Е.С. Бутакова. Информационные ресурсы и услуги Росинформкультуры в научно-исследовательском процессе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И УСЛУГИ РОСИНФОРМКУЛЬТУРЫ
В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ
Е.С. Бутакова - библиограф Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна, соискатель ученой степени

Научное исследование, как сообщает «Новый энциклопедический словарь», – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, доказательностью, точностью. В современных условиях постоянно и неуклонно возрастает роль научно-исследовательской деятельности, осуществляющейся в рамках системы высшей школы. Т. к. в аспекте подготовки в вузовской и послевузовской сфере высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям 21 века кадров, невозможно без активной и целенаправленной интеграции науки и учебного процесса. Научно-исследовательская деятельность - это постоянный и неизбежный процесс, который происходит во благо науке. Среди потребителей научных знаний, социально значимой и наиболее нуждающейся в информации, является группа студентов, аспирантов, ученых. Цель научной деятельности открытие новых законов, закономерностей, добыча новых фактов, новой информации, анализ, синтез, классификация уже имеющихся знаний, а также выработка рекомендаций по использованию достижений науки в человеческой практике. Это вид продуктивной деятельности. Основная оценка научной деятельности – это новизна результатов. Новые результаты можно получить путем переработки (преобразования) уже имеющейся информации. В этом случае используется документально-фиксированная информация. Невозможно провести научное исследование, основываясь только на устных рассказах, слухах, не записывая их и не обращаясь к книгам, журналам, рукописям. Этот путь добычи новой научной информации характерен для социально-общественных и гуманитарных наук. На информационные процессы (поиск и переработка информации) исследователи (в данном случае – студенты, аспиранты, ученые) тратят от 5 до 40% рабочего времени. Очень важными профессиональными характеристиками исследователей является информационная активность и информационная продуктивность.
 
Информационная активность – это одна из важнейших составляющих творческую активность ученого. Это – участие ученого в поиске информации. Чем выше информационная активность, тем выше его информированность. Время, которое затрачивают ученые на поиск и переработку информации зависит от объема его объективно возникающих информационных потребностей, от его уже имеющейся информированности в области разрабатываемых проблем, от физического объема информации, подлежащей переработке, а также от возможностей информационной службы найти или подготовить для ученого информацию, которая хранится в фондах данного или другого учреждения. Непременным условием высокой творческой (научной) продуктивности ученого является его информационная продуктивность. Информационная продуктивность связана с объемом информации, потребляемой ученым за определенный отрезок времени. Для того чтобы создать новую информацию, ученому необходимо познание всего, что было создано или изучено раньше. Информационная продуктивность в значительной степени определяет научную продуктивность ученого.
 
Научная продуктивность – создание ученым новой (полезной) информации. Новая информация, полученная исследователем, вводится в научный оборот через публикации статей, монографий, издание научных сборников или с помощью электронных журналов. Таким образом, с точки зрения информационного подхода, деятельность ученого (исследователей) – это поиск, переработка имеющейся информации и создание новой (полезной) информации.
 
К сожалению, на сегодняшний день доступ ученых и не только, к информации различен, поэтому в употребление бытовое и научное стали вхожи такие понятия как: информационное неравенство, цифровое неравенство или информационная бедность. Единой терминологии здесь пока не сложилось, поэтому при обсуждении данной проблемы используют различные термины: «цифровое неравенство» (digital divide), «электронное неравенство», «цифровое расслоение общества». Ученым, которые занимаются такими вопросами, наиболее подходящим является термин «информационное неравенство»: так как данную проблему характеризуют не столько инструментально-технические, сколько, социально-экономические, лингвистические и культурологические аспекты, т.е. речь идет о необходимости формирования новой информационной культуры общества.
 
Анализ основных тенденций развития информатизации общества показывает, что этот процесс создает не только новые возможности, но и новые проблемы, одна из которых – информационное неравенство. Суть этой проблемы состоит в том, что возникающая в ходе информатизации новая информационная среда оказывается в различной степени доступной как разным людям и организациям, так и различным регионам и странам мирового общества в целом. При этом те, кто способен эффективно использовать возможности новой информационной среды для своего развития, получают существенные преимущества перед теми, кто этого сделать не может. В результате последние вытесняются на обочину современного процесса развития цивилизации.
 
По мнению профессора К. Колина, можно выделить следующие проблемы в структуре информационного неравенства:
 
1. Личностно-социальный, связанный с социальной адаптацией человека к новой, быстро меняющейся информационной среде. Именно здесь возникает новая форма социального неравенства – неравенство информационное. От части, остроту этой проблемы может снизить ориентированная на перспективу система образования, способная предоставить всем членам общества возможность получать необходимые знания и умения, позволяющие правильно ориентироваться в новом информационном пространстве, эффективно его использовать.
 
2. Социально-экономический, обусловленный национальной политикой страны в области развития информационной среды, создания информационной инфраструктуры, в том числе информационного законодательства, средства и методов доступа к информационным ресурсам и информационным коммуникациям, развитие и практическое применение информационных технологий.
 
3. Аспект геополитический, связанный с неравномерностью развития самого процесса информатизации в разных странах и регионах мира, что обусловлено не только научно-техническими и экономическими различиями потенциалов этих стран, но и различиями образовательными. Информационное неравенство, кроме всего прочего, усиливает и социальное расслоение общества, а потому несет угрозу его стабильности. А социальное неравенство нередко становится первопричиной многих социальных и международных конфликтов.
 
На сегодняшний день предлагаются уже основные тенденции развития будущего информационного общества:
 
- Повышение роли информационного сектора как в сфере услуг, так и в народном хозяйстве в целом.
 
- Интеграция телекоммуникационных и информационных структур приведет к появлению новых отраслей экономики, новых продуктов и услуг, удовлетворению новых потребностей (внедрение методов обучения на расстоянии, которые тоже основаны на интеграции телекоммуникационных и информационных услуг, позволит повысить уровень образования в целом и реализовать принцип непрерывного образования. Другое направление информационных услуг приведет к улучшению, как предполагается, системы здравоохранения на основе расширения доступности профилактической медицинской информации и регулярных консультаций с врачом – теледиагноз, телеконсилиумы. Предоставление посредством телекоммуникаций информации музеев, библиотек, других хранилищ культурных ценностей жителям удаленных регионов приведет к повышению культурного уровня населения.
 
- Изменение структуры распределения времени между рабочим временем и досугом на основе появления новой формы занятости – «теле-работы». Особенно это важно для людей с физическими недостатками, для жителей удаленных регионов с низким уровнем занятости. Такая тенденция приведет к изменению культуры работы и культуры быта.
 
- Появление новой политической культуры с более полной реализацией принципов свободы слова через электронные средства массовой информации. Однако при этом возникает проблема определения границ цензуры. Будут сняты ограничения для политической активности граждан на основе получения доступа к государственным нормативно-правовым документам и расширения возможности изъявления своей точки зрения через средства телекоммуникаций.
 
- Появление новой информационной культуры, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее, обрабатывать, хранить и передавать.
 
Информационная культура связана с социально-интеллектуальными способностями человека и его техническими навыками. К первым относятся умение извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций: владение основами аналитической переработки информации. Возникают многие сложные проблемы, связанные не только с необходимостью технического оснащения библиотек, но и с ориентацией в мировых информационных ресурсах. Информационные потребности в справочно-библиографическом обслуживании возникают эпизодически в силу действия физических, экономических и информационных барьеров, когда пользователи библиотечных услуг не имеют возможности либо не умеют самостоятельно их удовлетворить. Иногда возникает вопрос оперативности доступа к текущим журналам в электронном и печатном виде. Этот интерес связан с тем, что в ряде случаев удовлетворение читательского спроса требует комбинированной подписки на печатные и электронные версии журналов. При этом необходима уверенность, что электронный доступ эффективнее обслуживания печатным изданием. Для выбора источника информации в электронном виде необходимо иметь инструмент, позволяющий осуществлять сравнительный анализ баз данных по таким параметрам, как количественный и качественный состав баз данных, глубина доступа к журналам, оперативность предоставления доступа и т.д.
 
Чем более образован человек в информационном обществе, чем полнее и целенаправленнее он обеспечивает себя информацией, тем адекватнее будет формируемый им образ мира, и тем лучше он сможет вписаться в окружающий мир. Это позволит ему максимально полно раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовать уникальные природные задатки. Наиболее дешевый и демократический путь к расширению числа пользователей Интернетом связан с созданием Сети в библиотеке, на почте, Интернет-кафе. Он привлекателен с социальной точки зрения, так как предоставляет возможность малоимущим слоям населения овладеть информационно-компьютерными технологиями. Информатизация общества – это не только экономические и социальные сдвиги, но и новый образ жизни, новые требования к человеку, живущему в этом обществе. Традиционная ориентация на обучение основам компьютерной грамотности недостаточно, в то время как все более актуальными становятся социально-экономические, культурологические и цивилизационный аспекты глобальной информационной революции. Таким образом, промедление в соответствующей информационной ориентации российского общества просто недопустимо. Следовательно, современная информационная революция, по меньшей мере, в обозримом будущем, не развязывает узел информационных проблем, стоящих перед отсталыми в экономическом плане государствами. Более того, она их консервирует и даже в ряде отношений усиливает. Информационное неравенство носит универсальный характер, касается всех людей стран мира; было в прошлом, существует сейчас и абсолютно не теряет почвы для бытия в будущем; оно существует повсеместно и не может быть устранено. Реальная возможность только одна: уменьшить его до практически приемлемых величин, а точнее, не допустить, чтобы информационное неравенство негативно сказалось на устойчивости как глобальных, так и региональных общественных структур.
 
Говоря об информационном неравенстве или информационной бедности, с ними приходилось сталкиваться и мне. На протяжении пяти лет обучения в университете, приходилось сталкиваться с некоторыми проблемами, связанными с поиском необходимой информации. При написании курсовых работ и диплома случайно были обнаружены ранее неизвестные мне издания Информкультуры РГБ, неизвестные информационные ресурсы, т.е. отдельные документы и отдельные массивы документов (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»). При написании работ по дисциплинам «Библиотековедение», «Библиотечное обслуживание», диплом по дисциплине «Библиотечный фонд» поиск происходил по таким изданиям, как: библиографическому указателю «Библиотечное дело и библиография», научно-информационным сборникам - «Мир библиотек сегодня», «Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения», «Наука о культуре. Итоги и перспективы», незаменимому дайджесту «Библиотека в эпоху перемен»», по дисциплине «Библиотечное право» - указатель «Музейное дело и охрана памятников». Без этих изданий, возможно, не были бы написаны все мои университетские и постуниверситетские работы, в этих изданиях всегда можно было обнаружить что-то абсолютно новое, не только для себя, но и для преподавателей. Нам рассказывали об этих изданиях, но это происходило уже на старших курсах, и, к сожалению, на них не акцентировалось внимание, а ведь на сегодняшний день существуют и электронные версии таких изданий. В настоящий момент, обращаясь к преподавателям, хотелось бы выразить желание, чтобы такие издания пропагандировались, т.к. они упрощают поиск информации, которая подчас очень необходима.
 

Литература

1. Аймалетдинов Т.А. «Высокие технологии» и проблемы информационного неравенства / Т.А. Аймалетдинов // Социол. исслед. – 2003. - № 8. – С. 121 - 126.
2. Берестова, Т.Ф. Информационные потребности : учеб. пособие / Т.Ф. Берества ; Челябинский государственный ун - т искусства и культуры. – Челябинск, 2000. – С. 38 - 46.
3. Еляков А.Д. Информационный тип социального неравенства / А.Д. Еляков // Социол. исслед. – 2004. - № 8. – С. 95 - 101.
4. Фортов В. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства / В. Фортов // Alma Mater: Вестник высшей шк. – 2001. - № 1. – С. 3 - 6.
5. Колин, К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство / К.К. Колин // Alma Mater: Вестник высшей шк. – 2000. - № 6. – С. 27 - 30.  

Распечатать страницу ...