Т.Ф. Каратыгина. К постановке проблемы создания партретной галереи деятелей библиотечно-информационного цикла

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕИ ДЕЯТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА
 
Т.Ф. Каратыгина - профессор кафедры библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), доктор педагогических наук

Оптимизация деятельности по созданию и использованию электронных и других (традиционных) ресурсов Росинформкультуры предполагает в первую очередь усиление внимания к человеческому фактору, ее осуществления, к личности деятеля библиотечно-информационного цикла как в профессиональном, так и в общечеловеческом контексте.
 
Именно он является: а) связующим звеном между обществом – социумом (потребителем, читателем) и информацией (в том числе и прежде всего в виде документа), которую с его помощью необходимо превратить, преобразовать, в полезные, конструктивные для общества знания с позиций реализации общенациональных интересов; б) посредником между прошлым и будущим, между странами и языками.
 
Выше сказанное определяет актуальность темы данного сообщения с одной стороны, и объясняет логичность выражения моей благодарности устроителям этого совещания, глубоко понимающим ее важность (и предоставившим в связи с этим мне слово), с другой стороны.
 
Пожалуй, ни в каком другом профессиональном сообществе, кроме библиотечно-информационной сферы, нельзя столкнуться с таким положением, когда люди, входящие в него (речь идет и о практиках, и о студентах специальных вузов и ссузов), не могут назвать своих предшественников, корифеев, знаменитых современников, тех, кто трудится в аналогичных учреждениях (библиотеках или их конкретных отделах) не только в других регионах, городах, но зачастую и в соседней библиотеке.
 
Прагматическая и научная составляющаяперсонифицированного подхода к обозначенной проблеме состоит в достижении многомерной цели, а именно: определении вклада отдельных теоретиков и практиков в развитие библиотечно-информационного дела, выявлении роли авторских научных школ, как в историческом плане, так и на нынешнем этапе и в будущем, а также – углублении профессиональной ориентации молодежи, активизации патриотического воспитания, пробуждении любви к профессии как у опытных специалистов библиотечного дела, так и у тех, кто готовится ими стать.
 
В связи с этим небесполезно прислушаться к призыву Международной Академии информации (МАИ) при ООН, выступившей еще в конце 1990-х годов с своеобразным манифестом, ориентирующим профессиональную общественность на поиск выдающихся личностей во всех сферах деятельности и отражение их взглядов в информационном поле, включая особо и персонифицированное описание отдельных образов ученых и специалистов, вошедших в информационную базу человечества, реализуемую прежде всего на компьютерной основе.
 
Названный документ “подтолкнул” меня еще 5 лет назад обратиться к данному сюжету – рассмотреть некоторые аспекты создания виртуальной (имелось в виду – на компьютерной основе) портретной галереи деятелей библиотечно-информационного цикла, что “вылилось” в доклад на Международной конференции МАИ (1999 г.) в г. Краснодаре и раздел в моей монографии “Портреты учителей в зеркале ушедшего века”. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 116 - 119.).
 
Предполагалось, что “странами” расположения виртуальной портретной галереи должна стать не только Россия и другие государства СНГ, но и Балтия и Дальнее Зарубежье.
 
Роль же “музеев” (экспонентов) – предписывалась периодическим профессиональным изданиям… В качестве же “портретов” назывались помещенные в этих изданиях воспоминания, статьи, посвященные юбилейным датам, критико-библиографические материалы, интервью и др., касающиеся вклада конкретного человека в практику и науку, подготовку кадров, определяющие истоки выбора профессии.
 
За последние годы, когда осуществлено ретроспективное “озвучивание” в ИНТЕРНЕТ содержания ведущих периодических изданий в целом, база для такой “портретной галереи” реально формируется.
 
В числе других компонентов для ее (базы) упрочения могут быть названы созданные в последние 2-3 года персональные сайты как живущих (например, В.В. Скворцов), так и ушедших (В.Н. Денисьев) – деятелей библиотечного дела; серия аудивизуальных материалов МГУКИ: “Ведущие ученые кафедры библиотековедения” (с момента основания до наших дней) и “Летопись” международных конференций по актуальным проблемам библиотечно-информационного дела, начиная с 1996 г., а также аналогичные информационные продукты родственных учреждений.
 
Для более полной характеристики каждой персоны, помимо уже существующих реферативных изданий, тематических сборников, словарей-энциклопедий (например “Книговедение”, “Книга”), в дальнейшем хорошим подспорьем должна стать подготовленная РГБ и одобренная общественностью на Международной книжной выставке-ярмарке в Москве в первых числах сентября 2004 г. “Библиотечная энциклопедия”, выход в свет которой предусмотрен как в традиционной, так и в электронной форме.
 
Если помечтать, то: сопряжение с ИФЛАНЕТ российской портретной галереи позволит сделать реальный шаг к общепланетарной портретной галерее, выбор героев которой основанный на общечеловеческих приоритетах, поможет отечественным библиотечным деятелям рационально вписаться, включиться, в глобальное информационное, культурное пространство мира и служить реализации идеи толерантности. В сугубо российском сценарии развития библиотечного дела полезность этой акции видится в использовании найденных данных и сведений для более глубокого познания мировой истории библиотечного дела, для развития исследований в области сравнительного библиотековедения, в усовершенствовании библиотечного кодекса и проведении других практических акций.
 
Хотя, упомянутые выше публикации, подготовленные мною о портретной российской библиотечно-информационной галерее и получили в свое время поддержку, тем не менее в современных условиях, двигаясь по пути усовершенствования подходов к созданию этой галереи и заботясь о приращении знаний и опыта по данному вопросу, требуется уточнить применяемое ПОНЯТИЕ виртуальная(?) портретная галерея, обозначить общеконцептуальный подход к ее формированию и учесть имеющиеся теоретические проработки данной темы в смежной сфере – библиографоведении, библиографической деятельности, появившиеся в 2-3 последние года.
 
Отвечая на поставленные вопросы в обратном порядке, обратим первостепенное внимание на публикации доктора педагогических наук, профессора МГУКИ Э.К. Беспаловой (ее статью – “Биографический жанр в библиографоведении 80 - 90-гг.” // Библиотечное дело-2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: Тез. докл. – Ч. 1. – М. 2001. – С. 131 - 133., и ее сборник “Биографический жанр в библиографии. Персоналии библиографов”. – М.: МГУКИ. 2003. – 212 с.), которые, наряду с глубокой теоретической проработкой биографического жанра (в нашей трактовке – персонифицированного подхода – это равнозначные понятия) как особого жанра, характеризуют пути и ресурсы его использования при прорисовке (в отличие от мною избранных субъектов – теоретиков и практиков библиотековедения, библиотечной сферы, то есть той, которая непосредственно ориентирована на читателя) образов библиографов, их главных сторон деятельности их личностных качеств, будь то, как пишет Э.К. Беспалова, теоретик или практик.
 
Здесь же стоит оговориться, что деятельность последних взаимосвязана с библиотечной. Библиотекарь и библиограф – едины и неделимы. “Библиография” пронизывает работу всего коллектива библиотеки. Поэтому, обращая внимание на созвучность авторского видения перспективности использования биографического жанра взглядам Э.К. Беспаловой, в отношении превращения его в общее проблемное направление, которое должно быть хорошо организовано, заметим, что четкое разграничение выбираемых нами субъектов изучения возможно лишь с позиции разделения научного знания, обособления двух родственных отраслей науки библиотековедения и библиографоведения.
 
Возвращаясь к теме моего доклада и конкретизируя обозначенную выше позицию о необходимости приращения знаний в нем в сравнении с ранее появившимися моими публикациями, подчеркнем прежде всего, что если ранее виртуальная галерея рассматривалась лишь только как галерея, реализуемая на компьютерной основе, то теперь, определение “виртуальная” выражает концептуальный подход. Оно подчеркивает идею единства взаимосвязи, взаимоиспользования. Речь идет о своеобразном “невидимом колледже”, сборе, соборе, единомышленников, коллег. Применение электронного оснащения – явление вторичное. Сначала должны быть выработаны основополагающие подходы, выстроена вся система компонентов этой системы, реализуемых как на традиционных, так и электронных носителях.
 
Условия для воплощения этих положений стали складываться с 1991 г., с момента вступления страны в эру строительства новой, демократической России, сделавших осуществление интереса к отдельно взятой человеческой личности показателем ее социального развития. Если ранее считалось, что раз библиотечное дело (кстати, как и всякое другое) – дело коллективное, то не резон сосредотачивать внимание на высвечивании вклада в него каких-либо отдельных персон (в особенности тех, жизненный и творческий путь которых окольцовывался датами до постсоветской истории теории и практики нашей профессиональной сферы), то ныне человеческая личность, крупный специалист, ученый, практик стал показываться как центральная фигура всего библиотечного процесса.
 
В настоящее время воссоздание портрета того или иного персонажа включает не только его жизнеописание, тесно связанное со всеми аспектами профессионально-практической деятельности, не только анализ теоретических идей, но и нравственную характеристику личности. Выявление побудительных мотивов жизненного пути, степень участия в “пробуждении в людях добрых чувств” (А.С. Пушкин), служении отечеству, “украшении земли” (Библия. Бытие) позволит каждому потребителю, опираясь на метод эмпатии (отожествлении себя с лицом, о котором идет речь), вжиться в соответствующую хронологическую, географическую, профессиональную среду, глубже понять жизненные преодоления и взлеты не только ушедших далеких предшественников, но и современников – коллег, в том числе тех, которые трудятся, трудились в той же самой, что и наши современники, регионе, отрасли, библиотеке и т.д.
 
Наряду с деятелями библиотечно-информационной сферы в информационном поле полезно отразить руководителей отрасли культуры как в муниципально-отраслевом, так и федеральном аспекте. И тут нельзя не привести два имени: А.Г. Трухманова (в течение 50 лет связанного с культурным строительством в Нижегородской области, являвшегося руководителем областного Управления культуры Нижнего Новгорода) и его книгу “Полвека в культуре” (Н. Новгород, 2003) и Б.К. Коробова (нынешнего руководителя Отдела культуры и туризма Администрации Костромской области, который в свою бытность мэром г. Костромы, учредил “Фонд 400-летия Дома Романовых” и, являясь его президентом с тех пор, многое делает для развития библиотечного дела области). При его содействии в 2002 году была открыта Историческая библиотека Дома Романовых, призванная в рамках мероприятий, посвященных предстоящему в 2012 году 400-летию Дома Романовых, раскрыть во всем многообразии 300-летний (1612 - 1917) период правления в России царской династии, историческую значимость г. Костромы как ее колыбели.
 
Нельзя не сказать также доброе слово тем, кто сегодня содействует (материально) развитию библиотечного дела. И, наверное, ссылки на великих предтечей, которых обессмертило не их дело (говоря современным языком, не их бизнес), а участие в культурных акциях, будут весьма поучительны. Напомним, что Мамонтов остался в людской памяти не благодаря построенной им Ярославской железной дороге, а – Абрамцеву; Третьякова помнят не потому, что он имел влиятельного родственника – председателя Союза промышленников России, а в связи с созданием в Москве картинной (ныне Третьяковской) галереи. Мануфактурщик Алексеев будет же поминаться за здравие не сам по себе, а (пока существует театр) при упоминании имени его сына К.А. Станиславского (Алексеева). Благодаря за меценатскую культурную поддержку, мы чтим Морозова (“Художественный театр”) и Щукина (галерея художников-импрессионистов в Москве) и т.д.
 
О том, какова сегодня жанровая палитра персонификации, подробно сообщается в моей (в соавт. с Е.А. Пучковой) статье-тезисах “Об усилении персонифицированного подхода к библиотечному делу” (см.: Библиотечное дело-2004: Всеобщая доступность информации. Материалы Девятой Международной научной конференции (Москва, 22 - 24 апр. 2004 г.). – М.: МГУКИ, 2004. – С. 286 - 287).
 
Она включает: мемориальные чтения, библиографические указатели, книги и сборники воспоминаний, сведения о памятных вузовских аудиториях, именные кафедры, диссертации о ведущих деятелях науки и практики и т.д.
 
Не последняя роль отводится и музеям отдельных библиотечных учреждений и вузов культуры, сведения о которых также должны войти в виртуальную портретную галерею деятелей библиотечно-информационного цикла.
 
В их числе Музей истории МГУКИ (он начал создаваться в конце 1990-х годов), подробно отражающий жизненный и творческий путь руководителей и ведущих преподавателей этого вуза; музей истории библиотечного дела при Кемеровской Областной научной универсальной библиотеке им. В. Федорова и музей ученого-просветителя, одного из создателей МБИ-МГБИ (ныне МГУКИ) Ф.И. Каратыгина (начал формироваться в 1997 г. на его родине на базе Уренской центральной библиотеки – г. Урень, Нижегородской области). Инициатива, связанная с созданием двух последних музеев получила мощную поддержку благодаря Распоряжению Президента Российской Федерации от 13 декабря 2003 г. “О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства” (“Российская газета”, 2003 г. 18 декабря. – С. – 10).
 
В настоящее время в предверии празднования 60-летия Великой Победы в Уренской библиотеке родилась еще одна новая идея, связанная с открытием Музея библиотекаря–фронтовика, вернувшегося с войны без обеих ног, Анатолия Александровича Пузыча (1923 - 1987), яркие страницы жизни которого – пример стойкости, настойчивости, высокой гражданственности и патриотизма, стали известны с 1946 года. Люди всей страны помогали библиотекарю-фронтовику создавать Темтовскую сельскую библиотеку под девизом: “Пусть народ читает”.
 
Он добровольно и бескорыстно поднимал книжную культуру в течение 37 лет. Под его руководством работали Патриотический отряд “Ястребки”, Краеведческое объединение “Родник”, проходила акция “Посади сельский сад”, организовывались экскурсии по родному краю.
 
За свой самоотверженный труд А.А. Пузыч был удостоен звания “Заслуженный работник культуры”, награжден орденом Ленина.
 
Представляя подвиг А.А. Пузыча, музей формирует у молодого поколения чувство гражданственности, патриотизма, любви к России, историческую память, духовность, толерантность и другие прекрасные человеческие качества, присущие этому сельскому библиотекарю.
 
В заключение подведем итоги сказанного:
 
1. Понятие виртуальная портретная галерея значительно шире, чем база данных, выполненная на компьютерной основе.
 
2. Создание электронных ресурсов – дело вторичное. Главное создать систему, своеобразный “невидимый колледж”, сначала на традиционных носителях, отражающих все виды, все жанры бытования виртуальной галереи.
 
3. Накопленный опыт персонифицированного подхода к библиотечному делу требует детального изучения и научного обобщения в целью оптимизации воплощения идей персонализма в жизнь на основе взаимодействия библиотек и вузов культуры как между собой, так и со всей системой НТИ и СМИ.  

Распечатать страницу ...