|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА (электронный дайджест) |
||
Термин «человек культуры» возник в связи с необходимостью обозначить новое качество культурного человека.
Современная школа все настойчивее выдвигает на передний план образ выпускника как человека культуры, наделенного активной жизненной позицией, с широким общим и достаточно развитым для успешной социализации коммуникативным интеллектом. Выпестованный в процессе учебно-воспитательной деятельности, Человек культуры предстает в образе разносторонне развитой личности, обладающей широким кругом интересов, знаний, навыков, потребностей. Не утрачивая материнской (этносоциальной) основы, он максимально открыт социуму, высокотолерантен, т. к. разделяет общепланетарные ценности и культурные установки и в жизненном устремлении максимально приближается к акме. Вырастая из культурного человека, человек культуры определенное время существует в его границах, постепенно приобретая самостоятельное значение, самость. Воспитание человека культуры сегодня рассматривается как основная проективная цель деятельности общеобразовательной школы и вуза, направленная на разностороннее формирование культуротворческой личности ученика.
Так, в концепции воспитания человека культуры академика Е.В. Бондаревской заложен поиск путей перехода от технократической парадигмы к антропогенной, в которой человек культуры предстает культурно-воспитательным идеалом. В основе данной концепции лежит идея образа Человека культуры XXI века как цель школьного воспитания. Автор называет основные параметры личности, свойственные человеку культуры. Они сегодня широко известны: человек культуры - это свободная личность, гуманная личность, духовная личность, личность творческая и адаптивная. Е.Н. Степанов и Л.М. Лузина усматривают в данной концепции «образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это -
размещение человека в культуре
».(
Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М., 2002. - С. 60-61.
)
Однако сегодня понятие человека культуры уже не исчерпывается обозначенными выше рамками. Размышляя над сущностью человека культуры, нельзя обойти вниманием взгляды на данное понятие представителей разных наук - философов, социологов, педагогов, культурологов и т. д., а также связи с образованием, уровнем его государственного развития.
Вот воззрения на проблему некоторых ученых.
С точки зрения Ю.В. Сенько, образование, являясь способом становления человека в культуре, выступает условием существования и культуры и человека. В.С. Кукушин считает формирование человека культуры главной функцией современной школы, а по мысли В.М. Розина, становление человека в культуре происходит самой культурой. Являясь важной переменной, она оказывает существенное влияние на личность: ее поведение, привычки, характер, ценностные ориентации. По А.С. Капто, человек культуры - это результат творческой активности и наивысшего достижения интеллектуальной деятельности. Е.Г. Обухова связывает формирование человека культуры с повышением уровня его образованности, духовности, нравственности. Прочно утвердилась точка зрения, согласно которой каждый человек культурен в том смысле, что участвует в той или иной культуре, но не каждого мы можем назвать человеком культуры. Приведем некоторые высказывания, раскрывающие сущность человека культуры. Человек культуры - это «в первую очередь мировоззренческая личность» (
С.А. Селиверстова
);(
Человек культуры [Текст] : коллект. моногр. Кн. 1. - С. 91.)
это поликультурный человек, способный преодолевать негативное мышление по отношению к культурной инаковости
Ю.А. Карягина
);(
Человек культуры [Текст] : коллект. моногр. Кн. 1. - С. 224-225.)
«у педагога как человека культуры должна быть сформирована система таких познавательных и профессиональных мотивов, которые побуждают использовать эти знания и самостоятельно их расширять. Речь идет о сформированности устойчивых систем мотивов, направленных на постоянное самосовершенствование»
(
Т.В. Логинова
).(
Человек культуры [Текст] : коллект. моногр. Кн. 1. - С. 329.)
С позиции М.А. Козловской, в основе человека культуры лежит «культура коммуникативного общения, которая, проявляясь в деятельности, базируется на эмоциональном интеллекте и «отвечает» за способность к самоорганизации, самоуправлению, позитивной самооценке. Человек культуры владеет собой, его характеризует выдержанность в словах и поступках, естественные, а не искусственные эмоции, свободное, раскрепощенное поведение, стремление к позитивному
субъект-субъектному взаимодействию
».(
Человек культуры [Текст] : коллект. моногр. Кн. 1. - С. 173-174.)
Это «развивающаяся, конструктивно мыслящая личность, открытая ко всей полноте и бесконечности современного знания, открытая творчеству, толерантная ко множеству разнообразных научных позиций, стремящаяся к раскрытию истины во всей полноте и неисчерпаемости окружающего мира»
(
А.В. Москвина
).(
Человек культуры [Текст] : коллект. моногр. Кн. 1. - С. 268.)
С позиции Е.Н. Тарасенко, человек культуры «есть личность, обладающая гуманистической системой ценностей, сформированным эстетическим сознанием и поведением, свободно ориентирующаяся в истории мирового искусства, стремящаяся к творческому освоению мира и
максимальной самореализации
».(
Человек культуры [Текст] : коллект. моногр. Кн. 1. - С. 287.)
Человек культуры вызревает внутренне. На фоне падения общей культуры и гибели общечеловеческих ценностей (с точки зрения философии - «ужасного») вызревание потребности общества в человеке культуры парадоксально, однако именно парадоксальность момента и объясняет «вырастание» внутри общества универсальной культуры нового порядка, потребность в которой объективно мотивирована временем, социумом, состоянием культуры. В задачу теоретиков входит выявление аттракторов, на которых может (или должна) покоиться система личности человека культуры. Это - процесс динамический и синергетический. Контуры данного процесса только-только начинают улавливаться, однако эта динамичность - признак живого. Человек культуры сегодня есть реальная потребность. На фоне смены парадигмы воспитания человека знающего на человека, способного к успешной социальной адаптации, появление на горизонте человека культуры кажется явлением аномальным, мифическим и неясным. Однако эта отдаленность - свидетельство большого начала. Упрощение, «расслоение», изменение культурного человека, утрата актуальности многих его черт (доброжелательности, почитания старших, сострадания и др.), ранее присущих ему как социальному феномену, указывает на деструктурацию межличностных отношений, с одной стороны, и параллельное вызревание идеи человека культуры - с другой, указывает на турбулентный характер нарождающегося феномена.
Термин «человек культуры» возник в связи с необходимостью обозначить новое качество культурного человека, однако понятия человек культуры, человек культурный и культурный человек не равнозначны.
Культурный человек - де-факто: отмеченный печатью культуры общества и этносоциальной группы, которым он принадлежит. Это человек воспитанный в данной культуре, обладающий присущими ей особенностями, манерами поведения, не допускающий грубых или агрессивных выходок, знающий, т. е. это человек, разделяющий определенные этносоциальные культурные нормы конкретного общества или группы. Культурного человека каждое общество в разные периоды своего развития определяет по собственным критериям. Культурный человек как культурная популяция хронологически предшествует появлению человека культуры. Понятие «культурный человек» входит как часть в целое - в человека культуры и человека культурного.
Культурный человек является той жизнетворческой средой, в которой зарождается человек культуры и из которой он вторгается в новое воспитательное пространство, чтобы продолжить процесс личностного формирования на уже качественно новом уровне. Фигурально феномен культурного человека можно представить в виде яйца, где и скорлупа и внутреннее содержимое являются фундаментальным строительным материалом. В этом пространстве происходит зарождение будущего человека культуры, который по истечении необходимого времени освобождается от скорлупы и начинает саморазвитие на качественно новом уровне - формируется как человек культуры.
Человек культурный - это общее название человеческой популяции, достигшей особых высот культурного развития, ступень совершенствования человечества, которая, вбирая основные особенности Homo sapiens, характеризуется присвоением общечеловеческих ценностей как непреложной данности и потому развивается по особым критериям, отмеченным печатью духовной эволюции. Понятие относительно двух первых самое высокое, т. к. включает в себя и особенности человека культуры и культурного человека. Человек культуры определяется, таким образом, в большей мере общекультурными критериями.
Культурный человек и человек культуры, таким образом, являясь составными частями человека культурного, выполняют промежуточную функцию в восхождении к человеку культурному. Это - значимые ступени в движении к абсолютному совершенству.
Т. о., человек культуры представляет движение в культуре к акме через формирование целостной личности с позиций общечеловеческого начала, через ее образованность и самоактуализацию в отличие от культурного человека, развивающегося в рамках какой-либо культуры. Человек культуры определяется по критерию развития в культуре, потребности быть человечным, справедливым, ответственным, творить добро. Человек культуры - культурный во многих отношениях, способный к гуманистическому освоению мира человек. Однако чтобы иметь основания называться человеком культуры, недостаточно участвовать в той ли иной культуре, как это свойственно культурному человеку, он во многом уже принадлежит общечеловеческой культуре. Среди важнейших его качеств выделим ведущие: свободу, духовность, гуманность, творческость, адаптивность (Е.В. Бондаревская).
На каждой рассматриваемой формирующей стадии выделяется комплекс характеристик, которые требуют целенаправленного развития.
Каждый этап развития человека включает в себя содержание предыдущего, становясь, таким образом, более совершенной ступенью. Это значит, что человек культуры содержит в себе особенности культурного человека (образованного, знающего, умелого, воспитанного), однако новое качественное развитие личности характеризуется акцентированием структурных единиц, как то: свобода, духовность, гуманность, толерантность, творческость, миросозидание, адаптивность, знание о себе, культура мира, которые становятся стержнеобразующими. Эти качества личности в человеке культуры, обретая статус центральных, основообразующих, требуют векторонаправленных усилий. Человек культуры - это идеал, который необходимо суметь реализовать на ниве образования, в перспективе превратив его в воспитательный стандарт. Задача столь же высокая, сколь и трудная: сообразность культуре требует сближения единичного с общим, не нарушая при этом гармонии внутреннего мира каждого отдельно взятого индивида. Человек культуры - это топографическая личность, личность, воспринимающая мир объемно, во всем многообразии красок, звуков, знания.
Таким же образом человек культурный вбирает в себя черты человека культуры, в непрестанном движении восходя на более абсолютизированную ступень развития. Человек культурный - это стадия развития человечества, которая неизбежно должна последовать за Homo sapiens. На наш взгляд, это одно из условий выживания человечества.
Следовательно, формирование Человека культуры является промежуточной ступенью, она соединяет невидимыми нитями культурного человека и человека культурного. Оно возможно при исполнении культуросообразной, культурообразующей и культуротворческой функций.