ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА (электронный дайджест) |
||
По оценкам
Л.Я. Аверьянова
(
Аверьянов, Л. Я. В поисках своей идеи [Текст] / Л. Я. Аверьянов. - М. : Пламя, 2003.
)
социология как наука о наиболее общих законах формирования и развития социальных отношений позволяет создать обобщенное знание, описывающее конкретную социальную реальность. Предметом теоретической социологии и социологии вообще в определенной степени становятся законы социальной действительности, в том числе законы социального взаимодействия субъектов.
В свое время Норберт Винер и
Йонези Масуда
(
Масуда, И. Информационное общество как постиндустриальное общество [Текст] / И. Масуда. - М., 1993.
)
рассуждали о том, что новый век станет точкой перехода из века энергетики в век информатики, а информатизация повлечет за собой общественные перемены такого масштаба, которые вызовут трансформацию современной системы в новый тип человеческого общества - информационное общество. Автор, придерживаясь своей точки зрения, относительно предназначения информационного общества в эпоху информационной цивилизации отмечает, что выводы этих исследователей возможно не совсем точны. XXI век станет точкой перехода в новую энергетическую эпоху через информатизацию всех сторон жизни общества.
Интересные суждения по вопросу противоречий перехода к информационному обществу и его становлении мы находим
в работах
Г.Т. Артамонова и И.С. Мелюхина, А.М. Орехова, M. Porat, Я.В. Рейзема
и др.(
См.: Артамонов, Г. Т. О противоречии перехода к информационному обществу [Текст] / Г. Т. Артамонов // Вестник ВОИВТ. - 1990. - № 3. - С. 27; Мелюхин, И. С. Проблемы становления информационного общества [Текст] / И. С. Мелюхин // Информационные ресурсы России. - 1997. - № 6; Орехов, А. М. Информатизация общества - информационное общество [Текст] / А. М. Орехов // Социальная информатика. - 1993. - № 3. - С. 32-35; Porat, M. Global implications of information society [Text] / M. Porat // Community. - 1978. - № 1. - P. 76; Рейзен, Я. В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума) [Текст] / Я. В. Рейзен. - М., 1990. - С. 127.
)
Сегодня в социуме в качестве приоритетных все больше и больше утверждаются высокие технологии, требующие новой информационной инфраструктуры, которая проецируется на структуры социальных ценностей и таким образом создает новые социальные ценности. Это и позволяет нам сегодня идентифицировать новое нарождающееся общество в качестве информационного общества.
Электронная и компьютерная инженерия, которая получила особый импульс развития именно в нынешнем веке, во многом определяет вектор дальнейшего движения всего социума. Все это начинает приводить нас к знакомству с новой культурой, постепенно видоизменяющей форму и содержание не только производительной, но и духовной жизни человека.
Следует отметить, что проблема информатизации общества до какого-то времени рассматривалась учеными преимущественно как проблема технологическая. Этому способствовало материальная основа информатизации. Но выдвижение процесса информатизации на передовые рубежи в эволюции социума обусловлено не просто ростом информационных потребностей и необходимостью обеспечения производства и социального управления. Сама по себе информация начинает рассматриваться как важнейший фактор общественного развития, что до определенного времени, игнорировалось традиционными теориями социального прогресса.
Информационные технологии, по мнению ряда авторов, становятся базовым элементом новой социально-технологической системы и несут в себе серьезные последствия для эволюционных процессов, происходящих в обществе. И хотя сама по себе информатизация не решает глубинных проблем становления социума, отношение человека с информационной средой вызывают изменения в самом человеке и человечестве в целом.
Высокая общая культура и основополагающие социальные и специальные знания достигаются в процессе длительного и зачастую дорогостоящего обучения. Авторитетное заявление Френсиса Бэкона о том, что знание - сила, в условиях информатизации общественных процессов наполняются качественно новым содержанием.
Социально-экономическое развитие общества сегодня обеспечивается, прежде всего, людьми развитыми в интеллектуальном, духовном и нравственном плане. Цель обучения в нынешних условиях формулируется целым рядом ученых не как передача готовых образцов знаний, не как усвоение все возрастающего количества информации, а как формирование сознательной и ответственной перед обществом личности, способной осуществлять рациональный, прагматический выбор решения самых разных задач в ситуациях общественного бытия. Вхождение в информационное общество требует, по их мнению, инновационного обучения, где главной функцией становится не подготовка к жизни, а прямое включение каждого конкретного индивида в гущу жизненных процессов, его саморазвитие и непрерывное самообразование. При этом информационная цивилизация стимулирует творческое начало, прежде всего, у молодого поколения.
Характерные черты информационного общества выделяет в своих исследованиях американский социолог Дэниел Белл. По его утверждениям это переход от постиндустриального общества к обществу предоставления самых разнообразных услуг, в основе которых лежат кодифицированные теоретические знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент анализа и теории принятия решения.
Со своей стороны
Т. Стоуньер
(
Стоуньер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики [Текст] / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1999. - С. 76.
)
отмечает, что в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его главная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства. Он констатирует, что эти ресурсы в совокупности со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества.
В то же время
У. Дайзард
(
Дайзард, У. Наступление информационного века [Текст] / У. Дайзард // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1999. - С. 346-348.
)
говорит о том, что налицо некая общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации, расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей и для органов государственного управления, создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне.
Согласно оценкам инвестиционного банка Veroris Suhler, американские фирмы ежегодно тратят от 32 до 45 млрд долл. на закупку различных информационных продуктов. При этом такие затраты во всемирном масштабе, по различным данным, оцениваются от 100 до 140 млрд долл. Именно эти обстоятельства рассматриваются некоторыми экспертами в качестве катализатора становления информационного общества в США, Канаде, странах Европейского Союза и прежде всего Большой восьмерки, к которой относится и Россия.
По их выводам процесс формирования информационного общества с самого начала коснулся следующих социально-производственных сфер деятельности:
- пользователей новых технологий из промышленности, банковской сферы, розничной торговли, морских сообщений, общественных служб, потребительских групп населения, малого и среднего бизнеса;
- социальных групп: профессорско-преподавательский состав, организации работодателей и профессиональные союзы, молодежные группы, представители регионов и городов;
- поставщиков контента и услуг: издатели и авторы, продюсеры фильмов и телевизионных передач, работники служб вещания, производители программного обеспечения для компьютеров и поставщики информационных услуг;
- сетевых операторов: фиксированные телекоммуникации, кабельное ТВ, операторы мобильных и спутниковых сетей;
- производителей оборудования: сети потребительской электроники, компьютерная промышленность;
- общественные институты: члены Европейского Парламента, экономические и социальные организации.
По мнению западных социологов, стандартизация является ключевым моментом перехода к национальному информационному обществу. Она же является связующим звеном объединения их в глобальное информационное сообщество.
В области информатизации Комиссия Европейского сообщества действует по четырем основным направлениям:
1. Ставит перед европейскими профильными организациями вопрос о необходимости разработки соответствующих стандартов
2. Поддерживает научно-исследовательские работы, связанные со стандартами и способствует продвижению их на рынок
3. Одобряет приобретение инфотелекоммуникационных систем, подчиняющихся действующим стандартам
4. Ведет согласительную работу на международном уровне.
Любое общество в процессе разработки своей информационной стратегии обязано учитывать, что при создании информационной среды должно быть выдержано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.
В дополнение к этому скажем, что национальное информационное общество, стремясь к глобальному информационному сообществу, развивает свою телекоммуникационную инфраструктуру, создает систему непрерывного самообразования. Однако наряду с этим процессом при регулировании вопросов информатизации серьезное внимание должно уделяться различным социальным средствам, методам и структурам, способствующим воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры и правил безопасного потребления информации в обществе. В этом случае информатизация будет способствовать прогрессу в развитии интеллектуального потенциала, созданию условий для перехода на следующий этап становления, в котором большинство населения будет занято в сфере создания интеллектуальных продуктов.
Во всем мире, отмечается экспертами, в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств. На лицо парадоксальная ситуация, когда очень качественные технологии сплошь и рядом обрабатывают, хранят, защищают и перераспределяют некачественную, неадекватную социальным процессам информацию.
Исходя из всего вышесказанного, попробуем в первом приближении сформулировать два основополагающих, по мнению автора, правила национального информационного общества:
1. Правило статуса национального информационного общества.
«Общество не может считаться частью информационного сообщества, если помимо развитой телекоммуникационной инфраструктуры, определенного и даже высокого уровня компьютеризации и налаживания некой системы непрерывного самообразования, оно не генерирует новые системные, фундаментальные, инновационные знания, имеет низкую информационную культуру и не соблюдает правила безопасного потребления информации».
2. Правило интеллектуальной адекватности информационных процессов.
«Социальная информация и технологии ее обработки, хранения, защиты и распространения должны быть адекватны друг другу в интеллектуальном отношении».
Коснемся теперь проблемы социализации прежде всего детей и молодежи в национальном информационном обществе. Оценка состояния этой проблемы имеют для нашего исследования не маловажное значение.
Социализация, как отмечает Л.Я. Аверьянов, на данном этапе должна пробуждать, прежде всего, в этой категории населения строго определенные интеллектуальные программы для решения задач информационного процесса, соответствующего данной социальной среде в определенное время и в определенном месте.
На сегодняшний день в этом смысле мы имеем определенное «цифровое неравенство», когда сравнительно небольшая часть общества активно ведет виртуальное общение, а другая понятие не имеет о структуре этого общения. Есть угроза того, что такая социальная группа может слишком далеко забежать вперед и потерять на время связь с остальными членами общества или даже вступить с ними в противоречия. Как в этой связи не вспомнить слова известного отечественного мыслителя, переиначив их на новый лад - «Узок круг этих виртуалиционеров, страшно далеки они от народа».
Уровень социализации национального информационного общества, по выводам того же Л.Я. Аверьянова, должен быть равен среднему уровню социализации всех его членов. При этом в некоторых социальных группах он будет наверняка несколько ниже, а в других выше, но разница между ними должна наблюдаться сравнительно небольшая. Социализация в этом обществе будет характеризоваться механизмами проявления у человека широких потенциальных возможностей.
По высказываниям
В.Т. Лисовского
,
(
Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья: социологическое исслед. [Текст] / В.Т. Лисовский. - СПб. : Наука, 2003. - С. 264.
)
на формирование личности оказывают влияние: воспитание в широком смысле слова, социальная среда, активность самой личности в практической деятельности и ее умение сопоставлять различные точки зрения.
В обычном обществе, по данным целого ряда научных социологических исследований, к 20-25 годам процесс социализации завершается и начинается фаза стабильности, которая продолжается до 40-45 лет, потом наблюдается период затухания, продолжающийся до 60-70 лет и далее. Дети с плохим воспитанием и образованием не достигают полной социализации. У них фаза социализации протекает обычно до 30 лет, далее наступает короткий период стабилизации, который быстро перетекает в медленное затухание к 40-50 годам жизни.
Образование как способ духовной деятельности, продукт и способ передачи социального опыта был и остается важным инструментом социализации и участия молодежи в жизни своей страны.
В этом отношении представляет интерес общероссийское социологическое исследование, проведенное РАН и Фондом Ф. Эберта «Мегаполисы и провинции современной России: Образы и реальность».
В исследовании приняла участие молодежь (по специальной выборке было опрошено 1780 жителей) двух мегаполисов (Москва и Санкт-Петербург), 7 городов с населением 1 млн и более чел., 21 города с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн чел., 132 городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. чел., 936 городов с населением менее 100 тыс. чел. В результате был сделан вывод, что молодежь столиц и провинций имеют много общего в оценке «формулы» жизненного успеха. Все они связывают этот успех с наличием полноценной семьи, детей, надежных друзей и интересной работы, с уважением в обществе, возможностью быть самому себе хозяином, а также честно прожитой жизнью. Вместе с тем жители мегаполисов считают, что у них больше возможностей получить хорошее образование по сравнению со своими сверстниками в провинции, хотя те не меньше интересуются самообразованием, интернетом и более подвержены традиционным формам культуры. Эти данные говорят о том, что потенциал внутреннего настроя нашей молодежи на успешное прохождение всех этапов социализации достаточно высок. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ее основной этап, связанный с получением качественного образования достаточного для приобщения молодого человека к информационному обществу должно в наших условиях обязательно подкрепляться государственным регулированием, в том числе, сектора информационных технологий системы образования современной России.