И.В. Мальщукова. Сайт "Информкультура" на службе специалистов сферы культуры Пермской области

САЙТ "ИНФОРМКУЛЬТУРА" НА СЛУЖБЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
 
И.В. Мальщукова - Зав. информационным центром "Культура" Пермской государственной областной
универсальной библиотеки им. А.М. Горького

За последние 10 - 15 лет, особенно с созданием Интернета и веб – технологий, термин “информация” и производные от него другие термины все чаще используются не только в специальной литературе, но и во всех средствах массовой информации. В них говорится об информатизации общества, о том, что информация – в дополнении к материалам и энергии – становятся третьим, все более важным видом ресурсов современного общества. Все это свидетельствует о том, что информация действительно играет все более значимую роль в жизни современного общества.
 
Глобальная сеть – само ее существование и стремительное развитие – является если не главной, то одной из главных культурных реалий нашей эпохи. Поэтому нам нужно научиться жить и, по возможности, эффективно работать в мире новых информационных технологий.
 
Нынче считается хорошим тоном присутствие учреждения культуры на просторах "всемирной паутины". Но, к сожалению, зачастую этот шаг продиктован соображениями моды и престижа, а не ясным пониманием, для чего это нужно самому учреждению. Многие сайты, будучи выше всяких похвал с точки зрения компьютерного дизайна, вызывают интерес у очень ограниченного числа пользователей глобальной сети. Среда Интернета принципиально ничем не отличается от окружающей нас культурной реальности, там действуют те же законы функционирования культуры.
 
Создатели сайта "Информкультура" о котором сегодня пойдет речь, правильно поставили перед собой несколько вопросов:
 
· нужен ли Росинформкультуре свой сайт?
 
· если нужен, то для решения каких задач?
 
· на какого пользователя Интернета будет ориентирован сайт;
 
· какие информационные ресурсы будет размещаться на сайте и кто будет их создателями и потребителями и т.д.
 
И сегодня они достойно решают те задачи, которые поставили перед собой.
 
Итак, Интернет представляет собой всемирное сообщество пользователей, которые обращаются к его технологическим возможностям с единственной целью – информационного взаимодействия. Формы этого взаимодействия могут быть самыми различными - это и поиск всевозможной информации, и возможность размещения своей информации, и поиск партнеров и единомышленников, возможность общения и взаимодействия. В нашем случае - с органами и службами информации библиотек.
 
Сайт не может создаваться "просто так", ни на кого конкретно не рассчитывая. Характер и частота обновления информации, размещенной на сайте, дизайн и использование тех или иных компьютерных технологий при его создании, интерактивность и доброжелательность к пользователю – все это должно работать на создание вокруг сайта НИЦ Информкультура своеобразного сообщества пользователей.
 
Обратимся к предыстории данного вопроса. В итоговом документе 3-го Всероссийского совещания руководителей служб информации сферы культуры (Казань, 1998 г.) Российской государственной библиотеке было рекомендовано:
 
· создать на Web–странице РГБ раздел Информкультуры, включающий массивы реферативно– библиографической, аналитической, фактографической информации с целью её оперативного распространения на региональном уровне;
 
· обеспечить регулярную публикацию материалов об опыте информационной деятельности библиотек в области культуры.
 
В 2001 году в Ульяновске на 4-м Всероссийском совещании руководителей служб информации заведующая НИЦ Информкультура РГБ Т.И. Лаптева в докладе "Интеграция ресурсов научной информации по культуре и искусству" сообщила о том, что создан web-сайт "Информкультура" на котором представлена значительная часть ее информационных ресурсов, продуктов и услуг, а также информация о деятельности Росинформкультуры, включая контактные данные региональных служб информации. Был подчеркнут интегрирующий характер самого события открытия сайта Информкультура.
 
Менеджер Сайта НИЦ Информкультура М.Л. Сухотина подробно познакомила участников совещания с содержанием и структурой сайта на организованной в рамках совещания Презентации.
 
Сайт предоставляет нам, региональным службам информации, равно как и другим пользователям Интернет, оперативный и удобный доступ ко всему комплексу ресурсов Информкультуры, а именно:
 
· к блоку реферативно – библиографических БД;
 
· к полным текстам еще не вышедших в свет информационных и научно – информационных сборников;
 
· к сведениям о новых поступлениях неопубликованных документов и малотиражных изданий;
 
· к фактографической и новостной информации.
 
Сайт создан как информационный канал для освещения деятельности НИЦ Информкультура и ее региональных звеньев – отделов, секторов культуры и искусства областных, краевых, республиканских библиотек. Цель проекта достигнута – постоянное информирование нас о событиях культурной жизни России и зарубежных стран. Построен сайт с максимальным привлечением учреждений культуры и искусства. Организациям предлагается разместить на сайте информацию о своих мероприятиях и с помощью ссылок предоставит потребителю возможность "посетить" их собственные сайты. НИЦ Информкультура взяло на себя функцию связующего звена инфраструктуры культурной деятельности, стало информационным ядром, объединяющим СНИКИ. Еще одним назначением сайта стало объединение культурно–информационных ресурсов, содействие в укреплении межрегионального сотрудничества.
 
У "Информкультуровского" представительства своя публика и среди нее - информационный центр "Культура" Пермской государственной областной универсальной библиотеки им. А.М. Горького.
 
С 2002 года мы стали использовать пилотную версия сайта НИЦ Информкультура РГБ. Открытие сайта способствовало более качественному информационному обслуживанию и информированию специалистов сферы культуры Пермской области. Расширился спектр информационных услуг центра за счет внедрения новых технологий. Сегодня использование нами сайта НИЦ Информкультура позволяет:
 
· Информировать пользователей сети обо всех аспектах деятельности коллектива Информкультура в качестве научно – информационного центра по культуре и искусству;
 
· Предоставлять пользователям сети онлайновый доступ к уникальным базам данных Информкультуры;
 
· Обеспечивать свободный доступ к отбору, поиску и просмотру почти всех ресурсов.
 
Что же сделано нами в этом направлении?
 
Электронные версии изданий НИЦ Информкультура, помещенные на сайте, активно используется для информирования читателей библиотеки. На информационной доске около центра вывешиваются списки новых поступлений. Так если в 2001 году это был только тематический список "Библиотека в эпоху перемен", то в последующие годы к ним присоединились: "Культура на страницах центральных газет", "Книжные новинки на полках РГБ", "Стипендии и гранты", "Информационное общество и культура", "Музыкальные фестивали и конкурсы", "Обсерватория культуры". Всего, за период с 2002 по июнь 2004 г., подготовлено 84 информационных выпусков по 7 тематическим сериям, содержащих 1562 источника. Предоставляем Департаменту культуры и искусства администрации Пермской области и Комитету по культуре и искусству г. Перми по электронной почте информационные списки с сайта НИЦ Информкультура: "Культура на страницах центральных газет", "Новинках на полках РГБ", "Информационное общество и культура", "Стипендии и гранты", договоры на "Абонентное обслуживание в режиме on-line". Им же предоставляется первоочередное право на получение печатных и электронных изданий НИЦ Информкультура РГБ, неопубликованных и малотиражных изданий по культуре и искусству.
 
При подготовке Коллегий наши управленческие структуры часто обращаются к нам с просьбой представить им необходимые материалы. Информирование их осуществляется по следующим темам: "Программы развития сферы культуры и искусства, разработанные на территории Российской Федерации и опыт программирования за рубежом", "Механизмы взаимодействия органов управления культуры на местах с муниципальной властью", "Законотворчество в сфере культуры", "Отечественный и зарубежный опыт управления учреждениями культуры", "Культурная жизнь Российской Федерации".
 
Наши индивидуальные пользователи – проректор по науке ПГИИК Е.М. Березина информируется по теме "Экология культуры", преподаватель кафедры философии и общественных наук ПГИИК Ососова Л.А. по теме "Информационно – методическая деятельность", аналитик ОДК Седунова Т.В. по теме "Информационно – издательская деятельность в КДУ" и др. кроме печатных источников стали получать электронные распечатки с сайта.
 
Для организаций культуры и искусства проводятся Дни специалиста и Дни информации с использованием сайта НИЦ Информкультура. Вот некоторые из них: "Информационные ресурсы и услуги НИЦ Информкультура РГБ", "Сайт НИЦ Информкультура РГБ", "Подписка на информационные издания НИЦ Информкультура", CD-ROM "Литература по культуре и искусству" - ваш незаменимый помощник в подборе литературы по вопросам культуры и искусства", "Культурная политика и экономический проблемы культуры зарубежных стран", "Библиографические указатели НИЦ Информкультура и их применение в практике работы учреждений культуры", "Информационная поддержка специалистов культурно – досуговых учреждений г. Перми". Причем, большинство мероприятий проходит за стенами библиотеки (ЦГБ им. А.С. Пушкина, Колледж искусств и культуры, Курсы повышения квалификации специалистов сферы культуры и т.д.). Оказываем практическую помощь в проведении мероприятий библиотекам области (Верещагинская ЦБС организовала для работников сферы культуры ДИ "Культура в современном мире"). Практику выдачи в библиотеки область изданий НИЦ Информкультура собираемся расширить.
 
Рассылаем информацию, выставленную на сайт в учреждения культуры и искусства, имеющие электронную почту: Департамент культуры и искусства Пермской области, Комитет по культуре и искусству г. Перми, Региональный информационный центр "Инновации и молодежь", библиотеки города и области, Областной Дворец культуры, Пермскую художественную галерею.
 
Ежеквартально выпускаем "Бюллетень новых поступлений: Для специалистов сферы культуры, искусства, образования". Один из разделов содержит сведения об изданиях Информкультура. Если раньше мы вручную набирали содержание каждого нового информационного издания, то теперь копируем материал с сайта, что значительно сокращает время подготовки "Бюллетеня".
 
Выступая на совещаниях, семинарах, творческих лабораториях, учебах, консультационных днях мы рассказываем о сайте Информкультура и размещенных на нем информационных ресурсах, а также предоставляемых ее услугах.
 
Для продвижения на пермском рынке информации о ресурсах и услугах НИЦ Информкультура активно используем в практике работы различные рекламные формы: размещаем информацию на web–сайте библиотеки, наших печатных изданиях ("Бюллетень новых поступлений", "В помощь библиотекарю", "Библиотекарю для внедрения в практику работы" и др.; выпускаем закладки и буклеты, рассылаем рекламные проспекты по электронной почте.
 
Сотрудники центра часто приглашаются на Областные курсы повышения квалификации работников культуры Пермской области, где мы рассказываем слушателям о Росинформкультуре, ее ресурсах и услугах, раздаем участникам адрес сайта, который они самостоятельно могут посетить. Заинтересованы в сотрудничестве с нами также Областной центр педагогической информации, Молодежный информационный центр, Областной Дворец молодежи с которым мы проводим совместные мероприятия, обмениваемся информацией, организуем НПК, семинары, учебы, консультации.
 
Для студентов различных факультетов (хореографии, народного и декоративно – прикладного искусства, организаторов праздников, менеджеров, режиссеров театрализованных представлений и театральных коллективов, руководителей музеев) Пермского колледжа искусств и культуры был организован цикл семинаров – тренингов по использованию информационных ресурсов по культуре и искусству, в т.ч. знакомство с сайтом.
 
Выполняем библиографические запросы в режиме "запрос-ответ" как с помощью традиционного СБА библиотеки, так и с помощью удаленных баз данных, в т.ч. с помощью реферативно – библиографической БД, размещенной на сайте: "Территория культуры", "Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, которые наносят вред его здоровью, нравственному и духовному развитию", "Антитеррористическая деятельность в учреждениях культуры", "Стратегия развития сферы культуры", "Проблемы досуга российской молодежи", "Фестиваль дружбы народов" и "Организация музейных площадей", "Организация медиацентров и медиатек", "Инновационные формы работы учреждений культуры", "СМИ в жизни общества", "Досуг молодежи", "История игры, Игропрограммирование", "Корпоративная культура", "Формирование информационной культуры пользователей библиотеки", "Театр и государство", "Территория культуры", "Проектные линии, номинации в сфере культуры", "Доступность культуры", "Безопасность учреждений культуры и искусства". Каждая десятая справка в 2003 году выполнена с использованием электронных ресурсов НИЦ Информкультура.
 
Предстоящие конкурсы, фестивали, конференции, стипендии и гранты – не раз были запросами наших абонентов и читателей. Сейчас их легко удовлетворить, обратившись к сайту.
 
При подготовке выставок и просмотров: "Книга и Библиотека на страницах научно–информационных сборников НИЦ Информкультура", "Индустрия туризма", "Объекты всемирного наследия в России", "Организация музейного дела" использовали ресурсы НИЦ Информкультура.
 
Выпустили рекомендательные списки литературы: "Экотуризм и туристско – рекреационное использование природного и историко – культурного потенциала", "Музееведение на современном этапе", "Организация и управление сферой культуры", "Проблемы глобализации в культуре", "Человек – Общество – Культура: Новое в культурологии", "Бухучет и налогообложение в учреждениях культуры".
 
Неоднократно, в рамках повышения квалификации сотрудников нашей библиотеки и библиотек города и области, нами организовывались производственные учебы, посвященные использованию электронных ресурсов по культуре и искусству в обслуживании читателей с демонстрацией как печатных, так и электронных ресурсов.
 
Организуем индивидуальные и групповые консультации: "Информационные центры России по культуре и искусству", CD-ROM "Литература по культуре и искусству (База данных реферативно – библиографической информации по культуре и искусству)", "Сайт НИЦ Информкультура "Аналитика, фактография и библиография по культуре и искусству: доступ, содержание, возможности использования", "Поиск информации по культуре и искусству".
 
Познакомились с опытом работы СНИКИ городов Пскова, Архангельска, Краснодара, Владивостока. Узнали об открытии сайтов СНИКИ в Самаре, Татарстане, Пскове, Омске, Архангельске, Краснодаре, заглянули на их странички.
 
В октябре 2003 году в Перми состоялась региональная НПК "Информационные ресурсы и услуги НИЦ Информкультура на службе специалистов сферы культуры". Делегацию гостей из Москвы возглавила Т.И. Лаптева. С большим интересом были встречены доклады: "Новое в издательских планах НИЦ Информкультура", "Доступ к информации по культуре и искусству: традиционные и электронные услуги на сайте Информкультура" (с демонстрацией М.Л. Сухотиной сайта Информкультуры), "Обеспечение отрасли культуры информационной печатной продукцией в век современных технологий". Во второй день конференции состоялся "круглый стол" с участием преподавателей и студентов ПГИИК "Интеграция информационных ресурсов по культуре и искусству в Российской федерации". На конференции был заслушан доклад "Анализ использования информационных ресурсов и услуг НИЦ Информкультура РГБ специалистами сферы культуры г. Перми и Пермской области". Для сбора материала было проведено анкетирование потребителей информации по культуре и искусству г. Перми и Пермской области. Среди учреждений культуры и искусства была распространена анкета, разработанная НИЦ Информкультура РГБ. Она содержала 10 вопросов. Среди них - подписка и использование печатных и электронных изданий, тематическая направленность изданий, каналы получения необходимой специалистами информации, цели получения информации, услуги НИЦ Информкультура, предложения по совершенствованию продукции и услуг Информкультура, работа с Интернет – сайтом Информкультура.
 
Отсутствие выхода в Интернет не позволяет многим организациям культуры осуществлять самостоятельный выход на сайт "Информкультура". И все же в анкетах было отмечено использование информации on-line. Наиболее часто используют информацию из разделов "Стипендии и гранты", "Музыкальные фестивали и конкурсы", "Аналитические сборники". Информационный центр "Культура" предоставляет руководителям учреждений культуры, обычно в сжатые сроки, оперативную и исчерпывающую информацию. Появление сайта НИЦ Информкультура "Аналитика, фактография и библиография по культуре и искусству" помогает решить многие вопросы, возникающие в административной сфере, в вопросах управления. С помощью сайта мы держим специалистов в курсе самых последних достижений, технологий и разработок в области культуры и искусства.
 
Еженедельно просматриваем все разделы сайта Информация из 5 наиболее спрашиваемых разделов: "Книжные новинки на полках РГБ", "Информационное общество и культура" (дайджест-экспресс), "Обзор российской прессы", "Музыкальные фестивали и конкурсы"; "Стипендии и гранты" распечатывается и помещается для читателей на информационных досках библиотеки. Из раздела "Аналитические сборники" мы копируем информацию в наш "Бюллетень новых поступлений". Нужно сказать, что опережающая информация, помещенная в этом разделе очень понравилась нашим читателям, а возможность прочитать, распечатать или сохранить на дискете статью из еще не полученного библиотекой печатного издания впечатляет и рождает желание сотрудничать. С большим интересом ознакомились с новым разделом сайта "РЕГИОН - КУЛЬТУРА". Этот электронный интернет–дайджест, рассказывающий о культурной жизни регионов России. В принятом итоговом документе конференции намечены пути дальнейшего продвижения информационных ресурсов и услуг НИЦ Информкультура в учреждениях культуры и искусства Пермской области, независимо от их ведомственной принадлежности. Специалисты культуры и искусства Пермской области (ученые – культурологи, информационные и библиотечные работники, организаторы досуга, печати, радио и телевидения) – более 150 человек, обсудив состояние и проблемы информационного обеспечения культурной деятельности Пермской области, отметили, что за последние годы возросла информационная культура специалистов региона. Повышается эффективность и качество оперативность информационного обслуживания за счет более широкого использования электронных ресурсов Росинформкультуры, в том числе удаленных баз данных. В течение первого полугодия 2004 года было осуществлено 30 выходов на сайт "Информкультура".
 
Участвуя в различных научно–практических конференциях, мы рассказываем об использовании в работе информационных ресурсах НИЦ Информкультура. НПК "Досуг XXI века" и Всероссийской выставка – ярмарка сценариев и методической литературы". (2003 г.). Принимали у себя в Центре представителей Российского Дома народного творчества, журнала "Клуб" (Москва), ведущих сценаристов России, приехавших в Пермь. 19 октябре 2004 года в нашей библиотеке пройдет НПК "Справочно - библиографическое обслуживание: традиции и новации в эпоху электронных технологий", на которой нам предстоит выступить с докладом "Электронные ресурсы Росинформкультуры в справочно-библиографическом обслуживании специалистов сферы культуры". Конечно же, наш рассказ об электронных ресурсах НИЦ Информкультура и особенно сайте вызовет интерес у библиографов Пермской области. И мы надеемся, что сможем расширить аудиторию пользователей и CD-ROM и сайта при выполнении запросов пользователей.
 
На сайте открыто Абонементное обслуживание в режиме on-line. Абонентное обслуживание предлагается пользователям блока ON-LINE, желающим получать и использовать заинтересовавшую информацию Информкультура еще до опубликования ее в печатной форме. В качестве эксперимента (бесплатного) мы проводили скачивание материалов из 9 серий аналитических сборников и работали с Электронным каталогом. К сожалению, Договор на on-line обслуживание в текущем году нами не был заключен. Думаем, что это недоработка нашего центра и будем прикладывать все силы в дальнейшем, чтобы стать активными пользователями услуг в режиме on-line.
 
Вызывает большой интерес пользователей электронный дайджест "Информационное общество и культура". В 2004 году дайджесты стали тематическими. Специалистами НИЦ Информкультура были подготовлены и выставлены на сайт следующие издания: "Инновационные процессы в промышленности, науке и культуре: теоретический аспект", "Инновационные процессы в промышленности, науке и культуре: инновации в образовании", "Библиотечное дело и библиография: инновации и перспективы развития", "Книга в современном обществе", "Современный российский книжный рынок", "Актуальные проблемы вузовских библиотек", "Глобализационные процессы в современном обществе", "Справочная работа в библиотеках". ИЦ "Культура" планирует в 2005 году начать электронную рассылку данного дайджеста библиотекам области. Просьба к разработчикам сайта: в данном дайджесте открыть информацию об источнике публикации статей. В настоящий момент источник появляется только после открытия конкретной статьи.
 
В блоке "Мы и партнеры" особое место отведено разделу, посвященному Росинформкультуре. Раздел содержит Положение о Российской системе научно – информационного обеспечения культурной деятельности, информацию о целях, задачах, структуре и ресурсной базе Росинформкультуры. Здесь помещены контактные данные служб информации, работающих в региональных библиотеках, а также страничка новостей Росинформкультуры. В разделе "Новости" представлена информация о предстоящих и прошедших конференциях, совещаниях, семинарах, новых смотрах-конкурсах, опыте работы служб информации по культуры и искусству. На доске объявлений помещается материал о курсах и стажировках руководителей СНИКИ. Однако, по-нашему мнению, “Новости”, целесообразнее было бы вынести на главную страницу и представить отдельным блоком. Возможно, такое решение представляется весьма спорным, но ведь всегда в любом издании новостям отдавали самые заметные первые страницы, первые полосы. Новости, или хотя бы их анонсы желательно размещать на основной странице сайта, так, как это сделано, например, на сайте информационно–поисковой системы “Яндекс”. Раздел "Новости" НИЦ Информкультура должны быть наиболее посещаем руководителями СНИКИ. В то же время очень мало посетителей сайта будут заходить на отдельную новостную страницу, не зная его содержимого, в то время как анонсы последних известий на главной странице сайта, одновременно информируя посетителя, будут давать ему право выбора – переходить на новостную страницу или нет.
 
Внешний вид, дизайн сайта – это лицо создавшей его организации, ее престиж, а потому от первого впечатления посетителя сайта зависит очень многое. Многие веб–дизайнеры, создающие сайт, ин6огда забывают одну очень важную вещь, а именно то, что хороший дизайн – это не только грамотная цветовая палитра, красивые шрифты, но и то, что называется “юзабилити”. “Юзабилити” (от англ. use - пользоваться и ability - возможность) – термин, обозначающий удобство сайта в использовании. Удобный с точки зрения навигации сайт должен иметь следующие качества:
 
· четкое разграничение рубрик;
 
· грамотную иерархическую структуру (карту сайта);
 
· соответствующие, тщательно подобранные названия рубрик и гиперссылок.
 
Проведем небольшой анализ сайта.
 
По нашему мнению, Сайт НИЦ Информкультура достаточно продуман как с точки зрения наполнения, так и дизайна. Наше знакомство с сайтом начинается с красочной обложки. Страница – обложка, призванная только сообщать пользователю название загруженного ресурса, содержит самое необходимое: название, иллюстрацию (в данном случае красивый коллаж), дата последнего обновления и гиперссылку, предполагающую переход к главной странице сайта. Далее попадаем на главную (центральную) страницу сайта, где помещено содержание данного ресурса: 8 блоков: Информация On-line, Мы и партнеры; Ресурсы; Сервис; Ссылки; Помощь; Спонсоры; Карта сайта. Главная страница дает четкое представление о структуре сайта и общем принципе систематизации информации. Очень удобно, когда на основной странице сайта размещается список разделов с кратким, но четким описанием их содержимого и каждый из них имеет свое собственное оглавление и коллекцию ссылок. Один из важнейших компонентов интернет-представительства НИЦ Информкультура – содержание (интернет-контент). Прошло то время, когда достаточно было лишь разместить на единственной страничке сайта общую информацию о часах работы, проезде и текущих событиях. Сегодня сайт любой организации культуры должен содержать не только контактную информацию, но и представлять посетителю сведения, касающиеся непосредственно её основной деятельности (Положение о Росинформкультуре).
 
Содержание сайта должен включать в себя различные исторические справки, пояснения специалистов и экспертов, научную информацию. Большое внимание также стоит уделить созданию ссылок на другие ресурсы Интернета, например, на сайты учреждений сходного профиля (МК РФ, ГИВЦ и т.д.), всевозможные он-лайн - энциклопедии и т.д. Хорошая коллекция ссылок позволит не только избежать дублирования одинаковой информации, но и облегчит пользователю сайта поиск нужных сведений. Если говорить о формах представления информации, то информация по – своему представлению должна быть мультимедийной (от англ. multi - несколько и medium – носитель, среда), т.е. охватывать максимальное количество каналов восприятия человеком окружающего мира. Текст - это наиболее привычный способ предоставления информации, которым однако не стоит злоупотреблять. Текстовые данные возможно представлять в двух видах – кратком, изначально предлагаемом посетителю сайта, и полном, доступ к которому может быть предоставлен по его желанию. Изображение позволяет за мгновения передать то, что с помощью иных способов представления информации можно описывать часами. Использование всевозможных графиков, иллюстраций, репродукций, схем позволяет не столько повысить усвояемость и понимание предлагаемой информации, но и ускорить эти процессы. В изображении необходимо соблюдать баланс текстовой и иллюстративной информации.
 
Звук в среде Интернета имеет ограниченную способность к передаче информации. Он должен предлагаться посетителю сайта только с его согласия.
 
Трансляция изображений веб – камер, установленных в помещении или вне его, как правило, не носит информационного характера, но всё же возможность увидеть ту или иную панораму в различное время суток и при различных обстоятельствах может привнести чувство реальной жизни в искусственную среду интернет – сайта. Помимо огромного количества информации, в т.ч. организационного характера, можно размещать красочные видео, фото - или отдельных мероприятий (Всероссийские совещания, региональные семинары, события областного характера). Передача видео- или - аудиоинформации - достаточно новая технология, получившая развитие вместе с увеличением пропускной способности коммуникационных каналов. Этот способ доставки информации полезен при освещении всевозможных акций и мероприятий, проходящих в учреждениях культуры, например при видеотрансляции торжественного открытия выставки, аудиотрансляции докладов, лекций, семинаров и т.д. Интерактивные образцы и программы - принципиально новый метод предоставления информации. К нему относятся технологии VR (виртуальная реальность) и иные программы, в которых предусматривается активное двухстороннее взаимодействие с пользователем в процессе получения им информации. Внедрение подобных методов стало возможным благодаря технологии Flash от компании Macromedia. Чат– это возможность общения нескольких пользователей сети в реальном времени путем обмена текстовыми репликами. Пока он мало применим, однако его можно использовать как минимум в двух целях:
 
· во-первых, просто предоставлять пользователям сайта приятную возможность пообщаться между собой;
 
· во-вторых, организовать на его базе всевозможные обсуждения, консультации по различным вопросам своей деятельности.
 
Телеконференция. Обычно телеконференция или форум начинаются с того, что некий пользователь создаёт свое собственное сообщение, доступное для прочтения всем желающим. Публикация подобного сообщения называется постом (от англ. post – вывешивать, расклеивать объявления, афиши и т.д.). Любой желающий, прочитавший первоначальный пост, может оставить свой собственный комментарий, который содержит совет, мнение или эмоцию. Электронный форум может дать очень многое, например, обратную связь с посетителями. Он позволяет интенсифицировать обмен опытом, знаниями и мнениями не только между организаторами и посетителями сайта, но и между профессионалами из других областей знаний.
 
И конечно же создателям веб-сайтов нельзя забывать "Золотого правила", позволяющего оценить удобство созданного ресурса в использовании. Это правило “трех кликов”, или трех щелчков мыши. На пути к любой интересующей информации пользователь должен сделать мышью минимум щелчков. Оптимальное максимальное число – это три, от силы четыре, щелчка; например: главная страница сайта – щелчек – блок On-line – щелчек – аналитические сборники Информкультуры – щелчек – “Библиотека в эпоху перемен”. Соблюдение данного правила позволяет оптимизировать навигацию, ускорить нахождение документов и снять с пользователя необходимость держать в голове запутанные пути к уже посещенным разделам. Правило “трех кликов” первично по отношению к дизайну; дизайн всегда должен быть подчинен изабилию сайта, но только в определенных границах – все же нельзя отдавать исключительное предпочтению утилитаризму. Подводя итог рассмотрению накопленного нами опыта общения с "сайтом Информкультура", можно сказать следующее:
 
· каждый современный информационный центр должен быть представлен в глобальных информационных сетях;
 
· фиксируя и признавая достижения и преимущества, которые получили СНИКИ, создавшие свои представительства в Интернет, необходимо отметить наличие проблем, пока еще не нашедших своего достойного разрешения в рамках рассматриваемого направления деятельности;
 
· проблема грамотной постановки целей (зачем мы создаем сайт);
 
· проблема отбора предоставляемой через Интернет информации (что мы хотим и что не хотим показывать);
 
· проблема выбора адекватных форм представления информации (сайт – не книга и не информационный бокс, у него свои законы построения);
 
· проблема профессионализма команды разработчиков.
 
Сайт Информкультуры является средством развития сетевых форм научных коммуникаций: листов рассылки, форумов, электронных конференций. Кроме того, развитие сетевых услуг позволит стать участником неформальных научных коммуникаций, например: библиотечной страницы в тематическом форуме, постоянного раздела “вопросов-ответов” на информационные темы и т.д. Это свидетельствует о появлении сетевых форм справочно-библиографического обслуживания в отечественном научном сообществе и активном развитии посреднической составляющей коммуникационной функции сайта. Помимо корпоративных каталогов на сайте может располагаться страничка со списком обменных фондов, картотеками, досками объявлений и т.д. на сайте также может быть размещен отраслевой библиотечный форум “Система электронных ресурсов по культуре и искусству”.
 
На сайте представлены также сетевые ресурсы Росинформкультуры. Для этого организован регулярный просмотр и аннотирование сайтов библиотек, представляющих на своих страницах ресурсы по культуре и искусству. Сайт можно использовать в качестве регулярного канала связи для членов Росинформкультуры. Здесь можно фиксировать новые идеи и предложения, основанные, например, на результатах региональных исследований информационных потребностей, проводить Интернет – конференции по актуальным проблемам информационной деятельности, а также отслеживать ход работы над совместными проектами. Таким, например, как создание Сводного каталога неопубликованных документов (НД) по культуре и искусству. Поскольку НД - незаменимый ресурс информационного обслуживания, то создание сводного электронного каталога на них представляет возможность оперативного получения информации о содержании, характере, местонахождении документов. Поэтому совместная работа над данным проектом является насущной необходимостью.
 

***

Интернет, стремительно вошедший в нашу жизнь, дает огромные возможности для творчества, рекламы, организации бизнеса. НИЦ Информкультура показывает свой интеллектуальный “товар” лицом и делает все, чтобы потенциальный пользователь стал реальным потребителем предлагаемых услуг.
 
Появление сайта НИЦ Информкультура позволяет осуществлять деятельность удаленных информационных посредников, развивать новые элементы в системе отраслевых электронных научных коммуникаций: интеграцию внутренних и внешних ресурсов через систему ссылок; сетевые библиотечно–технологические услуги для пользователей ученых и коллег–библиотекарей; сетевые посреднические услуги для отраслевого научного и библиотечного сообщества.
 
В апреле 2004 года в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний и навыков, а также изучения передового опыта информационной работы в сфере культуры я была приглашена в НИЦ Информкультура на стажировку руководителей СНИКИ за что хочу выразить слова огромной благодарности руководителю НИЦ Информкультура Лаптевой Т.И., а также, Крюковой В.А., Горбуновой А.В., Сухотиной М.Л.
 
В заключение хотелось бы выразить общее мнение сказав, что, мы - руководители служб информации по культуре и искусству, входящих в Российскую систему научно-информационного обеспечения культурной деятельности (Росинформкультура) в своей работе должны стремиться к информационному взаимодействию, активно использовать Сайт НИЦ Информкультура и продвигать его на региональных рынках информационных технологий.
 
И последнее: В 2003 году в журнале "Справочник руководителя учреждения культуры" (№ 5) автор одной из статей И.А. Третьякова рассказывала о презентации театра в Интернете. Мне очень понравилось одно её выражение, которое немного скорректировав, можно применить и к нашему сайту. Думаю, что с полным правом сегодня можно сказать, что "Сайт НИЦ Информкультура, размещенный в Интернете, представляет собой некую социокультурную "песчинку", на которую со временем может нарасти "жемчужина" субкультуры".  

Распечатать страницу ...