КУЛЬТУРА РОССИИ НА СТРАНИЦАХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
№ 08/2008 [10]
Статья (в сокр.)
ПЕРВЫЙ ЛЕНСКИЙ
 
К 150-летию Михаила Медведева

…Медведев принадлежал к самым выдающимся артистам русской оперной сцены. Превосходный, редкой красоты голос сочетался в нем с музыкальностью и большим драматическим талантом. Еще до того как оперные новаторы выдвинули требования “музыкальной драмы”, Медведев в своей сценической работе шел от этих принципов. Как от Шаляпина пошли все оперные Борисы Годуновы, так от Медведева – Германы”. Эти строки взяты нами из некролога музыкального критика Марко Бруно, напечатанного в саратовских “Известиях” в связи с кончиной 1 августа 1925 года профессора Саратовской консерватории, великолепного певца Михаила Ефимовича Медведева.
 
Старожилы Саратова утверждали, что похороны Медведева были грандиозными. Казалось, что его хоронит весь город. И его действительно знали все жители Саратова, он был своего рода визитной карточкой города. <....>
 
Медведев вошел в историю российской музыки не только как первый исполнитель партии Ленского в опере “Евгений Онегин”, не только как один из лучших Германов в “Пиковой даме”, но и как выдающийся вокальный педагог, подаривший России не один десяток превосходных певцов, среди которых блистают имена Григория Пирогова, Фатьмы Мухтаровой, Александра Мозжухина, нашей землячки Лидии Руслановой.
 
Медведев внес неоценимый вклад в развитие оперного дела в Саратове: именно его стараниями наш город получил постоянную оперную труппу. Саратовская же консерватория может по праву гордиться тем фактом, что такой маститый педагог стоял у истоков консерваторского оперного класса.
 
Михаил Медведев (настоящая фамилия Бернштейн) родился в Киевской губернии в бедной семье раввина. Мальчик с красивым альтом с детских лет пел в хоре. В 1876 году он поступает в Киевское музыкальное училище, где его и услышал Николай Рубинштейн. Директор Московской консерватории увозит Медведева в Москву и определяет его сразу на 3-й курс в класс знаменитого вокального педагога профессора Дж. Гальвани.
 
<...> в первый же год обучения ему поручается партия Ленского. В первой постановке все партии в “Евгении Онегине” исполняли учащиеся консерватории, а разучивалась и ставилась опера под руководством самого Николая Рубинштейна. После успешного окончания консерватории в 1881 году Медведев дебютирует в Киеве в партии Собинина в опере Глинки “Жизнь за царя. Затем – оперные подмостки Харькова, Москвы, Таганрога, Нижнего Новгорода, Казани, Симбирска, Самары, Саратова, Екатеринбурга…
 
Необыкновенно теплый прием был оказан Медведеву во время первого представления “Пиковой дамы” в Киеве. Присутствовавший на спектакле Чайковский, выходя вместе с певцами бессчетное количество раз на поклоны, был очень растроган. Вскоре он настоял, чтобы именно Медведев был приглашен дирекцией московского Большого театра для премьерных спектаклей “Пиковой дамы” в Москве. 1 ноября 1891 года состоялась премьера оперы, выдержавшей за сезон 20 представлений. Петр Ильич в знак признания подарил молодому певцу клавир оперы с надписью “Лучшему Герману”. Долгие годы он хранился в семье певца, а затем был передан его вдовой в Музей П.И. Чайковского в Клину.
 
Самая сильная сторона искусства Медведева, лучше всего объясняющая его огромный успех – это чувство, вложенное в каждую ноту.<...>”. “Медведев – удивительный русский тенор, успевший с появления своего в нашей стране приобрести громкую известность. Он увлекает слушателей тем сильнее, чем чаще они его слушают”. Это лишь две небольшие выдержки из американских газет. В Америку певец приехал весной 1898 года, гастролировал там в течение двух лет. Медведев знакомил новых слушателей с произведениями русских композиторов, являясь их своеобразным полномочным музыкальным представителем. Помимо сольных концертов, он пел и в оперных спектаклях и неизменно – с огромным успехом.
 
Вернувшись в Россию в 1900 году, Медведев вновь активно включается в гастрольную жизнь. В 1901 году он поселяется с семьей в Москве и вскоре утверждается в звании профессора музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В училище класс его огромен – до 60 – 70 человек! А он еще каким-то образом умудряется вести активную артистическую и антрепренерскую деятельность. Правда, антрепризы Медведева чаще всего прогорали, оставляя ему громадные долги, оплачивать которые приходилось своим “золотым” горлом…
 
В 1912 году Медведев принимает приглашение директора открывающейся Саратовской консерватории и становится профессором класса сольного пения. Медведев не покинул Саратов и после лихой реорганизации консерватории в музыкальный техникум в 1924 году Главпрофобром. Но жить ему оставалось всего один год…
 
Похоронен Михаил Медведев на саратовском еврейском кладбище. Его скромная могила сохранилась, но нуждается в экстренной реставрации. Думается, этот великий музыкальный подвижник, “первый Ленский” и “лучший Герман” заслужил от потомков этот знак внимания.

Валентин ХАНЕЦКИЙ
 

Источник: Культура. — 2008. — 21 08. — № 32. — С. 10.

Распечатать...