ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА (электронный дайджест) |
||
Трепак, Я.В. Теоретические аспекты компьютерно-опосредованной коммуникации [Текст] / Я.В. Трепак // Вестник Московского ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2011. — № 4. — С. 131—137..
Автор — Я. В. Трепак: аспирант каф. теории преподавания ин. яз. ф-та ин. яз. и регионовед. МГУ им. М.В. Ломоносова. В публикации исследуются особенности интернет-коммуникации (в том числе коммуникативно-речевые), представлены различные ее характкристики.
В 90-е гг. ХХ в. в англоязычной лингвистике появился термин «computer-mediated communication» (компьютерно-опосредованная коммуникация — КОК). Исследованием различных характеристик данного направления занимаются российские и зарубежные ученые А.А. Атабекова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.Н. Розина, Т.Н. Пикуля, Д. Кристал. Определение данного понятия зависит от области использования (образование, бизнес, культура, политика или др. сферы). Синонимами понятия «компьютерно-опосредованная коммуникация» являются словосочетания «интернет-коммуникация», «компьютерное общение», «электронная коммуникация», «электронное общение» и «сетевое общение». В настоящее время специалистами «обсуждается этимологическое, семантическое и концептуальное отождествление слов “общение” и “коммуникация”» [1].
Н.И. Розина замечает, что в области теории и практики коммуникации, как новое прикладное направление, «в котором исследуется использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знания и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [2]. КОК выделилась сравнительно недавно. Изучение и анализ данных мультимедийных сообщений способствует достижению эффективной КОК и развитию коммуникативной компетентности в различных областях деятельности. КОК — быстро расширяющаяся сфера общения, поскольку некоторые из функциональных целей общения (психотерапевтические, игровые, учебные) в виртуальной среде достигаются в наиболее полном объеме и максимально эффективно[3].
Процесс исследования коммуникации подразделяется на два направления:
— коммуникация, связанная с непосредственным взаимодействием (контактом — сост.) между людьми (face-to-face human communication);
— компьютерно-опосредованная коммуникация (КОК) (mediated communication), подразумевающая использование новейших телекоммуникационных технологий [4].
Для компьютерно-опосредованной коммуникации характерны следующие особенности: развитие опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию субъектов общения; усиление порождающего характера коммуникации (самовоспроизводимость); расширение диапазона коммуникации на шкале «локальность акта — публичность акта»; расширение диапазона коммуникации на шкале «партикулярность мышления — глобальность мышления»; расширение социокультурного фонда коммуникации; ослабление роли традиций в коммуникации; усиление самореферентности коммуникации; снижение авторитета объективного знания и повышение авторитета конвенционального знания/ переходом от диалога к полилогу в процессе выявления (достижения — сост.) истины; повышения дискурсивности знания; расширение источников и способов получения и продуцирования информации; изменение роли образования в обществе (см. работы С.В. Титовой, А.А. Атабековой, М.Б. Бергельсон, Б.С. Гершунского, А.Е. Войскунского).
Исследователи классифицируют виды электронной связи на основе следующих характеристик: синхронный/ асинхронный вид связи; официальный/неофициальный характер общения; спонтанность/подготовленность речи; коммуникативные намерения участников и тематическая направленность речевого поведения; коммуникации с одним и многими собеседниками; коммуникация, основанная на технологиях Веб 1.0 или Веб 2.0.
Связь по способу передачи и восприятия делится на аудитивную, визуальную, аудитивно-визуальную. Коммуникативные технологии подразделяются по параметрам времени и места нахождения участников коммуникации. Выделяют также виды электронной связи, базирующиеся на службах классического Интернета: электронная почта, модерируемые списки рассылки, веб-форум, чат, видеоконференция, и те, которые основываются на новейших технологиях Веб 2.0 (веблог, микроблог, Skype, wiki, Net-Meeting).
Необходимо отметить контактные сервисы, направленные на построение сообществ в Интеренте по интересам или схожей деятельностью (отечественные сети — «ВКонтакте», «Мой Круг», «Одноклассникию.ru», «Мой Мир»; крупнейшие англоязычные сети — «Facebook», «MySpace», «Linkedln»).
Целесообразно выделить следующие характеристики КОК: коммуникативно-речевые, социально-психологические, дидактические и технические. М.Б. Бергельсон называет три коммуникативно-речевые характеристики, основанные на прагматических соображениях — скорости коммуникации и экономии усилий говорящего: пренебрежение правилами орфографии и граматики; использование графической информации; использование знаков препинания, принятых «в разговорном жанре» — в чатах и личной почте [5].
М.С. Школовая отмечает следующие коммуникативно-речевые характеристики письменной КОК: дистантность, опосредованность, анонимность [6]. К ним Ю.В. Михасюк добавляет следующие свойства: креативность участников коммуникации, типовую неоднородность, которая подразумевает личностно-ориентированное общение (например, переписка по электронной почте) или статусно-ориентированное общение (общение на конференциях и в форумах) [7].
К положительным признакам влияния КОК на личность можно отнести, например, качественную трансформацию коммуникативной и познавательной деятельности личности. Психологи обычно обозначают эти изменения термином «реверсия», предполагающим возникновение новых видов и форм деятельности, навыков, знаний, умений благодаря новым техническим средствам. К отрицательным — необходимость более тщательного обдумывания своего сообщения, трудности в передаче настроения (эмоций и чувств) в тексте, в отличие от живого общения.
Социально-психологические характеристики КОК — одни из важнейших составляющих виртуального общения, поскольку именно они отражают индивидуальность каждого участника общения. Их исследованием занимались в России и за рубежом. Их числа зарубежных психологов данное направление представляют Джозеф ДеВито, С. Рейд, П. Келли; из российских — А.Е. Войскунский, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, И.С. Шевченко и др.
К психологической составляющей КОК относят индивидуальные черты характера каждого участника коммуникации. Одной из важнейших социально-психологических характеристик КОК является персонифицированность информации, предполагающая, что автор текста одновременно с передачей смысла также преследует свои цели, задачи и результат от виртуального общения. Передача и вербализация информации в значительной степени зависят от мотивации автора текста, его установок [8].
Необходимость фиксации личностных статусов участников коммуникативного действия обусловливает внимание исследователей к психическим характеристикам и социальным типам говорящих, распределению и смене коммуникативных ролей в процессе разговора, проблеме выбора речевых стратегий и тактик. В связи с этим, возможно определение видов КОК по признаку принадлежности к социальным сферам общения (бытовая, деловая, научная, рекламная, политическая) [9].
Многие научные работы содержат результаты исследований, свидетельствующие о негативном воздействии КОК на психику человека (А.Е. Войскунский, К. Янг, И. Голдберг, Д. Гринфилд, К. Сурратт, Дж. Грохол). Имеются в виду следующие проявления: интернет-аддикция; персонификация (осознанное и неосознанное уподобление внутреннего мира человека компьютерам); хакерство; анимизм (уподобление компьютера живому существу, способному мыслить, но не чувствовать, что особенно свойственно детям); экзуция (отмирание ранее сформированных видов и форм деятельности, например ряда математических действий); аутизм и редукция общения (постепенное угасание роли эмоций в традиционном общении, происходящих под прямым и косвенным воздействием ИКР); аналогия (уподобление своей деятельности работе технического устройства) [10].
Благодаря особым техническим характеристикам новейших ИКТ, на которых основаны многочисленные дидактические свойства и функции [11]. (а именно, технологии, основанные на использовании AJAX, веб-синдикация, открытые общественные веб-серверы API, наличие постоянных ссылок на ранее опубликованные материалы, теги), они эффективно используются в педагогическом процессе.
Благодаря наличию дидактических свойств компьютерные телекоммуникации перспективны и эффективны для использования в сфере образования [12].
Исследование коммуникативно-речевых характеристик КОК показывает, что данный вид коммуникации является особым видом речевой деятельности, синтезирующей устную и письменную речь. Исследование КОК в социально-психологическом аспекте позволило выявить прямое и косвенное воздействие ИКТ на психическую деятельность человека, под воздействием которых происходит существенное преобразование личности. Анализ дидактических функций показал, что КОК является эффективным способом оптимизации образовательного процесса на всех уровнях.
Примечания и литература:
1. Розина, И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. — М., 2005. — С. 32.
2. Там же. — С. 40.
3. Там же. — С. 41.
4. Lord, J. Review of Computer-mediated Communication: Human-to-human Communication across the Internet [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://llt.msu.edu/vol-7num3/pdf/review1.pdf.
5. Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации [Текст] , М. Б. Бергельсон // Вестник Московского ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002. — № 1. — С. 32.
6. Школовая, М. С. Лингвистические семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации [Текст] : дис. … канд. филол наук / М. С. Школовая. — Тверь, 2005. — С. 45—46.
7. См.: Михасюк, Ю. В. К вопросу проблематизации дискурса сетевых сообществ [Текст] / Ю. В. Михасюк // Проблемы социализации в современной информационной среде. — Брест, 2007. — С. 30.
8. Городецкий, Б. Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения [Текст] / Б. Ю. Городецкий // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1989. — Вып. ХХIV. — С. 18.
9. Халяпина, Л. П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам [Текст] : дис. … д-р пед. наук / Л. П. Халяпина. — СПб., 2006. — С. 118.
10. См., например, следующие публикации: Корытникова, Н. В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий [Текст] / Н. В. Корытникова // Социологические исследования. — 2010. — № 6. — С. 70—79; Марченкова, Т. Г. Интернет-социализация молодёжи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью [Текст] / Т. Г. Марченкова // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 4. — С. 55—58; Цой, Н. А. Феномен интернет-зависимости и одиночество [Текст] / Н. А. Цой // Социологические исследования. — 2011. — № 12. — С. 98—107. Ист.: Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/ — Загл. с экрана. — [20.11.2012] [Прим. сост.]
11. «Дидактические функции — внешние проявления свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в образовательном процессе». Ист.: Интернет в гуманитарном образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. — М., 2001. — С. 22.
12. «Дидактические свойства — природные, технические качества объекта, т.е. те его стороны, которые можно использовать с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе». Ист.: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. — М., 1999. — С. 154.