ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
(электронный дайджест)
Выпуск № 01/2006 [2]

Взаимодействие электронных технологий и традиционного книгоиздания [Текст] / Л.В. Зимина // Современные издательские технологии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти : моногр. / Л.В. Зимина. - М. : Наука, 2004. - С. 235 - 243.

Новые информационные и телекоммуникационные технологии существенным образом меняют облик современного издательского дела. Это касается не только возникновения нового конкурирующего направления - электронного издательского дела, но и трансформации традиционного книгоиздания на всех стадиях: от создания книг до дистрибуции (в последнем случае имеются в виду формы электронной коммерции в книжном бизнесе). Попытаемся непредвзято взглянуть на проблемы взаимодействия, исходя из двух важных предпосылок.
 
Во-первых, на данный момент электронную книгу(e-book) следует рассматривать не как субститут традиционной книги, а скорее как дополнение. Более того, можно указать ряд направлений, где электронные технологии и "бумажное" книгоиздание успешно взаимодействуют.
 
Во-вторых, в электронном окружении размываются многие фундаментальные понятия и культурные институции. Зачастую трудно провести различие между библиотекой, журналом, архивом, информационным порталом, издательством и пр. Электронные библиотеки, особенно академического типа, могут выполнять дополнительно редакционно-издательские и исследовательские функции, осуществляя новые электронные издательские проекты. Тому примером может служить Фундаментальная электронная библиотека
" Русская литература и фольклор " (ФЭБ). ( Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" [Электронная ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru ) ФЭБ - библиотека академического типа, которая реализует электронные научные издания нового поколения, посвященные творчеству канонических для русской культуры авторов. В целом развитие новых технологий выводит на рефлексию о таких важных понятиях, как текст, издание, автор, читатель и некоторых смежных категориях: в текстологии это - фрагмент, каноническая версия, вариант, произведение, плагиат; в книговедение - это книга со всем корпусом ее описывающих параметров. Понятно, что особенности электронной среды создают трудности теоретического и методологического плана, однако это ни в коей мере не означает полного релятивизма. Новые сущности порождают новые дефиниции и специфический концептуальный аппарат при сохранении определенной преемственности.
 
С прагматических позиций можно выделить ряд основных направлений взаимодействия электронной книги и "традиционной книги", электронного издательского дела и бумажного книгоиздания. Во-первых, существует область, где возможна диверсификация (разнообразие) носителей, т. е. электронная и бумажная продукция вполне могут конкурировать и дополнять друг друга (например, в учебной, научной, справочно-энциклопедической издательской деятельности). Во-вторых, можно указать на электронную коммерцию, успешно используемую, прежде всего, для продажи традиционных книг. Третье направление - это издательские веб-презентации (сайты), реализующие разнообразные издательские стратегии. Фактически два последних направления определяют функционирование книгоиздательской инфраструктуры, представленной в Сети с сопутствующими формами электронной дистрибуции. Четвертое направление связано с перспективами технологий "печати по требованию". Что же касается пятого - использование компьютерных технологий при наборе, верстке и прочих технологических процессах организации, - то его оставляем вне пределов настоящего рассмотрения, как ставшее данностью либо обсуждаемое на страницах специализированных научно-технических изданий.
 
Начнем с дефиниций, а также проанализируем концепцию "электронной книги", принадлежащую ученому с мировым именем, который в своих историко-культурных исследованиях был связан с изучением книжной культуры.
 

"Электронная книга" и "электронное издание". К вопросу о книговедческом статусе

Понятие "электронная книга", в отличие от "электронного издания", чаще используется в качестве метафоры, несмотря на интенсивные разработки, направленные на реализацию компактных и относительно дешевых форм компьютерной книги, имитирующей по ряду параметров традиционную книгу. Отметим также, что к некоторым сверстанным в формате PDF "книгам" (текстам), которые можно загружать онлайн, приобретая у сетевых книготорговцев или используя ресурсы электронных библиотек (e-library), а затем "пролистывать" на экране, - понятие "электронная книга" относимо уже с меньшей долей условности.
 
В многочисленных определениях "электронной книги" обычно выявляются два подхода - само "содержание книги" и "аппаратное и программное обеспечение для чтения содержания". Например, электронная книга по Фельдману (1995) трактуется как "адаптация метафоры печатной книги и других черт традиционных книг
для создания нового формата чтения ”, ( См. также другие дефиниции в статье: Кудянов, Г.И. "Электронная книга" и "электронное издание": К вопросу об определении [Текст] / Г.И. Кудянов // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2003. - № 3. - С. 117 - 122. ) который интерпретирует печатную книгу как новый интерактивный формат.
 
Если обратиться для сравнения к определению традиционной книги, то и здесь присутствует та же неопределенность, что ставят в упрек дефинициям "электронной книги". В энциклопедической статье , ( Немировский, Е.Л. Книга // Книга : Энцикл. / Е.Л. Немировский. - М. : Б РЭ, 1999. - С. 299. ) написанной известным отечественным книговедом Е.Л. Немировским, выделяются три аспекта характерных определений книги: описательный (книга рассматривается как предмет материальной культуры), содержательный (раскрывается общественная, политическая, научная сущность книги), комбинированный (когда внешние признаки книги связывают с ее содержанием, классовым характером, читательским назначением и т. п.). С точки зрения книжной статистики (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, 1964) книга - произведение печати в форме кодекса объемом свыше 48 страниц.
 
Напротив, понятие "электронное издание" (в отличие от электронной книги)
вполне институциализировано . ( В ряде учебных пособий электронные издания рассматриваются в качестве инструментальных средств, см.: Гасов, В.М., Цыганенка, А.М. Методы и средства подготовки электронных изданий: учеб. пособие. [Текст] / В.М. Гасов, А.М. Цыганенка. - М. : Изд-во МГУП, 2001. - 735 с.; Буль, В.А. Электронные издания [Текст] / В.А. Буль.- М. ; СПб., 2001. - 308 с. ) В новом ГОСТе 7.83-2001 "Электронные издания: Основные виды и выходные сведения" электронное издание (ЭИ) определяется как "электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения ”. ( ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания: Основные виды и выходные сведения. Этот межгосударственный стандарт был введен с июля 2002 г. (подписало девять стран СНГ в Минске). ) Проанализируем основные дефиниции ЭИ в сравнении с традиционными видами изданий (см. ГОСТ 7.60-90. "Издания. Основные виды. Термины и определения "). ( Стандарты по издательскому делу [Текст]. - М. : Юрист, 1998. - С. 174 - 191. )
 
Стандарт по электронным изданиям "Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело" был разработан Научно-техническим центром "Информрегистр" и Межгосударственным техническим комитетом МТК 191. Он содержит ссылки на традиционные книжные ГОСТы и даже в некотором смысле отталкивается от них.
 
В соответствии со стандартом электронные издания (ЭИ) различаются:
 
       по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания и самостоятельное ЭИ);
 
       по природе основной информации (текстовое (символьное), изобразительное, звуковое мультимедийное ЭИ и программный продукт);
 
       по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, рекламное ЭИ, ЭИ для досуга и художественное ЭИ (последнее определяется как "содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований");
 
       по технологии распространения:
 
          а) локальное ЭИ, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
 
          б) сетевое ЭИ, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные Сети;
 
          в) ЭИ комбинированного распространения, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого;
 
       по характеру взаимодействия пользователя и ЭИ: а) детерминированное ЭИ, - параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем; б) недетерминированное (интерактивное) ЭИ, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем;
 
       по периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся, обновляемое ЭИ);
 
       по структуре (однотомное, многотомное ЭИ и электронная серия).
 
В ГОСТе 7.83-2001 также регламентируется размещение выходных сведений ЭИ. Стандарт имеет важное значение для развивающейся высокотехнологичной области, несмотря на то, что из этого документа не совсем ясно, как проводить индексацию электронных источников, и как он соотносится с международной системой стандартизации. В целом для типологии электронных изданий, в отличие от традиционных видов, характерны дополнительные типологические признаки: наличие печатного эквивалента, технология распространения, а также характер взаимодействия пользователя и ЭИ. Вновь вернемся к концепту "электронной книги" и посмотрим, что же вкладывается в этот противоречивый термин.
 
Электронная книга уже не является утопией, о чем свидетельствуют технологические разработки последних лет. Их суть заключается в том, что существует некое устройство, напоминающее по форме книжный корешок, в которое вставляется микро-кассета с памятью или посредством связи с интернетом выводится текст на внутренний экран данного компактного устройства. Подобного рода электронные книги представляют собой в буквальном смысле "Книгу книг", ибо открывают доступ к фондам всех крупнейших библиотек, свидетельствуя о прорыве на новую эволюционную ступень (далее сошлемся на отдельные образцы).
 
Тем не менее, грядущее пришествие электронной книги, да и сегодняшняя экспансия электронной издательской деятельности отнюдь не отменяют бумажной книги. Несмотря на увеличение интернет-аудитории и огромные потоки электронной информации, производство книг в ведущих странах продолжает возрастать. Всемирно-известный американский историк книги Р. Дарнтон ( Darnton, R.C. The New Age of the Book [Text] / R.C. Darnton // IASP Newsletter. - 2000. - № 4. - P. 3 - 7. ) резонно отмечает, что традиционную книгу столь часто объявляли мертвой, потому не следует удивляться, обнаружив ее в прекрасном здравии. Ему вторит У. Эко , ( Eco, U. Vegetal and Mineral Memory: The Future of Books [Text] / U. Eco // Al-Ahram Weekly. - 2003. - Nov. 20-26. - № 665 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://weekly.ahram.org (10 April 2004). ) утверждающий, что печатная книга имеет будущее и что все страхи относительно ее исчезновения - всего лишь запоздалый пример другой боязни, милленаристских страхов относительно конца нечто такого, заключающего в себе весь мир.
 
С другой стороны, анализ отношения российских издателей к интернету позволяет констатировать их критические воззрения на электронные технологии (от электронной коммерции до электронных библиотек). При этом зачастую приводится избитый пример с экспериментом С. Кинга, затеявшего продавать свои произведения через Сеть без издателей и прочих посредников, но позднее отказавшегося от своей затеи. Понятно, что развитие электронной коммерции, как и технологий "печати по требованию" в нашей стране тормозится неразвитой системой электронных платежей, но это не значит отсутствия перспектив у данных направлений.
 
В отличие от издателей, авторы литературных произведений, знакомые с новой средой, более позитивно относятся к интернету: от У. Эко до Б.Акунина. Например, Б. Акунин в одном из своих интервью отмечает: "Я думаю, что в скором времени бумажная книга станет объектом коллекционирования, а нормальной формой существования текста будет книга безбумажная, т. е. электронная. И это, по-моему, правильно. Во-первых, жалко переводить леса на целлюлозу. А во-вторых, электронная книга дает массу дополнительных возможностей. У меня придуман проект первой полноценной безбумажной книги, но на его осуществление требуется много денег, поэтому, вероятно, он осуществится не очень скоро ". ( Беседа читателей с Акуниным на форуме Яндекса 5 июля. Режим доступа : 2001: http://www.fandorin.ru )
 
В теоретической книговедческой рефлексии относительно понятия "электронной книги" также обнаруживаются предубеждения институционального и психологического свойства. Пафос статьи классика отечественной
книговедческой науки И.Е. Баренбаума ( Баренбаум, И.Е. Книговедение и электронная книга [Текст] / И.Е. Баренбаум // Книга : Исслед. и материалы. - М. : Терра, 1999. - Сб. 76. - С. 5 - 15. ) заключается в том, что книговедение должно заниматься именно традиционной книгой, а не расширять объект своего исследования. Близких взглядов придерживается А.А. Беловицкая , ( Беловицкая, А.А. Методология книговедения и ее фундаментальные задачи [Текст] / А.А. Беловицкая // "Книга и мировая цивилизация", девятая науч. конф (2004; Москва). Девятая научная конференция "Книга и мировая цивилизация", 20-21 апр. 2004 г. [Текст] : [материалы]. - М. : Наука, 2004. - С. 18. ) отвергающая "электронную книгу" как "законный" объект книговедения. Другая позиция выражена
Р.С. Гиляревским , ( Гиляревский, Р.С. Электронная книга: Современное состояние и перспективы развития [Текст] / Р.С. Гиляревский // Книга : Исслед. и материалы. - М. : Терра, 1997. - Сб. 74. - С. 51 - 60. ) который ссылается на широкое использование термина "электронная книга" в англоязычном мире не только в информационной технологии, но и книгоиздательской теории и практике и настаивает на целесообразности рассмотрения электронной книги именно в книговедческом аспекте, хотя бы потому, что книгоиздание во всем мире уже перешло на электронный набор. Здесь есть определенная логика, ибо Гутенбергу приписывается изобретение подвижных литер.
 
Однако основная аргументация заключается в обращении собственно к истории книги, свидетельствующей о том, что на всем своем протяжении эта история сопровождалась постоянной сменой носителей информации и способов производства книги: от клинописных глиняных табличек, папирусных свитков до пергаментных и бумажных кодексов, от рукописных книг к книгопечатным и т.п.
 
На Западе об электронной книге заговорили в конце 80-х - начале 90-х гг. с выходом на рынок специальных устройств . ( Гиляревский, Р.С. Электронная книга: Современное состояние и перспективы развития [Текст] / Р.С. Гиляревский // Книга : Исслед. и материалы. - М. : Терра, 1997. - Сб. 74. - С. 53. ) Впрочем, неметафоричное использование термина "электронная книга" стало вполне оправданным относительно появившихся в 1998 - 1999 гг. новых технологических разработок - "Софтбука" (SoftBook Reader), "Роккетбука", (Rocket eBook), " Эврибука ". ( Горбась, В.Е., Санников, Ю.В. Книга и электронные средства массовой информации: Сопряжение и конфронтация (Зарубежный опыт) [Текст] / В.Е. Горбась, Ю.В. Санников // Книга : Исслед. и материалы. - М. : Терра, 2001. - Сб. 78. - С. 23 - 42. ) Эти три книги имитируют форму печатной книги, на экране которой можно читать заложенные в их память тексты. Им придан формат карманных изданий, помещенных в "кожаный переплет", причем при передаче текста разработчики отказались от "свитка", остановившись на обычных страницах и предусмотрев даже поля для помет. Так, в получившем наибольшую известность "Софтбуке" память включала 10 тыс. страниц текста; допускалось за абонентскую плату обновление текстов и автономное питание от аккумулятора, рассчитанного на 5 часов; шрифты можно было устанавливать индивидуально, а первоначальная цена этой электронной книги была около 300 долл.
 
Понятно, что успех нового продукта зависит от взаимодействия с издательствами, книжными клубами и сетевыми книжными магазинами. Несмотря на то, что научные издательства подключились к выпуску электронных научных изданий, а дублирование в электронном формате печатных журналов стало распространенной практикой, издатели ( Современное законодательство по авторскому праву также препятствует развитию рынка электронных книг, поскольку для них в принципе трудно обеспечить тот уровень защиты, который предпочитают видеть книгоиздатели и некоторые авторы. Поэтому упомянутые образцы электронных книг устроены таким образом, что фактически единственная их функция - отображение текста (чтение), а прочие процедуры (копирование, загрузка дополнительных программ) запрещены. Отсюда - криптоключи, смарт-карты и прочие технические приспособления, обеспечивающие систему "защиты". Хотя криптографические установки книгоиздательств и прочие запретительные меры не смогут гарантировать полного контроля за распространением содержания, в перспективе было бы разумнее сфокусироваться на понимании нарождающейся экономики электронного распространения информации и создании новых форм ее распространения, привлекательных для пользователей, и не обременяющих их рядом дополнительных ограничений. ) не очень спешат по коммерческим мотивам переводить в цифровую форму свои лучшие печатные публикации.
 
Как бы то ни было, по существу электронная книга остается просто книгой, которая обрела в очередной раз новую материальную форму, находящуюся в процессе интенсивного совершенствования
 
На наш взгляд, электронную книгу надо рассматривать именно в книговедческом контексте, поскольку фактически речь идет о новой материальной "реинкарнации" книги. Все, что касается адекватных технологических решений - это вопрос времени. Тем не менее, с позиций редакционно-издательской деятельности нет поводов для беспокойств. Открывается перспективная область электронной издательской деятельности, где могут пригодиться весь предшествующий опыт и знания, связанные с редакционно-издательской подготовкой.