ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
(электронный дайджест)
Выпуск № 03/2008 [2]

Хубиев, Б.Б. Семья в современном обществе [Текст] Б.Б. Хубиев // Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека : моногр. / Б.Б. Хубиев. - Нальчик, 2007. - С. 63-77.
 

Семья всегда являлась показателем ценностного измерения общества. Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом. Ее универсальный характер оставался незыблемым. Семью приравнивали к микросоциуму, подчеркивая ее значение как свидетельства уникальности индивидуального бытия человека. Семейная общность существует в рамках определенного социума и объективно выполняет специфические общественные функции. Семья составляет первооснову человеческого бытия. Генетически и исторически семья и семейный образ жизни были универсальными формами жизнедеятельности для человечества. Семейные ценности были специфическими для каждой эпохи, но всегда считались базовыми, основополагающими, и вместе с др. ценностями санкционировались обществом. Именно в семье, на основе таких фундаментальных ценностей, как супружество, родительство и родство, воспитывались трудолюбие, честность, ответственность, взаимопомощь, стремление к получению знаний, т. е. социально значимые качества индивида. Ценность семьи в общественной системе обусловлена воспроизводством жизни, что определяет ее роль как первоосновы человеческого бытия.
 
Под ценностями понимается то, что способствует удовлетворению потребностей людей и реализации их интересов. Они обеспечивают целостность и системность общества и рассматриваются как совокупность отношений между людьми. Семья как специфический многомерный феномен общества развивается вместе с обществом. Семья чутко реагирует на социальные изменения, ибо она является отражением исторически определенного общества и содержит в миниатюре те закономерности и противоречия, которые объективно присутствуют и развиваются в обществе. Составляя первооснову человеческого бытия, семья обладает непреходящими ценностями, позволяющими выполнять специфические социальные функции. В ценностях выражается значимость тех или иных явлений, их роль в общественной системе. В процессе культурно-исторического развития общества в условиях семейного бытия формируются ценностные установки, нормы и поведенческие ориентиры личности.
 
Семья, будучи конкретно-исторической общностью и формой человеческого бытия, вырабатывает непреходящие ценностные нормы общечеловеческого характера. Потенциал семьи как общезначимой социокультурной ценности безграничен. Он развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации. Семья объективно выступает посредником между личностью, социальными институтами и обществом в целом. Вместе с тем, семья обеспечивает экономическую, социальную и физическую безопасность ее членов, заботу о детях, престарелых и больных, условия для социализации детей и молодежи. Здоровая крепкая семья - залог стабильного развития общества.
 
"Ценности - не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности - это вещи, обращенные к человеку с точки зрения их значимости для человека", - отмечал С.Л. Рубинштейн . ( Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1946. - С. 30. )
 
Иными словами, при всей социальной объективности существования, ценности имеют субъективное значение для каждого индивида и заключены в его сознании. При этом следует подчеркнуть приоритетный характер индивидуальных предпочтений, многовариантность свободного выбора. Человек как субъект деятельности формирует ценностное отношение к тому или иному объекту, в силу чего данный объект может стать не только ценностью, но и антиценностью, а также нейтральной субстанцией, в зависимости от качественных характеристик личности. Семья как "промежуточное звено" между индивидом и обществом также является субъектом деятельности, регулируемой через ее структурные элементы. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а, с другой стороны,
эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи . ( Волжина, О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества [Текст] / О.И. Волжина. М., 2001. - С. 29-45. )
 
В реалиях современной России ценностные ориентиры в семье и обществе пронизаны, в первую очередь, прагматизмом. Поскольку новые, отвечающие настоящим реалиям идеи отсутствуют, многие россияне возвращаются к "старым, проверенным временем". Социальные ценности эволюционируют от среды к индивиду, проходя через наиболее близкую к нему малую группу - семью. Их "несемейная" направленность проявляется очень отчетливо, однако она носит, можно сказать, опосредованный характер, тогда как собственно семейные ценности напрямую,
непосредственно обращены к индивиду . ( Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков [Текст] / Л.В. Карцева. - Казань, 2001. - С. 220. ) Создавая семью, люди обретают искомый духовный комфорт и материальное благополучие. Опрос общественного мнения, проведенный с участием автора в Северо-Кавказском регионе, посвященный ценностным ориентациям семьи, показал, что среди семейных ценностей приоритет отдается физическому и моральному состоянию членов семьи.
 
Аналогичная ситуация наблюдается и в др. регионах России, о чем свидетельствуют данные, полученные Е.Б. Шестопалом, Г.О. Брицким и М.В. Денисенко в ходе исследования этнических стереотипов русских. Ценности семьи, по мнению исследователей, сместились от политики к индивиду, семейному благополучию, покою и порядку. Общенациональное, гуманистическое содержание жизнедеятельности индивида и общества оказалось если не утраченным, то, во всяком случае, отстраненным на периферию сознания. Авторы отмечают, что сохранение целостности России респондентов практически не волнует. Главное для них - возможность выжить, перенести тяжесть социально-экономического
кризиса последних десятилетий . ( Шестопал, Е.Б., Брицкий, Г.О., Денисенко, М.В. Этнические стереотипы русских [Текст] / Е.Б. Шестопал, Г.О. Брицкий, М.В. Денисенко // Социологические исследования. - 1999. - № 4. - С. 62-70. )
 
На протяжении всей истории своего существования семья была ориентирована на такие социальные отношения, как вступление в брак, рождение детей, их воспитание, участие в домашних делах, отношения с окружающими. Любое действие, осуществляемое семьей, относилось к формам личностно-общественного бытия.
 
Семья - наиболее древний социальный институт общества. Она возникла значительно раньше классов, наций и государства. Ценность семьи в общественной системе обусловлена воспитанием подрастающего поколения. По мнению А. И. Антонова и В. М. Медкова, функционирование семьи как социального института обусловлено потребностью социальной системы,
заинтересованной в сохранении человечества, общности, нации . ( Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М., 1996. - С. 23. )
 
Семья как общественный институт на этапе ее возникновения была призвана удовлетворять как витальные, первичные, так и социальные, вторичные потребности человека. Именно в семье происходит процесс перехода человека из биологического существа в социальное. При этом семья становится связующим звеном между индивидом и его родственниками, между личностью и обществом. Являясь основным фактором социализации и проводником усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, семья обеспечивает вступление индивида во взаимодействие с др. социальными институтами. Посредством семьи происходит процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Общество заинтересовано в поддержании высокого уровня брачности. Потребность общества в семье объясняется возможностью регулирования процесса воспроизводства населения.
 
В отличие от западной модели, в современных условиях репродуктивное поведение, ориентированное на низкую или минимальную рождаемость, сочетается не с увеличением, а с сокращением средней ожидаемой продолжительности жизни. Россия переживает демографический кризис. Естественная убыль населения в среднем достигла 850 тыс. чел. в год. Это приведет к сокращению численности населения к середине XXI в. в два раза.
 
Заниженная мотивация в репродуктивной области порождает новое отношение к деторождению. Исследователи проследили, как в социобиологической жизнедеятельности семьи биологический инстинкт продолжения рода трансформируется в человеческую потребность: "Потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей индивид испытывает затруднения как личность", -
пишут А.И. Антонов и В.А. Борисов . ( Антонов, А.И., Борисов, В.А. Кризис семьи и пути его преодоления [Текст] / А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М., 1990. - С. 9. )
 
Между тем, ситуация в различных регионах России, как показывают исследования, оказывается неодинаковой. По мере углубления системного кризиса в России расходы на различные виды помощи семье постоянно снижались. Но независимо от того, как складывается ситуация в том или ином регионе, государство должно быть заинтересовано в обеспечении самодостаточности семьи. Высокая степень брачности ведет к повышению рождаемости, а дети являются главные достоянием общества. Именно их интеллектуальный и физический потенциал является залогом будущего сохранения и укрепления общественной стабильности.
 
Семья наделена целой совокупностью социальных функций. Однако и здесь возникает противоречие между социальными и семейными потребностями. Его неизбежность вытекает из самой социальной сущности семьи. Исполняя отведенные функции и роли, она сохраняет целостность благодаря стабильности семьеобразующих признаков: супружество, родительство и родство.
 
Общество развивается и изменяется значительно быстрее, чем семья. Вместе с тем, для развития семьи также характерны цикличность и стадиальность. И общество, и семья переживают период трансформации, характеризующийся активным поиском новых моделей функционирования. Нацеливая на эволюцию, общество, тем не менее, заставляет институт семьи отступать на пройденные позиции, отказываться от тех приобретений, которые были сделаны раньше. В результате семья развивается по сценарию, который порой не согласуется с ожиданиями общества. Фактически ей предложено выживать в условиях постиндустриальной цивилизации самостоятельно, с опорой только на собственные силы, что не согласуется с понятием цивилизованности общества.
 
Семья становится для человека неким универсумом, в котором заключены все разгадки его бытия. Неповторимость семьи заключена в том, что это та самая индивидуально-общественная группа, "ниже которой социальная жизнь не существует,
не может быть продолжаема и передаваема
". ( Соловьев, В.А. Смысл любви [Текст] / В.А. Соловьев // Сочинения / В.А. Соловьев. - М., 1988. - С. 140. ) Как бы ни была ограничена ее структура и как бы ни сужалось ее ядро, она обеспечивает межличностное ролевое взаимодействие, выступает в качестве проводника социальных перемен.
 
Потребности, формируемые в семье, находятся в движении и меняются в том же направлении, что и окружающая семью социальная среда. Люди, входящие в разные семьи, повышают свои потребности, переходя из одной возрастной группы в другую, получая ту или иную профессию, квалификацию, должность, входя в др. социальные институты, коллективы, группы.
 
В последнее десятилетие XX в. появились новые тенденции в экономике и занятости населения, повлекшие за собой небывалый спад производства и безработицу. Общество раскололось на бедных, богатых и сверхбогатых. Конфликты зачастую происходят между членами одной и той же семьи или семьями, родственниками. В связи с этим усилилась социальная напряженность, что не могло не сказаться на внутренних отношениях, а с ними и на удовлетворении потребностей семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.
 
С точки зрения социальных норм семья представляет собой специфическую форму взаимодействия индивидов, которая определяется через наличие установленных ролей. Они задают социально приемлемые образцы семейного поведения, которые передаются из поколения в поколение. Содержание этих отношений связано с типом личности человека, выступающего в той или иной семейной роли, с тем, насколько глубоко он осознает специфику своего поведения в семье. Чем более стандартным, социально приемлемым окажется его поведение, тем оно более институировано. Как подчеркивал П. Сорокин, "совокупность осознанных шаблонов поведения в определенной сфере можно назвать институтом (семейным, собственности, управления и т. д.). Система институтов поведения образует то, что
носит название организации общества
". ( Сорокин, П. Система социологии [Текст] / П. Сорокин. - СПб., 1920. - С. 282. )
 
Современная социальная философия формулирует новое понимание института семьи, основанное на личностно-центрированном подходе к феномену семейного бытия. Согласно данному подходу, внимание исследователей акцентируется не столько на представлении о семье как о коллективе, сколько на отведении ей роли среды, в которой происходит формирование и развитие личности.
 
Исследователи семьи, в т. ч. философы, заявили о феномене любви как основного фактора создания и развития семьи, о половой потребности как одной из глубинных человеческих потребностей. Личностная совместимость супругов стала мерилом прочности семьи в той же степени, какая в начале XX в. отводилась ее экономической состоятельности.
 
Однако, семьецентристский подход, характерный для конца XX в., сменился эгоцентристским. Индивидуально-личностные потребности, которые являются фактически потребностями третьего, более низкого уровня, были обозначены как главенствующие, а сама семья была определена как объект потребностей личности.
 
В функциях наиболее отчетливо проявляется неразрывная связь семьи и общества. Семью следует рассматривать как естественную и единственно нормальную форму единения людей, необходимую для удовлетворения их основных потребностей, обеспечивающую возможность их полноценного развития как человеческих существ. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и основной силой общественного развития требует системного подхода к его формированию. Следовательно, семья как форма человеческого бытия должна отвечать этим требованиям, и, соответственно, быть регулируемой в своих основных целерезультирующих проявлениях.
 
В этой связи уместно задаться вопросом: какое место занимает семья в российском обществе, какова ее роль по отношению к индивиду.
 
В условиях глобализации, когда Россия пытается занять достойное место в мире, семья оказалась под влиянием нескольких тенденций одновременно, затронувших и целостность общества: переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, углубление техногенной культуры, возрастание личностного потенциала. Названные тенденции, перечень которых можно продолжить, вызвали разрушение советского этана российской цивилизации, поставив страну перед реальной угрозой цивилизационного кризиса. Предпринимаемые государством превентивные меры в основном носят ситуативный и спорадический характер, мало работают на подъем жизненного уровня людей. Государство, по существу, отмежевалось от многих достижений прошлой эпохи. "Такое положение, - отмечает Ф.С. Тумусов, - представляет большую опасность для дальнейшего существования России, ибо, согласно концепции А.Дж. Тойнби, на цивилизационный вызов, ставящий под вопрос идентичность и выживание социума, может быть
только цивилизационный ответ
". ( Тумусов, Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация [Текст] / Ф.С. Тумусов // Вопросы философии. - 2001. - № 12. - С. 153. )
 
При отсутствии семейной идеологии и государственной стратегии адаптации семьи к переходному состоянию общества, семья сама методом перегруппировки собственных личностных ресурсов ценой больших лишений осваивает механизмы выживания. В зависимости от складывающейся реальной ситуации, обуславливаемой отношениями собственности и материальной обеспеченности, семья те или иные функции, в т. ч. и закрепленные за ней обществом в качестве специфических (репродуктивные, социализационные), исполняет в различном объеме. В этом смысле современная семья повторяет опыт истории. Так было во все времена. Параллельно с социальными изменениями в обществе видоизменяется социальная сущность и социально-деятельностное бытие семьи. А.И. Антонов путем анализа состояния функций семьи последних лет приходит к выводу: "В новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично
и даже исчезают вовсе
". ( Антонов, А.И. Депопуляция и кризис семьи в постсоветской России. Кто виноват и что делать? [Текст] / А.И. Антонов // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 1995. - № 2. - С. 317. )
 
Функции в семье представляют собой форму деятельности ее субъектов, систему их взаимоотношений, определенные действия по удовлетворению потребностей человека в условиях семейного бытия. Выполняя свои функции, семья вступает в определенное взаимодействие с элементами системы внешних связей в лице др. многочисленных социальных институтов общества. Результаты данного взаимодействия обычно адекватны содержанию господствующей в обществе семейной идеологии и просемейной культурной среды, которых придерживается большинство членов общества. Семья как явление двуединое, т. е. как противоречивое единство естественного и социального, всегда пытается соизмерять свои внутренние потребности с потребностями каждого из субъектов семейного бытия. Ведущая роль принадлежит социально-ценностной стороне семейных и индивидуальных потребностей. Поэтому государство с помощью различных социальных, экономических и правовых мер способствует выполнению семьей своей социальной роли т. о., чтобы оно отражало интересы всего общества. Этим требованиям должна отвечать системная программа содействия современной семье в реализации ею функций в различных сферах общественной и личной жизни, принятие которой настоятельно рекомендуют ученые и практики.
 
Следует особо подчеркнуть диалектическую связь семьи и государства и значение в выполнении семьей ее имманентных функций, а государством - роли основного агента регулирования общественных отношений. Занимая прочное место в системе общественных отношений, семья всегда была объектом особого внимания со стороны государства. В нынешних условиях такое внимание особо актуализируется с повышением значимости как семьи, так и государства. Одна из главных задач государства - направить в демократическое русло процесс сохранения семьей национальной культуры. Семья как общечеловеческая ценность вбирает в себя элементы др. культур. В неразвитом обществе роль государства значительно повышается, поскольку оно обладает средствами воздействия на общественное мнение в целях повышения в обществе статуса семьи и семейных ценностей, содействия выполнению семьей функций, затрагивающих интересы человека и всего общества.
 
Для выполнения этой своей миссии государство формулирует адекватную политику. Она направлена на устранение расхождений между высокой общественной значимостью семьи и приоритетом интересов человека над интересами семьи, концепцией прав и свобод человека, провозглашенных в рамках демократической идеологии. Разрешение данного противоречия считается одним из основных направлений государственной политики по отношению к семье. В ней семья не может рассматриваться как сфера приватной жизни человека, что ведет к снижению ее ценности в общественном сознании.
 
В то же время очевидно, что она не должна ориентироваться на представление о верховенствующей роли семьи в общественных отношениях и личной жизни человека. Нам думается, необходимо, чтобы стратегическая цель общественного развития намечалась, прежде всего в области развития семьи, ее материальных, духовных, культурных основ, и, исходя из этого, разрабатывались соответствующие социальные и экономические концепции развития общества.
 
Строя т. о. стратегическую задачу по отношению к семье, государство через семейную идеологию должно демонстрировать ценностный потенциал семьи, опирающийся на социально-ценностный потенциал общества. Речь идет о содействии раскрытию ценностного значения семьи путем широкого распространения информации о ее позитивных возможностях. В ряде социологических исследований были сформированы ценностные постулаты, которые надлежит принять в качестве основы концепции семейной политики. Это - "достаточная устойчивость семьи, оптимальное сочетание в ней самодостаточности и социальных ориентаций, низкая конфликтность семейных отношений, их конструктивная преемственность, сплоченность и взаимопомощь членов семьи". Интегральным же выражением значимости семьи являются те ее функции, которые сохраняются в обществе и не могут выполняться др. институтами. Наиболее существенными новыми феноменами, определяющими ценность современной семьи, являются "равноправие всех субъектов семейного взаимодействия, включая женщин и детей; свобода (во временном, статусном, возрастном, территориальном отношениях) выбора форм и способов семейных отношений;
рационализация семейной жизни
". ( Волжина, О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества [Текст] / О.И. Волжина. - М., 2001.- С. 179. )
 
В условиях социально-экономического кризиса государство и общество возвращают семье многие функции в сферах экономической и социальной жизни, образования, культуры, услуг, что является признаком регресса. Семья вынуждена их выполнять, поскольку несет ответственность перед каждым из своих членов.
 
В условиях модернизации общества семья приобретает все большее значение в общественном устройстве. Новая фаза развития России выдвигает приоритет знания как фундамента общества и основной его ценности. Значение семьи как главного инвестора в развитие знаний существенно возрастает по мере либерализации экономики страны и децентрализации образовательной системы. Основная функциональная нагрузка семьи в этих условиях падает на область воспитательную и образовательную, что оказывает содействие формированию интеллектуального потенциала России. Значительная доля затрат на образование, особенно высшее, в новых условиях государство перекладывает на семью. Образовательная и воспитательная функции семьи становятся приоритетными в движении к новому типу общества. Обучение, самообразование, умение применять знания для решения практических задач материализуются на пути достижения семьей уровня самодостаточности и воспроизводства человеческих ресурсов. В отличие от эпохи социализма, когда получение образования, трудовое, нравственное и патриотическое воспитание молодежи было уделом государства, а семья лишь выполняла роль вспомогательного института, в эпоху рыночных преобразований в центре внимания находится рост образовательного уровня, в котором роль семейного фактора становится преобладающей, а во многих случаях и решающей. Интеллектуальное развитие, опережающее духовно-нравственное, сказывается на приоритете общественного сознания в таких сферах, как политика, экономика, бизнес, право, производство и распределение, накопление собственности. Индивидуальное самосознание, саморазвитие и самореализация личности в названных сферах осуществляются в семье. В частности, Л.В. Карцева отмечает отсутствие взаимодействия института образования и воспитания
с институтом семьи . ( Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков [Текст] / Л.В. Карцева. - Казань, 2001. - С. 124. ) Самоустранение государства и социума от прежней воспитательной роли заставило семью проявлять большую организованность в целях самосохранения и выживания и большую гибкость по отношению к подрастающему поколению.
 
Реакция семьи на изменившиеся условия незамедлительно сказалась, в частности, и на ее репродуктивности. Как известно, этой стороной своей деятельности семья связана, в первую очередь, с развитием производства, а также с таким условием материальной жизни общества, как рост народонаселения.
 
Между тем, по оценкам специалистов, с начала 70-х гг. рождаемость в нашей стране в целом не превышала величины, необходимой для простого воспроизводства. Плавное снижение рождаемости в 80-е гг. сменилось резким спадом в конце 90-х гг: в 1993 г. было рождено 1,4 млн детей, что по сравнению с 1987 г, меньше на 1,1 млн детей. Данная тенденция усиливалась с каждым годом, ежегодные потери населения доходили до 800 тыс. чел. Если к середине 90-х гг. средняя численность семьи составляла 3,2 чел., то
к концу 2003 г. она опустилась ниже 2,5 человек . ( Малыхин, В.И. Кризис духовности семьи в современном российском обществе [Текст] / В.И. Малыхин // Судьба семьи - судьба отечества: сб. материалов междунар. конф. "Российская семья". - М., 2005. - С. 93. )
 
Вместе с тем, нельзя не учитывать также последствий проводимых реформ, ускоривших общую тенденцию к снижению в репродуктивной сфере. Наиболее значимым положительным фактором, определяющим ценность современной семьи, является достижение равенства всех субъектов семейного бытия, а также свобода выбора форм семейных отношений, рационализация семейной жизни. Наряду с этим реформы вызвали к жизни ухудшение материального положения людей. По отдельным данным, более половины населения живет за чертой бедности, когда средств не хватает даже на предметы первой необходимости. Снижение материального благосостояния приобретает самодовлеющий характер, духовные потребности высоких уровней утрачивают актуальность. В результате происходит сужение границ реализации семьей даже традиционных, имманентно присущих ей функций, - репродуктивной, социализационной, самосохранительной.
 
Т. о., обобщая сказанное, можно заключись, что семья в качестве главного субъекта посреднических отношений между обществом и индивидом несет ответственность за формирование такого типа личности, который в наибольшей степени отвечает потребностям общественного развития. Следовательно, и индивид, и общество должны быть едины в одной стратегии ориентации на семью, ее интересы и потребности.