КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ № 10/2008 [31] |
<...> отечественный фильм выбился в безусловные лидеры проката, собрал уже свыше
10 млн. долларов, оставив позади не один голливудский боевик. И это далеко не
окончательный результат – триумфальное шествие комедии по экранам страны
продолжается. Вроде бы меня в этом месте должна распирать патриотическая
гордость, а она почему-то не распирает. Более того, возникают сильные эмоции
совсем другого свойства.
По идее и согласно названию картина «Гитлер капут!» рассказывает о войне.
О той самой, святой и жертвенной, горькой и правой, которая стоила нашей
стране миллионов жизней. Но впервые на моей памяти о той великой войне
повествуется с шокирующе непривычной и, полагаю, невозможной, недопустимой
иронично-глумливой интонацией. Нужный тон для зрительского восприятия задает уже
рекламный синопсис фильма: «Русский суперагент – строго засекреченный шпион Шура
Осечкин, он же штандартенфюрер СС Олаф Шуренберг, самоотверженно и нахально
ведет подрывную деятельность в ставке Гитлера. Войне скоро конец, и это уже
понятно всем, кроме фанатичного фюрера и подозрительного Мюллера. Простые
труженики рейха давно махнули на все рукой, пустились в отрыв и бесшабашно
тусуются по клубам…» <...>
«Пустились в отрыв», «бесшабашно тусуются» – это не описка возбужденного
от собственной смелости автора синопсиса, это как раз точное отражение
стилистики фильма, его содержания, его идеологии. Сценарист и режиссер Марюс
Вайсберг именно что нахально смешивает, сталкивает в одном экранном
пространстве, в одном жанровом коктейле приметы военного времени и блеск
современного гламура, нацистские сборища и нынешние светские тусовки. В
созданном им выморочном мире важный эсэсовский чин Борман (Юрий Стоянов)
вальяжно сидит за современным компьютером, разведчик Шура Осечкин (Павел
Деревянко) смотрит в Берлине по спутникой антенне российский канал с эротично
облизывающей пальцы Анфисой Чеховой, а бесноватый Гитлер (Михаил Крылов)
обзавелся личным диджеем в облике смуглявого и вертлявого рэпера Тимати.
Заскучав от военной рутины, фюрер предлагает Еве Браун (Ксения Собчак, а
кто же еще?..) смотаться на уикэнд в Милан в целях легкого шопинга. Ева
капризничает и склоняет Адольфа к немедленному соитию на полу рейхсканцелярии,
но у них не очень получается. В отличие, <...> от Осечкина, который осечек на
любовном фронте не знает. Он так наяривает с «сисястенькой» (воспроизвожу эпитет
из фильма) радисткой Зиной (Анна Семенович) на заднем сиденье автомобиля, что у
той ноги враскоряку аж вылезают из противоположных окон машины. Правильной
ориентации оказалась в итоге радистка, даром что перед этим у нее были
лесбийские забавы с эсэсовкой Оддо (Эвелина Бледанс), которая таким вот
изощренным образом «пытала» Зину в пенистой ванне…
Но стоп! Пересказывать содержание этого опуса, который авторы,
оказывается, хотели преподнести нам в качестве праздничного подарка к 9 Мая
(благо администрация президента, как говорят, вовремя вмешалась), противно, а
главное, бессмысленно. Ибо сюжета как такового в фильме нет. Есть набор
разрозненных полуэстрадных-полуцирковых номеров, «отвязных» скетчей,
неостроумных реприз типа «разведчик без шифровки, что гамбургер без кока-колы»,
и есть тотальное, всепроникающее, как ржавчина, иронизирование. А вернее, не
совсем – ирония все же предполагает некое изящество, остроту формы и мысли,
перед нами же классический стеб. Создатели весело и от души стебаются над всем,
что попадается им под руку: над войной, над фашизмом, над советскими
разведчиками, над Красной армией, над жертвами холокоста (в первых кадрах
фашисты расстреливают клоунского вида партизана Рабиновича, который просит
пощадить его, потому что у него, дескать, гастрит, диабет и вообще аллергия на
автоматную очередь), наконец, над нашим выдающимся военным кинематографом.
Нет сомнения, что даже самый «тупой и еще тупее» зритель – а фильм
ориентируется, в первую очередь, на аудиторию именно данного
социально-психологического ряда – рано или поздно догадается: «Гитлер капут!» –
это такая «типа прикольная» пародия на бессмертный сериал Татьяны Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны». Но заодно здесь достается и фильму «Щит и меч», и
«Подвигу разведчика», и «Мертвому сезону», и почему-то «Чапаеву» (дурашливо
обыгрывается знаменитая сцена с картошкой), и уж до кучи классике совсем иного
жанра – ленте Серджио Леоне «Однажды в Америке», гениальную и весьма пикантную
сцену из которого М. Вайсберг почти один к одному воспроизводит в своем фильме,
но почему-то получается все равно бездарно…
Да, в искусстве не должно быть запретных жанров и тем, как, наверное, и
способов, методов их осмысления. Но должны – убежден! – существовать
определенные морально-нравственные границы, внутренняя система допусков и
запретов. Многие из нас помнят и любят, <...> фильм Владимира Мотыля «Женя,
Женечка и «катюша», который тоже был сделан в комедийном ключе и тоже
иронизировал над железобетонными схемами в освоении нашим кинематографом военной
тематики. Но там были и потаенная героика, и нежная любовь автора к нескладному,
но чистому душой и помыслами герою. И разумеется, даже в помине не было того
натужного стеба над всем и вся, которым буквально пропитан каждый кадр
«Гитлера…».
Что ж, авторы его могут гордиться: они впервые подвергли насмешке то, над
чем смеяться, иронизировать ранее было неприлично, грешно. Ибо если и есть в
нашем все еще разодранном противоречиями обществе некая незыблемая духовная
ценность, то это святая и светлая память о войне, о ее героях и жертвах. Теперь
и на нее покусились авторы этого фильма, деяние которых я бы квалифицировал
словом «профанация», ибо его изначальный смысл означает не что иное, как
«осквернение святыни».
<...> неслучайно эта картина уже вызвала остронегативную реакцию, причем с
разных сторон. Так, лентой «Гитлер капут!» возмутились питерские коммунисты,
потребовав от Министерства культуры «не выпускать в кинопрокат безнравственный и
провокационный фильм», и даже предложили запретить всем участникам фильма
снимать свои новые произведения в России. Их неожиданно косвенно поддержал
председатель Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Антон Губанков.
«На мой взгляд, эта безвкусная пародия вообще не имеет отношения к искусству
кино, – заявил он на днях. – Ни о каком художественном уровне, вкусе, такте или
чувстве меры здесь говорить не приходится». При этом глава комитета заметил, что
«административные запреты в данном случае – не лучший метод, они, наоборот,
могут спровоцировать повышенный интерес к подобного рода ширпотребу». Чиновник
прав. Запрет может и впрямь создать вокруг бесталанного фильма некую
соблазнительную ауру «диссидентского высказывания», «запретного плода». Да и
Конституция РФ, напомню, не предусматривает каких-либо форм цензуры. Но ведь
ничто, как мне кажется, не мешает веско отреагировать на «Гитлера» авторитетным
общественным организациям, прессе. Однако своего внятного отношения к этому
расчетливо провокационному фильму, который преступает некий важный нравственный
рубеж в нашем обществе, кинематографическое сообщество не сформулировало,
«четвертая» же власть в своем большинстве отделалась полурекламными заметками.
В отсутствие внятной профессиональной реакции, которая по идее могла и
должна была создать атмосферу брезгливости вокруг фильма и его авторов, «Гитлер
капут!» продолжает бить кассовые рекорды. Тинейджеры, которые являются основными
посетителями кинотеатров, валом валят в залы. Воспитанные на сериальной жвачке,
на убогих лентах типа «Ночной дозор», «Самый лучший фильм», на низкопробном
юморе «Комеди Клаба», они тащатся от «клевого», «прикольного», «отвязного»
фильма, в сущности, оскорбляющего страну, в которой они живут. А это уже совсем
не смешно.
Источник: Литературная газета. — 2008. — 15 10. — № 14. — С. 11.
Распечатать... |