Статья (в сокр.)
"ГАРШИН ОСТАЕТСЯ ПИСАТЕЛЕМ ВОЕННЫМ"
 
150 лет со дня рождения Всеволода Гаршина

<...> исполняется 150 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина, известного многим современным читателям только сказкой "Лягушка-путешественница", но в действительности оставившего куда более значительный след в русской прозе. О литературном и человеческом своеобразии Гаршина корреспонденту ГАЗЕТЫ Кириллу Решетникову рассказал автор исследований о писателе, сотрудник петербургского Института русской литературы <...> Петр Бекедин.
 
- Гаршин занимал заметное место в литературном сознании своей эпохи, да и теперь его наследие не позволяет признать его третьестепенным писателем. Почему же его так плохо знают?
 
- Гаршин писал в 1870 - 1880-е годы и оказался в компании великих, с которыми не мог соперничать. Это была эпоха Толстого, Достоевского, молодого Чехова, а также Короленко, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина и Некрасова. На их фоне Гаршин и тогда, и потом воспринимался как писатель второго ряда. Кроме того, Гаршин - мастер небольшого рассказа. Повести у него только две - "Надежда Николаевна" и "Из воспоминаний рядового Иванова". Но и их можно назвать повестями лишь условно. Его вклад в русскую литературу определяется вкладом в развитие жанра новеллы. Его он довел до совершенства и придал ему<...> западноевропейский оттенок. В этом он - союзник Чехова. Большим жанром Гаршин не владел. Был замысел романа о Петре I, но он остался неосуществленным.
 
- Кто из старших коллег был для Гаршина наибольшим авторитетом?
 
- Прежде всего, конечно, Толстой. У Гаршина даже был период увлечения толстовством. Александр Дмитриевич Чертков тогда привлек Гаршина к выпуску книг в проповедовавшем толстовскую философию издательстве "Посредник", и некоторые гаршинские произведения, в частности сказки, были опубликованы именно там. Например, "Сказание о гордом Агее" и рассказ "Медведи". Кроме того, через Черткова Гаршин принимал участие в издании "Народных картинок". При работе над ними произошла заочная встреча Гаршина, Толстого и Репина. У французского художника Вильяма Бугро есть картина "Бичевание Христа". Ее решено было использовать в одной из картинок. Сопроводительный текст написали Толстой и Гаршин. Но духовная цензура картинку не пропустила, потому что у Бугро Христос изображен очень натуралистично - он лежит на полу, его избивают. Тогда возникла идея, чтобы Репин изменил изображение Христа. И Репин, вмешавшись, так сказать, в картину Бугро и нарисовав, по-моему, акварелью Христа стоящим, придал его лицу черты лица Гаршина.
 
- Это и есть та самая история об использовании Репиным гаршинского облика?
 
- <...> Гаршин был очень благодатной натурой для художника, его часто использовали, грубо говоря, как натурщика. На знаменитом полотне Репина "Иоанн Грозный и сын его Иван" лицо царевича Ивана почти полностью списано с лица Гаршина. Кроме того, Репин задействовал эту натуру также в картине "Не ждали". Гаршин вообще был связан с художниками, он много контактировал и дружил с Репиным, Ярошенко, Савицким, а с Крамским даже переписывался. Гаршин специально обратился к Крамскому с письмом, в котором спрашивал, о чем думает Христос, изображенный на картине "Христос в пустыне", и так между ними возникла переписка. И еще Гаршин - автор нескольких статей, посвященных художественным выставкам, прежде всего передвижникам. Гаршинские оценки, несмотря на их субъективизм, были очень весомые, тонкие, и художники их ценили.
 
- Как Гаршин пришел в литературу?
 
- Литературные интересы у него возникли рано, и это в какой-то степени стало следствием драмы в его семье. Его мать, Екатерина Степановна, совершила побег с домашним учителем своих детей Петром Завадским, захватив с собой и маленького Всеволода, которому было лет пять. Но потом отцу Гаршина удалось вернуть мальчика к себе, и около двух лет он жил с отцом, очень много читая. Это было в городе Старобельске (родился Гаршин в селе Переездное, ныне Артемовск. - ГАЗЕТА). И вот в это время, когда он читал, по сути дела, взрослую литературу, у него и возникло желание писать. В 1876 году в газете "Молва" он опубликовал свой первый очерк "Подлинная история Энского земского собрания". А когда он ушел добровольцем на русско-турецкую войну, то там, в Болгарии, в местечке Беле, будучи раненым, он начал писать, оказавшись в госпитале. И создал свой первый рассказ, принесший ему всероссийскую известность - "Четыре дня". Опубликован он был в журнале "Отечественные записки" Салтыковым-Щедриным (Некрасов к тому времени уже умирал и не участвовал в редактировании). С этого рассказа началась всероссийская слава Гаршина. Современники увидели в "Четырех днях" продолжение "Севастопольских рассказов" Толстого. Толстовское начало, в общем, всегда жило в военной прозе, и в русской литературе Гаршин остается писателем военным. Батальных сцен в его произведениях нет, но антивоенный пафос сразу привлек внимание всех современников - и Салтыкова-Щедрина, и Чехова, и Успенского, и Толстого.

П. БЕКЕДИН
 
Распечатать страницу ...