АРХИВ МАТЕРИАЛОВ
«ФОРУМЫ КУЛЬТУРЫ»
 
(вып. 1/2014)
АРХИВ

РУБРИКАТОР ТЕМ ВЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТА СФЕРА ИНФОРМАЦИИ ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВА

 
ХРАМЫ КУЛЬТУРЫ
 

ОХРАНА И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
 

Охрана памятников
 
17 января 2014 в прокуратуре Ленинградской области прошло заседание круглого стола по вопросам урегулирования ситуации вокруг строительства жилого комплекса вблизи объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Научный городок врача-физиолога Павлова И.П.». Ранее сообщалось, что проект особо охраняемой природной территории регионального значения «Колтушские высоты» общей площадью более 1 тыс. гектаров включен в схему территориального планирования Ленинградской области. В территорию заказника вошел спорный участок площадью 4 га, переданный в долгосрочную аренду под жилищную застройку компании «Сигма». Прокурорская проверка по соблюдению требований федерального законодательства о сохранности объектов культурного наследия продолжается.
 
В работе под руководством заместителя прокурора области Никитина К.В. приняли участие должностные лица профильных комитетов правительства области, контролирующих органов, руководитель органа местного самоуправления Колтушского поселения, представители инициативной группы в защиту объекта культурного наследия, руководство компании-застройщика ООО «Сигма». Участники круглого стола ознакомились с соответствующими документами и произвели обмен мнениями.
 
Мероприятие по теме:

  • Круглый стол по вопросу строительства в непосредственной близости от объекта культурного наследия ЮНЕСКО «Павлово-Колтуши» http://procrf.ru, см. также: URL: http://www.bn.ru (17.01.2014)

  •  

    Реставрация памятников
     
    На восстановление афонского Свято-Пантелеимонова монастыря за последние годы собрано более миллиарда рублей. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании общественно-попечительского совета обители. В мероприятии принял участие министр культуры РФ Владимир Мединский. Фонд для восстановления и поддержки Свято-Пантелеимонова монастыря создан в 2011 году по инициативе тогдашнего президента России Д.А. Медведева. В его правление (общественно-попечительский совет) вошли представители российской власти и Русской Православной церкви. За последнее время на территории монастыря реконструированы здания, построена новая дорога. В нынешнем году необходимо завершить запланированные работы, включая создание современной инфраструктуры, что особенно важно для монастыря. Также на совещании определён перечень работ, которые необходимо провести к 2016 году, то есть к 1000-летию присутствия русских на Афоне.
     
    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что в Свято-Пантелеимоновом монастыре за последние годы проведён «огромный объем восстановительных работ на очень высоком уровне» и организована серьёзная научная реставрация. По мнению предстоятеля РПЦ, необходимо определить планы по восстановлению к 2016 году самых важных объектов. К их числу патриарх отнес не только культовые, но и инженерные объекты, «которые с точки зрения культуры и техники имеют большое значение для отражения роли русского монашества на Афоне». Свято-Пантелеимонов монастырь – один из 20 монастырей на Святой горе Афон в Греции. Русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, первое письменное упоминание о нем как о действующем монастыре относится к февралю 1016 года. К началу ХХ века монастырь стал самым большим на Афоне по площади и численности братии. В настоящее время братия монастыря составляет около 70 монахов и послушников из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1 500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.
     
    Мероприятие по теме:

  • Заседание общественно-попечительского совета Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, см. также: URL: http://www.russkiymir.ru, http://mkrf.ru/press-tsentr (21.01.2014)

  •  
    НИВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
     

    ОБРАЗОВАНИЕ
     
    Вузовское образование и учебные заведения культуры
     

    На заседании правительства, посвященном вопросам образования, Д. Медведев привел следующие цифры: «Несмотря ни на какие проблемы, колебания в экономическом развитии, модернизация регионального образования финансировалась в полном объёме: за три года это 120 млрд. рублей, а также свыше 28 млрд. рублей из бюджетов субъектов. Мы уделяли и уделяем внимание оснащению школ современным учебным оборудованием, в том числе компьютерами, доступом в интернет. Эта программа у нас реализована уже достаточно давно. Почти в половине российских школ также был проведён текущий ремонт помещений (порядка 21 тыс. школ), пятая часть была отремонтирована капитально. При этом особое внимание по понятным причинам мы уделяли сельским школам. В большинстве российских школ обновлено программное обеспечение и приобретены электронные образовательные ресурсы. Значительно улучшена способность интернет-трафика, а новой учебной литературой пополнились практически библиотеки всех школ. За счёт покупки почти 9 тыс. школьных автобусов решена проблема транспортной доступности базовых образовательных учреждений. Четверть школ сегодня осуществляет дистанционное образование для почти 70 тыс. школьников, включая детей-инвалидов. <…> Чтобы добиться этих результатов, необходимо было изменить труд учителей, и то, что школа меняется, безусловно, это их заслуга в значительной степени. Их профессиональному росту и вознаграждению за труд уделялось серьезное внимание также в программе модернизации – за время её действия две трети педагогических работников прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Конечно, педагоги должны получать и достойную заработную плату, эта задача была поставлена (имею в виду ее решение в форме доведения заработной платы до уровня средней по экономике региона), в большинстве субъектов эта задача выполнена, хотя там есть ещё на что обратить внимание и чем заниматься. По сравнению с 2011 годом средняя зарплата учителей выросла более чем в 1,5 раза (строго говоря, в 1,7 раза). Конечно, это усредненные цифры, самое главное здесь не потерять человека и обращать внимание на те регионы, где ещё не всё благополучно, – это задача и Правительства, и самих регионов. Ну и, конечно, чтобы каждый работник понимал не только механизм начисления заработной платы, но и мог планировать свой профессиональный рост. В целом мы создали неплохую базу для дальнейшего развития российской школы. Эту работу предстоит вести властям субъектов Федерации в соответствии с утверждённым комплексом мер до 2020 года. При этом следует развивать разные формы получения образования, усиливать воспитательную составляющую, обеспечивать поддержку так называемых инклюзивных форм обучения. Всё это потребует от педагогов совершенствования их профессиональных навыков. Мы в последнее время серьёзно занимаемся расширением сети детских садов. В ближайшее время, естественно, дети, которые ходят в детские садики, пойдут в школу, и, конечно, нам нужно решать те проблемы, которые в школе сохраняются, я имею в виду вторую и третью смену, а также вопросы строительства и оснащения всех школьных зданий по современным стандартам. Большинство школ в нашей стране были построены, как известно, в 70-х годах прошлого века. Часть из них, по сути, выслужила срок эксплуатации или требует капитального ремонта <…>. Необходима программа капитального ремонта школ и, в случае необходимости, если капитальный ремонт невозможен или нецелесообразен, строительства новых школ по типовым проектам. Я предлагаю такую программу реализовать после программы по детским садам. Давайте обсудим подход и к этой программе, проведём обследование школ, посчитаем необходимые ресурсы и всё это сможем обсудить на одном из совещаний, посвящённых развитию школьного образования. Подробнее доложит министр образования и науки».
     
    Д. Ливанов: <…> Инвестиции в образование не одномоментно приводят к повышению его качества, это известный факт. Соответственно и полная оценка образовательных и социальных эффектов проекта модернизации общего образования, который осуществлялся в 2011, 2012 и 2013 годах, ещё впереди, но уже сегодня можно заявить, что позитивные результаты проекта очевидны. Мы видим его влияние на школу и на общество в целом. Произошло значительное преодоление накапливавшихся десятилетиями инфраструктурных проблем нашей школы. Важно отметить, что это преодоление произошло не только за счёт финансовых ресурсов, выделенных на проект, но и прежде всего за счёт системы содержательных ориентиров и механизмов, выстроенных на предыдущих этапах нашей работы. Я имею в виду национальный приоритетный проект «Образование», инициативу «Наша новая школа», принятые федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, новый закон «Об образовании». <…> Таким образом, только прямые инвестиции в проект составили около 150 млрд. Финансирование по проекту было предусмотрено по следующим направлениям: приобретение оборудования, приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся, пополнение фондов школьных библиотек, повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических работников, организация дистанционного обучения, проведение капитального и текущего ремонтов и реконструкция образовательных учреждений, осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования. Хочу обратить особое внимание на то, что главный акцент в проекте был сделан на сельские школы. При определении размера субсидии по субъектам Российской Федерации численность школьников в сельской местности учитывалась с удвоенным коэффициентом. В итоге около половины средств, почти 60 млрд. рублей, из федерального бюджета направлено именно на поддержку сельских школ, хотя там обучается примерно 26% наших школьников – 3,5 млн. из 13,5 млн. обучающихся всего. В начале реализации проекта МРСО перед нами стояло пять основных задач – это серьезное повышение зарплаты учителей; привлечение молодых учителей в систему общего образования; обеспечение инфраструктурных условий для введения новых федеральных образовательных стандартов; оптимизация сети образовательных организаций, создание базовых школ и филиалов; и, наконец, пятое – развитие в школах информационных технологий. Мы отдавали себе отчет в масштабности и сложности этих задач, тем более что решение некоторых из них, например, привлечение в систему образования молодых учителей, требовало не только финансирования, но и изменения такого фактора, как мировоззренческий, серьезного изменения отношения общества в целом к профессии педагога. Могу сегодня сказать, что все задачи проекта решены. В начале реализации проекта средняя заработная плата учителей составляла 15,9 тыс. рублей, это было примерно 70% от средней заработной платы по экономике России. Сегодня заработная плата учителей превышает 28 тыс. рублей, это 95% от средней заработной платы в нашей стране. Таким образом, прирост заработной платы учителей за 2,5 года реализации проекта составил более 76%. <…> Хочу отметить, что в 51 регионе России средняя заработная плата педагогов общего образования не только достигла, но и превысила среднюю по региону. Лучшие показатели здесь в пяти субъектах Российской Федерации: Хабаровский край – 113%, Тверская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкария – по 111%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 110%. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить глав этих регионов за внимание к учителям, к основному кадровому ресурсу системы образования. Повышение заработной платы реально повысило общественный экономический статус учителей, изменило их социальное самочувствие, позволило привлечь в школу молодёжь. Доля молодых учителей со стажем до пяти лет выросла с 8 до 13%. За два последних года число молодых учителей в школе увеличилось на 20 тыс., составило всего 80 тысяч. Растет востребованность программ педагогического образования у абитуриентов вузов. Средний балл по результатам единого государственного экзамена тех, кто поступает именно на педагогические направления, в 2013 году вырос на 7%. Это рост, который превышает рост по всем другим направлениям и специальностям подготовки. Мы очень серьезно продвинулись в обеспечении условий для реализации в школах новых современных федеральных государственных образовательных стандартов. Приведу несколько цифр, демонстрирующих количественные результаты проекта. Приобретено более 66 млн. единиц учебной литературы, пополнен фонд более чем 94% школ. Осуществлены ремонты: текущий – более чем в 20 тыс. школ, капитальный – более чем в 9 тыс. школ. Почти 98% из числа общеобразовательных организаций, имеющих соответствующие технические возможности, в том числе почти 18 тыс. сельских школ (это две трети от их общего числа), оборудовано системами канализации и тёплыми туалетами. Если в 2011 году в современных условиях обучались 8,3 млн. школьников, то в 2013 году – 10,1 млн. ребят. Это две трети от общей численности обучающихся. Таким образом, благодаря проекту прямо были созданы современные условия обучения ещё для 2 млн. наших детей. Приобретено оборудование – учебно-лабораторное, компьютерное, спортивное, медицинское, оборудование для школьных столовых. Всё это существенно улучшило как условия обучения, так и организацию, и качество питания, обеспечило выполнение требований к санитарно-бытовым условиям обучения и охране здоровья учеников. 726 тыс. педагогов, в том числе все учителя начальной школы, повысили квалификацию, прошли профессиональную переподготовку для работы по новым образовательным стандартам. За три года почти половина педагогических работников, а это 486 тыс. человек, прошли аттестацию с получением или подтверждением первой и высшей квалификационной категории. Приобретено свыше 9 тыс. транспортных средств для подвоза детей, большинство, конечно, для сельских школ – 7,5 тыс. В результате все сельские базовые школы обеспечены транспортными средствами для подвоза детей. Здесь важно отметить, что структурирование сети сельских школ, создание базовых школ (а это школы с наилучшими условиями обучения) сделало обучение доступным для всех детей из ближайших населённых пунктов, а старшеклассникам дополнительно предоставило возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Модернизация образования невозможна без современных информационных технологий, и этот посыл был также одной из важнейших целей проекта. Хочу сообщить, что к концу реализации проекта, к концу 2013 года, более 98% школ имеют устойчивую интернет-связь, а в почти половине школ, ранее имевших интернет, пропускная способность трафика значительно ускорена. Почти 30 тыс. школ обновили программное обеспечение, приобрели современные электронные образовательные ресурсы, благодаря этому мы на 40% увеличили количество школ, осуществляющих дистанционное обучение, и сегодня его используют более 70 тыс. школьников. Таким образом, доступность общего образования для всех детей выросла. Особенно хочу отметить, что всем без исключения детям-инвалидам, которые учатся на дому, обеспечены условия для полноценного обучения в дистанционной форме. Мы также расширили условия для обучения одаренных детей, которые обучаются по индивидуальному плану, а также для сельских школьников, старшеклассников, которые желают в старшей школе получить профильное обучение. <…> Позитивные изменения условий образования для наших детей, возникающая удовлетворённость этими изменениями в обществе подтверждается результатами последних опросов общественного мнения. По социологическим исследованиям, свыше 75% обучающихся и более 65% учителей высоко оценивают происходящие изменения, поддерживают их. Согласно опросу ВЦИОМа, проведённому в декабре 2013 года, наши граждане довольны обеспеченностью школ современным оборудованием, предметными кабинетами, компьютерами, возможностью быть в курсе жизни школы посредством мобильной связи и интернета. В целом 56% опрошенных поддерживает вектор развития, выбранный Министерством образования и науки, и полагает, что заявленные идеи и цели благоприятны для образования в России. <…> На следующих этапах реализации проекта мы будем уделять особое внимание решению следующих задач: первая – это модернизация инфраструктур общего образования, <…> включая строительство и реконструкцию зданий школ в соответствии с требованиями к современным условиям обучения. <…> Предстоит гарантировать не только удовлетворительный средний уровень инфраструктуры школ, но и достижение базового, то есть необходимого для новых стандартов уровня инфраструктуры в каждой российской школе. <…> Наконец, необходимо обеспечить постоянное подтягивание инфраструктуры школ к новым стандартам и технологиям образования».
     
    Мероприятие по теме:

  • Заседание Правительства Российской Федерации, посвященное итогам реализации проекта модернизации региональных систем общего образования (23.01.2014)

  •  
    24 января 2014 года в актовом зале администрации Буйнакского района Дагестана прошло обсуждение правил и порядка проведения объективного ЕГЭ в 2014 году. В мероприятии принял участие первый заместитель министра образования и науки Республики Дагестан, доктор биологических наук Ширали Алиев. Также присутствовали директора и учителя школ Буйнакского района. Открывая мероприятие, начальник Буйнакского районного управления образования Зайнутдин Залимханов озвучил итоги сдачи ЕГЭ за 2013 год. Он отметил, что из 642 экзаменуемых от 80 до 100 баллов в среднем набрали 147 учащихся, из которых 120 поступили в вузы.
     
    В своем выступлении Ш. Алиев коснулся Послания главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова Народному Собранию РД, в котором говорится о необходимости порядка в системе образования и обеспечения организации нормальной сдачи Единого государственного экзамена. Он подчеркнул, что извращенный метод сдачи ЕГЭ, при котором данная форма аттестации превратилась в процедуру купли-продажи между родителями и учителями, негативно отразился на качестве всего образовательного процесса. По его словам, в нынешнем году проведение ЕГЭ будет под особым контролем руководства республики, министерства образования и науки, ФСБ и МВД. В каждой аудитории будут установлены по две камеры, одна из которых ведет онлайн-трансляцию, а вторая будет работать в режиме записи. За каждым пунктом проведения экзамена будут закреплены федеральные инспекторы, призванные следить за нарушениями порядка проведения ЕГЭ и фиксировать их. «Если в нарушении будет виноват ребенок, который сдает экзамен, то его работа будет аннулирована без возможности пересдачи. Если же нарушение совершит организатор, то аннулированы будут работы всей аудитории, с возможностью пересдачи», – сказал Ш. Алиев. Предметом особого внимания докладчика стало такое явление, как ЕГЭ-туризм. Для решения данной проблемы ввели запрет на перевод учащихся 11-х классов в сельские школы перед сдачей экзаменов без основательных на то причин. Для абитуриентов, которые занимаются самообразованием или семейной формой обучения, а также переведенных из одного учреждения в другое будут организованы отдельные пункты сдачи ЕГЭ в Махачкале, Дербенте и Хасавюрте. Завершая мероприятие, Ш. Алиев ответил на вопросы собравшихся и призвал присутствующих провести подготовительную работу с учениками и при необходимости организовать группы для дополнительных занятий.
     
    Мероприятие по теме:

  • Совещание в формате круглого стола, посвященное обсуждению правил и порядка проведения объективного ЕГЭ в 2014 году (24.01.2014)

  •  
    Распечатать...