ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
(электронный дайджест)
Выпуск № 13/2007 [1]

Черникова, В.Е., Молчанова, Е.Н., Климова, Л.Е. Массовая культура и средства массовой коммуникации в информационном пространстве [Текст] / В.Е. Черникова, Е.Н. Молчанова, Л.Е. Климова // Масс-медиа в культуре информационного общества : моногр. / В.Е. Черникова, Е.Н. Молчанова, Л.Е. Климова. - Ставрополь, 2007. - С. 55-84.
 

С изменением окружающего мира, в самом широком смысле слова, меняется личность, трансформируются взгляды и идеи. Жизнь устремлена в будущее, она ищет и создает все новые формы применения интеллекта человека, воплощает его самые немыслимые замыслы, и естественно, что культура современности резко отличается от культуры предыдущей эпохи.
 
Время сжимается, ускоряется, все меняется с калейдоскопической скоростью. Уже сама массовая культура 60-70-х гг. двадцатого столетия заметно отличается от массовой культуры 90-х гг. прошедшего века. Она нивелируется в соответствии с изменениями и запросами общества, социума, человека.
 
XX век породил не просто явления масс-медиа, не только развил средства массовой информации, создав их новые виды и жанры, но и вызвал к жизни принципиально новую форму глобального масштаба, вобравшую в себя, в том числе и средства массовой информации. Речь идет о массовой коммуникации, которую как "индустрию культуры"
проанализировали Т. Адорно и М. Хоркхаймер ( Адорно, Т. О технике и гуманизме [Текст] / Т. Адорно // Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - С. 367-370. ) . Феномен массовой культуры напрямую зависит от интенсивного развития средств массовой коммуникации. С одной стороны, философы рассматривали массовую коммуникацию как форму ежедневной, постоянной деградации духовной жизни общества до возникновения усредненного всеобщего уровня, в том числе и художественных предпочтений. С другой - они рассматривали массовую коммуникацию как необходимое условие для организации и управления современного рыночного общества. Т. о. "индустрия культуры" является залогом эффективной политической и экономической власти в обществе, оставаясь в то же время его производной.
 
Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим: связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т. п. Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией); между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.
 
Научный подход к феномену коммуникации разделяется на две парадигмы: механистическую и деятельностную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по основополагающим принципам.
 
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника приема информации получателю сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
 
Для механистического подхода характерно рассмотрение человека как механизма, действия которого могут быть описаны определенными конечными правилами. Контекст внешней среды коммуникации здесь рассматривается как шум, помеха. Для другого подхода характерны процессуальность, континуальность, контекстуальностъ. В целом, последний подход более близок к реальности жизни и более гуманистичен. В то же время, для некоторых прикладных применений теории коммуникации не вредно пользоваться механистическими метафорами (обмен информацией), не забывая при этом об условности этого термина.
 
Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации - коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы.
 
Рассмотрим основные понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.
 
В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации - коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.
 
Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т. п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.
 
Обычно сообщения - это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (напр., знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).
 
Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и не вербальных). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т. п.).
 
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Вербальная коммуникация для человека является основной - имеется в виду не генезис коммуникации и не "процент использования", а универсальность этого способа для человека, всеобщую переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится устная и письменная разновидности языка. Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные - паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.
 
Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная и т. п. отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания.
 
Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания, является также и коммуникативной средой. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, могущие быть использованными в коммуникативной функции, а часть - собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением.
 
Сообщение никогда не отправляется ради сообщения как такового. Его цель - организовать действия получателя (или самого отправителя, как в случае размышления о своих действиях). Слово - всегда поступок. Можно говорить о сопряженности коммуникации и действия, о речедействии (термин Ю. Рождественского).
 
Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, можно назвать коммуникативным событием. В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать, напр., презентации и выставки. В политической сфере примером коммуникативного события может быть визит главы государства (запланированное и организованное событие) и террористический акт (незапланированное, по крайней мере, правительственными структурами событие, которое требует определенной реакции). В случае незапланированного коммуникативного события мы часто сталкиваемся с необходимостью кризисной коммуникации.
 
Средства массовой коммуникации также могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета - слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т. п.
 
Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Существует миф о том, что все мультфильмы - несерьезны, рекламные ролики - не являются высокохудожественными, хотя это не связано с их природой (есть примеры обратного). Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т. п.
 
Все формы и средства коммуникации являются "продолжением человеческого тела", дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха: громкоговорители и средства передачи звука усиливают негромкий голос, материализованные средства типа магнитной ленты сокращают расстояние между коммуникантами, или даже позволяют осуществлять коммуникацию через временные пласты.
 
Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.
 
Языковые преобразования связаны с заменой кода, познаковым "переводом" (например, устного языка в письмо, азбуку Морзе и т. п.) и делают коммуникацию возможной в тех случаях, когда она затруднена обстоятельствами (например, время и расстояние). Символические системы (флажки-сигналы на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной среде и т. п.) переводят возможное вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа "да/нет". В армии, напр., где "приказы не обсуждают", или на дороге, когда для поворота на большой скорости не так много времени, длинные текстовые сообщения были бы вредны. Развитие физических условий, позволяющих осуществлять коммуникацию, по Сепиру, включает железные дороги, самолет (доставляют коммуниканта), телеграф, телефон, радио (доставляют сообщение или его воспроизведение).
 
Увеличение количества средств расширяет и сферу коммуникации. Два противоположных взгляда на эти процессы принадлежат М. Маклюэну и Э. Сепиру.
 
Маклюэн считал, что средства во многом определяют и само содержание сообщения. Он во многом предвидел развитие коммуникации в современном обществе и еще в 1960-70-е гг. (до появления сети Интернет и глобализации телевидения) отдавал приоритет визуальной коммуникации. Он считал, что современная культура - визуальная по своей сущности, противовес, напр., культуре XIX - начала XX вв., преимущественно письменной (печатной). Изобретение печатного пресса в свое время также изменило коммуникативную парадигму, открыв "галактику Гутенберга". Глобализация коммуникации, по Маклюэну, ведет к созданию коммуникативного пространства - "глобальной деревни".
 
Сепир, напротив, высказывал "опасение быть понятым слишком многими". С его точки зрения, это ставит под угрозу психологическую реальность образа расширенного Я, противопоставленного не-Я. Невозможность удержать сообщение в тех границах, на которые оно рассчитано, признавалось и платой за упрощение процесса коммуникации (примеры: подслушивающие устройства или падение уровня художественных ценностей при увеличении спроса и тиража). В то же время он понимал, что угрожающим препятствием воспринимаются скорее сдерживающие факторы коммуникации, например, разнообразие языков и необходимость перевода. Он также положительно оценивал глобализацию научного сообщества и введение языка международной коммуникации.
 
Массовая коммуникация - это относительно одновременное воздействие на большие гетерогенные аудитории каких-либо символов, передаваемых безличными средствами из организованного источника, для которых члены аудитории анонимны. Массовая коммуникация развивается как относительно устойчивое и целостное образование современной общественной жизни, не только так или иначе формируемое ею, но и само оказывающее повседневное влияние на различные стороны жизни общества.
 
Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, интернет и т. д.) отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко показывает, что печатная и электронная продукция с каждым днем охватывает все большие и большие слои общества. Но это электронное великолепие возникло не на пустом месте, - основы закладывались столетиями, усилиями многих народов. Видеоаппаратуру начали создавать на наших глазах, а первые идеи механизировать вычислительный процесс появились еще в XVII веке. В настоящее время США и в Западной Европе информация и информационные технологии стали главным товарным продуктом экономики. Новая техника коммуникаций немало способствовала формированию следующего представления о "массовом обществе": территориально обширное общество, со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть здесь сконцентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством массовых коммуникаций.
 
Современная культура трансформировалась из культуры книги в культуру экрана, что самым непосредственным образом отразилось на особенностях мышления, где сознание стало выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи. Зрительный эмоциональный образ, картинка, клише схватывается сознанием быстрее и легче, этот процесс не требует интеллектуального напряжения, именно поэтому телевизионные образы и имиджи политиков, представленные в формате экрана, обретают особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им, именно телевизионная картинка "более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, то есть на
способность человека самостоятельно мыслить ( Межуев, М. Феномен книги и национальное в культуре [Текст] / М. Межуев // Общество и книга: от Гутенберга до интернета. - М. : Традиция, 2001. - С. 98. ) ". Поэтому и в эпоху информационной культуры книга сохраняет свою способность являться, по сути, единственным носителем содержания национальной культуры, средством ее сохранения и наиболее адекватным способом приобщения к ней.
 
Широко распространено мнение о том, что массовая коммуникация является трагедией современности. Она навязывает человеку стереотипы мышления, поведения, лишает его стремления к творчеству. Развитие индивидуальной техники, мобильных средств связи приводит к изменению, трансформации форм не только культурного, но и просто межличностного общения.
 
На место практически ушедшему в небытие эпистолярному жанру пришел интернет, электронная почта, не говоря уже о телефоне, без которого современный человек себя плохо представляет. Беседы и дискуссии в кругу семьи и друзей прочно заменены совместным просмотром фильмов, телепрограмм, снижается интерес к традиционным видам искусства. Электронные средства трансформировали не только профессиональную, но и коренным образом изменили досуговую деятельность. Нет необходимости не только посещать театры, концерты, выставки, т. к. все это легко воспроизвести, обратившись к техническим средствам. Но и обращение к книге, как классическому источнику информации, являющейся самой по себе выражением материальной и духовной культуры своего времени, становится все более редким. На место книжных страниц пришли электронные носители и компьютерные сети, позволяющие не выходя из дома побывать в фондах библиотеки или научного института и т. д.
 
Но средства массовой коммуникации - это лишь способ распространения информации, а характер, направленность, ценности, передаваемые ими, во многом зависят непосредственно от коллективного коммуникатора создающего культуру. СМК могут сделать достоянием миллионов, напр., как концерт оперных мастеров, так и сцены жестокости и насилия боевиков. Так встает вопрос о моральной ответственности той немногочисленной группы создателей образцов культуры за ее качество и влияние на нравственный облик будущего. Т. Адорно считает, что польза или вред техники зависит от того, как она используется обществом: "В обществе, устроенном соответственно человеческому достоинству, техника не только была бы освобождающим фактором,
но и обрела бы сама себя ( Адорно, Т. О технике и гуманизме [Текст] / Т. Адорно // Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - С. 367-370. )
". По мнению Д. Нэсбитта, изучающего и прогнозирующего тенденции мирового развития, взаимоотношения человека и техники выглядят вполне оптимистично: "Компьютеры, спутниковая телефонная связь, телефаксы наделяют человека властью, а не угнетают его,
как этого боялись раньше ( Нэсбитт, Д., Эбурдин, П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000 [Текст] / Д. Нэсбитт, П. Эбурдин. - М., 1992. - С. 348. )
".
 
Необходимо отметить изменения уже в самой массовой культуре, которые происходят под воздействием технического прогресса. Это неуклонное, поступательное движение от легкой музыки, кино и лубка к возникновению виртуальной реальности и интернета. Множительная техника, имея положительное культурно-просветительское воздействие, в то же время открыла широкий канал для бульварной литературы, газет, эстетически сомнительных образцов популярной культуры. В наше время, очевидно, что это не предел. Компьютерные сети, окутывающие планету, со скоростью, многократно превышающей выход в свет печатной продукции, несут информацию, тиражируют новые культурные образцы, создают альтернативные формы развлечений (напр., сетевые компьютерные игры), формируют в конечном итоге новый тип мышления и сознания человека.
 
Т. о., создание масс-медиа, массовой коммуникации является базой формирования массовой культуры и ее развития. Причем сами по себе технические изобретения не приводят к созданию нового социума.
 
С появлением и эволюцией средств массовой коммуникации структура культуры претерпевает глубокие изменения. С точки зрения А. Моля, целостная система знаний должна быть заменена набором сиюминутных установок,
распределяемых через средства массовой информации ( Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль. - М., 2005. - С. 46. ) . Массовая культура информационного общества все более основывается на продуктах технологического развития. А в свою очередь информационное общество требует постоянного совершенствования информационной техники и технологий, что приводит к качественно иным способам передачи информации. Происходит как интеграция национальных информационных пространств в единое информационное пространство, так и интеграция культуры. Данные процессы стали возможны, в том числе в результате появления интернета, искусственно выполненной глобальной коммуникационной системы, которая выполняет функции передачи, хранения, систематизации информации.
 
Т. о., можно констатировать появление нового социокультурного феномена - глобальной сети Интернет, которая оказывает глубокое влияние на человека и социокультурную динамику развития современного общества.
 
Однако интернет - явление крайне неоднозначное по характеру своего воздействия. Наряду с позитивной стороной его функционирования, отмеченной выше, наблюдаются и негативные тенденции, как результат развития глобальной сети. Прежде всего, на наш взгляд, это связано с отходом от реальности, погружением в виртуальный мир, что особенно опасно в отношении формирующейся детской психики.
 
Следующий момент - это доступность громадных массивов всевозможной информации, что приводит к превращению человека в примитивного потребителя, не нуждающегося в собственном творческом поиске. Одним из простых и распространенных примеров данной ситуации является обращение студентов и школьников к базе данных интернета в процессе подготовки рефератов и курсовых работ. Причем, преобладающим является примитивное копирование чужой работы из сети.
 
В современном обществе с помощью СМК передается социокультурный опыт и поддерживаются культурные традиции, они значительно влияют на художественную культуру. Определяющим признаком современной художественной культуры стала многотиражность, массовость. Кино, радио и телевидение являются в наши дни основными каналами - трансляторами и творцами произведений искусства. Тиражированные способы приобщения к прекрасному неизмеримо превышают в художественном потреблении уникальные, как и все остальные. Восприятие искусства опосредовано техникой. Следовательно, СМК являются одним из факторов функционирования современной культуры.
 
Благодаря появлению телекоммуникационных сетей, была преодолена временная и пространственная изолированность отдельных народов и культур. Однако формируется реальная опасность унификации культур, разрушения этнической самобытности и значительного уменьшения культурного многообразия. Вместе с тем глобальная самоорганизация культуры в качестве механизма, уравновешивающего положение традиционного обновленного в структуре современной культуры, опирается на этническую составляющую.
 
Мировая практика второй половины XX в. свидетельствует о том, что лишь часть традиционных культур, развивающихся в незападных странах, смогла удачно вписаться в постиндустриальную эпоху и приспособиться к глобальным связям. Это, прежде всего так называемые новые индустриальные страны Азиатского материка: Япония, Южная Корея, Тайвань, Малайзия и др. Их опыт обновления своего традиционно культурного комплекса свидетельствует, что в данном случае удалось непротиворечиво соединить базовые качества своей культуры с модернизационными технологиями, идущими извне, а также с процессами, свойственными массовой культуре. Вместе с тем значительное большинство стран незападных цивилизаций не сумело совершить такое соединение.
 
Т. о., постиндустриальное развитие мира приводит к необходимости адаптации традиционной культуры к требованиям современных, глобальных связей, что позволит народам сохранить свою самобытность. В разных странах идет поиск компромисса между формами модернизации и собственной самобытностью культур, между соотношением дифференциации и интеграции.