ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА (электронный дайджест) |
||
IT-технологии (ИКТ), особенно всемирная сеть Интернет, с начала 90-х гг. XX-го в. начали стремительно входить во все сферы жизни российского общества, вскоре став его неотъемлемой частью.
Первый этап внедрения ИКТ принято обозначать ретронимом Веб 1.0. На данном этапе содержание интернет-ресурсов создавали профессионалы и любители-энтузиасты, а основная масса пользователей выступала в роли потребителей. Библиотеки, располагавшие огромным информационным потенциалом на традиционных носителях, не остались в стороне от этих процессов.
Первые сайты библиотек появились в середине 90-х гг. ХХ в. например, сайт http://www.rsl.ru Российской государственной библиотеки, ранее, Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина («Ленинка»). Через сайты библиотек пользователи получили доступ к их ресурсам из любой точки России и других стран мира [1]. Дальнейшее освоение ИКТ библиотеками связано с появлением концепции «Библиотека 2.0».
В 2005 г. Тим О’Рейли [2] в статье «Что такое Веб 2.0» впервые ввел в употребление термин Веб 2.0, под которым описал методику проектирования систем, «которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [3]. С тех пор все ресурсы стали делиться на Веб 1.0 и Веб 2.0. В следующем году американский библиотековед Майкл Кейси в своем блоге Library Crunch [4] опубликовал концепцию «Библиотека 2.0», в которой адаптировал понятие Веб 2.0, применительно к библиотекам. Данная методика дала им возможность установления многосторонних контактов с пользователями (читателями) через создание электронных справочных служб, блогов, сообществ в социальных сетях.
В настоящее время библиотеки активно пользуются блогами, социальными сетями для виртуального общения с потенциальными читателями и упрощения профессиональных контактов.
Ниже приведен обзор деятельности библиотек в одном из сервисов Веб 2.0 — блогах.
Блог — публичный электронный дневник, размещенный в сети Интернет. Основное содержание онлайн-дневника составляют посты (текст, изображения и мультимедиа), публикующиеся в обратной хронологии. Посты блога как правило содержат возможность его комментирования. Человека, ведущего такой дневник, называют блогером. Все блоги Интернета составляют понятие блогосфера.
Чтобы упростить пользователю ведение онлайн-дневника, в Интернете созданы специальные сервисы, называемые блог-платформами [5]. Несколько слов о блог-платформах.
Существует три группы блог-платформ, определяемые уровнем предоставляемого сервиса: профессиональные, полупрофессиональные, массовые.
Распространение профессиональных блог-платформ осуществляется на платной основе. Поэтому коммуникации между пользователями происходят с меньшей частотой и в меньшем объеме, но они более таргетированные. На блог-платформах массового спроса частота и объем коммуникаций выходят на первый план, подчиняя профессиональные связи.
Движок блог-платформы является частным случаем системы управления контентом (CMS) [6].
Также существуют блоги на отдельном хостинге с отдельной системой управления содержимым, такие блоги называются автономными[7]. Самая популярная система управления контентом для автономных блогов это WordPress.
Структура блога. Главная страница располагается посередине, вмещает в себя посты блога, комментарии. Дополнительные функции блога, такие как: меню категорий блога, содержание блога и рекламные объявления, разделы: «Карта сайта», «О себе», «Услуги», «Архив» и др. включены в шапку блога, боковые колонки и подвал. В шапке также находится собственно название блога, и может размещаться разнообразная графика и анимация.
На каждой блог-платформе есть возможность создать свой, индивидуальный дизайн. Например, на самой популярной среди библиотечных блогеров платформе blogspot есть специальная вкладка «Дизайн», где можно настроить внешний вид блога, гаджеты [8], с помощью которых можно создать поиск по блогу, вставить форму подписки по e-mail.
Первым блогом считается страница британского ученого, изобретателя URI, URL, HTTP, HTML, Всемирной паутины (World Wide Web) Тима Бернерса-Ли, где он (с 1992 г.) публиковал новости [9].
Термин «weblog» [10] введен в употребление американским программистом, создателем и редактором интернет-дневника Robot Wisdom Йорном Баргером только 17 декабря 1997 года.
В 1999 г. Питер Мерхольц, создатель блога Peterme в шутку расщепил термин weblog на две части — we blog (можно перевести, как «мы ведем дневник»). Шутка стала популярной, и на основе слова blog был образован новый глагол to blog, означающий «совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника».
В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs (Сан-Франциско) открыла сайт http://Blogger.com, ставший первой бесплатной блоговой службой [11].
27 ноября 1999 г. — первый человек с российским гражданством зарегистрировал блог на портале http://www.livejournal.com. Первого февраля 2001 г. появилась первая запись на русском языке: «Проба пера. Попробуем по-русски... Смешная шутка». Это был пост тартуского филолога Романа Лейбова.
Наряду с обычными сетевыми дневниками появляются отраслевые, нишевые блоги, блоги организаций. Со временем и библиотеки стали принимать активное участие в жизни отечественной блогосферы.
Библиотечный блог.
Библиотечным можно считать блог, в котором так или иначе отражена тематика, связанная с библиотекой и библиотечной профессией. Его может вести один или несколько человек. Такой блог могут представлять: личность (работник библиотеки [см. список блогов, 8]) [12]; библиотека [см. список блогов, 9]; подразделение библиотеки [см. список блогов, 10]; библиотечное сообщество [см. список блогов, 11].
Первый в мире библиотечный блог появился в 1995 г., а первые русскоязычные блоги по библиотечной тематике появились в США в 2003 г. В настоящее время насчитывается более 600 русскоязычных профессиональных (и около библиотечных) блогов.
Канонической классификации библиотечных блогов [13]пока не существует. Исследователи данного вида коммуникации предлагают разные критерии их ранжирования. Например, А.Н. Окунева, принимая за основу общую классификацию блогов, разработанную А. Экслером [14], учитывает следующие критерии отбора: тип библиотеки (например, блог школьной, вузовской, сельской библиотеки и т.п.); принадлежность (например, блог личный (или персональный — К.С.), коллективный [15]); содержание (например, блог тематический, новостной, около библиотечной тематики и т.п.); стиль оформления (дизайн — К.С.); стиль письма (изложения — К.С.); наличие мультимедиа (фотоблог, видеоблог и т.п. [16]). Она также предлагает классификацию блогов по таким признакам, как целевая аудитория, география, частота обновления и другие [17].
Что касается последнего то, как правило, библиотечные блогеры не придерживаются строгой периодичности в их обновлении, хотя есть исключения. Например, главный специалист управления специальных проектов РГБ (также директор управления проектов и программ в Центре библиотечных инновационных технологий РГБ) Е.А. Шибаева, в своем персональном блоге «Библиотечные штучки», регулярно делает обзор новостей прошедшей недели [см. список блогов, 4].
Кроме того, А.Н. Окунева предложила конкретизировать позиции целевая аудитория (назначение) и содержание, в соответствии с позициями, имеющимися в классификации блогов интернет-ресурса «Википедия. Свободная энциклопедия» (далее «Википедия»). Например: целевая аудитория (библиотекарям; читателям: школьникам, взрослым; семье); содержание (литературные, отраслевые, политематические, информационные, развлекательные и пр. [18].
На Второй Всероссийской Неконференции библиотечных блогеров «Библиотеки в социальных медиа: стратегии прорыва», состоявшейся в октябре 2012 г. в Екатеринбурге, блогером Л.М. Брюховой, были озвучены следующие варианты классификации библиотечных блогов (по виду):