КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ № 10/2008 [12] |
Вот такие забавные стихи однажды декламировала со сцены народная артистка
РСФСР Тамара Семина. <...> этот список ''любимых мужчин'' далеко не полон:
талантливая, обаятельная, ироничная, стремительно ворвавшаяся в кинематограф с
легендарной ролью Катюши Масловой в картине Михаила Швейцера ''Воскресение'',
Тамара Петровна имела многомиллионную армию поклонников.
В свои 23 Семина — лучшая актриса года. В 60-х ее портреты на открытках
расходятся как горячие пирожки.
Ну а в этом году у актрисы двойной юбилей: 50 лет со дня выхода первого
фильма с ее участием — ''Два Федора'' (режиссер Марлен Хуциев) и юбилей ... <...>
— Тамара Петровна, а правда, что вы могли бы стать не актрисой, а
учительницей? Вы ведь поступали в пединститут.
— Да, в Калужский педагогический меня приняли без экзаменов. Так
получилось, что после 8-го я ушла из школы — в то время последние классы были
платные, а нас в семье было четверо, я старшая, и дома сказали: ''Нечего дурака
валять, надо идти работать''. А я была, наверное, странная девочка, потому что
хотела закончить 10-й класс и поступить в институт. В вечернюю школу брали
только работающих, и я умолила директора взять меня, обещая, что обязательно
куда-нибудь устроюсь. Директор предложил место библиотекаря: ''Я тебе буду и
зарплату настоящую платить, 425 рублей''. Для меня это была космическая сумма. Я
была так благодарна ему! И очень старалась: и классы подметала, и подснежники
ставила на стол учителям, была и завхозом, и секретарем одновременно.<...>
<...>
— Небось с мальчишками больше бегали?
— Да, знаешь, мне с ними как-то легко было. С девочками тоже дружила, но
намного меньше. А с мальчишками веселее: лыжи, коньки, даже в футбол с ними
играла — стояла на воротах.
— Так в вас же 40 килограммов в девичестве было — вас мячом снести могло!
— А я была юркая и, между прочим, сильная!
— А правда, что в вечерней школе вам преподавал Окуджава и даже, говорят, ухаживал?
— Ну, я расскажу сейчас, что это за история. Такое признание Окуджава
сделал в Доме кино спустя много лет. Кажется, Петр Ефимыч Тодоровский спросил
его, был ли он в Томку влюблен. Булат Шалвович ответил: ''Кто ж в нее не
влюблялся?! Но мне как учителю неудобно было, поэтому я так, любил на
расстоянии''. Уже потом он подарил несколько своих повестей, посвященных мне. А
еще у нас была смешная встреча в Питере. Мы там были с премьерой ''Воскресения'',
сидели в гостях у режиссера Владимира Венгерова. Я не знала, что Окуджава дружил
с Венгеровым. Звонок в дверь, я кричу, что открою. Распахиваю дверь, а там —
Булат Шалвович. Я испугалась, а он улыбается: ''Том, ты что? Я же тебя к доске не
вызываю! Ты ж теперь артистка. Вон какая стала!''.
— Песни он не пел на уроках?
— Да нет, он даже и не очень-то разговаривал тогда. Он же был изгнанный
за 101-й километр, уже хлебнувший жизни. Даже на общую выпускную фотографию не
стал сниматься, дабы не оставлять следов. <...>
На своих уроках Окуджава закрывал класс и говорил: ''Сегодня у нас по
программе то-то и то-то, а давайте-ка мы поговорим просто о жизни''. А ученики у
него — чумазые, только что от токарного станка, с синяками под глазами от
недосыпа, с бутербродами в газете. И вот он начинал про жизнь, а потом от жизни
незаметно поворачивал к Достоевскому, Грибоедову и рассказывал про них так, как
будто они его приятели. Его бранили за то, что он не по программе ведет, но
ученики его очень любили. Вообще учителя у нас все были просто от Бога. По химии
у нас была смешная учительница: она прибаутками объясняла нам формулы,
запоминать ничего не надо было.
— И все-таки: как же вы из педагогического попали в кино?
— Подружка однажды пригласила в драмкружок. Я пришла, как-то там
покривлялась, и руководительница сказала, что ''тебе надо попробоваться в
артистки''. Я серьезно отнеслась к ее словам, забрала документы из института,
наврала там с три короба, что семья переезжает. Мне ответили, что документы
отдадут, но обратно уже не примут — место будет занято. Взяла с собой 100 рублей
и отправилась из Калуги в Москву. По дороге читала ''Молодую гвардию'' и учила
диалог из первого свидания Любки Шевцовой и Тюленина.
<...>
— Тамара Петровна, расскажите про ваш первый фильм, ''Два Федора''. Там ведь и у Василия Шукшина был дебют.
— Шукшин долго отказывался сниматься, говорил, что он режиссер, а
не актер. А меня Хуциев нашел случайно: мы со студентами снимали очередную
дипломную работу, и ночью в красном уголке нас заметил Марлен Мартынович. Он
поинтересовался, кто я такая, пришел во ВГИК и стал отпрашивать меня у Ольги
Ивановны Пыжовой. Та долго не соглашалась: съемки студентов не приветствовались,
считалось, что сначала нужно научиться ходить и говорить. В конце концов она
отпустила меня сниматься, но только на каникулярное время. Съемки проходили в
Одессе, Керчи и Харькове. Я была впервые на Черном море. Какие там в 19 лет
съемки и Хуциев?! Мне только бы покупаться, рекорды поставить, за буйки заплыть!
Помню, как боролась за один кадр: я там так красиво стояла! Я умоляла
Марлена Мартыновича, чтобы он не вырезал его, а он ругался: ''Ну что это за
поза?'' К сожалению, картину ему все равно испортили, искромсали. <...>
— Именно после ''Двух Федоров'' вас Швейцер заметил и позвал играть Катюшу Маслову?
— Он меня не замечал. Это Соня (Софья Милькина, второй режиссер и жена
Швейцера. — М.К.) нашла меня на 4-м курсе ВГИКа и позвала на пробы. Я надела
каблуки высоченные, посмотрела на себя в зеркало — и так себе понравилась!
Михаил Абрамыч, увидев меня, стал браниться: ''Сонь, смотри, какая худая!
Девочка, ты книжку хоть читала? Перечитай, там на 13-й странице написано...'' А
Софья Абрамовна отвела меня в сторонку и сказала: ''Детка, ты, главное, ему
сейчас на глаза не попадайся''.
— Но надежду не теряли?
— Я понимала, что шансов у меня никаких, и поэтому была спокойна. Мне
сделали грим ''старой Катюши'' — так мы называли ее между собой. Она же в фильме в
двух периодах жизни: в молодости и на каторге. Всего Катюш было человек восемь,
и я любовалась ими, понимая, что кто-то из них будет играть эту роль. И <...>
Швейцер говорит: ''А это кто такая?'' ''Да вот пришла одна странненькая какая-то, —
отвечает Софья Абрамовна. — Раскричалась тут, чтобы и ее загримировали. Мы
согласились, чтобы она только не скандалила''. ''А в ней что-то есть'', — заметил
Швейцер. Потом Соня подбежала: ''Детка, мы победили!''.
— Получается, вы рано ощутили на себе завистливые взгляды конкуренток.
— А как же! Чувствовала их всю жизнь. На съемочной площадке артистки
говорили между собой: ''Девочка неопытная, тяжело ей. Надо было взять кого-то
постарше. Ну понятно, она ж со Швейцером живет!'' А я как раз настраивалась на
серьезную сцену и <...> услышала такое! У меня была истерика, побежала к
Швейцеру, кричу ему: ''Я живу с вами! Вы должны это знать!''...
— Я помню каждую секундочку каждого дня этих съемок. Очень
переживала перерыв между съемками — кажется, он был вызван финансовыми
проблемами. Получилось так, что сначала показали первую серию, а потом уже
начали снимать вторую. С первой серией я ездила в Аргентину и Бразилию, в Италии
познакомилась с Джульеттой Мазиной.
Она говорила, что всегда мечтала сыграть Катюшу Маслову, но теперь
поняла, что так сыграть не сможет. Говорила, что она мне очень завидует. Я
кокетничала: ''Ну что вы, что вы!'' А Феллини тогда же подарил мне пластинку с
музыкой из его ''Восемь с половиной''.
— Что было самым сложным на съемках?
— Для роли Катюши Масловой мне надо было поправиться, а я весила всего 46
кг. Так что мой девиз во время съемок был: ''Только бы не похудеть!''. Меня
спасало то, что полнеть я начинаю всегда со щек. Подкармливали меня все пять
этажей общежития — стипендия крошечная, а мне нужно было как-то поддерживать
свои восемь накопленных килограммов. Время от времени Софья Абрамовна брала меня
за руку и вела кормить. <...>
— Курить начали на съемочной площадке?
— Перед началом съемок Швейцер спросил: ''Ты хоть курить-то умеешь?'' — ''Ну
конечно!'' — выдохнула я. Накупила ''Дуката'', объявила своим девчонкам в
общежитии, что мне надо учиться курить. И не получается ничего! Девчонки
подначивают: ''Никакая ты не актриса, даже курить не можешь!'' На съемках Швейцер
говорит: ''У тебя что, пальцы не гнутся?'' А я очень боялась, что сигарета
выпадет, но отвечаю: ''А это я смотрю, как для кадра лучше будет''. — ''А-а, ну
молодец-молодец, пробуй''.
— С тех пор так и ''пробуете''? В смысле курите?
— Нет, курить по-настоящему начала позже, только когда появились такие
красивые коричневые сигаретки с золотым ободком да бокал вина к этому. А вот два
года назад — бросила. Причем получилось это случайно. Никому не рассказываю —
все равно не поверят. Мое утро начиналось с чашечки кофе и пары сигарет, ну, еще
кусок сыра. А однажды я так закрутилась, что только к обеду опомнилась: чего-то
не хватает. И поняла, что это оттого, что я не курила утром. Ну и решила: ''Раз
так, то больше не буду''. А сигареты до сих пор у меня лежат. <...>
— После Катюши вас, наверное, режиссеры завалили предложениями?
— Выполняя наказ Софьи Абрамовны, что ''теперь ты должна сыграть
современницу, чтобы все увидели, что ты настоящая артистка и можешь играть любые
роли'', я отправилась сниматься к Владимиру Венгерову в картину ''Порожний рейс''.
А надо сказать, что до того момента я обожала писателя Сергея Антонова, но как
играть после ''Воскресения'' эту комсомолку Арину, выполнять и перевыполнять
планы!.. Но я исхитрилась: мы с моими партнерами по фильму, Жорой Юматовым и
Сашей Демьяненко, сыграли любовную линию и вывели ее на первый план.
— Тамара Петровна, вот откройте секрет: как вам удалось сохранить семью
среди стольких соблазнов и поклонников?
— А как это объяснишь? Ведь никому ж не вобьешь в голову какие-то истины
насильно. Ну как, вот вы же говорили друг другу: ''Я тебя люблю!'' Что у вас
случилось за 2—3 года? Так у вас была любовь или просто случка? Как объяснить,
что надо жить интересами друг друга, заботиться друг о друге? У нас с мужем
никогда не стояло вопроса, кто будет готовить или убирать. Кто свободен, тот и
готовит. <...> Володя это делал просто шикарно.
— Вы встретили мужа во ВГИКе?
— Мало того — мы вместе поступали и поступили. Володя Прокофьев был
лучшим среди мальчиков, а я среди девочек. Первый год я его терпеть не могла. У
него со слухом было не очень, ему медведь на ухо наступил, а нас поставили в
пару на танцах. Я все просила, чтобы мне партнера поменяли, а то он все время
мне на ноги наступал... В то время не в почете были лица интеллигентные и
тонкие, шли больше курносые. На режиссуру Володя идти не хотел, год преподавал
во ВГИКе, студенты его обожали. На студии Горького его звали ''король дубляжа'' —
он там тридцать лет отработал.
<...>
— Но вот не поверю, что муж вас не ревновал, молодую, красивую и такую известную.
— Ревность была еще какая! Поначалу рвал и метал! А как иначе: все
картины у меня о любви, и все мои партнеры по мне с ума сходили — у Жженова даже
щека покрывалась мурашками, когда он меня видел. И каждому я объясняла, что
лучше мы останемся друзьями, чем будем прятаться от своих семей и потом всю
жизнь избегать друг друга. А те, кто меня хорошо знал, говорили обо мне: ''Да это
пацанка! У тебя с ней все равно ничего не получится!'' И потом всех моих
друзей-поклонников я называла ''мои подружки''.
— Да, я читала про ваших ''подружек'': Николай Крючков, Борис Андреев,
Всеволод Санаев, Марк Бернес. Вы со всеми снимались?
— Кроме Бернеса. Крючков звал меня ''дочей'', а я их всех — ''парнишки''.
Бернесу я очень благодарна — он участвовал в уюте моей семьи. Когда Марк узнал,
что мы ютимся в маленькой комнатке, которую снимаем, то пошел в какой-то совет и
выбил для меня квартиру. Звонит мне: ''Тома, только учти, я на диете, и на
новоселье на столе должно быть то-то и то-то''.
— Тамара Петровна, раскройте еще одну тайну: как нашим актрисам в
советские годы удавалось всегда шикарно выглядеть?
— Меня одевал на ''Мосфильме'' наш пошивочный цех, и я им очень
благодарна. Когда денег не было, я заказывала у них платья в рассрочку. И
иногда, когда приходила за заказом, швеи, посовещавшись, дарили мне эти наряды.
Помню, что в ''Крепостной актрисе'' у меня были такие изумительные фасончики —
сшитые из простого ситца, но очень интересные. Весь Невский проспект
оборачивался, когда я шла.
<...>
— Правда, что вы никогда не любили краситься?
— Да, даже за границей спрашивали: ''Почему у вас такое голое лицо?'' — и
за щеки щупали. Я же только чуть ресницы подмажу и иду так. А губы пухлые все
равно горят! Вот наши все восторгаются Западом: ''Ах, Катрин Денев!'' А дайте ей
пожить недельку, как мы живем, и посмотрим, какой она станет! Наши артисты
умудряются хорошо выглядеть безо всяких там золотых нитей и миллионов в
кошельках.
— Вы говорили, что часто бываете несдержанны на язык. Жалеете потом?
— Я как из того анекдота: ''А ты, Вовочка, помолчи''. Вот я как тот
Вовочка, который всегда по шеям в итоге получает. Могла бы похитрее себя вести,
не быть белой вороной. О сказанном никогда не жалела, но потом противно было.
Мне мстили, откладывали звания. За ''Матерь человеческую'' хотели дать Ленинскую
премию, но не дали, сказали: ''Подождем, она еще такая молоденькая!'' А мне уже,
между прочим, 37 было. Госпремию не дали... Зато народ мне до сих пор шлет
телеграммы, и я от него такой заряд каждый день получаю: на рынок придешь — кто
мед дарит, кто носки шерстяные, у кого что есть. Жаль только, что мои режиссеры
почти все вымерли, и я осталась сиротинушкой.
Источник: Московский комсомолец. — 2008. — 24 10. — № 238. — С. 7.
Распечатать... |