ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА (электронный дайджест) |
||
Интенсивное использование информационных технологий в развитых странах мира ставит перед исследователями и практиками трудный вопрос - как снизить
информационную перегрузку
.(
Информационные технологии в бизнесе [Текст] : энциклопедия. - СПб., 2002. - С. 686.
)
Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. Полезной мы называем ту информацию, которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность личности или социальной организации. В литературе, посвященной этой теме, информационная перегрузка порой трактуется как состояние, при котором люди принимают «любую информацию, не являющуюся полезной в
данный момент
, (
Информационные технологии в бизнесе [Текст] : энциклопедия. - СПб., 2002. - С. 687.
)
с чем трудно согласиться, поскольку речь идет о восприятии ненужной в данное время информации. Которую нельзя использовать. В кибернетике для обозначения подобной ситуации используется термин «помехи».
В настоящее время в научной среде широко обсуждается еще одна проблема - информационного голода, нехватки информации. <…> Одной из причин недостатка информации, как это ни парадоксально, является ее избыток, вызывающий информационную перегрузку.
Информационный взрыв, породивший необъятное количество информации, первоначально вызвал в обществе большой ажиотаж. <…> Многие были едины в том, что нормальная жизнедеятельность людей может оказаться парализованной избытком информации, хаосом в процессе ее получения, обработки, передачи и хранения. <…> Конечно, информационный взрыв и его последствие - информационная перегрузка оказались не столь сокрушительными, как предполагалось вначале. Тем не менее, она заявила о себе и стала актуальным предметом научного исследования. Проблему информационной перегрузки нельзя было рассматривать отдельно от другой проблемы, имевшей изначально общий характер.
Такой проблемой в ХХ в. стали социальные последствия ускорения темпов научно-технического развития. Касаясь реалий современности, необходимо принять во внимание ускоренный процесс расширения рыночной экономики. Чтобы вытеснить конкурентов, нужно наращивать усилия по производству продуктов за единицу времени. Более того, наращивание должно превратиться в постоянный процесс. Но эта ситуация в итоге приводит к выходу за пределы экономики. По мнению американских исследователей, например, каждый новый фильм «снимается во все более сжатые сроки», музыканты играют музыку Моцарта, Баха и Гайдна в более быстром темпе, а это означает, что «увеличился объем слуховой информации в течение данного интервала времени». По мнению лексикографов, сегодня быстрее, чем раньше, происходят изменения значений употребляемых в разговорной речи слов (терминов). Высокий оборот изменений наблюдается в рекламе. Опрос 450 американских рекламных работников показал, что за последние два года 70% из них сменили работу. Они не успевают за требованием
быстрой передачи материала.
.(
Тоффлер, А. Футурошок [Текст] / А. Тоффлер. - СПб., 1997. - С. 128, 287.)
Уже сейчас виртуальные миры (мультимедийные изображения) могут передаваться и обновляться 60 раз в секунду, что гораздо быстрее того, что может зафиксировать человеческое сознание. Ускорение изменений в предметном мире и духовном мире имеет результатом ускорение движения информации, что, естественно, вызывает информационную перегрузку.
Кроме того, в наше время появляется все больше источников информации, которые как бы запрограммированы на интеллектуальную перегрузку. Прежде всего, мы имеем в виду СМИ. Люди, которые обязаны платить за каждую долю секунды времени на радио или телевидении, пытаются сообщить максимум информации за минимум времени. Также поступают и другие специалисты, а у потребителя «идет голова кругом».
Многое из того, что связано с информационной перегрузкой, зависит от обстановки. Новая ситуация требует больше информации, чтобы имелась возможность приспособиться к ней. В результате могут возникнуть и соответствующие перегрузки. По мере адаптации к другому состоянию перегрузки снижаются, что, однако, не компенсирует рост психологического напряжения на начальном этапе. Серьезное беспокойство вызывает энтропия информационного пространства, приводящая к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества (захламленность, загрязненность «информационным мусором», «информационными отходами»).
Если характеризовать в целом ситуацию нарастания информационных потоков, то справедливо будет констатировать, что она не укладывается в прокрустово ложе необходимой степени простоты. Не случайно появились термины «хитросплетение», «проблемосплетение», за которыми скрываются не отдельные элементы (хотя они и имеют место), а десятки, сотни взаимозависимостей. Чтобы выявить причинно-следственные связи в их основе, необходимо собрать и проанализировать множество фактов. <…> Однако нарушение меры порой приводит к тому, что увеличение количества полученной информации не дает ожидаемых результатов, а скорее напротив - вызывает обратный эффект.
Приведем некоторые цифры, характеризующую информационную ситуацию в мировых масштабах. По данным информационного бюллетеня
Microsoft
(
Microsoft [Text]. - 2002 - сент. - С. 11.
)
на планете существуют 1,5 млрд телевизоров и 2,5 млрд радиоприемников. Кроме того, ежегодно появляются 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млрд научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный книжный фонд удваивается каждые 10-15 лет, число телефонных каналов - каждые 11 лет, число автоматизированных баз данных увеличивается в 10 раз за 10 лет. Добавим, что всемирный фонд описания изобретений (патентов) исчисляется примерно в 500 млн страниц текста, и при этом он каждый год увеличивается на 1 млн документов, воплощающих в себе
информацию о
350 тыс. изобретений
.(
World Communication and Information Report 1999 [Text]. - Paris : Unesco Statistical Office, 1999. - P. 174.
)
Специалистами в области информатики установлена динамика роста информации. К 1800 г. объем информации удваивается каждые 50 лет. С 1950 - каждые 10. С 1970 - каждые 5 лет, с 1990 -
ежегодно
.(
Statistical Abstract of the United States. 1999. - P. 587.
)
Современное поколение людей вынужденно жить в этом океане информации. Ее поток не возможно воспринять в полном объеме. Речь может идти только о некоторых ее частях, воспринимаемых избирательно и в определенных целях. При этом необходимо иметь в виду следующее: пропускные физиологические способности человека довольно ограничены и оцениваются в единицах в секунду: при корректорской работе - 18, при чтении вслух - 30, чтении «про себя» - 45. Наибольшее количество данных, которые человек может воспринять, составляет около
8 единиц в секунду
.(
Алферов, А. В. Механизация и автоматизация управленческого труда [Текст] / А. В. Алферов. - М., 1986. - С. 186.
)
Добавим, что радиослушатель утрачивает способность воспринимать информацию, если она передается со скоростью более
180 слов в минуту
.(
Бойко, В.В. О восприятии телевизионного изображения в зависимости от темпа чтения [Текст] / В.В. Бойко // Вопросы психологии. - 1972. - № 3. - С. 54.
)
В телевизионном вещании оптимальным для передачи текстового материала, сопровождающегося изображением, можно считать средний темп, составляющий 103 слова в минуту. Эти цифры накладывают жесткие ограничения и на другие операции с информацией. Следует учитывать также дефицит времени и недостаток внимания у людей при получении информации. <…> У человека скорость передачи нервного сигнала достигает 30000 символов в секунду (В компьютере сигналы движутся и обрабатываются в миллионы раз быстрее).
Появление персональных компьютеров вызвало у многих людей иллюзорное представление о быстрой преодолимости сложностей, связанных информационным взрывом и, соответственно, с информационными перегрузками. Время показало, что это не так. <…> Информация, будучи благом, когда человек контролирует ее, превращается во зло, если поток информации «выходит из повиновения». Заметим, однако, что такое зло не является фатальным, если человек-исследователь выступает в роли актора процесса (при необходимом ограничении в усвоении и использовании информации). Иначе говоря, если в этом отношении между собой и информацией он выступает в роли целерационального субъекта (М. Вебер).
Посмотрим, как обстоит дело с информационной перегрузкой в ряде конкретных сфер. Обратимся к деловой жизни в ее ключевой части - в деятельности менеджерской. <…> Чтобы успешно осуществлять такую деятельность, требуется получение огромного объема самых разнообразных данных о фирме, заводе, человеке, о специфике труда и характере управления в данной сфере, необходимы их анализ и обработка с перспективой получения новых данных. Однако потоки тех сведений, которые поступают в органы управления, намного превышают возможности людей в отношении их восприятия и обработки <…>, что приводит к трудностям и сбоям. Точные данные на этот счет хорошо представлены в американской литературе. На основе отчета «Управление коммуникациями на рабочем месте ХХ1 столетия» американские работники получают в среднем по 130 сообщений в день, а их британские коллеги - по 169. <…> О чудовищных объемах информации, поступающих в органы управления, пишет
С. Франкенштейн
.(
Франкенштейн, С. Ошибки топ-менеджеров крупных корпораций [Текст] / С. Франкенштейн. - М., 2004. - С. 247.
)
Уникальный факт приводит американский специалист по менеджменту Бертран Л. Акофф. На столе одного из руководителей крупной корпорации он увидел «собственными глазами» фолиант в 600 страниц, появившийся в результате компьютерной распечатки данных о состоянии запасов. Отчет появляется ежедневно, в том числе и
у его коллег
.(
Акофф, Л. О менеджменте [Текст] / Л. Акофф. - СПб., 2002. - С. 357.
)
Возникает ситуация, когда «накаты» информации могут подавить у руководителей способность анализировать, думать, и соответственно, поступать, в связи с жесткой необходимостью принимать неотложные, текущие, даже маловажные решения. Менеджеры полагают, что борьба с информационными перегрузками превращается в крупную
современную проблему
.(
Как справиться с перегрузкой? [Текст] // Компьютерное обозрение. - 1998. - № 36 (30 сент.). - С. 24.
) <…> По мнению Б. Гейтса, только 5% документов США имеют электронную основу, остальные бумажную (а бумаги рано или поздно уничтожаются), появился термин «бумажное загрязнение окружающей среды». Перспективы в этом плане «отменные». По словам Гейтса, потребление бумаги в стране удваивается каждые четыре года.
Ученые также не избежали информационных перегрузок, оказавшись заложниками компьютера, созданного ими в целях борьбы с информационной атакой. В настоящее время в области науки ежегодно издается несколько миллионов новых книг, 60 тыс. журналов по всем отраслям науки и техники, медицине и сельскому хозяйству, в которых ежедневно публикуются 2,5-3 млн статей. Рост количества издаваемых журналов за последние годы превратился в устойчивую тенденцию. Например, с 1975 по 1995 гг. число периодических изданий в США выросло на 62%, а количество статей в них на
134%
.(
Говоря о США, есть все основания полагать, что в ближайшее время процесс роста общего числа научных изданий будет продолжаться. Об этом свидетельствует и финансовая политика правительства в области науки. В 2002 г. президент Буш подписал распоряжение об увеличении государственных ассигнований на фундаментальные и прикладные исследования. В результате совокупная сумма затрат на научные разработки (с учетом и вложений частных корпораций) достигла 103,7 млрд долл., иными словами выросла на 13,5% по сравнению с 2001 г. См.: Маркусова, В. А. Создание и распространение знания в России [Текст] / В. А. Маркусова // НТИ. Сер. 1: Орг. и метод. информ. работы. - 2004. - № 1. - С. 10.
) Если 10 лет назад сообщалось об удвоении объема научной информации за 5-7 лет, то к концу 80-х гг. оно происходит в течение
20 месяцев
.(
Беседы по пути в компьютерный век [Текст] // Аргументы и факты. - 1998. - № 51. - С. 2.
)
Экспериментально установлено, что мозг человека в состоянии воспринимать и точно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду. При такой скорости усвоения данных в течение жизни человек может прочитать не более трех тыс. книг, с учетом того, что будет ежедневно воспринимать по 50 стр. текста. В Германии на этот счет были проведены специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в одной из берлинских научных библиотек не прочитанные ни разу книги насчитывают 90% ее
общего фонда
(
Труд. - 2000. - 20 апр.
)
[Выделено сост.]. Это означает, что практически миллионы страниц, хранящие научно-технические и иные знания, были не востребованы теми, кому предназначались. Следует иметь в виду и то, что даже в условиях всеобъемлющей электроники печатная продукция, в силу определенного контроля за ее качеством, для ученых является
основным
источником информации
.(
Глушанский, А.В., Каленов, Н.Е. Библиотеки РАН в интернет: что изменилось? [Текст] / А.В. Глушанский, Н.Е. Каленов // НТИ. Сер. 1: Орг. и метод. информ. работы. - 2001. -№ 1. - С. 22.
)
Тот факт, что из всей имеющейся информации ученые усваивают только ее часть - одна сторона дела. Другая сторона заключается в старении хранимого знания, которое тем самым теряет ценность. Появился термин «период полураспада актуальных знаний», который означает период времени, в течение которого половина уже воспринятых сведений утрачивает полезность. (Заметим, что этот период становится все более коротким). Если для высшего образования он составляет около 7-10 лет, то в области компьютерных технологий он сократился до одного года.
Рост научных знаний носит стремительный характер. Только одна Система наблюдений за Землей (Earth Observing System) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США ежегодно порождает количество данных, эквивалентное 570 тыс. печатных книг объемом по 200 стр. каждая. Такие объекты, как океан, космическое пространство, область элементарных частиц и т.д., отличаются большей масштабностью.
По расчетам американских ученых, если открытие или изобретение предполагает стоимость 10 тыс. долл., то их дешевле открыть заново, нежели отыскать в завалах информации. Добавим, поиск нужной информации в библиотеках США требовал в целом не менее 300 млн долл. [Выделено сост.].
В какой-то мере выход из положения, как представляется, связан с изучением лавины конкретных, детальных данных с помощью интерпретаторов, аналитиков, которые обобщают информацию и делают ее более обозримой. Но и здесь возникают трудности. <…> Как отмечается в журнале «Сайенс», все возрастающий объем информации угрожает «сокрушить даже армию аналитиков», вынужденных автоматизировать функции анализа и интерпретации. «Искусственный разум» несовершенен.
Итак, наш первый вывод [Курсив сост.]: Информационная перегрузка сохраняется с возможностью перехода на другой, более абстрактный уровень.
Даже в частной, домашней жизни людей наблюдаются информационные перегрузки. В конце 1980-х гг. телевидение США передавало 3600 изображений в минуту на один канал. <…> В американском доме телевизор бывает включен в среднем по 7 час. в день, причем действительный период времени просмотра телевизионных программ составляет ежедневно 4,5 час. на одного взрослого чел. <…> По радио речевые программы передаются со скоростью до 100 слов в мин., и его слушают в США в среднем по 2 час. в день (в основном в автомобилях). Средняя ежедневная газета содержит 150000 слов, и время, ежедневно затрачиваемое на чтение газет, составляет от 18 до 49 мин., а на просмотр популярных журналов уходит от 6 до 30 мин., и, наконец, чтение книг, включая литературу по школьной программе занимает около 18 мин. в день. в целом, средний взрослый американец ежедневно уделяет 6,34 час. средствам
массовой информации
.(
Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М., 2000. - С. 219 - 320.
) Появилось целое поколение молодых людей, охваченных видео, просмотревших тысячи фильмов, усвоив при этом, пожалуй, только «видеологику». Кроме того, многие представители этого поколения тратят время на интерактивные видеоигры, просмотр видеокассет и особенно на работу на персональных компьютерах, являющихся тоже источником информации. В итоге возникает драматическая ситуация - при обилии данных последние многократные события в голове человека «стирают» предыдущее. Да и от последних данных в памяти мало что остается, поскольку они в целом подаются хаотично, фрагментарно, вне какого-либо логического порядка и структурирования.
Второй вывод, который мы делаем из обилия приведенных фактов и цифр: Информационная перегрузка препятствует нормальной деятельности человека, и выходов из этой ситуации может быть несколько:
1. Человек пропускает (не воспринимает) часть информации, не сумев ее увидеть (услышать);
2. Он воспринимает и перерабатывает всю информацию точно и в соответствии с задачей, но позднее срока;
3. Воспринимает информацию в искаженном свете или просто отказывается от ее восприятия. К этому следует добавить: а) если информация воспринимается не в полном объеме, частично, то она дает превратное представление о фактах, а отсюда источник неточных, и даже ошибочных федеральных, групповых, индивидуальных решений; б) когда человек, особенно деловой, понимает, что он воспринимает не всю информацию по заинтересованной теме, это отрицательно сказывается на его нервной системе. Он испытывает неуверенность, раздражительность и даже чувство страха.
Доктор Джеймс Дж. Миллер, директор Института исследований психического здоровья Мичиганского университета, подчеркивает, что «насыщение человека большой информацией, чем он может переварить, приводит к разбалансировке». Он предполагает, что информационная перегрузка может вызывать разнообразные формы психических заболеваний. И последнее: в) информационные перегрузки ослабляют способность людей думать, приводят к снижению творческих потенций, появлению острого дефицита времени.
Груз проблем, связанных с информационными перегрузками, требует от общества нахождения способов их решения. Мы не пойдем по пути построения очередной утопической программы (типа создания и использования искусственного интеллекта или вживания в мозг человека микрочипов - пусть этим занимаются фантасты и футурологи). Не предлагая спасительных решений, я выскажу только общие соображения. Необходимо четкое определение целей деловой активности и, исходя из нее, использование только необходимой информации. Наконец, необходимы формирование высокой информационной культуры, выработка наиболее рациональных приемов и методов управления информацией.