ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ИКОМОС | ||
![]() |
⇐ Выпуск № 01/2005 | Выпуск № 03/2005 ⇒ |
1. Removing (0.01 а.л. / 1 стр.)
МАТЕРИАЛЫ К ДОКЛАДУ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РФ «О СОХРАНЕНИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на заседании Правительства 21 октября 2004, подготовленные рабочей группой (в сокращении) |
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации |
2. Объекты культурного наследия и их основные особенности (0.05 а.л. / 1 стр.)
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – РФ) представляют собой «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Конституция РФ определяет обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия народов РФ и дает право каждому на доступ к культурным ценностям, связанным с объектами культурного наследия. ...
3. Межведомственный характер отношений, связанных с объектами культурного наследия (0.05 а.л. / 1 стр.)
Отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия регулируются Конституцией РФ, документами международного права в области культурного наследия, Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – ФЗ № 73) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. ...
4. Основные характеристики объектов культурного наследия (0.14 а.л. / 2 стр.)
В соответствии с ФЗ № 73: 1) к объектам культурного наследия могут быть отнесены здания, сооружения, мемориальные квартиры, захоронения, произведения монументального искусства, объекты археологического наследия, группы вышеперечисленных объектов, а также места бытования народных художественных промыслов, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, культурные и природные ландшафты, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов; 2) установлены виды объектов культурного наследия – памятники, ансамбли и достопримечательные места; 3) объекты культурного наследия подразделяются на категории историко-культурного значения – федеральную региональную и местную (муниципальную). ...
Обеспечение сохранности объектов культурного наследия |
5. Задача обеспечения сохранности объектов культурного наследия (0.03 а.л. / 1 стр.)
Согласно требованиям ФЗ № 73 основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Объекты культурного наследия обладают уникальным постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой один из основных ресурсов народов РФ, который в настоящее время сильно недооценен обществом (в т. ч., как одна из основных национальных идей, способных консолидировать общество) и, как следствие, в должной мере не востребован. ...
6. Государственная политика в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (0.12 а.л. / 2 стр.)
Главным условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является разработка и реализация эффективной государственной политики, которая бы учитывала состав и состояние объектов культурного наследия, их правовую защищенность, современные социально-экономические условия развития общества, реальные возможности органов власти, общественных и религиозных организаций, иных физических и юридических лиц, особенности менталитета народов РФ и множество других факторов. Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна разрабатываться исходя из приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов РФ. ...
7. Основные положения для разработки политики обеспечения сохранности объектов культурного наследия (0.15 а.л. / 2 стр.)
Перечень факторов предполагающих комплексный подход к решению задачи обеспечения сохранности объектов культурного наследия на основе эффективной государственной стратегии как системы приоритетов и последовательного осуществления необходимых мероприятий. ...
8. Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (0.22 а.л. / 5 стр.)
Исходя из состава объектов культурного наследия, их состояния, правовой защищенности и иных факторов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, указанных в разделе 2.3 Доклада, Минкультуры РФ предлагается реализовать государственную политику обеспечения сохранности объектов культурного наследия на ближайшую (2005-2007 гг.) и среднесрочную (до 2010 г.) перспективы. ...
9. Система государственной охраны объектов культурного наследия - основа реализации государственной стратегии по обеспечению сохранности (0.04 а.л. / 1 стр.)
Реализация предлагаемой государственной стратегии обеспечения сохранности объектов культурного наследия возможна при условии создания современной системы государственной охраны объектов культурного наследия, которая должна отвечать современным требованиям, обеспечивать оперативность и эффективность принимаемых решений при обязательном осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства в данной сфере. Система государственной охраны объектов культурного наследия должна соответствовать Конституции РФ и представлять собой единую систему органов исполнительной власти, включающую в себя федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия. ...
Государственная охрана объектов культурного наследия |
10. Основные функции государственной охраны объектов культурного наследия (0.19 а.л. / 2 стр.)
В соответствии с Конституцией РФ охрана объектов культурного наследия является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия отнесены: 1) государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия; 2) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 настоящего ФЗ, формирование и ведение реестра; 3) проведение историко-культурной экспертизы; 4) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия. ...
11. Особенности переходного периода реализации Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» до 2010 года (0.05 а.л. / 1 стр.)
В целях приведения отношений в сфере культурного наследия народов РФ в соответствие с ФЗ № 73, указанным законом определен переходный период до 2010 г. Оперативное осуществление мероприятий переходного периода позволит создать необходимые условия для эффективной реализации соответствующих положений ФЗ № 73.
12. Система государственной охраны объектов культурного наследия (0.27 а.л. / 3 стр.)
Эффективность реализации мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия в значительной степени зависит от организации системы государственной охраны в РФ. В период действия Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» система государственной охраны включала в себя Минкультуры России и местные государственные органы охраны памятников истории и культуры в лице органов культуры или иных государственных органов. В соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 и от 20.05.2004 г. № 649 в сфере охраны культурного наследия образованы Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры России), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура). К полномочиям Минкультуры России отнесено осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. К полномочиям Роскультуры отнесены ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия. К полномочиям Росохранкультуры отнесены остальные функции федерального органа охраны объектов культурного наследия, определенные ФЗ № 73. ...
13. Государственный учет и единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (0.13 а.л. / 2 стр.)
Государственный учет объектов культурного наследия народов РФ осуществляется путем ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее – Реестр) совместно федеральным органом охраны объектов культурного наследия и соответствующими региональными органами охраны объектов культурного наследия за счет средств бюджета РФ, субъектов РФ и внебюджетных поступлений. Реестр представляет собой находящуюся в совместном ведении органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ государственную информационную систему, содержащую сведения об объектах культурного наследия. ...
14. Деятельность государственных органов охраны объектов культурного наследия по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы (0.13 а.л. / 2 стр.)
Основная задача государственных органов охраны объектов культурного наследия по организации проведения историко-культурной экспертизы – обеспечить оперативность и качество подготовки заключений историко-культурной экспертизы. На основании указанных заключений будут приниматься решения органов охраны объектов культурного наследия о согласовании документации, выдаче заданий и разрешений на проведение работ и иные решения, вытекающие из заключения историко-культурной экспертизы. ...
15. Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (0.08 а.л. / 1 стр.)
Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее – государственный контроль) осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований государственной охраны, сохранения, использова-ния и популяризации, установленных законодательством. Объектами государственного контроля являются объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного нас-ледия, исторически ценные градоформирующие объекты, их территории, объекты, обладающие признаками объекта культур-ного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия, историко-культурные заповедники, земли историко-культурного назначения, а также земельные участки, подлежащие хозяй-ственному освоению. Государственный контроль осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и соответствующими региональными органами охраны объектов культурного наследия в пределах их компетенции. ...
16. Комплексный подход к обеспечению сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде (0.53 а.л. / 5 стр.)
Мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время заметно возросло значение комплексной охраны объектов культурного наследия в их исторической среде. Именно такой подход становится доминирующим в мировом сообществе, что можно проиллюстрировать на примере формирования Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. За последние годы характер номинаций, относимых к всемирному культурному наследию, существенно изменился. Помимо единичных объектов, архитектурных ансамблей и археологических памятников, в числе кандидатов на включение в Список, заметное место заняли сложные территориальные историко-культурные и природные комплексы. ...
17. Участие органов местного самоуправления, физических и юридических лиц ( в т. ч., общественных и религиозных организаций) в мероприятиях по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (0.18 а.л. / 2 стр.)
Участие органов местного самоуправления физических и юридических лиц (в т.ч. общественных и религиозных организаций) в мероприятиях по обеспечению сохранности объектов культурного наследия является важным дополнением к полномочиям государственных органов охраны объектов культурного наследия, установленных ФЗ № 73. Созданная в 1965 г. Всероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), стало первой неправительственной структурой в сфере сохранения наследия, объединив в своих рядах не только краеведов-любителей, но, прежде всего, специалистов: архитекторов, историков, искусствоведов, музейных и архивных работников, реставраторов, инженеров-технологов, археологов. Организации Общества были созданы во всех регионах России, их деятельность направлена на оказание содействия государственным органам в охране памятников истории и культуры. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» установил право согласования ВООПИиК градостроительной и проектной документации, касающейся памятников истории и культуры. В результате сложилась довольно успешная практика совместного с Минкультуры России рассмотрения вопросов обеспечения сохранности памятников истории и культуры. ...
Сохранение объектов культурного наследия |
18. Проблемы сохранения объектов культурного наследия (0.14 а.л. / 2 стр.)
Требования ФЗ № 73 о необходимости проведения по объектам культурного наследия ремонтно-реставрационных работ и привлечения для их выполнения специалистов-реставраторов, зачастую игнорируются заказчиками работ по памятникам, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по реконструкции объектов культурного наследия. Серьезной проблемой в настоящее время является прочно утвердившаяся в строительной практике тенденция к уничтожению подлинных памятников и созданию вместо них более или менее точных копий из современных строительных материалов, что отмечалось в докладе Правительству РФ «Архитектура России. Состояние и перспективы развития», подготовленном Российской академией архитектуры и строительных наук в 2002 г. Данная тенденция противоречит международному праву (Венецианская хартия) и стю 47 ФЗ № 73, в которой воссоздание объектов культурного наследия осуществляется в исключительных случаях при особой значимости объекта, а работы по воссозданию утраченных объектов культурного наследия – с использованием технологий сохранения объектов культурного наследия. Эта норма не предусматривает снос существующих объектов культурного наследия. В настоящее время в стране практически утрачены органы, ранее выполнявшие функции центров, обеспечивающих исследования, реставрационное проектирование и производство реставрационных работ на объектах культурного наследия, подготовки кадров, информационного обслуживания и нормативного обеспечения реставрационной отрасли. ...
19. Система специализированных научно-проектных и производственных реставрационных организаций (0.27 а.л. / 3 стр.)
Отсутствие современной системы специализированных научно-проектных и производственных реставрационных организаций ведет к многочисленным невосполнимым потерям культурного наследия народов РФ. Одним из лучших способов сохранения объектов культурного наследия является их реставрация, которая традиционно осуществлялась специализированными научно-проектными организациями и производственными предприятиями реставрационной отрасли. Из-за отсутствия необходимого финансирования в настоящее время начался активный процесс разрушения всей реставрационной отрасли, которая создавалась десятилетиями. Почти полностью разрушена существовавшая в начале 1990-х гг. государственная система российских реставрационных организаций, состоявшая из двух крупнейших государственных предприятий: Всесоюзного объединения «Союзреставрация» Министерства культуры СССР и объединения «Росреставрация», а также сети реставрационных организаций местного подчинения в 28 территориях России. Одновременно почти перестала существовать система подготовки и повышения квалификации реставраторов-проектировщиков и мастеров-реставраторов. Множество вновь появившихся небольших реставрационных предприятий, как правило, выполняют обычный «евроремонт» вместо реставрации, зачастую без согласованной в установленном порядке научно-проектной документации. ...
Использование объектов культурного наследия |
20. Проблема использования объектов культурного наследия (0.08 а.л. / 1 стр.)
Проблема использования объектов культурного наследия в условиях современных социально-экономических отношений является одной из сложнейших в обеспечении сохранности культурного наследия. Эта проблема существует не только в РФ, она характерна для всех стран, сохраняющих национальное культурное наследие. Именно решение проблемы использования объектов культурного наследия сыграет главную роль в осознании нашим обществом реальной стоимости историко-культурного потенциала культурного наследия народов РФ, создаст необходимые условия для развития современной национальной идеи возрождения России и, в результате, позволит обеспечить сохранность объектов культурного наследия. ...
21. Общие особенности использования объектов культурного наследия в РФ (0.05 а.л. / 1 стр.)
Особенности использования объектов культурного наследия наиболее ярко иллюстрируются отношениями, которые сложились в настоящее время по вопросам разграничения прав собственности на объекты культурного наследия, осложняющие содержание и предоставления объектов культурного наследия в аренду или в безвозмездное пользование. ...
22. Особенности аренды объектов культурного наследия и безвозмездного пользования объектами культурного наследия (0.15 а.л. / 2 стр.)
Охранно-арендный договор заключался между физическим или юридическим лицом, которому предоставляется в пользование объект культурного наследия, и соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия, на балансе которого состоит этот объект. За использование памятников на основании охранно-арендного договора взимается арендная плата, которая поступает на специальный счет и расходуется им исключительно на мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Охранный договор заключается между религиозной организацией, в пользование которой предоставляется объект культурного наследия для совершения в нем религиозных обрядов, и соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия, на балансе которого состоит этот объект. За пользование памятниками культового назначения для совершения в них культовых обрядов арендная плата не взимается. При использовании религиозными организациями объектов культурного наследия, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях, заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях. Для объектов культурного наследия, отчужденных из государственной собственности в соответствии с ФЗ № 178, оформляется охранное обязательство при приватизации объекта культурного наследия, условия которого определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия». ...
23. Основные ограничения использования объектов культурного наследия (0.04 а.л. / 1 стр.)
При государственной регистрации прав аренды или безвозмездного пользования, возникающих на основании охранно-арендного договора, охранного договора, охранного обязательства на недвижимый памятник истории и культуры, договора аренды объекта культурного наследия, договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, охранного обязательства при приватизации объекта культурного наследия, содержащих необходимые сведения для обеспечения сохранности объекта, осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений), связанных с объектом культурного наследия. ...
24. Условия эффективного использования объектов культурного наследия (0.50 а.л. / 5 стр.)
Эффективное использование объектов культурного наследия является неотъемлемым условием обеспечения их сохранности. Длительное время наиболее привычным и понятным для обеспечения сохранности объектов культурного наследия была организация их музейного использования. Например, отреставрированный усадебный комплекс или старое здание становились обычно архитектурно-художественным или мемориальным музеем. Подобная деятельность практически всегда не окупала даже текущих затрат, и основной поддержкой таких музеев являлись постоянные бюджетные дотации. Целью государственной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия не может являться получение прибыли и окупаемости всех затрат на мероприятия по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Целесообразно развивать отдельные доходные направления использования объектов культурного наследия, средства от которых должны направляться на реализацию государственной политики обеспечения сохранности объектов культурного наследия. ...
25. Популяризация объектов культурного наследия (0.34 а.л. / 4 стр.)
26. Финансовое обеспечение государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия (0.47 а.л. / 5 стр.)
27. Правовое обеспечение в области объектов культурного наследия (0.18 а.л. / 2 стр.)
28. Основные выводы и предложения (0.08 а.л. / 1 стр.)