Н.В. Осокина. Женская нота в русской литературе (презентация указателя)

ЖЕНСКАЯ НОТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ УКАЗАТЕЛЯ)
Н.В. Осокина - Зав. сектором отраслевой библиографии информационно-библиографического отдела Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна Республики Марий Эл

Женская литература – тема, вызывающая острые дискуссии, различные высказывания – от полного отрицания до безоговорочного признания этого культурного феномена. Постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества.
 
Одним из главных аргументов противников использования данного понятия является утверждение, что наличествует лишь хорошая и плохая литература, которая не делится по признаку пола и не бывает ни мужской, ни женской. На самом деле это сложный и неоднозначно решаемый вопрос. В сложившейся культуре слова «женское», «мужское» не только подчеркивают биологические различия, но и являют оценочные категории, которые формируются обществом, закрепляются при посредстве языка в сознании. Говоря о недостатках или достоинствах женской литературы, ее всегда сравнивают с лучшими образцами так называемой мужской литературы, и все отличающееся в ней маркируют как недостаток. Норма, точка отсчета здесь мужчина, мужское перо, мужской взгляд. Действительно, желая похвалить женщину-автора, литературные критики часто используют выражения «мужской стиль», «мужское перо».
 
Попросту говоря, понятие «плохая литература» заменяется «женской». В результате авторы-женщины, как черт от ладана открещиваются от «женской литературы» просто потому, что это понятие носит негативный оттенок. У многих, услышавших словосочетание «женская литература», сразу же в сознании срабатывает стереотип: женская литература – это литература второсортная, вторичная, второстепенная.
 
И, чтобы уйти от этого стереотипа, культуролог Елена Трофимова предлагает считать понятие «женская литература» – нейтральным, то есть если текст написан женщиной – значит, этот текст автоматически попадает в разряд «женской литературы», все, что написано женщиной – и есть «женская литература».
 
В России долгое время вообще не было такого понятия – женщина-писательница. Литература была делом исключительно мужским. Только в начале XIX века мужчины потеснились и стали снисходительно наблюдать за женскими пробами пера. С тех пор прошло два столетия, но словосочетание «женская литература» все еще как бы полулегально существует в отечественной критике и является чаще объектом упражнений в остроумии, чем предметом серьезных исследований.
 
Однако, за последние пятнадцать лет в России повсюду сформировалась женская волна в литературе - прозе, поэзии, драматургии – и не считаться с этим явлением сегодня уже нельзя, что и нашло отражение в литературной критике, и, прежде всего, на страницах журналов и газет.
 
Это в России. А на Западе вопрос “женского письма” превратился в предмет бурной дискуссии литературоведения уже более тридцати лет назад. В американских университетах все эти годы существуют кафедры «женские исследования», на которых специальное место занимают научные темы и образовательные курсы для студентов, посвященные женскому литературному творчеству. Сегодня практически нет ни одного крупного американского университета, где не было бы курсов по женской литературе и критике.
 
В связи со значимостью этой проблематики и был составлен библиографический указатель «Женская нота в русской литературе», адресованный специалистам по гендерным исследованиям, литературоведам, преподавателям, студентам. Данный указатель в отборе литературы не претендует на исчерпывающий характер и является рекомендательным. Его цель – предоставление читателю наиболее значимых публикаций по истории развития женской литературы в России в XIX - начале XXI вв.
 
Группировка материала в указателе отражает основные хронологические этапы развития русской литературы двух веков. После раздела «Литература общего содержания», который включает 103 библиографических записей, следуют разделы «Personalia», где представлено 39 имен. Выбор имен был обусловлен значительностью их места в литературе, и в то же время недостаточным отражением литературы об их творчестве в ранее изданных библиографических пособиях. В основном, представлены работы, опубликованные в последние десятилетия, за исключением нескольких публикаций XIX века.
 
Для отбора материала были использованы каталоги и фонды Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна, уже имеющиеся библиографические пособия, прикнижные и пристатейные библиографии, электронные библиографические базы данных. Большинство предлагаемых источников имеется в Национальной библиотеке, отсутствующие работы обозначены знаком «звездочка». Отбор материала завершен в марте 2005 г. Для удобства поиска предлагается указатель авторов, редакторов, составителей, персоналий.
 
Перечень литературы предваряет очерковая часть указателя, в которой рассмотрены следующие вопросы:
 
1) теория женской литературы;
 
2) женская литература XIX – начала XX вв., отдельно выделена женская литература Серебряного века;
 
3) «новая женская проза» последних двух десятилетий.
 
Указатель «Женская нота в русской литературе» уже издан и активно востребован читателями.
 
В заключение составитель выражает надежду, что настоящий указатель послужит стимулом к новым исследованиям по женской литературе и появлению новых библиографических пособий.  

Распечатать страницу ...