И.В. Шкурлов. Электронный фонд хранения. Опыт работы и перспективы развития

ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОНД ХРАНЕНИЯ. ОПЫТ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
 
Шкурлов И.В. - Зав. отделом компьютерно–информационного обеспечения музейной деятельности.
Смоленский музей-заповедник

Сегодня, на различного рода конференциях и семинарах, на телевидении и радио, мы часто слышим, и сами употребляем термины, имеющие в корне слово “информация”. Информационное общество, информационные технологии, средства массовой информации и т.д. За этим стоят изменения, произошедшие в нашей жизни за последние полтора десятилетия. Изменения и политические и технологические, которые в результате привели к резкому росту потребления информации с одной стороны, и к колоссальному расширению возможностей получения информации с другой стороны. Прошу прощения за незамысловатый каламбур, но именно так – “с другой стороны”. Для интернета нет границ – любой пользователь имеет возможность виртуально посетить библиотеку Конгресса США, величайшие музеи мира, не выходя за границы своей квартиры. Вместе с возможностями возросли и требования – во многие высшие учебные заведения уже не поступить, имея только базовый школьный курс. Требования к специалистам, выпускникам ВУЗов – соответствовать информационной планке, быть в курсе последних изменений в своей области, уметь быстро и качественно найти нужную информацию.
 
Где удобнее читать – в книге или на экране компьютера – для современной молодежи этот вопрос не стоит. Это вопрос времени и условий среды обитания. Сегодня важнее другое - доступность, эффективность, быстрота и качество получения информации. И без информационных технологий здесь просто не обойтись. Доступ к информации, быстрота поиска, неограниченные возможности хранения – в результате домашние “электронные архивы” укрепляются в наших квартирах, вытесняя традиционные.
 
Все это стало возможным благодаря стремительному развитию информационных технологий – за последние несколько лет мы получили возможность хранить и использовать звук, цвет, видео, стали доступны малогабаритные хранители информации практически неограниченного объема – жесткие диски, CD, DVD. Мы имеем доступные средства оцифровки изображений, звука, видео, программы, распознающие, переводящие и обрабатывающие тексты. Есть разнообразное программное обеспечение, позволяющее систематизировать информацию, обладающее поисковыми механизмами, дающее возможность работать с большими массивами данных.
 
Таким образом, мы (музеи, библиотеки, архивы), являясь держателями информации, получили возможность предоставить ее потребителю в соответствии с современными требованиями.
 
Кроме этого, мы имеем некоторый запас времени (связанный с отставанием от европейского и американского уровня информатизации и компьютеризации) на анализ ситуации, выработку решений, претворения принятых решений в жизнь.
 
Проблемы, стоящие перед подавляющим большинством российских музеев, в общем, традиционны. Всегда существовал и будет существовать разрыв между тем, что музей показывает и тем, что музей хранит в запасниках. Сегодня, по самым оптимистическим прогнозам, в экспозициях и временных выставках выставлено около 10% музейных фондов. Остальные 90% ждут своей очереди, некоторые десятилетиями, некоторые всегда. Это связано с отсутствием достаточного количества экспозиционных площадей, экономическими проблемами и т.д. Это традиционный подход и он понятен, но ведь время идет, изменяются требования потребителя нашего продукта, изменяются и наши возможности. Мы уже можем, только вот понимаем ли, хотим ли?
 
Электронный фонд хранения – что за этим стоит. Музей имеет коллекции – вещи, документы, предметы, имеющие культурную и историческую ценность. Часть из них доступна, часть нет. Для этих вещей электронный фонд хранения – это база данных, включающая в себя описание предмета и его графическое изображение. С этим все ясно и понятно. Многие музеи развивают это направление, кто-то более успешно, кто-то менее. Базы данных создаются для решения внутримузейных проблем, связанных с вопросами учета и сохранности предметов. Музей, в этой ситуации работая на себя, закладывает фундамент своей будущей деятельности, связанной с предоставлением информации в электронном виде. Это хорошо, но все ли возможности, предоставленные нам новыми технологиями, мы используем. Да, мы решаем свои задачи сохранности, не думая пока о тех, для кого мы существуем.
 
Анализ ситуации показал нам пути развития. Одно из направлений – хранение электронных копий фотографий и документов, находящихся в личных архивах. В музейной практике неоднократно бывали случаи, когда люди отказывались передать в музей документы и фотографии, имеющие культурную и историческую ценность. Проходило время, люди уходили из жизни, для следующего поколения эти вещи не представляли ценности и они утрачивались, иногда просто выбрасывались. Сегодня, в подобных случаях, мы в состоянии изготовить электронную копию, интересующего нас документа, описать его, сохранить выходные данные и осуществлять мониторинг его сохранности с целью передачи в музей в обозримом будущем. При необходимости использования документа или фотографии в экспозиции, современная техника позволяет изготовить качественную копию документа. Однако, хранение в электронном виде менее трудозатратно. Одной из программ, разработанных в Смоленском музее-заповеднике, реализующей данное направление, является программа “Электронный Мемориал Памяти”, в рамках которой планируется организовать сбор, копирование и предоставление свободного доступа к материалам Великой Отечественной войны, хранящихся в семейных архивах. Данная программа реализуется в рамках подготовки празднования 60-летия Победы.
 
Следующее направление выявилось во время подготовки празднования 200-летия нашего земляка, великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Подготавливая выставку, посвященную М.И. Глинке, нам пришлось поднять материалы о жизни композитора, поработать в столичных музеях, библиотеках и архивах. Материалы, имеющие отношение к великому композитору сосредоточены в основном в Москве (музей музыкальных искусств, музей Большого театра), Санкт-Петербурге (РНБ, Гос. архив Ленингр. области и т.д.) Готовясь к 200-летию М.И. Глинки, мы оцифровали большое количество документов в вышеназванных учреждениях. Часть из них в виде копий вошла в экспозицию музея, часть осталась не использованной. Все эти материалы вместе с материалами Смоленского музея-заповедника вошли в электронный фонд Глинки, который и в дальнейшем будет пополняться по мере необходимости. Хочу особо отметить роль Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург), предоставившей возможность сделать электронные копии с материалов, хранящихся в фондах библиотеки. Это один из ярких примеров возможного сотрудничества между учреждениями культуры в рамках целей конференции.
 
Сейчас идет работа по созданию электронного фонда известной русской меценатки, княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, основательницы музея “Русская старина” в Смоленске и сказочного Талашкина в его окрестностях. Материалы, имеющие отношение к М.К. Тенишевой разбросаны по всему миру. Предметы, изготовленные ее художественными мастерскими, нередко появляются на всемирно известных аукционах. В Европе издаются каталоги, посвященные художественному наследию Тенишевой. Собрать эти материалы в единый фонд очень большая работа и одному музею-заповеднику не под силу, но инициировать этот процесс, положить ему начало – наша обязанность. Это позволит музею более полно представить деятельность Тенишевой своим посетителям, дать возможность исследователям более подробно изучить материал.
 
Итак, на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:
 
Электронный фонд хранения позволяет сохранить для истории визуальный образ и содержательную часть оригинала, находящегося в частном хранении;
 
Позволяет осуществлять мониторинг сохранности;
 
Обеспечивает возможность изучения предмета в исследовательских целях;
 
Обеспечивает возможность использования полиграфической и электронной копии оригинала в экспозициях и выставках музея;
 
Позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы учреждений культуры страны и мира в своей культурной, образовательной и информационной деятельности;
 
Позволяет подготовить задел в виде электронных массивов информации для последующего использования в открытом информационном пространстве;
 
Деятельность по созданию электронных фондов позволит более продуктивно взаимодействовать музеям, библиотекам, архивам, сотрудничать на едином информационном поле, вырабатывать новые методы обслуживания посетителей.  

Распечатать страницу ...