ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
(электронный дайджест)
Выпуск № 08/2006 [3]

Еляков, А.Д. Информационная перегрузка людей [Текст] / А.Д. Еляков // Социолог. исслед. - 2005. - № 5. - С. 114 - 121. - Библиогр. : с. 120 - 121.
 

Интенсивное использование информационных технологий в развитых странах мира ставит перед исследователями и практиками трудный вопрос - как снизить информационную перегрузку .( Информационные технологии в бизнесе [Текст] : энциклопедия. - СПб., 2002. - С. 686. )
 
Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. Полезной мы называем ту информацию, которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность личности или социальной организации. В литературе, посвященной этой теме, информационная перегрузка порой трактуется как состояние, при котором люди принимают «любую информацию, не являющуюся полезной в данный момент , ( Информационные технологии в бизнесе [Текст] : энциклопедия. - СПб., 2002. - С. 687. ) с чем трудно согласиться, поскольку речь идет о восприятии ненужной в данное время информации. Которую нельзя использовать. В кибернетике для обозначения подобной ситуации используется термин «помехи».
 
В настоящее время в научной среде широко обсуждается еще одна проблема - информационного голода, нехватки информации. <…> Одной из причин недостатка информации, как это ни парадоксально, является ее избыток, вызывающий информационную перегрузку.
 
Информационный взрыв, породивший необъятное количество информации, первоначально вызвал в обществе большой ажиотаж. <…> Многие были едины в том, что нормальная жизнедеятельность людей может оказаться парализованной избытком информации, хаосом в процессе ее получения, обработки, передачи и хранения. <…> Конечно, информационный взрыв и его последствие - информационная перегрузка оказались не столь сокрушительными, как предполагалось вначале. Тем не менее, она заявила о себе и стала актуальным предметом научного исследования. Проблему информационной перегрузки нельзя было рассматривать отдельно от другой проблемы, имевшей изначально общий характер.
 
Такой проблемой в ХХ в. стали социальные последствия ускорения темпов научно-технического развития
. Касаясь реалий современности, необходимо принять во внимание ускоренный процесс расширения рыночной экономики. Чтобы вытеснить конкурентов, нужно наращивать усилия по производству продуктов за единицу времени. Более того, наращивание должно превратиться в постоянный процесс. Но эта ситуация в итоге приводит к выходу за пределы экономики. По мнению американских исследователей, например, каждый новый фильм «снимается во все более сжатые сроки», музыканты играют музыку Моцарта, Баха и Гайдна в более быстром темпе, а это означает, что «увеличился объем слуховой информации в течение данного интервала времени». По мнению лексикографов, сегодня быстрее, чем раньше, происходят изменения значений употребляемых в разговорной речи слов (терминов). Высокий оборот изменений наблюдается в рекламе. Опрос 450 американских рекламных работников показал, что за последние два года 70% из них сменили работу. Они не успевают за требованием быстрой передачи материала. .( Тоффлер, А. Футурошок [Текст] / А. Тоффлер. - СПб., 1997. - С. 128, 287.)
 
Уже сейчас виртуальные миры (мультимедийные изображения) могут передаваться и обновляться 60 раз в секунду, что гораздо быстрее того, что может зафиксировать человеческое сознание. Ускорение изменений в предметном мире и духовном мире имеет результатом ускорение движения информации, что, естественно, вызывает информационную перегрузку.
 
Кроме того, в наше время появляется все больше источников информации, которые как бы запрограммированы на интеллектуальную перегрузку. Прежде всего, мы имеем в виду СМИ. Люди, которые обязаны платить за каждую долю секунды времени на радио или телевидении, пытаются сообщить максимум информации за минимум времени. Также поступают и другие специалисты, а у потребителя «идет голова кругом».
 
Многое из того, что связано с информационной перегрузкой, зависит от обстановки. Новая ситуация требует больше информации, чтобы имелась возможность приспособиться к ней. В результате могут возникнуть и соответствующие перегрузки. По мере адаптации к другому состоянию перегрузки снижаются, что, однако, не компенсирует рост психологического напряжения на начальном этапе. Серьезное беспокойство вызывает энтропия информационного пространства, приводящая к падению качества информации за счет быстрого увеличения ее количества (захламленность, загрязненность «информационным мусором», «информационными отходами»).
 
Если характеризовать в целом ситуацию нарастания информационных потоков, то справедливо будет констатировать, что она не укладывается в прокрустово ложе необходимой степени простоты. Не случайно появились термины «хитросплетение», «проблемосплетение», за которыми скрываются не отдельные элементы (хотя они и имеют место), а десятки, сотни взаимозависимостей. Чтобы выявить причинно-следственные связи в их основе, необходимо собрать и проанализировать множество фактов. <…> Однако нарушение меры порой приводит к тому, что увеличение количества полученной информации не дает ожидаемых результатов, а скорее напротив - вызывает обратный эффект.
 
Приведем некоторые цифры, характеризующую информационную ситуацию в мировых масштабах. По данным информационного бюллетеня Microsoft ( Microsoft [Text]. - 2002 - сент. - С. 11. ) на планете существуют 1,5 млрд телевизоров и 2,5 млрд радиоприемников. Кроме того, ежегодно появляются 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млрд научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный книжный фонд удваивается каждые 10-15 лет, число телефонных каналов - каждые 11 лет, число автоматизированных баз данных увеличивается в 10 раз за 10 лет. Добавим, что всемирный фонд описания изобретений (патентов) исчисляется примерно в 500 млн страниц текста, и при этом он каждый год увеличивается на 1 млн документов, воплощающих в себе
информацию о 350 тыс. изобретений .( World Communication and Information Report 1999 [Text]. - Paris : Unesco Statistical Office, 1999. - P. 174. ) Специалистами в области информатики установлена динамика роста информации. К 1800 г. объем информации удваивается каждые 50 лет. С 1950 - каждые 10. С 1970 - каждые 5 лет, с 1990 - ежегодно .( Statistical Abstract of the United States. 1999. - P. 587. )
 
Современное поколение людей вынужденно жить в этом океане информации. Ее поток не возможно воспринять в полном объеме. Речь может идти только о некоторых ее частях, воспринимаемых избирательно и в определенных целях. При этом необходимо иметь в виду следующее: пропускные физиологические способности человека довольно ограничены и оцениваются в единицах в секунду: при корректорской работе - 18, при чтении вслух - 30, чтении «про себя» - 45. Наибольшее количество данных, которые человек может воспринять, составляет около
8 единиц в секунду .( Алферов, А. В. Механизация и автоматизация управленческого труда [Текст] / А. В. Алферов. - М., 1986. - С. 186. ) Добавим, что радиослушатель утрачивает способность воспринимать информацию, если она передается со скоростью более
180 слов в минуту .( Бойко, В.В. О восприятии телевизионного изображения в зависимости от темпа чтения [Текст] / В.В. Бойко // Вопросы психологии. - 1972. - № 3. - С. 54. ) В телевизионном вещании оптимальным для передачи текстового материала, сопровождающегося изображением, можно считать средний темп, составляющий 103 слова в минуту. Эти цифры накладывают жесткие ограничения и на другие операции с информацией. Следует учитывать также дефицит времени и недостаток внимания у людей при получении информации. <…> У человека скорость передачи нервного сигнала достигает 30000 символов в секунду (В компьютере сигналы движутся и обрабатываются в миллионы раз быстрее).
 
Появление персональных компьютеров вызвало у многих людей иллюзорное представление о быстрой преодолимости сложностей, связанных информационным взрывом и, соответственно, с информационными перегрузками. Время показало, что это не так. <…> Информация, будучи благом, когда человек контролирует ее, превращается во зло, если поток информации «выходит из повиновения». Заметим, однако, что такое зло не является фатальным, если человек-исследователь выступает в роли актора процесса (при необходимом ограничении в усвоении и использовании информации). Иначе говоря, если в этом отношении между собой и информацией он выступает в роли целерационального субъекта (М. Вебер).
 
Посмотрим, как обстоит дело с информационной перегрузкой в ряде конкретных сфер. Обратимся к деловой жизни в ее ключевой части - в деятельности менеджерской. <…> Чтобы успешно осуществлять такую деятельность, требуется получение огромного объема самых разнообразных данных о фирме, заводе, человеке, о специфике труда и характере управления в данной сфере, необходимы их анализ и обработка с перспективой получения новых данных. Однако потоки тех сведений, которые поступают в органы управления, намного превышают возможности людей в отношении их восприятия и обработки <…>, что приводит к трудностям и сбоям. Точные данные на этот счет хорошо представлены в американской литературе. На основе отчета «Управление коммуникациями на рабочем месте ХХ1 столетия» американские работники получают в среднем по 130 сообщений в день, а их британские коллеги - по 169. <…> О чудовищных объемах информации, поступающих в органы управления, пишет С. Франкенштейн .( Франкенштейн, С. Ошибки топ-менеджеров крупных корпораций [Текст] / С. Франкенштейн. - М., 2004. - С. 247. ) Уникальный факт приводит американский специалист по менеджменту Бертран Л. Акофф. На столе одного из руководителей крупной корпорации он увидел «собственными глазами» фолиант в 600 страниц, появившийся в результате компьютерной распечатки данных о состоянии запасов. Отчет появляется ежедневно, в том числе и у его коллег .( Акофф, Л. О менеджменте [Текст] / Л. Акофф. - СПб., 2002. - С. 357. ) Возникает ситуация, когда «накаты» информации могут подавить у руководителей способность анализировать, думать, и соответственно, поступать, в связи с жесткой необходимостью принимать неотложные, текущие, даже маловажные решения. Менеджеры полагают, что борьба с информационными перегрузками превращается в крупную
современную проблему .( Как справиться с перегрузкой? [Текст] // Компьютерное обозрение. - 1998. - № 36 (30 сент.). - С. 24. ) <…> По мнению Б. Гейтса, только 5% документов США имеют электронную основу, остальные бумажную (а бумаги рано или поздно уничтожаются), появился термин «бумажное загрязнение окружающей среды». Перспективы в этом плане «отменные». По словам Гейтса, потребление бумаги в стране удваивается каждые четыре года.
 
Ученые также не избежали информационных перегрузок, оказавшись заложниками компьютера, созданного ими в целях борьбы с информационной атакой. В настоящее время в области науки ежегодно издается несколько миллионов новых книг, 60 тыс. журналов по всем отраслям науки и техники, медицине и сельскому хозяйству, в которых ежедневно публикуются 2,5-3 млн статей. Рост количества издаваемых журналов за последние годы превратился в устойчивую тенденцию. Например, с 1975 по 1995 гг. число периодических изданий в США выросло на 62%, а количество статей в них на 134% .( Говоря о США, есть все основания полагать, что в ближайшее время процесс роста общего числа научных изданий будет продолжаться. Об этом свидетельствует и финансовая политика правительства в области науки. В 2002 г. президент Буш подписал распоряжение об увеличении государственных ассигнований на фундаментальные и прикладные исследования. В результате совокупная сумма затрат на научные разработки (с учетом и вложений частных корпораций) достигла 103,7 млрд долл., иными словами выросла на 13,5% по сравнению с 2001 г. См.: Маркусова, В. А. Создание и распространение знания в России [Текст] / В. А. Маркусова // НТИ. Сер. 1: Орг. и метод. информ. работы. - 2004. - № 1. - С. 10. ) Если 10 лет назад сообщалось об удвоении объема научной информации за 5-7 лет, то к концу 80-х гг. оно происходит в течение 20 месяцев .( Беседы по пути в компьютерный век [Текст] // Аргументы и факты. - 1998. - № 51. - С. 2. )
 
Экспериментально установлено, что мозг человека в состоянии воспринимать и точно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду. При такой скорости усвоения данных в течение жизни человек может прочитать не более трех тыс. книг, с учетом того, что будет ежедневно воспринимать по 50 стр. текста. В Германии на этот счет были проведены специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в одной из берлинских научных библиотек не прочитанные ни разу книги насчитывают 90% ее общего фонда ( Труд. - 2000. - 20 апр. ) [Выделено сост.]. Это означает, что практически миллионы страниц, хранящие научно-технические и иные знания, были не востребованы теми, кому предназначались. Следует иметь в виду и то, что даже в условиях всеобъемлющей электроники печатная продукция, в силу определенного контроля за ее качеством, для ученых является
основным источником информации .( Глушанский, А.В., Каленов, Н.Е. Библиотеки РАН в интернет: что изменилось? [Текст] / А.В. Глушанский, Н.Е. Каленов // НТИ. Сер. 1: Орг. и метод. информ. работы. - 2001. -№ 1. - С. 22. )
 
Тот факт, что из всей имеющейся информации ученые усваивают только ее часть - одна сторона дела. Другая сторона заключается в старении хранимого знания, которое тем самым теряет ценность. Появился термин «период полураспада актуальных знаний», который означает период времени, в течение которого половина уже воспринятых сведений утрачивает полезность. (Заметим, что этот период становится все более коротким). Если для высшего образования он составляет около 7-10 лет, то в области компьютерных технологий он сократился до одного года.
 
Рост научных знаний носит стремительный характер. Только одна Система наблюдений за Землей (Earth Observing System) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США ежегодно порождает количество данных, эквивалентное 570 тыс. печатных книг объемом по 200 стр. каждая. Такие объекты, как океан, космическое пространство, область элементарных частиц и т.д., отличаются большей масштабностью.
 
По расчетам американских ученых, если открытие или изобретение предполагает стоимость 10 тыс. долл., то их дешевле открыть заново, нежели отыскать в завалах информации. Добавим, поиск нужной информации в библиотеках США требовал в целом не менее 300 млн долл. [Выделено сост.].
 
В какой-то мере выход из положения, как представляется, связан с изучением лавины конкретных, детальных данных с помощью интерпретаторов, аналитиков, которые обобщают информацию и делают ее более обозримой. Но и здесь возникают трудности. <…> Как отмечается в журнале «Сайенс», все возрастающий объем информации угрожает «сокрушить даже армию аналитиков», вынужденных автоматизировать функции анализа и интерпретации. «Искусственный разум» несовершенен.
 
Итак, наш первый вывод [Курсив сост.]: Информационная перегрузка сохраняется с возможностью перехода на другой, более абстрактный уровень.
 
Даже в частной, домашней жизни людей наблюдаются информационные перегрузки. В конце 1980-х гг. телевидение США передавало 3600 изображений в минуту на один канал. <…> В американском доме телевизор бывает включен в среднем по 7 час. в день, причем действительный период времени просмотра телевизионных программ составляет ежедневно 4,5 час. на одного взрослого чел. <…> По радио речевые программы передаются со скоростью до 100 слов в мин., и его слушают в США в среднем по 2 час. в день (в основном в автомобилях). Средняя ежедневная газета содержит 150000 слов, и время, ежедневно затрачиваемое на чтение газет, составляет от 18 до 49 мин., а на просмотр популярных журналов уходит от 6 до 30 мин., и, наконец, чтение книг, включая литературу по школьной программе занимает около 18 мин. в день. в целом, средний взрослый американец ежедневно уделяет 6,34 час. средствам массовой информации .( Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М., 2000. - С. 219 - 320. ) Появилось целое поколение молодых людей, охваченных видео, просмотревших тысячи фильмов, усвоив при этом, пожалуй, только «видеологику». Кроме того, многие представители этого поколения тратят время на интерактивные видеоигры, просмотр видеокассет и особенно на работу на персональных компьютерах, являющихся тоже источником информации. В итоге возникает драматическая ситуация - при обилии данных последние многократные события в голове человека «стирают» предыдущее. Да и от последних данных в памяти мало что остается, поскольку они в целом подаются хаотично, фрагментарно, вне какого-либо логического порядка и структурирования.
 
Второй вывод, который мы делаем из обилия приведенных фактов и цифр: Информационная перегрузка препятствует нормальной деятельности человека, и выходов из этой ситуации может быть несколько:
 
1. Человек пропускает (не воспринимает) часть информации, не сумев ее увидеть (услышать);
 
2. Он воспринимает и перерабатывает всю информацию точно и в соответствии с задачей, но позднее срока;
 
3. Воспринимает информацию в искаженном свете или просто отказывается от ее восприятия. К этому следует добавить: а) если информация воспринимается не в полном объеме, частично, то она дает превратное представление о фактах, а отсюда источник неточных, и даже ошибочных федеральных, групповых, индивидуальных решений; б) когда человек, особенно деловой, понимает, что он воспринимает не всю информацию по заинтересованной теме, это отрицательно сказывается на его нервной системе. Он испытывает неуверенность, раздражительность и даже чувство страха.
 
Доктор Джеймс Дж. Миллер, директор Института исследований психического здоровья Мичиганского университета, подчеркивает, что «насыщение человека большой информацией, чем он может переварить, приводит к разбалансировке». Он предполагает, что информационная перегрузка может вызывать разнообразные формы психических заболеваний. И последнее: в) информационные перегрузки ослабляют способность людей думать, приводят к снижению творческих потенций, появлению острого дефицита времени.
 
Груз проблем, связанных с информационными перегрузками, требует от общества нахождения способов их решения. Мы не пойдем по пути построения очередной утопической программы (типа создания и использования искусственного интеллекта или вживания в мозг человека микрочипов - пусть этим занимаются фантасты и футурологи). Не предлагая спасительных решений, я выскажу только общие соображения. Необходимо четкое определение целей деловой активности и, исходя из нее, использование только необходимой информации. Наконец, необходимы формирование высокой информационной культуры, выработка наиболее рациональных приемов и методов управления информацией.