ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
(электронный дайджест)
Выпуск № 03/2009 [9]

        Перцовская, Р.Ф. Инновационные подходы к развитию культуры чтения [Текст] / Р.Ф. Перцовская.
 

В современном обществе чтение осознается как социокультурное явление, основу которого составляет деятельностный интеллектуально-познавательный процесс, как осознанно необходимый компонент формирования интеллектуальной культуры и построения высокоразвитой гуманной человеческой цивилизации. В условиях новой экономической и социокультурной ситуации наблюдается изменение ценностных ориентаций, литературных предпочтений, по-иному расставляются акценты в выборе использования тех или иных коммуникативных, предлагаемых на современном рынке, технологий. Ситуация в сфере чтения во многом определяется следующими объективными процессами.
 
В условиях интенсивного развития электронных технологий и интерактивного сетевого пространства увеличивается численность электронных изданий, создаются сайты традиционных библиотек и книготорговых предприятий, появляются цифровые библиотеки, электронные литературные форумы, книжные клубы, сообщества, что ведет к возникновению новых социокультурных явлений - рынка электронной книги, читательской интернет-аудитории, формированию новых читательских приоритетов и ценностей. Вместе с тем сокращение государственного книгоиздательского сектора и увеличение доли выпуска коммерческой литературы приводит к тому, что определенная часть общества лишена возможности в полной мере удовлетворять собственные интеллектуальные, культурные и информационные запросы.
 
Испытываемые трудности и усиление коммерческой составляющей в книгоиздании и книгораспространении лишают регионы возможности вовремя и в необходимом объеме получать печатные издания, что приводит к нарушению информационного равновесия в обществе. Снижение уровня книгоиздания сопряжено с "упрощением" технологий подготовки изданий. Одной из тенденций книгоиздательской политики последних лет является увеличение числа изданий, в которых отсутствуют сведения справочно-информационного характера - предисловий, комментариев, таблиц, что в значительной степени повлияло на ухудшение качества информационного аппарата книг. В формировании оформительской и содержательной структуры книги присутствует часто непрофессиональный подход, что связано с привлечением неспециалистов к процессу изготовления книжных изданий. "Доминирование рыночных механизмов в книжном деле, отсутствие результативной социальной рекламы книги и чтения, минимизация государственной поддержки писателей, издателей, критиков <...> обусловили деформацию репертуара книгоиздания. Ориентация преимущественно на массовый спрос привела к наводнению книжного рынка
низкокачественной продукцией ( Аскарова, В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст] / В.Я. Аскарова. - М. : МЦБС, 2008. - С. 11. ) ". Массовая литература соответствует запросам среднего читателя, не требует значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий в восприятии, понимании и анализе содержания.
 
Кроме того, децентрализация информационной системы обеспечения библиотек и недостаточное комплектование библиотечных фондов препятствуют доступу книги к читателю.
 
В современной социокультурной ситуации наблюдается тенденция несоответствия между темпами развития технологической инфраструктуры информационной среды и адаптацией членов общества к восприятию информационных ресурсов, представленных в разных культурных кодах.
 
"Большая часть соответствующих знаний и навыков приобретается через чтение, - пишет Э.А. Орлова. - А поскольку сегодня печатная продукция представлена в разных кодах, им следует обучаться специально их невозможно освоить автоматически -
на обыденном уровне". ( Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Э.А. Орлова. - М., 2008. - С. 7-8. )
 
Т. о., освоение способов восприятия и понимания печатных текстов на различных носителях является основополагающим фактором в развитии культуры чтения.
 
Новые информационные технологии влияют на трансформацию культурного языкового пространства. Новая среда предлагает более эффективные и оперативные коммуникативные возможности взаимодействия и общения, и овладение ими особенно активно осуществляется в молодежной среде. По нашему мнению, кардинальные изменения в "языковой" ситуации происходят по следующим причинам: во-первых, "размывание" границ информационного пространства привело к увеличению коммуникативных контактов и активному обмену информацией и неизбежной экспансии иноязычных понятий и выражений в письменную и устную речь; во-вторых, наряду с процессами, констатирующими обогащение речевого пространства, наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия.
 
Чтение подрастающего поколения характеризуется фрагментарностью, поверхностным восприятием текстов. Недостаточно грамотное владение русским языком, малый лексический запас ведет к непониманию прочитанного, деградации аналитического уровня мышления. В этих условиях "разрыв между пластами фондовой письменной и оперативной устной культур
увеличивается
( Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Э.А. Орлова. - М., 2008. - С. 9. ) ".
 
Успешное развитие современной человеческой цивилизации может происходить при условии сохранения накопленного столетиями культурного и интеллектуального наследия и передаче его последующим поколениям. В условиях информационного разнообразия все более актуальным становится разработка методов приобщения к книжной культуре, зарождения интереса к чтению, развития и расширения информационных потребностей человека. Усилия представителей книжного дела, информационной и образовательной сфер направлены на создание эффективных инновационных методик и подходов к развитию культуры чтения в обществе.
 
"Ответом на вызовы и угрозы XXI в. новой исторической эпохи станет волна радикальных инноваций, которая преобразует лицо и структуру общества и результатом которой будет становление интегральной
гуманистически-ноосферной цивилизации
". ( Кузык, Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: функциональные основы стратегии инновационного развития [Текст] / Б.Н. Кузык. - М., 2008. - С. 15. )
 
В современном обществе статус книги и чтения продолжает оставаться высоким, усиливаются процессы интеллектуализации. Возрастающая потребность в знаниях обуславливает развитие новых форм существования книги. Согласно закону сохранения всех выработанных человечеством коммуникативных форматов, ни один из них не поглощается последующим, выполняя определенную социокультурную функцию. В современном информационном пространстве каждый из них будет стремиться к максимально большему влиянию на осознанный выбор читателя в использовании и предпочтении тех или иных коммуникативных форматов.
 
"Под воздействием электронных технологий меняется культура чтения. В философском значении культура чтения понимается как определенное пространство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной
гармонии личности". ( Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования) [Текст] : моногр. / Т.Г. Галактионова. - СПб., 2007. - С. 124. ) В узком смысле культуру чтения можно сформулировать как способность воспринимать, понимать и анализировать вербальную информацию, представленную в письменном, печатном и электронном форматах. Т.о., культура чтения - социокультурное явление, основу которого составляет деятельностный познавательный процесс, определяющий уровень интеллектуального и духовного развития общества.
 
Важнейшими составляющими культуры чтения является процессы восприятия, понимания, интерпретации текста произведения. Уровень восприятия определяется социокультурным и читательским опытом человека. Процесс восприятия предполагает формирование образов, цельной картины, которые порождаются в распознавании текстов. Немаловажную роль играют собственные эмоциональные, эстетические оценки прочитанного. Более высокий уровень культуры чтения характеризуется формированием творческого восприятия, т.е. способностью создавать новые образы, новую реальность. Такое возможно лишь при активной работе мышления в процессе чтения. В результате формируется прогностическое или "творческое" видение ("прочтение"), которое вырабатывается в процессе чтения текстов художественной и научной литературы.
 
Культура чтения не является некой неподвижной субстанцией, суть этого социокультурного явления состоит в его постоянной потребности к изменению. Культура чтения может развиваться "вглубь" и "вширь". Человек может постоянно пополнять знания по какому-либо вопросу, следить за публикациями по изучаемой проблеме. Вместе с тем чтение иноязычных источников информации позволяет сформировать более широкий объективный взгляд на мир и адекватное понимание ситуации. В этом качестве развитию культуры чтения активно способствуют процессы совершенствования технологий электронных информационно-поисковых систем и коммуникативных средств связи. Доступ к оцифрованному культурному наследию и к новым - электронным документам, открытость, демократичность, коммуникативность, интерактивность - эти и другие свойства Сети способствуют развитию информационно-познавательных и интеллектуальных видов деятельности. ( Перцовская, Р.Ф. Культура чтения в эпоху электронных технологий [Текст] / Р.Ф. Перцовская // Вестник библиотек Москвы. - 2008. - № 4. - С. 10. )
 
Развитие информационной инфраструктуры, появление новых технологических решений в организации, систематизации, использовании и хранении документов и баз данных, изменение познавательных и ценностных ориентиров - эти процессы влияют на развитие информационных навыков и умений, эстетических потребностей, формирование интеллектуального мира личности.
 
В новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознается как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности. Основными задачами инновационной деятельности по развитию культуры чтения являются разработка нетрадиционных технологий и методик в стимулировании и активизации читательской деятельности.
 
Для правильного понимания сущности инновационных явлений и их основополагающего значения в трансформации информационной среды необходимо обратиться к дефиниции понятия "инновация". "Под инновациями (нововведениями) понимается использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т.д.) для повышения эффективности в той или иной сфере. Соответственно различают инновации технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственно-правовые и т.п. Разнообразие инноваций связано с разнообразием видов человеческой деятельности". ( Кузык, Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: функциональные основы стратегии инновационного развития [Текст] / Б.Н. Кузык. - М., 2008. - С. 346. )
 
Любая инновация ориентирована на совершенствование социальной системы. Ее потенциал должен быть направлен на преодоление существующих противоречий, результатом чего может быть образование новых технологических или социокультурных явлений, обладающих прагматичной или духовной ценностью для дальнейшей эволюции общества. Инновация - это всегда прорыв в развитии человеческого знания, сопровождающийся всплеском развития всех важнейших сфер человеческой деятельности. Т.о., инновация, по определению А.А. Мешкова есть "комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традицией рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру". ( Мешков, А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии [Текст] / А.А. Мешков // Социологические исследования. - 1996. - № 5. - С. 117. )
 
Разработка инновационных методов и подходов предполагает тщательное изучение накопленного опыта, сложившихся традиций: обладание необходимыми знаниями для нетрадиционного разрешения актуальной проблемы. Такое возможно, если рационализатор идей обладает творческим видением, нетрадиционным складом мышления - инновационным интеллектом. "Инновационный интеллект личности, - считает А.С. Юшков, - это образ мыслей, позволяющий осознать и проанализировать возникающее в культуре противоречие, и для его устранения выдвинуть идею и реализующее ее творческое решение, которого не было на предыдущей стадии развития культуры, после чего с учетом возможных тенденций способствовать его социализации в культуре. Человек с развитым инновационным интеллектом находится на такой высоте интеллектуального развития, которая позволяет ему обнаружить в себе первостепенную важную способность саморазвития путем интеллектуального совершенствования и
создания технических новшеств". ( Юшков, С.А. Инновация как стратегия личности и общества [Текст] / С.А. Юшков // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: аспирантские тетради. - 2008. - № 23(54). - С. 276. )
 
Анализ существующей проблемной ситуации предполагает поиск принципиально новой эффективной стратегии разрешения противоречий. Это означает, что необходимо использовать арсенал всех известных традиционных и новационных методологических, коммуникативных, технологических средств в достижении результатов, определенных установками и задачами инновационного исследовательского проекта (концепции, мониторинга и т.д.) При этом следует иметь в виду, что в период внедрения инновационных технологий, методик, подходов в деятельностный процесс могут возникать проблемы, связанные с преодолением социальных барьеров, - неприятием по каким-либо причинам инновационных явлений или идей. Можно выделить следующие типы социальных барьеров неприятия: материально-экономический; психологический, обычно свойственный людям с традиционным складом мышления; технологический, вызванный отсутствием навыков работы с технологиями.
 
Период, необходимый для осознания новационной технологической ситуации, освоения инновационной среды, обучения новым приемам и принципам организации рабочего процесса, психологической адаптации к динамично меняющейся инновационной среде, в современной культурологии обозначается понятием культурно-коммуникативного лага. Лагом называется временной интервал между изобретением инноваций и их освоением в социальной среде. Обучение новым разработкам и методам и применению их на практике приводит к сокращению периода адаптационных процессов - лага, и к получению показателей эффективности работы в новых условиях.
 
В настоящее время в рамках деятельности по совершенствованию и реализации "Национальной программы поддержки и развития чтения" активизируется разработка методов и технологий работы с читательской аудиторией, ориентированных на сохранение высокого статуса книги в обществе, расширение границ чтения, формирование интеллектуальной культуры личности в условиях постоянно меняющейся информационной среды.
 
Новые технологии кардинальным образом повлияли на изменение ориентиров читательской деятельности. Интерактивные средства отвлекли от чтения печатной книги, нарушили гармонию взаимодействия в культурном пространстве. Потребление постоянно растущей в объемах электронной информации порождает рассеянное внимание, пассивное созерцание, способствует формированию дискретной картины восприятия мира. Гармоничное развитие человека может происходить лишь в процессе чтения текстов произведений. Сочетание новых и традиционных методов в работе с читателями, анализ эффективности их воздействия позволяет на научной основе подходить к разработке инновационных подходов к развитию и стимулированию читательской активности. Преобразования, происходящие в библиотечной, образовательной сферах, книжном деле, досуговой среде, оказывают доминирующее влияние на формирование образа читателя XXI века.
 
Основным социокультурным институтом формирования и развития культуры чтения является библиотека. Ориентируясь на запросы современного пользователя, здесь создаются необходимые условия для осуществления информационно-поисковой деятельности, предоставляется доступ к информации на печатных и электронных носителях, разнообразию коммуникативных каналов и средств. Специально организованные мероприятия по развитию навыков и умений работы с традиционными и электронными информационными источниками влияют на стимулирование интереса к чтению, повышению уровня читательской активности и литературно-письменной культуры в обществе. Электронные технологии можно рассматривать и как инструмент формирования поисковых и аналитических качеств личности, и как одно из средств развития читательской культуры.
 
В детских и юношеских библиотеках все чаще находит применение психологический подход в работе с читателями. Штатный психолог или библиотекарь разъясняет полезность и необходимость чтения для духовного, нравственного, профессионального развития человека. Специалисты по развитию детской читательской культуры считают, что в детских библиотеках необходимо создавать специальные подразделения по разработке и планированию
специальных программ продвижения чтения, ( Куликова, Е.В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Е.В. Куликова. - М. : МЦБС, 2008. - С. 28. ) в обязанности которых входили бы также анализ тенденций развития детского чтения и разработка инновационных методов и технологий работы с детско-юношеской аудиторией с позиций психологического подхода.
 
В работе детских библиотек применяются как традиционные формы проведения мероприятий по привлечению к чтению, так и принципиально новые подходы в организации информационно-просветительской деятельности. Среди традиционных форм зам. директора РГДБ Е.В. Куликова называет следующие: мероприятия по организации и поддержке семейного чтения; делового чтения детей; конкурсы; викторины; литературные игры; встречи с писателями и интересными людьми; презентации и др. Наиболее эффективными формами индивидуальной и массовой работы с читателями являются литературные дискуссионные клубы, клубы читателей по интересам, литературные студии, интегрированные уроки, уроки-диспуты, групповые консультации, экскурсии, лекции, обзоры, способствующие раскрытию аналитических и творческих способностей личности. Индивидуальный подход позволяет очертить круг познавательных интересов и составить эффективную "литературную" программу удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей.
 
В.Я. Аскарова, например, выделяет следующие перспективные инновационные направления работы библиотек, оказывающие влияние на трансформацию представлений читателей о библиотечной деятельности:
 
- информационная и психолого-педагогическая поддержка взрослых организаторов детско-юношеской литературы, консультирование родителей, учителей по отбору литературы для детско-юношеского чтения и стимулированию читательской активности различных возрастных групп;
 
- экспертиза потока детско-юношеской литературы, составление индивидуальных и групповых рекомендательных библиографических пособий в бумажном и электронном виде;
 
- обучение детей и юношества аналитико-синтетической работе с текстом; организация курсов по изучению эффективных стратегий чтения;
 
- библиотерапевтическая служба, главной целью которой является помощь в преодолении жизненных проблем, психологических травм с помощью книги и чтения;
 
- мониторинг, исследование, диагностика различных аспектов
читательской деятельности. ( Аскарова, В. Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст] / В. Я. Аскарова. - М. : МЦБС, 2008. - С. 38. )
 
В условиях формирования рынка информационных продуктов и услуг в изучении культуры чтения в библиотеках эффективно применение маркетингового подхода. Основными направлениями маркетинговой деятельности библиотек являются: изучение и прогнозирование рынка потребностей и предложений; разработка методов воздействия и продвижения на рынок библиотечно-информационных услуг; информирование о библиотечных фондах и услугах, их возможностях; "проталкивание", оповещение, реклама и пропаганда библиотечной информации; создание и утверждение положительного имиджа библиотеки. Н.Р. Вакулич определяет библиотечный маркетинг как "разновидность творческой управленческой деятельности, которая оказывает содействие становлению и увеличению производства библиотечных товаров и услуг с целью их реализации и ограничения занятости библиотекарей путем удовлетворения запросов пользователей через изучение этих запросов и путей их удовлетворения ( Вакулич, Н.Р. Маркетинговые услуги в сфере библиотеки [Текст] / Н.Р. Вакулич // Современная библиотека: традиции и инновации : сб. науч. тр. / под ред. Н.П. Лысиковой. - Саратов, 2005. - С. 51. ) ". Маркетинговый подход к изучению читательского спроса позволяет осуществлять тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов, интересов читателей, а анализ их результатов - корректировать работу по созданию библиографических, консультационных, методических, информационных ресурсов. Это дает возможность библиотекам более эффективно функционировать и ориентироваться в современной социокультурной ситуации.
 
Новым в библиотечной деятельности является реклама и "паблик рилейшенз". Эти направления маркетинга позволят создать современный имидж библиотеки (информационные стенды, бейджи, фирменный стиль), увеличить численность посетителей, завязать контакты с властными, общественными, коммерческими др. структурами, повлиять на изменение традиционных представление о библиотеках в целом и характере их деятельности. В этих целях применяются не только традиционные способы информирования о предоставляемых услугах (буклеты, плакаты и т.д.), но и осваиваются возможности электронных коммуникативных средств, интерактивного сетевого пространства, СМИ и др.
 
Не менее важной представляется разработка новых методов по развитию культуры чтения в условиях образовательной среды, одним из которых является ценностно-ориентировочный подход.
 
Э.А. Орлова считает, что повышение уровня читательской компетентности учащихся предполагает аналитическое изучение письменных текстов. В развитых странах накоплен интересный опыт применения эффективных методов приобщения к чтению и книжной культуре, ориентированных на формирование общекультурной компетентности, т.е. на приобретение знаний и навыков, необходимых для дальнейшей практической и проектной деятельности. Особое внимание при этом уделяется поощрению самообразования. Кроме того, в школах применяются следующие мероприятия по формированию читательских интересов - проводятся "часы чтения", разрабатываются и реализуются проекты приобщения учащихся к книжной культуре, организуется обучение работе с текстами
на материалах разных учебных дисциплин ( Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Э.А. Орлова. - М., 2008. - С. 35. ) .
 
В подготовке специалистов по работе с читательской аудиторией необходимы образовательные методики, нацеленные на развитие аналитического мышления и способностей к разработке нетрадиционных подходов в организации профессиональной деятельности.
 
Появление и развитие электронных технологий привело к существенным изменениям основ организации жизнедеятельности общества, трансформации и пересмотру большинства приоритетов и ценностей, открытию новых горизонтов в развитии интеллектуального и креативного потенциала личности. Успешное развитие библиотечной деятельности предполагает использование возможностей телекоммуникационных технологий и сетевого взаимодействия. Большинство библиотек осваивает сегодня электронное интерактивное пространство путем создания веб-сайтов, где читатель может найти информацию о библиотеке, предоставляемых услугах, печатных и онлайновых ресурсах, информацию о новых поступлениях, предстоящих мероприятиях, событиях культурной жизни и др.
 
Одной их тенденций развития читательского и библиотечного взаимодействия является создание на сайтах библиотек интернет-площадок, читательских интернет-клубов, где читатели могут обсудить прочитанное, высказать собственную точку зрения.
 
Перспективными направлениями работы по развитию детской и юношеской читательской культуры, по мнению В.Я. Аскаровой, являются интенсивное внедрение интерактивных диалогических форм работы с подрастающим поколением; изучение проявлений субкультуры этой категории читателей в сети Интернет; развитие межчитательского общения в детской и юношеской среде; привлечение детей и подростков к формированию интернет-площадок, где юные пользователи могли бы высказывать свои культурные запросы
интересы, пожелания ( Аскарова, В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст] / В.Я. Аскарова. - М. : МЦБС, 2008. - С. 33. ) .
 
Освоение возможностей интернета в развитии читательского потенциала ведет к появлению нового - интерактивного (сетевого) типа библиотечного и читательского взаимодействия.
 
Электронные технологии становятся пространством для формирования принципиально иной - виртуальной культуры. Уже сегодня в Сети создается среда, концентрирующая свои ресурсы в цифровых библиотеках, полнотекстовых базах данных, на интернет-конференциях, на форумах, на специальных литературных сайтах.
 
В настоящее время русскоязычный интернет накопил большое количество ресурсов, в рунете складывается богатая литературная жизнь, создаются сетевые библиотеки, интернет-периодика, персональные сайты писателей, литературные интернет-клубы. В Сети активно работает большинство известных литературных критиков. В интернете складывается электронная литературная культура, создается новая коммуникативная среда, в которой участвуют авторы текстов, литературоведы и читатели - члены электронного литературного сообщества. Технологии активизируют диалог, уменьшают дистанцию между автором и читателем, предоставляют пространства для обсуждения произведений, проблем литературы, где участвуют и читатели, и сами авторы. Чтение становится не только диалогичным, но и активным, динамичным. Читатель впервые получает возможность публично оценивать, анализировать произведение, тогда как прежде эту функцию выполняли исключительно критики-литературоведы. Читатель может выступать как активный участник литературного процесса. Т. о., интернет представляется дополнительным и альтернативным пространством развития литературной жизни и культуры чтения, в котором зарождаются новые литературные направления, осуществляется сотворчество автора и читателя.
 
Сегодня в интернет-пространстве библиотеки организуют электронные выставки, виртуальные экскурсии по библиотеке, слайд-лекции, мастер-классы, курсы по внедрению и освоению информационно-коммуникативных технологий, мультимедиа-просмотры информации, литературные конкурсы и др.
 
При подготовке интернет-мероприятий, например, электронных выставок используются возможности компьютерных и мультимедийных технологий. Электронная выставка составляется по принципу гипертекста, обязательно представляются библиографические описания материалов, иллюстрации, фотографии, карты, обложки книг и т.д. Также могут быть выставлены полные тексты документов, цитаты, аннотации, библиографические справки, комментарии. Примером виртуальной выставки в формате HTML могут служить выставки Британской библиотеки, для которых характерен музейный подход к оформлению. На этих выставках широко используются иллюстративный материал (портреты, рисунки, фотографии и т.д.), полные тексты отдельных произведений, звукозапись, возможности мультимедийных технологий. Кроме того, применение специальных программ по оцифровке книжных памятников и системы "Переворачивающиеся страницы" позволяют добиться большей информативности, красочности и своеобразного эффекта
присутствия на выставке. ( Электронные ресурсы в помощь развитию чтения [Текст] : метод рекомендации / сост.: Р. И. Хамаганова, Р. Д. Жаргалова ; ред. И. Х. Бальхаева. - Улан-Удэ, 2008. - С. 10. )
 
Возрастающий интерес пользователей к содержательному наполнению Интернета позволяет библиотекам, книгоиздательским и книготорговым организациям использовать электронное пространство в качестве информационной площадки для проведения масштабных рекламных кампаний, информирования о новых книгах, электронной интернет-продукции, предоставляемых услугах.
 
Созидательно-творческий подход к развитию мыслительной деятельности и читательской активности применяется в одной из школ Санкт-Петербурга. Силами учащихся здесь создан школьный виртуальный литературный музей. Технология подготовки подобного виртуального продукта предполагает следующие этапы его формирования. На начальной стадии выбирается автор и произведение, разрабатывается концепция, составляется программа действий по размещению материалов автобиографического характера и о содержании произведений.
 
В работе используются текстовые, графические, мультимедийные, электронные технологии. Затем принимаются решения о художественном оформлении и порядке расположения подготовленных заранее информационных материалов в виртуальном пространстве музея, в нем предусмотрены: "Зал автора", "Картинная галерея", "Исторический зал", "Библиотека". Здесь размещаются собирательные портреты героев произведений, предполагаемые предметы быта, фотографии писателя и др. Виртуальный литературный музей постоянно пополняется новыми материалами об авторах и произведениях, на сайте музея размещается информация о новостях музея, существует обратная связь с посетителями и т.д. ( Леонтьева, В.А., Рыжкова, Т.В. Школьный виртуальный литературный музей [Текст] / В.А. Леонтьева, Т.В. Рыжкова // Школа как территория чтения : сб. ст. / сост. С.В. Волков. - М. : МЦБС, 2008. - С. 43-50. )
 
Еще одним инновационным подходом, опосредованным образом влияющим на развитие культуры чтения, является подход к организации социального пространства библиотеки. Преобразование библиотечного пространства предполагает объединение усилий специалистов разного профиля - архитекторов, дизайнеров, психологов, сотрудников библиотеки в создании наиболее благоприятной атмосферы для реализации разносторонней познавательной деятельности.
 
Найденные новые решения в проектировании библиотечных помещений (с учетом ландшафта за окном, зимнего сада, мест отдыха, органично сочетающихся с библиотечной средой) и использование информационных возможностей электронных технологий позволит библиотеке стать одновременно интеллектуальным и культурным центром, тем самым сочетая образовательные и досуговые функции в непрерывном,
перетекающем пространстве. ( Ильяева, И.А., Чернышева, Е.А. Гендерная культура в информационно-коммуникативной деятельности в вузовской библиотеке [Текст] : моногр. / И.А. Ильяева, Е.А. Чернышева. - Белгород, 2008. - С. 173. )
 
Т.о., культура чтения - динамично развивающийся процесс, отражающий интеллектуальные и информационные потребности и запросы общества. С позиций экзистенциального подхода чтение рассматривается как способ бытия человека, как средство саморазвития, самоконструирования интеллектуального и эмоционально-духовного проектирования мира личности. Основываясь на результатах социологического исследования информационных потребностей, Н.А. Стефановская выстраивает стратификацию читательских интересов, в определенной мере отражающую состояние культуры чтения в современном обществе. Выделяются три группы потребностей в чтении.
 
Первая группа представляет собой потребности к освоению минимума социально необходимых текстов в целях образовательной или профессиональной деятельности, результатом которой является получение аттестата, диплома, социального статуса и т.д.
 
Вторая группа потребностей предполагает интерес к служебному и престижному чтению, например, участие в интеллектуальных, политических, профессиональных сообществах, группах; повышение профессиональной квалификации; чтение модных книг.
 
Третья группа предполагает развитие интереса к чтению в эмоциональную потребность, необходимость, что выражается в высокодуховной коммуникации.
 
"Эти три базовых вида интереса к чтению действуют не изолированно, а проникают друг в друга, формируя промежуточные турбулентные феномены "переходного", смешанного интереса. Например, реализация рефлексивно-духовного интереса к чтению в качестве сопутствующего эффекта может вести к социальной напряженности, и, наоборот накопленный опыт престижного чтения может преобразоваться в рефлексивно-духовный интерес при обрыве такой карьеры, а может ограничиться интересом исключительно
к нормативно-необходимому чтению ( Стефановская, Н.А. Экзистенциальный и социальный модусы чтения в современной культуре [Текст] / Н.А. Стефановская // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 1. - С. 133. ) ".
 
В современном обществе функционируют три основных уровня развития культуры чтения - государственный, социальный, индивидуальный, в свою очередь являющиеся одновременно основой формирования и качественными показателями культуры общества.
 
Т.о., можно выделить следующие подходы к развитию культуры чтения:
 
- ценностно-ориентировочный, предполагающий развитие общей культуры мышления и аналитического восприятия письменной информации;
 
- маркетинговый, необходимый для активизации различных сторон деятельности библиотек в работе с читателями;
 
- технологический, предполагающий использование возможностей новых технологий в достижении заданной цели;
 
- творчески-созидательный, ориентированный на разработку и появление нестандартных идей в порождении новых артефактов;
 
- психологический, нацеленный на стимулирование читательской активности в обществ.