КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 10/2008 [31]
Статья (в сокр.)
СТЕБ НА КРОВИ
 
«Гитлер капут!», совесть капут

<...> отечественный фильм выбился в безусловные лидеры проката, собрал уже свыше 10 млн. долларов, оставив позади не один голливудский боевик. И это далеко не окончательный результат – триумфальное шествие комедии по экранам страны продолжается. Вроде бы меня в этом месте должна распирать патриотическая гордость, а она почему-то не распирает. Более того, возникают сильные эмоции совсем другого свойства.
 
По идее и согласно названию картина «Гитлер капут!» рассказывает о войне.
 
О той самой, святой и жертвенной, горькой и правой, которая стоила нашей стране миллионов жизней. Но впервые на моей памяти о той великой войне повествуется с шокирующе непривычной и, полагаю, невозможной, недопустимой иронично-глумливой интонацией. Нужный тон для зрительского восприятия задает уже рекламный синопсис фильма: «Русский суперагент – строго засекреченный шпион Шура Осечкин, он же штандартенфюрер СС Олаф Шуренберг, самоотверженно и нахально ведет подрывную деятельность в ставке Гитлера. Войне скоро конец, и это уже понятно всем, кроме фанатичного фюрера и подозрительного Мюллера. Простые труженики рейха давно махнули на все рукой, пустились в отрыв и бесшабашно тусуются по клубам…» <...>
 
«Пустились в отрыв», «бесшабашно тусуются» – это не описка возбужденного от собственной смелости автора синопсиса, это как раз точное отражение стилистики фильма, его содержания, его идеологии. Сценарист и режиссер Марюс Вайсберг именно что нахально смешивает, сталкивает в одном экранном пространстве, в одном жанровом коктейле приметы военного времени и блеск современного гламура, нацистские сборища и нынешние светские тусовки. В созданном им выморочном мире важный эсэсовский чин Борман (Юрий Стоянов) вальяжно сидит за современным компьютером, разведчик Шура Осечкин (Павел Деревянко) смотрит в Берлине по спутникой антенне российский канал с эротично облизывающей пальцы Анфисой Чеховой, а бесноватый Гитлер (Михаил Крылов) обзавелся личным диджеем в облике смуглявого и вертлявого рэпера Тимати.
 
Заскучав от военной рутины, фюрер предлагает Еве Браун (Ксения Собчак, а кто же еще?..) смотаться на уикэнд в Милан в целях легкого шопинга. Ева капризничает и склоняет Адольфа к немедленному соитию на полу рейхсканцелярии, но у них не очень получается. В отличие, <...> от Осечкина, который осечек на любовном фронте не знает. Он так наяривает с «сисястенькой» (воспроизвожу эпитет из фильма) радисткой Зиной (Анна Семенович) на заднем сиденье автомобиля, что у той ноги враскоряку аж вылезают из противоположных окон машины. Правильной ориентации оказалась в итоге радистка, даром что перед этим у нее были лесбийские забавы с эсэсовкой Оддо (Эвелина Бледанс), которая таким вот изощренным образом «пытала» Зину в пенистой ванне…
 
Но стоп! Пересказывать содержание этого опуса, который авторы, оказывается, хотели преподнести нам в качестве праздничного подарка к 9 Мая (благо администрация президента, как говорят, вовремя вмешалась), противно, а главное, бессмысленно. Ибо сюжета как такового в фильме нет. Есть набор разрозненных полуэстрадных-полуцирковых номеров, «отвязных» скетчей, неостроумных реприз типа «разведчик без шифровки, что гамбургер без кока-колы», и есть тотальное, всепроникающее, как ржавчина, иронизирование. А вернее, не совсем – ирония все же предполагает некое изящество, остроту формы и мысли, перед нами же классический стеб. Создатели весело и от души стебаются над всем, что попадается им под руку: над войной, над фашизмом, над советскими разведчиками, над Красной армией, над жертвами холокоста (в первых кадрах фашисты расстреливают клоунского вида партизана Рабиновича, который просит пощадить его, потому что у него, дескать, гастрит, диабет и вообще аллергия на автоматную очередь), наконец, над нашим выдающимся военным кинематографом.
 
Нет сомнения, что даже самый «тупой и еще тупее» зритель – а фильм ориентируется, в первую очередь, на аудиторию именно данного социально-психологического ряда – рано или поздно догадается: «Гитлер капут!» – это такая «типа прикольная» пародия на бессмертный сериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Но заодно здесь достается и фильму «Щит и меч», и «Подвигу разведчика», и «Мертвому сезону», и почему-то «Чапаеву» (дурашливо обыгрывается знаменитая сцена с картошкой), и уж до кучи классике совсем иного жанра – ленте Серджио Леоне «Однажды в Америке», гениальную и весьма пикантную сцену из которого М. Вайсберг почти один к одному воспроизводит в своем фильме, но почему-то получается все равно бездарно…
 
Да, в искусстве не должно быть запретных жанров и тем, как, наверное, и способов, методов их осмысления. Но должны – убежден! – существовать определенные морально-нравственные границы, внутренняя система допусков и запретов. Многие из нас помнят и любят, <...> фильм Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», который тоже был сделан в комедийном ключе и тоже иронизировал над железобетонными схемами в освоении нашим кинематографом военной тематики. Но там были и потаенная героика, и нежная любовь автора к нескладному, но чистому душой и помыслами герою. И разумеется, даже в помине не было того натужного стеба над всем и вся, которым буквально пропитан каждый кадр «Гитлера…».
 
Что ж, авторы его могут гордиться: они впервые подвергли насмешке то, над чем смеяться, иронизировать ранее было неприлично, грешно. Ибо если и есть в нашем все еще разодранном противоречиями обществе некая незыблемая духовная ценность, то это святая и светлая память о войне, о ее героях и жертвах. Теперь и на нее покусились авторы этого фильма, деяние которых я бы квалифицировал словом «профанация», ибо его изначальный смысл означает не что иное, как «осквернение святыни».
 
<...> неслучайно эта картина уже вызвала остронегативную реакцию, причем с разных сторон. Так, лентой «Гитлер капут!» возмутились питерские коммунисты, потребовав от Министерства культуры «не выпускать в кинопрокат безнравственный и провокационный фильм», и даже предложили запретить всем участникам фильма снимать свои новые произведения в России. Их неожиданно косвенно поддержал председатель Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Антон Губанков. «На мой взгляд, эта безвкусная пародия вообще не имеет отношения к искусству кино, – заявил он на днях. – Ни о каком художественном уровне, вкусе, такте или чувстве меры здесь говорить не приходится». При этом глава комитета заметил, что «административные запреты в данном случае – не лучший метод, они, наоборот, могут спровоцировать повышенный интерес к подобного рода ширпотребу». Чиновник прав. Запрет может и впрямь создать вокруг бесталанного фильма некую соблазнительную ауру «диссидентского высказывания», «запретного плода». Да и Конституция РФ, напомню, не предусматривает каких-либо форм цензуры. Но ведь ничто, как мне кажется, не мешает веско отреагировать на «Гитлера» авторитетным общественным организациям, прессе. Однако своего внятного отношения к этому расчетливо провокационному фильму, который преступает некий важный нравственный рубеж в нашем обществе, кинематографическое сообщество не сформулировало, «четвертая» же власть в своем большинстве отделалась полурекламными заметками.
 
В отсутствие внятной профессиональной реакции, которая по идее могла и должна была создать атмосферу брезгливости вокруг фильма и его авторов, «Гитлер капут!» продолжает бить кассовые рекорды. Тинейджеры, которые являются основными посетителями кинотеатров, валом валят в залы. Воспитанные на сериальной жвачке, на убогих лентах типа «Ночной дозор», «Самый лучший фильм», на низкопробном юморе «Комеди Клаба», они тащатся от «клевого», «прикольного», «отвязного» фильма, в сущности, оскорбляющего страну, в которой они живут. А это уже совсем не смешно.

Леонид ПАВЛЮЧИК
 

Источник: Литературная газета. — 2008. — 15 10. — № 14. — С. 11.

Распечатать...