «Орленок» – единственный городской кинотеатр, давно и успешно
показывающий некоммерческое кино, – в январе отметит тридцатилетие. Проживет ли
он дольше? Сами руководители уникальной для приволжской столицы киноплощадки в
этом сомневаются.
В 2008 году «Орленок» <...> сменил свое юридическое наименование и стал
называться «Муниципальное учреждение культуры - общественно-досуговый центр
«Орленок». В устав кинотеатра внесли новый вид деятельности: «организация работы
детских кружков и студий». Сотрудники «Орленка» сначала ужаснулись – изыскать
место для детских занятий на 1337 квадратных метрах, занимаемых кинотеатром,
непросто. Но теперь две детские студии успешно работают в фойе.
<...> смена названия повлекла за собой необходимость внести изменения в
документы: в договор безвозмездного пользования помещениями кинотеатра,
заключенный с министерством имущественных отношений Нижегородской области и с
Нижегородским государственным академическим театром кукол <...>, а также в
договор с Нижегородским театром кукол на долевое участие в содержании здания.
Тут делаем отступление: «Орленок» – кинотеатр муниципальный, а здание, в котором
он размещается, находится в областной собственности. Более того, в этом же доме
располагается Нижегородский театр кукол – областное учреждение культуры. Театр
занимает почти три четверти площади. Стоит также отметить, что исторически в
этом здании на главной улице города – Большой Покровской – был именно кинотеатр.
Практически с момента постройки дома, с 1913 года, здесь работал синематограф
«Палас».
Так вот министерство имущественных отношений региона подписало дополнительное
соглашение к договору безвозмездного пользования и передало его на согласование
Нижегородскому театру кукол 16 марта 2009 года. Спустя три месяца, в июне,
бумаги еще не были подписаны. Директор театра кукол Александр Гарьянов ссылался
на то, что документы находятся у главы департамента культуры Нижегородской
области (ныне – министерства культуры и информации) Михаила Грошева.
Сотрудники «Орленка» выразили беспокойство в связи с труднообъяснимой задержкой
такого <...> формального дела.
«Это вызывает недоумение и озабоченность, тем более что из неофициальных
источников нам стала известна позиция М.М. Грошева по этому вопросу – выселить
«Орленок» и передать помещение Нижегородскому театру кукол. Это тоже вызывает
вопросы. Зачем театру кукол небольшое помещение «Орленка»? Чтобы сделать
дополнительную концертную площадку (известно, что в театре кукол сейчас
проводится большое количество коммерческих концертов)? Или получить
дополнительные площади для проведения ярмарок-распродаж?» – такое эмоциональное
сообщение появилось на сайте «Орленка» летом.
Забила во все колокола местная пресса, хорошо себе представляющая, что значит
для Нижнего Новгорода этот кинотеатр. К концу лета документы были подписаны, но…
С кинотеатром «Орленок» было заключено дополнительное соглашение к бессрочному
договору безвозмездного пользования помещениями. По этому соглашению срок
пользования продлен до 1 сентября 2010 года. Об этом в кинотеатре узнали из
письма заместителя губернатора, заместителя председателя правительства
Нижегородской области по социальной политике Геннадия Суворова, адресованного
главе администрации Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову.
Цитата из письма: «Министерству государственного имущества и земельных ресурсов
и департаменту культуры области поручено проанализировать деятельность
кинотеатра «Орленок», в случае изменения его организационно-правовой формы на
общественно-досуговый центр <...>, и подготовить предложения по оптимизации
работы Центра на базе здания, относящегося к областной собственности».
Таким образом, деятельность «Орленка» была поставлена под сомнение. Предлог –
изменение наименования кинотеатра, случившееся, <...> не по его воле. У
руководства кинотеатра возникли вполне обоснованные сомнения и вопросы: а каковы
будут критерии оценки работы «Орленка»? Станут ли известны руководству
кинотеатра и культурной общественности города не только итоги, но и подробности
этой аналитической работы? Что значит «оптимизация работы Центра на базе здания,
относящегося к областной собственности»? И кто будет «анализировать» и
«оптимизировать» работу «Орленка»?
«Пока создается впечатление, что не удавшаяся в этом году из-за активного
участия и протеста нижегородской общественности атака на «Орленок», проходящая
не во имя культуры, а во имя словосочетания «областная собственность», просто
отложена на год», – говорится на сайте кинотеатра.
– Еще в конце 1980-х бывшая тогда директором театра кукол Ирина Шлямова
обращалась в суд, чтобы выселить «Орленок», и <...> звучало: нам нужна малая
сцена, – рассказывает директор кинотеатра Клавдия Строкина. – В 1990-е ко мне приходил один известный в Нижнем бизнесмен с предложением купить «Орленок» (к
тому моменту этот господин уже имел опыт переделки кинотеатра в ночной клуб. –
М.Ш.). Тогда нас выручило именно то, что здание было на балансе у театра кукол.
В начале 2000-х, при министре культуры области Владимире Седове, планировалось
объединение помещений театра кукол и «Орленка» под культурно-развлекательный
центр. Нас спасли буквально несколько дней – министр покинул свой пост.
– Мы можем оказаться перед красивым пафосным проектом, – считает специалист по
репертуарному планированию кинотеатра Ирина Каллистова. – Возможно, здесь будет
малая сцена театра кукол, культурно-развлекательный центр, может быть, даже
сохранятся для видимости детские утренние сеансы. Но совершенно точно – город
лишится альтернативного проката. Потому что прокатывать некоммерческое кино дают
далеко не всем – это специфическая работа. Нужны репутация, опыт, знания.
А вот теперь о главном – репутации и опыте.
Как уже было сказано, «Орленок» находится в самом центре города, на пешеходной
улице. Рядом – филфак Нижегородского госуниверситета, откуда и стекается
значительная часть аудитории. Публика у «Орленка» преимущественно молодая и
интеллигентная. И кинотеатр своей публике соответствует. Трудно описать такие
понятия, как «хорошая атмосфера», «культовое место», «любимый кинотеатр». Но все
это, поверьте, к «Орленку» относится.
В почти полуторамиллионной приволжской столице это единственная киноплощадка,
где можно увидеть некоммерческое, авторское, фестивальное кино, исключая разве
радикальный артхаус. Это притом что за последние годы в Нижнем появилось
несколько многозальников. Без «Орленка» многие нижегородцы не посмотрели бы
новые картины Кустурицы и Китано, Озона и Триера, Сокурова и Муратовой <...>.
Десять из тридцати лет существования «Орленка» в нем действует проект «Настоящее
кино». Десять лет этот проект противостоит коммерческому кинопоказу. Причем год
от года он работает все масштабнее и эффективнее. Сначала «Настоящее кино»
прерывалось на летние каникулы, теперь действует круглогодично. Каждый месяц в
афише «Настоящего» – 3-4 ленты. Прибавьте к этому многочисленные фестивали
анимации, короткометражек, новых фильмов разных стран. Именно это кино, наряду с
семейным и детским, обеспечивает «Орленку» сборы, а вовсе не блокбастеры, идущие
«вторым экраном». Хотя и эти самые блокбастеры по доступным ценам в центре
города можно увидеть только здесь (средняя цена билета в «Орленке» – 70 рублей).
Вообще в центре Нижнего «Орленок» – единственный муниципальный кинотеатр. К тому
же другие муниципальные и государственные киноплощадки не могут быть поставлены
рядом – репертуар там совсем иной. Только «Орленок» умеет выбирать, добывать и
прокатывать качественное некоммерческое кино.
В кинотеатре всегда было уютно и стильно, а летом сделали ремонт в кинозале,
заменили кресла, обшивку стен и потолка, что улучшило акустику. <...> помогла
«добрать” недостающие деньги городская администрация, но львиная доля расходов
на ремонт – средства самого «Орленка», грант европейской сети кинотеатров
«EUROPA CINEMAS», членом которой «Орленок» является с 2007 года (заметим, один
из трех кинотеатров России и единственный из нестоличных!).
Директор «Орленка» упоминает о настойчивых, хотя и недоказуемых претензиях
Нижегородского театра кукол на помещение, необходимое театру под малую сцену.
Смотрим афишу театра кукол, например, на ноябрь. 15 спектаклей в месяц, только
два из них – вечерние. Нормальная, обычная работа детского театра. Нельзя
сказать, что афиша забита под завязку и одной сцены театру не хватает.
Смотрим репертуар «Орленка» за тот же ноябрь. Помимо обязательных «Фрикаделек»,
«Хатико», «Жены путешественника во времени», «Книги мастеров» и «Царя», детские
сеансы отечественных фильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Там, на неведомых дорожках», а
также то, чего нижегородцы не увидят ни на одном большом экране: «Предел
контроля» Джармуша, российско-японская анимация «Первый отряд», «Короткое
замыкание» – фильм из короткометражек известнейших молодых российских авторов,
российская драма «Голубка», фестиваль «Кино без границ», представивший
фильмы-призеры международных фестивалей последних лет, фестиваль «Мир
французской анимации», Фестиваль швейцарского короткометражного кино…
<....>
Итог: «Орленок» работает замечательно с точки зрения культуртрегерской,
просветительской, и к тому же он вполне успешен для некоммерческого учреждения.
О какой «оптимизации» может идти речь?
В Интернете, в одной из социальных сетей, есть клуб любителей «Орленка». Молодые
киноманы пишут о своей готовности, в случае чего, выйти на Большую Покровскую и,
скажем, приковать себя цепями к уличным оградам. В знак протеста.
В конце августа – начале сентября культурный Нижний уже прогремел на всю страну.
Напомним, тогда несогласные с кадровой политикой областного департамента
культуры актеры ТЮЗа в течение недели держали голодовку. И вот ровно через год,
когда истечет срок, назначенный «Орленку» в дополнительном соглашении (1 сентября), не исключен новый протестный перформанс.
Неужели этим и будем прославляться? И неужели загадочное слово «оптимизация» не
предвещает лучшему кинотеатру Нижнего Новгорода ничего хорошего?
Источник: Культура. — 2009. — 19 11. — № 45. — С. 4.
Распечатать... |