Л.Н. Тихонова. Инновационная деятельность библиотек как фактор формирования инновационной культуры

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.Н. Тихонова - Ученый секретарь Российской государственной библиотеки

Инновация - новый результат интеллектуальной деятельности, который отличается от предыдущих по ряду параметров. Основное отличие состоит в том, что инновация понимается как принципиально новая реализованная идея, получившая воплощение в новом продукте, в новой технологии или в новом подходе к различному роду услуг, в т.ч. социального плана. Второе отличительное свойство инновации заключается в том, что инновация должна обеспечивать повышение эффективности (социальной, экономической и др.), наконец, инновация должна служить стимулом и быть предпосылкой рождения следующей инновации.
 
Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на внедрение инноваций, (формирование идеи, ее внедрение и воспроизводство новых идей).
 
Инновационная культура – основа формирования информационного, инновационного общества. Инновационная культура социума строится из инновационной культуры индивидуумов. Инновационная культура понимается, как способность индивида осознавать потребность в инновационном решении проблем, восприимчивость к новому, готовность к рискам, и самое главное - готовность к реализации, практическому внедрению идеи, в ряде случаев – ее коммерциализации.
 
Перед библиотеками с особой остротой стоит задача способствовать, наряду с другими социальными институтами, формированию инновационной культуры общества.
 
Почему именно сейчас вопрос так актуален? Во всем мире происходят глубинные изменения, связанные с трансформацией общества, вступившего на путь постиндустриального развития. Приоритет информации и знаний в условиях современного социального развития основывается, по мнению ведущих ученых, на культуре, и, в первую очередь, на информационной и инновационной культуре.
 
Мировое библиотечное сообщество на сегодняшний день ориентировано в первую очередь на человека. Иными словами вся библиотечная деятельность в своей совокупности должна быть направлена на то, чтобы способствовать формированию личности, способной к активному существованию в информационном обществе, обществе знаний.
 
Если в течение длительного времени библиотеки ставили перед собой в качестве основной задачи – освоение электронных технологий, интеграцию в мировые информационные сети, то сейчас все это уходит на второй план. Задача несколько изменилась. Речь идет о том, чтобы дать пользователю знания о различных, имеющихся в доступе источниках информации, помочь ему идентифицировать те источники, которые имеют непосредственное отношение к цели его запроса, привить навыки и умения, необходимые для навигации в них, а также дать знания, нужные для извлечения из этих источников данных, релевантных запросу. (Например, новая миссия Британской библиотеки сформулирована следующим образом: «Помогать людям приумножить знания с тем, чтобы обогатить их жизнь». Библиотека определила себя как «мир знаний»).
 
Поскольку библиотеки содержат лишь только малую часть необходимой информации, остальная рассыпана в информационном пространстве, то библиотекам предстоит научить пользователя ориентироваться в этом пространстве, т.е. приобщить его к основам информационной культуры.
 
Мало обеспечить пользователю получение необходимых знаний, важно способствовать тому, чтобы эти знания использовались. Для этого существенно предоставлять пользователю информацию об условиях, благоприятных для использования полученных знаний и инновационных идей. (Это могут быть сведения статистического, экономического, социо-культурного, демографического, правового характера).
 
Человек, обладающий знаниями, формируется как личность, как активный гражданин. Он способен принести социальную, экономическую, интеллектуальную пользу обществу.
 

Формирование информационной и инновационной культуры

Условия осуществления работы в этом направлении:
 
Идея партнерства библиотек является определяющей в деятельности зарубежных библиотек сегодня.
 
- Библиотеки, являясь неразрывной составной частью культуры должны самым теснейшим образом взаимодействовать с другими учреждениями культуры: музеями, архивами, рекреационными учреждениями.
 
- Непременное взаимодействие с учреждениями системы образования. При партнерстве библиотек с образовательными учреждениями создается оптимальная возможность распространения знаний среди того контингента пользователей, который определяет будущее общества.
 
- Взаимодействие с наукой – прежде всего информационное и библиотечное обеспечение конкретных научных проектов, связанных в первую очередь с экологическими знаниями, социологией, экономикой, правовой сферой, совместное издание книг, периодических изданий.
 
- Взаимодействие с бизнесом, привлечение внимания коммерческих структур к проблемам культуры, побуждение интереса к культуре как инвестиционной сфере.
 
Направления библиотечной деятельности, ориентированной на формирование инновационной культуры:
 
- Обеспечение обучения в течение всей жизни
 
- Устранение информационной и инновационной неграмотности
 
- Преодоление информационного неравенства, т.е. предоставление благоприятных условий тем категориям пользователей, которые лишены доступа к коммуникационным сетям, удаленным источникам информации
 
- Обеспечение приоритетного обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями
 
- Контроль над объемом и качеством предоставляемой информации: т.е. предоставление пользователю именно той информации и в том объеме, которые ему необходимы, а также информации, побуждающей к дальнейшей работе
 
- Выполнение ведущей роли в формировании демократического информационного, поликультурного общества
 
Способы достижения цели по формированию инновационной культуры
 
- Необходимо сосредоточить внимание на библиотечной и информационной логистике, т.е. уметь таким образом выстроить алгоритм деятельности библиотеки, чтобы безошибочно можно было высветить приоритетные проблемы, определить оптимальные способы их решения.
 
Схематично библиотечную логистику можно представить следующим образом: библиотека должна обеспечивать пользователя нужной информацией, в нужной форме, в нужное время, при минимальных затратах человеческого труда и при приемлемой стоимости.
 
Это, казалось бы, тривиальная формула, но на самом деле она стимулирует поиск оптимальных путей модернизации современной библиотеки. Обращение к библиотечной логистике позволяет выстроить стратегию развития библиотеки на определенный период времени с жестким стратегическим планом, поможет получить ответ на вопрос как достичь, прямо или косвенно, эффективности, (социально, образовательной, научной, экономической) ожидаемой от реализации конкретной идеи.
 
- Библиотеки должны ориентироваться на самую широкую аудиторию при модернизации системы библиотечно-информационного обслуживания, раскрытия фондов. Стратегический контент развития и модернизации библиотек должен быть сопряжен с постоянным изучением изменений и тенденций в запросах всех категорий пользователей. Это позволит определиться со стратегическими приоритетами и их своевременной корректировкой.
 
- Библиотеки должны участвовать в системе управления знаниями. Если библиотеки активно не вторгнуться в корпоративные системы управления знаниями, то они упустят свой шанс. Библиотеки структурируют информацию, обеспечивают навигацию, проводят экспертизу (т.е. вычленяют наиболее значимую для пользователей информацию), создают организационные порталы. Иными словами библиотеки должны стать миром знаний, но тех знаний, которые побуждают к формированию новых знаний и идей.
 
- Образовательные и просветительские проекты, выполняемые совместно с учреждениями системы образования и науки должны занять значимое место в библиотечной деятельности. Проекты могут быть связаны с созданием «баз знаний», обучающих программ, подготовкой изданий, публикаций, которые раскрывают фонды, вводят в научный оборот те или иные источники, знакомят научную, а также широкую аудиторию с актуальными проблемами и тенденциями развития культуры и науки.
 
В этой связи уместно отметить, что проекты Информкультуры именно такого свойства. Информационная продукция Информкультуры – значительный вклад в направление формирования информационной и инновационной культуры населения.
 
В принципе все изложенное хорошо знакомо библиотечным работникам, но новые обстоятельства заставляют по-новому осмысливать задачи, стоящие перед библиотеками. Если ранее предоставление информации было дозировано (если не сказать – строго ограничено), то сейчас перед пользователем стоит выбор, какой информации отдать предпочтение, где и как ее комфортнее получать. Исходя из этого посыла, учитывая имеющую место конкуренцию с электронными библиотеками, традиционные библиотеки должны строить информационную деятельность таким образом, чтобы помочь человеку сделать свой выбор, адекватность которого напрямую зависит от инновационной и информационной культуры.
 
Таким образом, круг замкнулся: библиотеки способствуют формированию информационной и инновационной культуры. Ее общий уровень определяет выбор той информации и знания, которые нужны для инновационного развития, гражданской самоидентификации индивида. Это одна сторона проблемы, другая заключается в том, что библиотеки, только встав на инновационный путь, могут претендовать на статус репозитария и информационной структуры, наиболее привлекательной для пользователя.
 
Информационная деятельность библиотек должна определяться таким фактором как культурное многообразие и гарантии устойчивого развития.
 
ЮНЕСКО принял 2 очень важных конвенции. Одна из них: «Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм художественного самовыражения». В который подчеркивается, что «культурное разнообразие создает богатый и многообразный мир, который расширяет диапазон выбора и обеспечивает питательную среду для человеческих возможностей и ценностей, являясь, таким образом, движущей силой устойчивого развития для сообществ, народов и наций». Далее: «Культурное разнообразие укрепляется в результате свободного распространения идей и обогащается благодаря постоянным обменам и взаимодействиям между культурами». Подчеркивая жизненно важную роль культурного взаимодействия и творчества, обогащающего и обновляющего формы культурного самовыражения, в конвенции особенно выделяется роль, отводимая тем, кто участвует в развитии культуры, в распространении идей и знаний в интересах прогресса общества в целом. (К таким учреждениям, безусловно, относятся библиотеки).
 
Вторым важным для нас документом является конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003 - 2004 гг.). Согласно определении, данному в конвенции «Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки…, признанные сообществами в качестве части их культурного наследия». Нематериальное культурное наследие, согласно конвенции проявляется в следующих областях: устные традиции и формы выражения, включая язык, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и обычаи, относящиеся к природе, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Подчеркивается значение привлечения к данной проблеме музеев, библиотек, предусматривается поощрение инновационной работы в этом направлении.
 
Исходя из общей социо-культурной ситуации и принимая во внимания конвенции ЮНЕСКО, рекомендации ИФЛА, РГБ намерена приступить к созданию проекта «Электронная библиотека народных знаний», сформировав для этой цели консорциум. Все национальные библиотеки страны занимаются работой, связанной с нематериальным культурным наследием и различными формами культурного самовыражения, что проявляется, в первую очередь в краеведческой и информационной работе. К сожалению, полученная в результате этой работы информационная и библиотечная продукции остается достоянием весьма ограниченного круга людей, не выходя часто за пределы республики. Задача состоит в том, чтобы обеспечить широкий доступ к нематериальному наследию, различным формам культурного самовыражения народов, населяющих Россию. В основе электронной библиотеки может быть метабаза, или цифровые материалы, касающиеся народных знаний и творчества. Несколько позднее от РГБ последуют конкретные предложения по участию в консорциуме для создания ЭБ «Народные знания».
 
Все, выше перечисленные направления деятельности библиотек, способствуют, без всякого сомнения, формированию инновационной культуры, сохранению нематериального культурного наследия и распространению знаний.  

Распечатать страницу ...