В 2004 году начал выходить в свет новый культурологический журнал «Обсерватория культуры». Его учредителем стала
Российская государственная библиотека. Готовит журнал творческий коллектив Научно-информационного центра по культуре и искусству, уже более 30 лет действующего в составе Библиотеки и скорее знакомого специалистам различных сфер гуманитарного знания под названием Информкультура.
Сам термин «обсерватория» в обиходе неспециалистов
по-прежнему ассоциируется с астрономией, в то время как в мире он уже более десятилетия обозначает систему наблюдений за постоянно протекающими изменчивыми процессами в обществе, и в первую очередь – в культуре. Недавно свое
десятилетие отпраздновала «Европейская аудиовизуальная
обсерватория» в Страсбурге, анализирующая ситуацию в области кино, телевидения, видео- и мультимедиа в Европе и за ее пределами. Западные культурные обсерватории издают, как правило, по несколько журналов и ежегодников, рассчитанных на специалистов и в то же время общедоступных.
Так что в этом контексте появление такого журнала как «Обсерватория культуры», безусловно, соответствует духу времени.
Представляемый издательский проект знаменует качественно иной этап в деятельности Информкультуры. Он родился из недр периодических научно-информационных изданий НИЦ
Информкультура, известных в узких кругах специалистов. В течение всего периода существования Информкультуры в этом отделе библиотеки осуществлялась кропотливая работа по изучению и обобщению мировых и отечественных
культурных процессов и новейших явлений художественной жизни. В отличие от ранее издававшихся здесь сборников новый журнал открыт любому читателю: и тому, кто профессионально занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, и тому, кого просто интересует жизнь культуры и искусства в современном мире. В новом издании Информкультура
одной из приоритетных своих задач ставит сохранение традиционно присущей нашим изданиям строгости и достоверности данных о развитии ключевых областей
культуры, всех видов искусства, творческой деятельности, а также читательской, слушательской и зрительской активности.
«Обсерватория культуры» – это пока единственный в России специальный журнал, посвященный не какой-либо одной области культуры, но культурному процессу во всем его
многообразии, всем срезам культурной жизни общества. Театр и музыка, изобразительное искусство, кино и телевидение, литература и архитектура, культурное наследие, музеи, библиотеки, культурный досуг и туризм, образование
в области культуры и искусства – все эти сферы находят свое место на страницах журнала, создавая, тем самым, целостное информационное поле культуры.
Подобная идеология журнала находит отражение и в его структуре. Она представляет собой восемь самостоятельных разделов (Контекст, Культурная реальность, В пространстве искусства и культурной жизни, Наследие, Имена. Портреты, Кафедра, Orbis litterarum, Связь времен) и один «сквозной» – Телескоп. В них последовательно раскрываются и освещаются как научно-культурологическая проблематика, так и культурно-исторические и социокультурные
аспекты художественной жизни России, а также дальнего и ближнего зарубежья.
Вместе с тем, если разделы журнала – это его некая константа, то рубрики внутри разделов зачастую имеют подвижный характер, поскольку одной из приоритетных
задач журнала является отражение культуры и художественных процессов в меняющемся и нередко таком противоречивом мире. В связи с этим особое внимание уделяется материалам, посвященным важнейшим современным событиям и явлениям в различных сферах искусства: театральным и музыкальным
фестивалям, фото и художественным выставкам и салонам, юбилейным и знаменательным датам, различным новациям в сфере художественного творчества и многому другому.
Нетрудно представить, что тематический диапазон журнальных публикаций необычайно широк. Здесь и обзоры, посвященные функциональной музыке как явлению современной
культуры и проблемам современной культуры Белорусси,
судьбам коллекции С.И.Щукина и вопросам этнокультурного туризма, казахскому кинематографу и хорватскому художественному авангарду, возрождению театра «Ла Фениче» и русскому искусству на мировом антикварном рынке, оперному театру на постсоветском пространстве и параду музеев на «Золотой карте России», парадоксам театрального фестиваля
NЕТ и знаменитому коллекционеру отечественного
искусства Костаки, состоянию российского
кинопроката и культуре Сингапура и многому, многому другому. Практически сквозным в журнале стало освещение таких тем как глобализация и культура, а также различных аспектов массовой культуры в современном обществе.
Формы воплощения подобной тематики могут быть самыми разнообразными. Научные статьи и аналитические обзоры соседствуют здесь с эссе и портретными зарисовками, с
рецензиями и книжным обозрением. Большое значение в журнале придается живому слову ведущих деятелей культуры и искусства. А потому, как правило, в каждом номере журнала публикуются интервью с известными учеными, художниками, галеристами, режиссерами, артистами.
Редакция журнала надеется, что доступность изложения и учет интересов широкой аудитории поможет понять специфику и характер современных социокультурных
процессов самим их непосредственным участникам, которые обычно скрываются под социологическим термином «население». Считая просветительство одним из приоритетных аспектов в общей научной концепции журнала, его редакция, тем
самым, еще раз подтверждает, свое «кровное родство» с Российской государственной библиотекой – этой, если так можно сказать, просветительской Меккой России. Сегодня, когда о просвещении принято говорить с иронией и даже
пренебрежением, слияние двух классических форм просвещения становится важным вкладом в российскую просветительскую традицию.
Среди авторов журнала – известные культурологи и искусствоведы, философы, историки, литературоведы, иными словами – представители самых различных областей
гуманитарного знания, школ и направлений.
В редакционный совет журнала, возглавляемый генеральным директором РГБ Виктором Федоровым, входят такие ведущие российские ученые как: Г. Стернин, Б. Любимов, Е. Дуков,
Г. Зверева, К. Разлогов, А. Флиер и другие. Редакция журнала работает в тесном сотрудничестве с Министерством
культуры и массовых коммуникаций РФ, а также со многими ведущими научными институтами и организациями отрасли. Главный редактор журнала – Тамара Ильинична Лаптева, заведующая НИЦ Информкультура.
Журнал начал издаваться в 2004 году как ежеквартальный. С 2005 года выходит 6 номеров в год. Издание распространяется
по подписке через отделение почтовой связи по каталогам ОАО «Роспечать»: «Газеты и журналы» (индекс 84628) и «Издания органов НТИ» (индекс 64950).