ЭЛЕКТРОННОЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ
«БИБЛИОТЕКА В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН» |
||
![]() |
⇐ Выпуск № 01/2009 | Выпуск № 03/2009 ⇒ |
1. ПРЕДИСЛОВИЕ [311 Kb / 1 стр.]
ТЕОРИЯ ПАМЯТИ |
ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ. СОЗНАНИЕ И ПАМЯТЬ |
2. СОВРЕМЕННЫЕ MEMORY STUDIES И ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ (1.10 а.л. / 12 стр.)
Работа А.Г. Васильева из книги «Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории» (М., 2008), подготовленной в рамках исследовательского проекта «Образы времени и исторические представления в цивилизационном контексте: Россия - Восток - Запад» при финансовой поддержке РГНФ. Представлен обзор истории развития «мемориальных исследований»; прослеживается связь и развитие основной проблематики исследований основоположников коллективной/социальной памяти (М. Хальбвакса, А. Варбурга) с исследованиями в рамках современных memory studies.
3. МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАМЯТИ (0.38 а.л. / 4 стр.)
В статье М.С. Губенко, адъюнкта каф. культуры и искусства Военного ун-та МО РФ, рассматриваются социально-философские основания механизмов (структура, принципы функционирования) общественного сознания и его носителя - общественной памяти. Представлена модель последней, основанная на психологических принципах организации памяти человека.
ПАМЯТЬ И ЗАБВЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФРАНЦУЗСКИХ УЧЕНЫХ) |
4. ВСЕМИРНОЕ ТОРЖЕСТВО ПАМЯТИ (0.57 а.л. / 6 стр.)
В публикации известного французского историка, издателя, члена Французской академии наук Пьера Нора из сборника «Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа» (М., 2005) исследуются процессы превращения исторического самосознания населения Франции, а также других стран, в социальное. Называются причины и следствия глубоких изменений традиционного отношения к прошлому в последней четверти ХХ века.
5. ФОРМЫ ЗАБВЕНИЯ (0.49 а.л. / 5 стр.)
Фрагменты реферата одноименной книги Марка Оже (Aug, M. Les Formes de loubli. Paris: Editions Payot & Rivages, 1998) канд. филолог. наук, вед. науч. сотр. ИВГИ РГГУ В. Мильчиной. Автор книги - французский этнолог и литератор - исследует соотношение между забвением и воспоминанием, рассматривает виды нарративов, в которых люди мыслят свое прошлое, перечисляет основные формы, которые принимает забвение. В качестве примеров, иллюстрирующих процессы забвения и вспоминания, автором привлекаются истории литературных и киноперсонажей.
КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ |
ТРАДИЦИЯ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ |
6. ТРАДИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННЫХ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ (0.33 а.л. / 4 стр.)
Сущностные характеристики категории «традиция», ее регулирующая роль в социальных общностях прошлого и настоящего рассматриваются в работе канд. филос. наук, доцента, члена-корреспондента Крымской академии наук (Украина) М.К. Трифоновой. Предлагается творчески переосмыслить концепт «традиция» в новых условиях с учетом тесной взаимосвязи традиции и мудрости, т.е. разумное использование традиционных начал в жизни с новыми идеями.
7. ТРАДИЦИЯ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЕ ПРОШЛОГО (0.33 а.л. / 4 стр.)
В работе А.Ю. Клейтмана (Волгоградский гос. пед. ун-т) философски осмысливается культурный феномен традиции в контексте ее соотношения с практиками памяти и забвения. Представлены различные трактовки понятия «традиции», данные в работах отечественных и зарубежных исследователей.
МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ |
8. СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ФОТОГРАФИИ: РАБОТА ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ (0.51 а.л. / 6 стр.)
Совместная публикация социолога, преподавателя Уильямс Колледжа (штат Массачусетс, США) О. Шевченко и О. Саркисовой, науч. сотр. Архива «Открытое общество» (Будапешт) и Центра визуальной антропологии МГУ. Излагаются результаты иcследования взаимосвязей, существующих между архивом и памятью на примере специфического типа архива: семейных фотоколлекций.
9. ПОКОЛЕНИЕ ДЕДОВ В ЕВРОПЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ (0.82 а.л. / 8 стр.)
Совместная статья профессора социальной психологии, директора Центра по междисциплинарному изучению памяти Х. Вельцера и К. Ленц, политолога, сотрудницы Центра по изучению Холокоста и религиозных меньшинств (г. Осло). Излагаются результаты анализа исследования механизмов культурной преемственности между поколениями в Германии, Швейцарии, Сербии, Хорватии, Норвегии, Дании и Голландии. Показано, как происходит восприятие и преломление истории молодым поколением этих стран.
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ И НАСЛЕДИЕ |
БИБЛИОТЕКА КАК ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ |
10. НАСЛЕДИЕ И БИБЛИОТЕКИ (0.74 а.л. / 8 стр.)
Обзор зав. сектором проблем научной информации Российского института культурологии Т.С. Федоровой посвящен актуальным направлениям деятельности библиотек, музеев и архивов по сохранению культурного наследия, организации широкого доступа к его богатствам различным группам населения. Рассказывается о международных и национальных программах по наследию (ПУЛМАН, КАЛИМЕРА, Всемирная цифровая библиотека, «Наследие Техаса онлайн» и др.). Рассматриваются проблемы сохранности аудиовизуального и мультимедийного культурно-исторического наследия; типы и формы сотрудничества и партнерства институтов наследия.
МУЗЕИ НА БАЗЕ БИБЛИОТЕК (РОССИЙСКИЙ ОПЫТ) |
11. ДОМ, ГДЕ СОЗИДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК. ИМЯ БОГОЛЮБОВА В СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ (0.30 а.л. / 4 стр.)
В публикации И. Лисицыной, зав. отделом информирования и записи пользователей Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова, освещается информационная и просветительская деятельность интеллект-центра среди молодежи и взрослого населения. Рассказывается о традициях Боголюбовского дома, об опыте работы сотрудников Библиотеки по популяризации творчества выдающегося художника, о других мероприятиях, транслирующих богатое наследие русской художественной культуры.
12. БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ КАК ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) (0.38 а.л. / 5 стр.)
В статье зав. отделом ДВГНБ Л.Б. Киселевой рассказывается о музейной специализации ряда общедоступных библиотек Хабаровского края; о формах работы, используемых в библиотеках-музеях в целях просвещения различных категорий населения.
13. ГУЛЛИВЕР ПРИГЛАШАЕТ В МУЗЕЙ ДЕТСКОЙ КНИГИ (0.13 а.л. / 2 стр.)
В совместной публикации Н. Фищук, Н. Ильиной, Л. Титовой, Е. Мужиковой (Ивановская обл. б-ка для детей и юношества) представлен опыт работы по созданию музейной экспозиции библиотеки, сочетающей две темы: «О детской книге во времени и о времени в детской книге» и «Библиотека: история, события, судьбы».
14. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ [221 Kb / 1 стр.]