М.Л. Сухотина. Издания Информкультуры: современный подход к отражению культурной жизни

ИЗДАНИЯ ИНФОРМКУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОТРАЖЕНИЮ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
 
М.Л. Сухотина- ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура
Российской государственной библиотеки

Одно из приоритетных направлений развития Информкультуры - это издательская деятельность, которая берет свое начало с 1972 г.
 
Используя возможности государственной библиотеки, ее богатейший фонд, Информкультура сформировала собственную систему информационных изданий, дифференцированных по потребительскому назначению, отличающихся критериями отбора литературы и степенью раскрытия содержания отражаемых публикаций.
 
В непростые 90-е годы XX века Информкультуре пришлось сократить выпуск информационной продукции, по сравнению с издательскими показателями периода 80-90х, что составляло 350 вып. в год при объеме тиража от 1000 до 3000 экз., и отказаться от некоторых ее видов (экспресс-информации). Но в конце 90-х г., когда наметился незначительный рост издательских показателей в целом по стране, Информкультура принимает решение по реорганизации своей издательской деятельности и создании серии научно-информационных сборников, включающих в себя наряду с реферативной обзорную, аналитическую информацию по основным направлениям отрасли.
 
Уже к 2000 г. Информкультура смогла достичь уровня конца показателей 1980-х гг.: выходило 500 уч.-издат. листов информационной продукции в год. В общем блоке печатной продукции значительную часть составляли, и составляют по сей день, библиографические издания, всегда пользовавшиеся спросом у специалистов.
 
Справка
 
На основе полученных данных о подписке на информационные продукты за период 2006 - 2007 гг. по ОАО «Роспечать» и «Каталогам продукции и услуг Информкультуры» среди основных потребителей продукции нашего центра в Казани можно выделить следующих: Министерство культуры Республики Татарстан, Национальную библиотеку Республики Татарстан, научную библиотеку Казанского государственного университета, Казанскую государственную академию культуры и искусства, Казанскую государственную консерваторию, Национальный музей Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
 
Можно сделать вывод, что продукция Информкультуры пользуется спросом у различных представителей учреждений и организаций сферы культуры и искусства Казани, что положительно влияет на показатели эффективности нашей работы.
 
Информационную продукцию Информкультуры можно условно разделить по следующим критериям:

  • по виду издания - указатели, списки литературы, сборники, дайджесты, журнал;
     
  • по форме представления - печатные, электронные;
     
  • по содержанию - библиографические, реферативные, справочные, аналитические.

    Любой создатель информационных продуктов, в первую очередь, будет ориентироваться на своего потребителя, и учитывать его запросы при формировании тех или иных изданий. Информкультура знает своего потребителя, и стремиться предоставить адекватную его запросам актуальную информацию по интересующей тематике в содержательно удобном формате (дайджест, сборник, журнал).
     
    С развитием новых информационных технологий в индустрии культуры, а также изменением форм библиографического обслуживания, требующих новых знаний в теории и практике работы, возросла и степень заинтересованности отраслевых специалистов в аналитической информации, что обусловило рост ее доли в продукции отдела. Информкультура до 2004 г. издавала девять серий научно-информационных и информационных сборников.
     
    Традиционно сочетая в информационной деятельности анализ с интегральным подходом, Информкультура выстраивала свою издательскую продукцию таким образом, чтобы с ее помощью пользователь получал целостное представление о современном мировом культурном процессе, тем самым, способствуя восстановлению и сохранению, информационного пространства России, а также всего культурного ареала ближнего и дальнего зарубежья. В связи с этим, было принято решение об интеграции контента шести научно-информационных сборников в единый информационно-аналитический журнал. Новый издательский проект получил название «Обсерватория культуры: журнал-обозрение». Сохранились два наименования изданий выпускаемых ранее: «Материалы ИКОМОС», «Библиотека в эпоху перемен».
     
    Интегральный подход к издательской деятельности повлиял и на формы ее воплощения (привел к новым формам ее воплощения), а именно, к формированию электронных версий печатных изданий. Одновременно, с разработкой собственного сайта, формировался фонд электронных копий печатных изданий. В 2001 г. на сайте «Информкультура» появился раздел «Печатные издания» позднее переименованный в «Электронные версии печатных изданий».
     
    Журнал «Обсерватория культуры» ориентирован прежде всего на профессионалов (культурологов, искусствоведов, театроведов, музейных работников), заинтересованных в глубоком и всестороннем знании дела. Это журнал и для практиков, и для ученых, стремящихся к преодолению «дисциплинарных границ» между науками и к решению проблем социальной жизни на основе системного подхода и комплексного анализа.
     
    Вместе с тем, журнал рассчитан на самый широкий круг читателей, кому не безразличны судьбы отечественной и мировой культуры. Но наш главный адресат - работники культуры, для кого культура является сферой приложения профессиональных усилий (и теоретики и практики).
     
    «Обсерватория культуры» посвящена не отдельным областям и явлениям культуры, но целостному анализу мирового культурного процесса во всем многообразии срезов культурной жизни общества. Театр и музыка, изобразительное искусство и кино, литература и архитектура, культурное наследие, музеи и библиотеки, досуг и туризм - эти и многие другие грани сферы культуры подробно освещаются на страницах этого периодического издания.
     
    Элегантный, запоминающийся макет, хорошая печать, и что немаловажно - яркое, информационное содержание, многопрофильность тематики, доступность изложения позволяет комфортно и углубленно работать с изданием. Обращает на себя внимание удачная и хорошо продуманная структура журнала и систематизация содержащегося в нем материала, которая облегчит читателю восприятие и усвоение большого объема содержащейся в нем информации.
     
    Журнал состоит из девяти самостоятельных разделов: «Контекст», «Культурная реальность», «В пространстве искусства и культурной жизни», «Наследие», «Имена. Портреты», «Кафедра», «Orbis literrarum», «Связь времен», «Телескоп». Разделы журнала постоянны, рубрики внутри разделов - подвижны, поскольку одна из приоритетных задач издания - отражение как можно более широкой палитры явлений и процессов, происходящих в мировой культуре.
     
    «Обсерватория культуры» предлагает вниманию читателя статьи известных российских культурологов и искусствоведов, философов, историков и литературоведов, т.е. представителей самых различных областей гуманитарного знания, школ и направлений, что принципиально важно для изучения столь важного феномена, как культура. На страницах журнала научные статьи, посвященные актуальным вопросам культурного развития, соседствуют с публикациями о событиях в отечественной и мировой культуре. Аналитические обзоры и эссе, портреты и интервью, переводы, рефераты и многое другое готовят для журнала профессионалы своего дела - творческий коллектив обозревателей Информкультуры. Через журнальные публикации авторами отслеживаются процессы, протекающие в обществе и культуре в целом.
     
    В 2005 году в Национальной библиотеке им. С.Г. Чавайна Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола) состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция “Информационные ресурсы и услуги НИЦ Информкультуры РГБ на службе специалистов культуры”. Позволю себе процетировать высказывание Зиновьевой Галины Александровны (Заведующей сектором информации по культуре и искусству Ульяновской областной научной б-ки им. Ленина) о востребованности журнала среди пользователей, сотрудничающих с б-кой: «Журнал «Обсерватория культуры» становиться все более популярным. И дело здесь, мне кажется, в том, что публикуемые на страницах журнала материалы отражают не только актуальность тем, но и затрагивают тенденции развития культуры, образования, искусства. Знакомясь с какой-либо публикацией, думаешь, что тема очень узкая, но через определенное время именно она и становиться наиболее востребованной».
     
    Конечно, нам хотелось бы, чтобы на страницах журнала чаще высказывались практики - работники учреждений культуры, организаторы культурного процесса на местах, преподаватели вузов. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц и организаций и будем рады сотрудничеству.
     
    С 30 ноября 2006 года журнал «Обсерватория культуры» добавлен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и доктора наук», выпускаемых в Российской Федерации, утвержденном ВАК (Высшей аттестационной комиссией Минобразования России и Управления государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).
     
    Перечень введен в действие с 1 января 2007 года. Издание рекомендовано Экспертным советом по философии, социологии и культурологии.
     
    Издание распространяется по подписке через отделения почтовой связи по каталогам ОАО «Роспечать», «Газеты и журналы» (индекс 84628), «Издания органов НТИ» (индекс 64950). Периодичность 6 выпусков в год.
     
    Подписаться на журнал можно в редакции, выслав гарантийное письмо-заявку или оформить интерактивную заявку на сайте «Информкультура« через Прейскурант на Договор-подписки на издание как в печатной, так и в электронной форме.
     
    Два других издания Информкультуры отличаются в полиграфическом исполнении от журнала, но по информационному наполнению и востребованности, ничуть не уступают ему.
     
    Следующее издание предлагаемое Вашему вниманию - «Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация», предназначено в помощь специалистам, занимающимся сохранением культурного наследия.
     
    Информкультура с 1996 года совместно с Российским Комитетом Международного Совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС-ICOMOS, основанным в 1956 г.), а с 2000 г. и с участием Кафедры ЮНЕСКО (Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) по сохранению градостроительных и архитектурных памятников выпускает сборник «Материалы ИКОМОС».
     
    Издание информирует о работе национальных и региональных комитетов этой неправительственной международной организации, о деятельности кафедры ЮНЕСКО в России по сохранению градостроительных и архитектурных памятников; освещает научные, организационные и технические проблемы деятельности в этой сфере, включая опыт применения новейших консервационных и реставрационных технологий.
     
    В сборнике публикуются документы ИКОМОС, его специализированных комитетов, труды конгрессов и конференций ИКОМОС (напр. в архивном № 3/2005 были опубликованны материалы конференции, посвященные 40-летию ИКОМОС; № 1/2006 - статья Киселевой Т.Е., Фоменко С.Ю. была посвящена работе российских студентов-волонтеров во Франции; № 1/2007 - можно познакомиться с материалами Международного регионального семинара ЮНЕСКО «Сохранение и управление историческими центрами городов, включенных в Список всемирного наследия»). В этом же номере опубликована статья, посвященная выдающемуся ученому, общественному деятелю, к сожалению, по масштабу личности, безвременно потерянному для науки и культуры - Алексею Ильичу Комечу, доктору искусствоведения, директору Государственного института искусствознания, вице-президенту Российского Национального Комитета ИКОМОС.
     
    В следующем году издание изменит свое теперешнее название на следующее: «Охрана культурного наследия. Проблемы и решения (Материалы ИКОМОС)», периодичность останется прежней - 4 выпуска в год.
     
    Составителем и научным редактором данного сборника является Светлана Григорьевна Колесниченко, канд. технич. наук, вед. науч. сотр. НИЦ КИ.
     
    Издание распространяется по подписке через отделения почтовой связи по каталогу ОАО «Роспечать» - «Издания органов НТИ» (индекс 64935).
     
    Подписаться на сборник можно в редакции, выслав гарантийное письмо-заявку или оформить интерактивную заявку на сайте «Информкультура» через Прейскурант на Договор-подписки на издание как в печатной, так и в электронной форме.
     
    Хорошим информационным и наглядным дополнением к печатному изданию «Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация» является публикуемый на сайте «Информкультура» раздел, посвященный Объектам Всемирного наследия, на котором пользователь может найти обзорную информацию о российских и зарубежных культурных и природных объектах, включенных в Список Всемирного наследия, познакомиться со Списком объектов, находящихся под угрозой и получить др. информацию. Поиск и перевод исходных материалов с зарубежных сайтов-источников осуществляют научные сотрудники Информкультуры - Светлана Михайловна Дешина и Гаев Денис Геннадьевич.
     
    Наконец, познакомимся с информационным продуктом, который уже на протяжении восьми лет остается одним из востребованных печатных изданий Информкультуры, сумевшим достойно занять свою нишу в информационном потоке. Междисциплинарный дайджест «Библиотека в эпоху перемен: философско-культурологические и информационные аспекты», выходящий с 1999 г. (до 2001 г. подготавливался для узкого круга пользователей), посвящен проблемам библиотечного дела в контексте философии, культурологии, литературоведения, книговедения, издательского дела, языковедения, социологии, обще гуманитарной, глобалистики и других наук.
     
    Выпуски дайджеста включают как текстовые извлечения из публикаций в периодических и других отечественных изданиях перечисленных ранее тематик, так и материалы обзорного характера, подготовленные по зарубежным и российским публикациям. Отбор материалов для дайджеста производится также из изданий по вопросам политики, права и управления, из ряда российских литературно-художественных и международных журналов. Предпочтение отдается публикациям научного характера, отвечающим следующим критериям: значимость и актуальность затрагиваемой темы; новизна идей и предложений по решению той или иной проблемы; полнота отражения рассматриваемого вопроса и степень его возможного влияния на развитие библиотечного дела; компетентность и авторитетность автора публикации.
     
    Ежегодно три из четырех выпусков дайджеста являются тематическими. (например, в 2006 г. выпуски были посвящены следующим темам: «Ценностные ориентации общества», «Культурное наследие: музеи и библиотеки в современном социокультурном пространстве», «Миграция и социальное согласие. Библиотека в полиэтнокультурной среде».
     
    Издание распространяется по подписке через отделения почтовой связи по каталогу ОАО «Роспечать» - «Издания органов НТИ » (индекс 64936).
     
    Подписаться на дайджест можно в редакции, выслав гарантийное письмо-заявку или оформить интерактивную заявку на сайте «Информкультура» через Прейскурант на Договор подписки на издание как в печатной, так и в электронной форме. Периодичность 4 выпуска в год.
     
    Составителями печатного дайджеста «Библиотека в эпоху перемен» являются Ирина Петровна Смирнова (науч. редактор, зав. Сектором аналитической информации о библиотечном деле НИЦ КИ, Римма Феликсовна Перцовская (кандидат культурологии, ст. научный сотрудник НИЦ КИ), которые параллельно формируют электронное приложение к данному изданию под названием «Информационное общество и культура».
     
    Электронный дайджест не дублирует наполнение основного печатного издания и является одним из первых электронных изданий Информкультуры, создаваемых только для публикаций на сайте.
     
    Дайджест рассчитан, прежде всего, на исследователей библиотечного дела и информационной сферы культуры, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
     
    Выпуски включают текстовые извлечения из публикаций в периодических и других отечественных изданиях по следующим тематическим направлениям: Культура информационного общества: философско-теоретический и практический аспекты; Инновационные процессы в культуре и библиотечно-информационной сфере; Электронные библиотеки; Книга традиционная и электронная. Социологические исследования читательских интересов. Книга и Интернет; Информационная культура общества и личности; Библиотека. Образование. Интернет. Библиотека и сеть как трансляторы культурного наследия.
     
    В открытом доступе представлены архивные материалы дайджеста (начиная с 2001 г.). Периодичность текущих выпусков с 2006 года возросла с 12 до 14 выпусков в год.
     
    C 2004 года каждый из выпусков дайджеста является тематическим.
     
    На основе статистических данных, получаемых с сайта, за первый квартал 2007 года это электронное издание является одним из востребованных ресурсов Информкультуры.
     
    Все ранее продемонстрированные (перечисленные) издания в печатной форме имеют аналог в виде электронных копий. Поскольку формы представления электронных версий печатных изданий для публикации на сайте идентичны, то в качестве примера, мы рассмотрим одно из изданий.
     
    Электронные версии печатных изданий представлены в виде сводного перечня наименований, включая те, которые издавались до 2004 года. В свободном доступе содержания как текущих, так и архивных (начиная с 2000 года) выпусков с включением текстового фрагмента или аннотацией. Полные тексты статей (путем выборочного отбора) можно сохранить на компьютер, через сервисную интерактивную форму-корзину, расположенную перед наименованием той или иной статьи.
     
    Доступ к скачиванию информации осуществляется для зарегистрированных пользователей, являющихся абонентами Информкультуры.
     
    Информационные ресурсы в электронной форме не только более оперативны, но и, в общем случае, обходятся дешевле печатных!
     
    Мы старались как можно подробнее познакомить Вас со всем спектром наших информационных ресурсов и продуктов, чтобы Вы могли эффективно использовать их в практике своей работы. Надеемся, что они окажутся востребованными и полезными для Вас.  

    Распечатать страницу ...