ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ИКОМОС
Выпуск № 03/2005

Выпуск № 02/2005 | Выпуск № 04/2005
  • Указатель авторов [131]
  • Указатель заглавий [335]
  • Перечень разделов [40]
  • Тематические выпуски
  • Календарь номеров [55]

  • 1. Душкина Н.О. ИКОМОС и отечественная практика сохранения культурного наследия (0.53 а.л. / 11 стр.)

    В год 40-летнего юбилея со дня основания ИКОМОСа, оценивая его значение и вклад в сохранение мирового культурного достояния, следует подчеркнуть следующие важнейшие особенности, которые выделяют его из ряда других институций, занятых сохранением наследия (перечислим их вкратце): а) ИКОМОС является одной из старейших и наиболее авторитетной международной организацией по охране культурного наследия с разветвленной организационной структурой, юридической базой, традициями и доктринами; б) ИКОМОС – неправительственная организация, что исторически означало относительно малую степень ее политической ангажированности, а, следовательно, способность к проведению независимой научной экспертизы (на чем до сих пор держится авторитет ИКОМОСа); в) ИКОМОС – профессиональная научная организация, разрабатывающая теорию, методологию, этику и доктрину консервации, в т. ч., многочисленные хартии, адресованные специалистам из разных областей реставрационной деятельности. В этом заключается важнейшая особенность и ценность ИКОМОСа. Главный нормативный документ, выработанный этой организацией – «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», более известная в мире как «Венецианская хартия» (1964), – одновременно является значимым документом общественного и социального звучания; г) ИКОМОС – единственная международная организация, обладающая столь разветвленной сетью специализированных научных комитетов («Камень», «Дерево», «Витражи», «Подводная археология», «Культурный туризм», «Исторические города и поселения», «Законодательство», «Документация», «Настенные росписи», «Наскальное искусство», «Подготовка специалистов», «Наследие ХХ века» и мн. др.), что составляет ее уникальность. Имея в своем составе лишь 5 научных комитетов в середине 1970-х гг., сейчас ИКОМОС насчитывает более 20; д) ИКОМОС обеспечивает систему связей между ведущими специалистами мира из различных областей знаний, связанных с сохранением культурного наследия. По сути дела, – это огромная «адресная книга», сеть профессионалов, в которой аккумулируется колоссальный научный и практический опыт. В этом – одна из важнейших функций ИКОМОСа; е) соответственно (на основании вышеперечисленных параметров и характеристик), ИКОМОС с начала 1970-х гг. выступает в качестве ведущей экспертной научной организации ЮНЕСКО по Всемирному культурному наследию. Центр документации ЮНЕСКО, в котором сосредоточена информация по всем номинациям Всемирного наследия, находится в штаб-квартире ИКОМОСа в Париже. ...

    2. Коршунов В.Ф. Реставрация и музеефикация архитектурно-археологических памятников в историческом центре Москвы (0.30 а.л. / 13 стр.)

    Исторический центр Москвы в границах Садового кольца (в границах Земляного города) составляет менее 10% от всей площади города. Однако именно эта территория является средоточием историко-культурного наследия столицы России. В тоже время неотъемлемой частью этого наследия является сохранившийся здесь культурный слой. Культурный слой – слой земли, содержащий следы деятельности человека, включая все многообразие сохраняющихся в нем остатков ранее существовавших зданий и сооружений. Напомним, что культурный слой на территории Кремля и Китай-города достигает 6-8 м, а в пределах Садового кольца – 2-4 м. В толще этого слоя помимо так называемых «вещевых» находок сохраняются многочисленные части древних каменных и деревянных зданий и сооружений, представляющих несомненную историко-культурную ценность. Количество объектов архитектурной археологии в центре Москвы даже по ориентировочным расчетам может достигать порядка 100 ед. Настоящая работа подготовлена по результатам реставрации и музеефикации памятников археологии в историческом центре Москвы, начиная с 1970-х гг. по настоящее время. Все рассматриваемые работы реализованы по проектной документации, разработанной автором статьи в мастерской №13 Управления «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Большая часть работ по музеефикации выполнялась совместно с производителем археологических раскопок - Центром археологических исследований ГУОП г. Москвы (при личном участии генерального директора А.Г. Векслера). ...

    3. Бакалярова Е.Г., Бакаляров В.М., Транковский Е.Г., Курбаткин И.И. Вопросы охраны и сохранения уникального произведения момументальной скульптуры - памятника Минину и Пожарскому (скульптор И.П. Мартос, архитектор А.И. Мельников, литейщик В.П. Екимов, 1818 г.) (0.38 а.л. / 8 стр.)

    Данный монумент исторически стал первым памятником, увековечившим подвиг всего русского народа в борьбе за независимость Отечества. Ему принадлежит исключительное место в истории российской культуры как одному из величайших произведений монументальной пластики и литейного мастерства начала XIX в. История создания данного объекта культурного наследия имеет много интересных и значимых страниц. Идея создания памятника спасителям Отечества зародилась в начале XIX столетия. В конце 1802 г. Большое собрание Академии художеств, определявшее характер архитектурной и художественной деятельности, в программе для скульпторов в числе первых «достойнейших к исполнению» назвало «геройские подвиги и патриотические добродетели Кузьмы Минина и князя Пожарского». ...

    4. Князева В.П. Инновационный подход к сохранению информационного ресурса памятников. Привлечение молодежи к изучению и оценке значимости национального и всемирного культурного наследия (опыт работы со студентами МАРХИ по изучению научной ценности памятников архитектуры Москвы) (0.38 а.л. / 10 стр.)

    Оценка значимости памятника архитектуры невозможна без изучения его информационного ресурса, носителем которого является материал здания или сооружения, поэтому, помимо глубоких знаний в области истории искусства, архитектуры и социальной истории требуются и материаловедческие данные. Для определения наиболее целесообразного метода сохранения культурной значимости необходимы достаточно подробные данные о самом памятнике (различные его элементы требуют разной стратегии сохранения, управления использованием и т. д.), его окружении, а также подробная информация о материалах, из которых здание или сооружение были созданы. Для эффективного решения задач, продиктованных новыми условиями «жизни» памятника архитектуры, на кафедре в течении последних пяти лет разработаны методики проведения мониторинговых исследований состояния памятников, предложены для практического использования диагностические системы оценки повреждений различных видов исторических материалов, а также формы сбора, регистрации и обработки получаемой информации о памятнике. Студентам при проведении материаловедческих исследований предложена разработка систем фиксации материальной ценности памятника фотографическими и графическими методами и совершенствование уже имеющихся баз данных и информационных технологий. Для студентов МАРХИ (в рамках учебной дисциплины) была подготовлена тематика учебно-исследовательских работ по изучению своеобразия исторических материалов в памятниках архитектуры Москвы. ...

    5. Булочников В.А. Значение исторического центра в системе генерального плана города (на примере г. Мурома) (0.33 а.л. / 8 стр.)

    Исполняется 1140 лет г. Мурому, одному из самых древних городов России, обладающему неоценимым богатством наследия истории и культуры. Одним из необходимых качеств первой очереди развития города является внимательное отношение к приведению в порядок, благоустройству и сохранению режима застройки центральной части города, воссозданию, сохранению и осознанию необыкновенных исторических преданий и легенд города, что даст в дальнейшем сильнейший импульс для роста туристического значения города. Анализ и установление композиционных взаимосвязей новой и унаследованной архитектуры города – одна из главных творческих проблем архитектуры. Нужно осмыслить комплекс города как пространственно-временную систему, где разновременно возникшие части сливаются в единое гармоничное целое. Выявление закономерности нужно соотносить с современными задачами и условиями развитого города. Не менее важно правильно сформировать функциональную структуру развивающегося города, тесно увязав ее с задачами и возможностями современного использования памятников культуры. ...

    6. Фоменко С.Ю. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону на рубеже XIX - XX вв. (0.33 а.л. / 7 стр.)

    Интерес к творениям столичных зодчих в городах юга России ещё только осознаётся историками, искусствоведами, архитекторами. Город Ростов-на-Дону в этом процессе представляет собой интереснейший объект исследования. В облике его зданий цельно и образно отразилось взаимодействие градостроительной культуры Москвы и Петербурга с местными строительными традициями. В первой половине XIX в. строительство в городах Российской империи жестко регламентировалось. Одним из главных условий было строительство по «образцовым проектам», разработанным в начале XIX в. для уездных и губернских городов столичной Строительной комиссией. В середине века этот порядок по отношению к жилым и общественным зданиям уже был отменён, однако такая практика ещё существовала в провинции. Что же привлекло столичных зодчих на берег Дона? Ростов в конце XIX в. за бурный рост называли «русским Чикаго», «азовским Ливерпулем», «донским Вавилоном». Основными направлениями развития города стало бурное строительство, рост территорий застройки, увеличение масштаба строений его центральных улиц. ...

    7. Елена Чернышева, Дарья Лобанова Возможности фотомониторинга в диагностической системе экологической оценки состояния памятников (на примере Новодевичьего монастыря (0.22 а.л. / 9 стр.)

    В настоящей работе представлены результаты мониторинговых исследований и анализ состояния памятника в городской среде, выполненные на кафедре «Архитектурного материаловедения» МАРХИ в период 2002 – 2005 гг. Определение характера разрушения и выявления значимых факторов внешней среды их провоцирующих, возможно только при постоянном наблюдении с фотофиксацией одного и того же объекта в разные периоды времени. Фиксацию состояния памятника при его обследовании и проведении экологических изысканий осуществляли с использованием цифровых фотоаппаратов. Использовали сходные точки в разных планах: общий, демонстрирующий общее состояние объекта, крупный – выявляющий суть разрушения. ...

    8. Крогиус В.Р. Сохранение культурного наследия в Японии (0.41 а.л. / 9 стр.)

    В Японии под эгидой Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники действует Агентство по делам культуры, основанное в 1968 г. Один из двух департаментов агентства отвечает за объекты культуры (их приблизительный эквивалент нашим объектам культурного наследия). В департаменте 4 отдела: традиционной культуры, изящных искусств, памятников и достопримечательных мест, а также – архитектурных и прочих сооружений. При Агентстве создан Совет по делам культуры, одно из четырех подразделений которого занимается объектами культуры. С Агентством по делам культуры связаны некоторые т.наз. независимые административные институции – это национальные музеи и институты, в т.ч. Национальный исследовательский институт по объектам культуры, с отделениями в Токио и Наре. В конце 2001 г. в Японии был принят Основной закон по поддержке культуры и искусств. Наряду с установлением некоторых базовых принципов, закон возложил на правительство обязанность формулирования основ политики по содействию культуре и искусствам. Законом предусмотрены многие налоговые льготы в отношении деятельности, связанной с поддержкой культуры. Среди прочего, до 25% общего дохода корпораций, если они направлены на благотворительную помощь (например, некоммерческим фондам, выполняющим работы по сохранению и использованию объектов культуры), исключаются из облагаемых налогами; а до 2,5% - рассматриваются, как производственные затраты. Эти же фонды и другие институции, сохраняющие объекты культуры, не платят налоги при получении наследуемых ими объектов, или при их передаче во владение. ...

    9. Агеев С. Планы застройки и уставы оформления. Немецкий опыт градорегулирования на исторических территориях (0.15 а.л. / 3 стр.)

    Правовое зонирование в Германии двухстадийно. На первой стадии (Fl?chennutzungsplan) определяется функциональное использование территорий. Планы территорий являются скорее концепциями развития и служат обязательной опорой для планов следующего уровня. ногочисленные параметры разрешенного использования конкретных участков задаются при составлении планов застройки (Bebauungsplan), носящих правовой характер. Потребность в их создании определяется муниципальным образованием, оно обязательно, только если территория должна подвергнуться строительным изменениям. Однако, принятие таких планов (это отдельная процедура, включающая общественные слушания) происходит постоянно. Результаты проработок на всю территорию ложатся в основу составления планов застройки. Проектирование ведется не под конкретного заказчика, а в общественных интересах, за счет муниципального образования. Каждое землевладение получает градостроительный регламент, имеющий правовой статус, и при этом (благодаря этому) обеспечивается следование изначально поставленным градостроительным целям на достаточно обширной территории. Градостроительные регламенты задают в основном объемно-пространственные параметры застройки. Для регулирования более широкого спектра средовых характеристик обычно используются инструменты типа «локальных градостроительных рекомендаций» (design guidelines) и «уставов оформления» (Gestaltungssatzung). ...