Одним из основных направлений социологической деятельности в НБ РТ является совершенствование обслуживания через изучение пользователей как потребителей информации.
Очередная работа в данном направлении – социологическое исследование «Обслуживание пользователей Национальной библиотеки Татарстана документами по культуре и искусству», проведенное с целью совершенствования библиотечного и
информационного обслуживания пользователей документов по культуре и искусству в НБ РТ.
В исследовании были задействованы структурные подразделения, занимающиеся, преимущественно, обслуживанием пользователей НБ РТ документами данного направления: отделы искусств, татарской и краеведческой литературы, информационно-библиографический
отдел.
Объект исследования – пользователи документов по культуре и искусству.
Основной метод сбора первичной информации – анкетный опрос. Анкета составлена таким образом, чтобы в
результате опроса была получена информация, достаточная для решения поставленных в исследовании задач. При ее разработке преследовалась цель скрытой рекламы, когда из вопросов анкеты пользователь имел возможность
получить информацию о всем объеме предоставляемых библиотекой услуг. В общей сложности в исследовании приняли участие 259 респондентов.
Подавляющее большинство пользователей документов изучаемого направления – женщины. Вновь подтверждается достаточно высокий образовательный уровень пользователей НБ РТ и среди участников данного исследования 73,7% - это люди с высшим и незаконченным высшим образованием. На
фоне сказанного не явилось неожиданностью и преобладание среди респондентов группы студентов: 62,5% от общего числа участников исследования. Следующая по численности группа потребителей информации данного направления – педагоги
(15,4% от числа всех опрошенных).
Еще одна достаточно заметная группа пользователей документов по культуре и искусству – творческие
работники, которые составили 6,2% от общего числа опрошенных. Научные работники, составившие 5,8% от общего числа респондентов, они предпочитают посещать службу информации по культуре и искусству информационно -
библиографического отдела и отдел татарской и краеведческой литературы.
Среди потребителей документов изучаемого направления есть также культпросветработники и библиотекари, составившие по 2,7% от общего числа респондентов. Небольшой процент
обратившихся в библиотеку за документами по культуре и искусству составили специалисты управленческих структур культуры и искусства (1,9%) и все они – пользователи службы информации по культуре и искусству информационно -
библиографического отдела. Следует отметить, что среди потребителей документов по культуре и искусству процент постоянных пользователей намного выше, чем в
среднем по библиотеке. В качестве примере можно провести группу специалистов управленческих структур культуры и искусства, в которой 80% обратившихся в библиотеку респондентов посещают ее более 10 лет.
Основной целью обращения в Национальную библиотеку 78,8% опрошенных назвали учебную деятельность. 22% респондентов обращаются к нам из-за необходимости в работе.
Выявлен достаточно большой круг тех, кто проводит в библиотеке досуг.
Исследование подтверждает важность информационной функции библиотеки. Около половины опрошенных (49,4%)
отметили, что чаще всего они обращаются в библиотеку для того, чтобы получить информацию (аналитическую, фактографическую, справочно-библиографическую,
статистическую и т.д.) В службе информации по культуре и искусству такие запросы преобладают у 60% респондентов, опрошенных в отделе, в отделе искусств – у 50,5% респондентов и в отделе татарской и краеведческой литературы – у 42% респондентов.
Много обращений в библиотеку по тематическим запросам: это 47,5% от общего числа респондентов, гораздо меньше обращений по поиску конкретного документа.
Пользователи документов по культуре и искусству в НБ РТ проявляют наибольший интерес к следующим видам
документов (в порядке убывания):
Первичные документы:
1. Книги – 81,9%;
2. Грамзаписи – 32%;
3. Нотные издания – 26,3%;
4. Методические издания – 24,3 %;
5. Аудиокассеты – 14,7%;
6. Изоиздания – 13,1%;
7-8. Видеокассеты, малотиражные издания (информационные и
методические письма, сборники по итогам совещаний, семинаров, круглых столов и т.д.) – 11,6%;
9. Неопубликованные документы (сценарии, описания массовых
мероприятий и т.д.) – 10%;
10. Нормативно-правовые, законодательные акты – 9,3%;
11. Диапозитивы – 0,8%.
Вторичные документы:
1. Библиографические издания – 38,6%;
2. Справочные издания – 37,8%;
3. Реферативные издания – 32%;
4. Базы данных – 9,3%.
Как видно из этих цифр, предпочтение отдается традиционным видам документов и, в первую очередь, книгам
(81,9%). Можно предположить, что библиотека в сознании большинства людей по-прежнему ассоциируется, прежде всего, с книжным фондом, несмотря на растущий поток документов на нетрадиционных носителях и бурное развитие новых
информационных технологий. Такие распространенные в последние годы документы, как базы данных, занимает в этом списке далеко не первые позиции и, на первый взгляд, не очень востребованы.
Есть некоторые особенности в предпочтениях пользователей различных структурных подразделений библиотеки.
Естественно, что наибольший процент пользователей таких видов документов, как нотные издания, изоиздания, грамзаписи, аудиокассеты, наблюдается в отделе искусств. Также пользователи этого отдела проявляют большой интерес к лазерным дискам при очень слабо выраженном интересе к ним у респондентов, опрошенных в других отделах.
В тоже время интерес к различным базам данных, справочным изданиям, нормативно-правовым и законодательным актам, неопубликованным документам и малотиражным изданиям
заметно преобладает у пользователей службы информации по культуре и искусству информационно-библиографического отдела.
Приведенные ниже цифры демонстрируют то, в какой форме респонденты хотели бы получать информацию по интересующей их теме:
1. Сами материалы (публикации, книги, статьи, документы) –
78%;
2. Библиографические базы данных (библиографические
описания с небольшой аннотацией на издание) – 29,3%;
3-4. Полнотекстовые базы данных, рефераты (краткое проблемное изложение материалов) – по 24,7%;
5. Мультимедийные CD-ROMы – 18,9%;
6. Тематические обзоры – 15,4%;
7. Аннотированные тематические списки – 11,6%;
8. Фактографические справки – 10,8%;
9. Фактографические базы данных – 6,2%.
Оказалось, что возникшее ранее ощущение невостребованности документов на нетрадиционных носителях не вполне
соответствует действительности. С одной стороны, лишь 9,3% опрошенных отметили различные базы данных как интересующий их вид документов. В то же время выявлен достаточно большой контингент желающих получать интересующую их информацию именно на электронных носителях.
Интересно также, что больше интересовались CD-ROMами пользователи отдела искусств, а наибольший процент желающих получать в таком виде информацию, зафиксирован в службе информации по культуре и искусству.
Исходя из всего этого можно предположить, что процесс распространения новых информационных технологий
характерен и для нашей библиотеки, хотя это, возможно, еще не вполне осознается самими потребителями информации, что и приводит к некоторому несоответствию между традиционным интересом к определенным видам документов и желанием получать необходимую информацию посредством этих видов документов. В любом случае очевидно, что удовлетворение
информационных потребностей сегодняшнего и завтрашнего пользователя библиотеки связано с развитием новых
информационных технологий.
Исследование выявило достаточно широкий круг интересов пользователей в области культуры и искусства, хотя и не
все респонденты назвали интересующие их темы. При этом следует отметить преобладание делового чтения, когда интересы данной группы пользователей продиктованы, прежде всего, учебной и производственной деятельностью. Наиболее
многочисленную группу составляют любители музыки, что обусловлено большим процентом пользователей – студентов консерватории и музыкального училища – 27,4% от числа всех опрошенных. В основном это участники исследования из отдела искусств (42,4% от числа опрошенных в отделе). В отделе татарской и краеведческой литературы музыкой интересуются 19% опрошенных там пользователей,
а в службе информации по культуре и искусству – 16,7% опрошенных.
Следующая по численности группа – это любители изобразительного искусства: 15,4% от числа всех опрошенных. Еще одна достаточно большая группа респондентов имеет интерес в области культуры и искусства краеведческого характера (12,7% от общего числа опрошенных).
Театр как сферу своих информационных запросов отметили 6,2% от общего количества опрошенных участников исследования. По 5% респондентов от общего числа опрошенных отметили свой интерес к архитектуре и к истории мировой художественной культуры. Интерес к мировой художественной культуре более выражен у пользователей, опрошенных в службе информации по культуре и искусству
(8,3% от числа респондентов отдела) и в отделе искусств (6%). В отделе татарской и краеведческой литературы к данной теме обратились 2% опрошенных здесь пользователей. Можно сказать, что интерес к мировой художественной культуре в целом сочетается с интересом к отдельным эпохам и странам. Интерес к искусству кино, скульптуре, хореографии, декоративно-прикладному искусству,
художественной фотографии и цирку высказывали от 0,4% до 4,6% респондентов.
Подытожив обзор информационных запросов пользователей документов по культуре и искусству, можно представить
следующую таблицу:
№ п/п |
Интересующая тема |
Абсолютные цифры |
% (относительно к общему числу респондентов) |
1 |
Музыка |
71 |
27,4% |
2 |
Изобразительное искусство |
40 |
15,4% |
3 |
Культура и искусство Татарстана |
33 |
12,7% |
4 |
Театр |
16 |
6,2% |
5-6 |
Архитектура, история культуры и искусства |
по 13 |
5% |
7 |
Киноискусство |
12 |
4,6% |
8-10 |
Скульптура, хореография, балет,
декоративно-прикладное ис-во |
по 5 |
1,9% |
11 |
Художественная фотография |
3 |
1,2% |
12 |
прочее |
по 1 |
0,4% |
№ п/п |
Интересующая тема |
Абсолютные цифры |
% (относительно к общему числу респондентов) |
1 |
Отдел искусств |
165 |
63,7% |
2 |
Отдел татарской и краеведческой литературы |
158 |
61% |
3 |
Информационно-библиографический отдел |
110 |
42,5% |
4 |
Отдел обслуживания |
106 |
40,9% |
5 |
Отдел периодических изданий |
79 |
30,5% |
6 |
Отдел абонементов |
51 |
19,7% |
7 |
Отдел литературы на иностранных языках |
41 |
15,8% |
8 |
Отдел редких книг и рукописей |
25 |
9,7% |
9 |
Зал выставок |
17 |
6,6% |
10 |
Научно-методический отдел |
16 |
6,2% |
11 |
Отдел патентов |
4 |
1,5% |
№ п/п |
Источники информации по культуре и искусству |
Число респондентов, информированных об этих
источниках |
1 |
Календарь знаменательных и памятных дат |
29,7% |
2 |
Биобиблиографические издания |
29,3% |
3 |
Тематические подборки статей |
21,2% |
4 |
Издания Информкультуры |
18,9% |
5-6 |
Электронная картотека статей по культуре и
искусству; Электронная картотека статей о Татарстане |
по 17,4% |
7-8 |
Дайджест прессы о Татарстане; Библиотечный вестник |
по 13,9% |
9 |
Тематические подборки сценариев |
13,1% |
10 |
Автоматизированные базы данных
Информкуль–туры |
10,4% |
11 |
Электронная картотека сценарного материала |
6,9% |
12 |
CD-ROMы по культуре и искусству |
5,8% |
13 |
Фактографическая база данных «Кто есть кто
в культурной политике Татарстана» |
5,4% |
14 |
Нет ответа |
39,8% |