Г.Ф. Кочкарина. Центр информации по культуре и искусству Национальной библиотеки РТ в информационном обслуживании удаленного пользователя

ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ УДАЛЕННОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
 
Г.Ф. Кочкарина - Зав. информационно-библиографическим отделом Национальной библиотеки Республики Татарстан

В настоящее время существенно меняется роль и функции такого социального института, как библиотека - основного хранилища и распространителя информации. В современном обществе библиотека функционирует как информационный центр региона, который она обслуживает. В работе четко наметились следующие тенденции:
 
- обслуживание пользователей разными видами литературы (на разных носителях информации) с использованием современных автоматизированных технологий для оперативного и более полного удовлетворения их информационных потребностей;
 
- развитие новых форм и методов библиотечно-библиографического обслуживания (в том числе, виртуального) на основе современных автоматизированных технологий, что дает возможность предоставлять библиотечно- информационные услуги новых видов на основе современных автоматизированных способов обработки информации;
 
- организация специализированного информационно-аналитического обслуживания всех групп пользователей;
 
- подготовка собственных информационных массивов и запись их на электронные носители, включая CD-ROM;
 
- активизация использования глобальной сети Интернет.
 
Из всех направлений работы библиотек (в том числе НБ РТ) наиболее быстрое и ощутимое влияние Интернет оказывает на информационно-библиографическую деятельность. Cправочные, знциклопедические, а также, библиографические источники быстрее любых других документов трансформируются в электронную форму и в ближайшие годы цифровые ресурсы и технологии (в виде БД и CD) будут доминировать в информационно- библиографической деятельности библиотек. Объем СБА библиотеки значительно увеличивается за счет представленных в Интернет справочных и энциклопедических изданий, электронных каталогов крупнейших зарубежных и российских библиотек, универсальных и отраслевых библиографических баз данных и других полезных источников. Применение этих источников в библиографической работе обеспечивает выполнение большинства запросов с более высокой степенью качества и гораздо меньшими трудозатратами, а информация предоставляется не только в традиционной текстовой форме, но и в виде аудио- и видеофрагментов, анимаций, интерактивных таблиц, панорам и пр. Использование этого виртуального СБА открывает качественно иные возможности в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Основой для удаленного библиографического информирования становится использование возможностей поисковых систем, позволяющих регулярно получать сведения о новых ресурсах Интернет по заданной тематике. Перспективы развития нашей библиотеки предполагают развитие системы доставки информации на рабочие места пользователя. Процессы библиографического обслуживания постепенно перемещаются в Интернет. Особенно это касается краеведческого направления работы:
 
- сбор, систематизация, каталогизация и предоставление краеведческих документов (на любом носителе информации) читателям и удаленным пользователям;
 
- отражение этих сведений в печатных и электронных изданиях (справочниках по краеведческим информационным ресурсам РТ, каталогах и коллекциях) на сайте библиотеки;
 
- справочно-библиографическое и информационно - библиографическое обслуживание по запросам удаленных пользователей (по почте, телефону, электронной почте) с использованием не только собственных ресурсов, но и мировых;
 
- подготовка и предоставление в электронной форме справочных, популярных краеведческих материалов (дайджестов материалов прессы, путеводителей, библиографических указателей и т.п.).
 
Все эти направления представлены в деятельности ЦИКИ НБ РТ. Центр информации по культуре и искусству (ЦИКИ) - подразделение в составе информационно-библиографического отдела Национальной библиотеки РТ.
 
Деятельность в области информационного обслуживания сферы культуры и искусства координируется двумя главными библиотекарями отдела под началом зав. сектора информации и работы с официальными документами. Общее руководство Центром осуществляется на уровне зав. информационно- библиографическим отделом библиотеки.
 
Основными пользователями ЦИКИ являются:
 
- специалисты управленческих структур культуры и искусства всех ветвей власти;
 
- сотрудники НИИ, учреждений и учебных заведений сферы культуры и искусства;
 
- специалисты - практики различных областей культуры и искусства (библиотечной, социально-досуговой, культурно-просветительской, образовательной и т.п.); творческие работники культуры и искусства; СМИ и т.п.
 
ЦИКИ занимается организацией БД и массивов электронных документов, формированием банков данных по культуре на основе кумуляции информационных ресурсов республики. Он выявляет и изучает информационные ресурсы (в т.ч. электронные) библиотек и информационных служб РТ, особенно краеведческого характера, т.е. занимается мониторингом информационных потоков сферы культуры и искусства в республике, аналитически перерабатывает источники информации по культуре и искусству для создания баз и банков данных.
 
Основными задачами ЦИКИ по обслуживанию пользователей является информационное обслуживание ведущих работников культуры с помощью, создаваемых по их запросам БД, тематических списков информационных источников, информационные услуги в режиме ИРИ (избирательного распространения информации).
 
Информационное обеспечение культурной политики РТ, деятельности государственных структур, занимающихся вопросами культуры и искусства - одно из главных направлений работы ЦИКИ.
 
Органы законодательной власти (Госсовет РТ) информируются на основе постоянного отслеживания информации из периодических изданий и других источников (в том числе, электронных) по заявленным темам:
 
- по 21 теме информируется Аналитическое управление Госсовета РТ;
 
- по общественно-политическим вопросам, краеведению, культурной политике и культурному строительству также формируется отдельная БД, пересылаемая ежемесячно непосредственно в Госсовет по электронной почте.
 
Среди тем можно отметить законодательство о культурном наследии, о сохранности и реставрации памятников культуры, деятельности ИКОМОС, комитета со культурному наследию ЮНЕСКО и т.п. Среди постоянных справочных запросов проблемы глобализации и ее влияние на национальные культурные сообщества в мировом масштабе и масштабах РФ, о государственных языках, межъязыковых отношениях и языковой политике, по различным аспектам культуры и т.п.
 
Все текстовые материалы и библиографические описания сканируются и также пересылаются по электронной почте. Таким же образом осуществляется информационно- справочное обслуживание других ветвей власти.
 
Тематика запросов Аппарата Президента РТ - это современная образовательная политика России, региональные аспекты образования, президентские гранты, а также информация по интеллект-центрам в библиотеках и других учреждениях, о заслуженных деятелях культуры республики и видных деятелях культуры России, мира и т.п.
 
Информация для Кабинета Министров РТ в последнее время, например, затрагивала тему православной культуры, сведения о различных юбилейных датах, праздниках и международных днях (Международному дню родного языка, Европейскому дню языков) и др.
 
Самая интенсивная информационная поддержка осуществляется Министерству культуры РТ. Это:
 
- постоянное отслеживание информации по 32 темам;
 
- информационно-справочное обслуживание в режиме “запрос- ответ” с подготовкой тематических досье и электронных файлов.
 
Среди тем информации: проблемы подготовки и переподготовки кадров работников культурно- просветительной сферы и их трудоустройство; биржи труда творческих работников; законодательство по охране памятников культуры и новые подходы к реставрации и сохранности памятников культуры; вопросы культурного обмена; проблемы социокультурной сферы и т.п.
 
В рамках справочного обслуживания традиционными запросами для Министерства культуры РТ, например, являются: информация о деятелях культуры республики и других республик; о культурной политике РФ; международных конференциях, посвященных культуре; международным культурным связям и культурным связям с другими городами; о современном состоянии социокультурной сферы; проблемы экономики культуры (платные услуги в учреждениях культуры, внебюджетное финансирование, оптимизация бюджетной сферы и т.п.).
 
Всего на индивидуальном информировании 29 руководящих и ведущих работников культуры. Они информируются по 90 темам. На коллективном информировании 10 учреждений по 40 темам.
 
Индивидуальная и коллективная информация проводится для таких ведущих работников культуры республики как преподавательский состав, научные работники КГУКИ (Казанского государственного университета культуры и искусства) по 59 темам и Национального музея РТ по 6 темам. Они также являются абонентами электронного информационно-справочного обслуживания по различным аспектам преподавательской деятельности в сфере культуры и всем аспектам музейной деятельности.
 
В информационно-справочном обслуживании работников образования и культуры РТ обеспечение удаленного доступа пользователей к электронным информационным ресурсам, в т.ч. Интернет, стало одной из первоочередных задач ЦИКИ НБ РТ. Все справочно-информационные запросы абонентов выполняются с привлечением сетевых и прочих электронных информационных ресурсов.
 
Для оперативного обслуживания удаленного пользователя создается электронная картотека сценарного материала. Кроме традиционных тематических подборок сценариев, тематических досье по отдельным русским и татарским праздникам и обрядам, проводится работа над созданием информационно-справочной БД "Культура" на основе компьютерной программы "Кодекс-мастер". Для наполнения информацией этой БД используется сайт НИЦ Информкультура, а также, нормативные документы по культуре с web-сайта Министерства культуры РФ. В настоящее время, путем сканирования текстов и скачивания информации из Интернет, создается полнотекстовая электронная база сценарных материалов к праздникам и юбилеям.
 
В Центре информации создается фактографическая база данных. АБД "Даты", которая включает различные международные, профессиональные и прочие праздники и дни, а также, совместно с отделом татарской и краеведческой литературы НБ РТ и привлечением информации из Центральной городской библиотеки г. Казани "Хроника культурной жизни Татарстана".
 
Изучение и выявление информационных ресурсов библиотек и информационных служб РТ, автоматизированных баз данных, создаваемых крупнейшими библиотеками, информационными центрами и другими учреждениями республики и города - одно из важных направлений работы Центра. Для создания путеводителей по сетевым ресурсам изучаются поисковые возможности и информационные ресурсы Интернет (особенно региональные) по культуре и искусству.
 
В последнее время, особой частью работы ЦИКИ стало электронное информационно- справочное обслуживание удаленных пользователей, живущих в районах РТ и других регионах. Это и работники ЦБС РТ, библиотек других регионов и частные физические лица, направляющие запросы в ЦИКИ по электронной почте. К направлениям электронного информационно- справочного обслуживания в ЦИКИ относятся:
 
- обслуживание удаленных пользователей в режиме “запрос-ответ” через электронную почту;
 
- предварительное (предупредительное) информирование через создание информационных ресурсов (по предполагаемым запросам пользователей на основе постоянного их изучения) на web-сайте;
 
- обеспечение доступа удаленным пользователям к информационным ресурсам НБ РТ;
 
- расширение ассортимента информационных ресурсов НБ РТ, доступных удаленным пользователям.
 
Информационное обслуживание пользователей в режиме удаленного доступа предполагает создание Web-сайтов библиотечных ресурсов, позволяющих улучшить уровень обслуживания читателей, за счет оперативности и своевременности получения необходимой информации, способствующих формированию единого информационного культурного пространства страны и повышению культурного и образовательного уровня пользователей.
 
Виртуальное представительство НБРТ в сети Интернет обеспечивает web-сайт библиотеки, расположенный по адресу: http://www.kitaphane.ru
 
Он отражает развитие новых информационных услуг для удаленного пользователя и содержит:
 
- характеристику библиотеки и фондов, выставок, ресурсов, услуг и т.п.;
 
- предоставление доступа к электронным каталогам ( использовался программный пакет MARK SQL),БД и т.п.;
 
- проведение онлайновых конференций;
 
- справочно-информационное обслуживание;
 
- ознакомление с издательской деятельностью библиотеки;
 
- доступ к полнотекстовой информации, в основном, по культуре и искусству (тексты на татарском языке предоставляются в формате PDF);
 
- полнотекстовую электронную библиотеку;
 
- информацию о культурной жизни республики, справочные сведения об учреждениях культуры, ссылки на региональные web-сайты с информацией по культуре и искусству и т.д.
 
Web-страница "Информационные ресурсы" предоставляет возможность поиска в электронном каталоге библиотеки, который ведется с 1994 г. и содержит более 70 тыс. книг на русском языке и 10 тыс. на иностранных языках). Полностью представлен фонд периодических изданий, включая дореволюционные газеты и журналы и журналы на иностранных языках. Сводные каталоги периодических изданий и автоматизированных баз данных информируют о ресурсах крупнейших библиотек города. Представлены каталоги национальных нот, выставок, редких коллекций и старопечатной татарской книги, созданием которых занимаются разные отделы НБ РТ.
 
Важной частью информационных ресурсов по культуре и искусству является электронная коллекция редких книг, посвященных историческим памятникам города Казани. В настоящее время в электронной библиотеке Тысячелетняя Казань 32 источника информации (книги, статьи из сборников, альбомы и коллекции открыток). Проводится работа по оцифровке ряда других источников. Эта полнотекстовая библиотека дает возможность почитать в онлайновом режиме, в том числе на татарском языке различной графики (арабской вязью, латиницей и кириллицей). Среди книг этой коллекции : Дульский П.М. Памятники казанской старины. - Казань, 1914; Фукс К. История города Казани: Из русских и татарских рукописей. - Казань, 1914; Малов Е. Историческое описание церквей города Казани. - Казань, 1884; Шпилевский С.М. Указатель исторических достопримечательностей г. Казани. - Казань, 1873; Указатель города Казани и достопримечательностей с кратким очерком древностей Казанской губернии. - Казань, 1890, а также электронная версия библиографического указателя “Памятники истории и культуры Татарстана” (созданного ИБО НБ РТ). Электронные варианты книг записаны на оптические диски для последующего создания CD-ROM по памятникам истории и культуры Казани.
 
Среди информации о научной и социологической деятельности в библиотеке представлены доклады электронной конференции "Библиотечная профессия в зеркале информационного общества", ряд материалов социологических исследований.
 
Издательская деятельность библиотеки представлена "Календарем знаменательных дат РТ", изданиями библиотеки и электронным профессиональным журналом "Библиотечный вестник", где дается информация о библиотечной и культурной жизни г. Казани и районов республики, передовой опыт библиотек и других учреждений культуры, в том числе образовательных.
 
Информация о книгообмене и электронной доставке документов позволяет удаленным пользователям запросить любой необходимый документ.
 
Культурная жизнь республики представлена планами Министерства культуры РТ, сведениями о библиотеках, учреждениях культуры и издательствах республики, законодательными актами по культуре РТ, информацией о выдающихся деятелях татарского музыкального искусства и т.п.
 
Координация информационного насыщения сайта НБ РТ осуществляется Центром информации по культуре и искусству (ЦИКИ) НБ РТ, ими же обновляется новостная страничка, выполняются справки по запросам удаленных пользователей в “Гостевой книге”, по электронной почте. Таким образом, ЦИКИ является координационным центром онлайнового обслуживания пользователей Национальной библиотеки РТ.
 
Широкое применение Интернета принесло библиотеке новую категорию пользователя – онлайнового. Статистика свидетельствует, что число обратившихся на сайт уже догоняет число читателей, лично посетивших библиотеку. На конец 2003 года по статистике обращения в сайту НБ РТ их количество составило 41015. На начало 2004 года: 74,24 % обращений из России, 4,03% - с Украины, 8, 93% из Европы, 3,05% - США, 1,63% - Австралии,1,37% - Беларусь, 1,03 % - Казахстан. Большинство пользователей из регионов России обращались к сайту из Москвы (29,83%), число пользователи из Санкт-Петербурга составляли около 8%, далее по убывающей представлены Уфа, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Иркутск, Ростов на Дону, Владивосток и Пермь. Увеличилось число обращений из Казани (22,83%).
 
Значительное количество электронных писем и обращений в гостевую книгу из этих регионов и стран также подтверждают статистику.
 
Больше всего обращений к электронной библиотеке (около 30%).Пользователи интересуются календарем знаменательных дат, новостями, информационными ресурсами и услугами, книгообменом, электронным каталогом, каталогом периодики и БД.
 
Кроме информационной поддержки материалов по культуре и искусству на web-сайте НБ РТ cотрудниками ЦИКИ в 2002 году была проведена работа по разработке и созданию собственного специализированного сайта расположенного по адресу: http://www.kitaphane.ru/ciki/
 
Он предназначенный для обслуживания удаленного пользователя наиболее ценной, на наш взгляд, информацией (особенно региональной) по всем проблемам культуры и искусства. На нем представлена информация о культурной деятельности Республики Татарстан, а также информация интересная для работников культурной сферы республики. Предварительно был проведен детальный анализ информационных потребностей потенциальных посетителей. Поскольку сайт создавался именно для пользователей, были учтены в первую очередь пользовательские интересы при выработке общей структуры и стратегии наполнения виртуального ресурса.
 
Структура сайта такова:
 
- новости;
- ежемесячный каталог знаменательных дат по культуре и искусству: в т.ч. юбилейным датам ЮНЕСКО;
- новые поступления литературы;
- обзоры литературы;
- каталоги книг, сценариев, электронных изданий и пр. по культуре и искусству;
- интернет-каталог региональных, российских и зарубежных сайтов по культуре и искусству;
- электронные документы по культуре (в т.ч. сценарии к празднику “Сабантуй”);
- интерактивная справочная служба.
 
Основная задача web-сайта - раскрыть информационные ресурсы ЦИКИ и всей библиотеки, касающиеся культуры народов, населяющих республику, справочные сведения об учреждениях культуры и т.п. Существуют еще сложности с предоставлением информации на татарском языке. Для того, чтобы информация была доступна любому пользователю (не имеющему специальных татарских шрифтов) производится адаптация соответствующих текстов.
 
Поскольку вся техническая и информационная работа по разработке и созданию сайта, размещению его в сети проделана сотрудниками ЦИКИ и поддержка сайта проводится также ими, оперативность наполнения материалом, с учетом актуальности и меняющихся запросов, осуществляются с максимальной быстротой. С учетом потребностей создаются новые странички и т.п.
 
Судя по статистике за 5 месяцев 2004 г. 67,55% обращений к сайту было из России, 7.73 % пользователей - из Европы, 5,73 % - с Украины, 3,82% - из США, 2,73% - из Эстонии, 2,18% - из Республики Беларусь, 1,91% - из Австралии, 1,82% - из Казахстана, 1% - из Израиля. Среди российских городов лидирует Москва - 29,60%, 34% - районы Татарстана, Казань - 13,80%, Санкт-Петербург - 7,21%, Екатеринбург - 2,61%, Самара, Воронеж, Иркутск, Уфа около 3% и пр. Наибольший интерес пользователей вызывают ресурсы по культуре и искусству. Это фонд сценарных материалов - 37,65%, каталоги - 15%, электронная библиотека - 14,24%. Календарь знаменательных дат, новости и интернет-каталог ресурсов также используются удаленными пользователями.
 
ЦИКИ НБ РТ работает как служба выполнения запросов удаленных пользователей, можно получить практически любые справки по предварительному запросу (по электронной почте). Для этого существует интерактивная справочная служба. Это новый этап традиционного обслуживания удаленных пользователей, проводимого ранее по телефону или обычной почте.
 
Электронный век открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей общества. Современные запросы пользователей становятся более сложными, чем в предыдущие годы и обычно требуют больше времени для подготовки ответа, так как предполагают необходимость проведения информационного поиска в Интернет или использования других электронных ресурсов. В информационном обществе возрастает роль доступности, качества, оперативности получения информации. Все больше возрастает роль библиотеки как проводника в мире информации, как учреждения, где можно не только получить на руки книги, но и любые сведения, каким-либо образом связанные с интересующей потребителя темой. Изменились и требования потребителя к качеству предоставляемой информации - все большему их количеству, особенно специалистам различных сфер деятельности и научным работникам необходимо не столько воспользоваться внутренними библиотечными ресурсами, сколько получить информацию из различных источников, при этом аналитически обработанную, т.е. готовую к их профессиональному восприятию.
 
В своей деятельности ЦИКИ применяет всевозможные формы работы: как традиционные (ведение библиографического справочного аппарата и справочного обслуживания), так и более современные (предоставление фактического материала - ксерокопий, электронных файлов, либо их распечаток, тематических досье, отсканированной информации и т.п.). Используются все доступные источники информации, в т.ч. всемирные электронные ресурсы. Популярными у нас стали такие услуги как пользование БД Интернет-ресурсов, созданной в результате систематизации информации, выявленной в сети и поиска информации по запросам пользователей. Возрос интерес потребителей к возможности получения электронных копий полных текстов документов через Интернет. Более всего нуждаются в таких услугах научные работники, аспиранты. Большинству пользователей нужна четкая, адресная, систематизированная и аналитически обработанная информация, что в свою очередь требует от работников ЦИКИ большего профессионализма и обладания навыками реферирования, аналитического отбора и обработки информационных ресурсов. В результате активизации работы, направленной на предоставление собственных информационных ресурсов в мировом информационном пространстве значительно расширился круг пользователей нашей библиотеки. Электронные библиотеки, как и Интернет, существенно расширяют спектр обслуживания для пользователей библиотеки и создают предпосылки для нового, качественного преобразования библиотек в общественные центры информационного общества. Использование современных технологий в обслуживании пользователей не только повышает эффективность использования ресурсов библиотеки и облегчает путь пользователя к информации, но и повышает престиж библиотеки и ее привлекательность.  

Распечатать страницу ...