Л.Н. Тихонова. Роль библиотек в формировании информационногообщества в России

РОЛЬ БИБЛИОТЕК В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
 
Л.Н. Тихонова - Ученый секретать Российской государственной библиотеки

Информационное общество, в соответствии с общеизвестным определением, – новый этап развития цивилизации, характеризующийся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, которые становятся главным ресурсом его развития и фактором производства, возрастанием доли инфокоммуникаций, созданием глобального информационного пространства.
 
По мнению ведущих ученых различных стран, основным критерием информационного общества должны стать научные знания. “Экономические и социальные функции капитала как бы переходят к информации. Именно уровень знаний, а не собственность становятся фактором социальной дифференциации. Инфраструктуру информационного общества определяет интеллектуальная техника, в связи с чем социальная организация и информационные технологии образуют “симбиоз””. Таков прогноз.
 
Очевидно, что “подобного общества пока нет нигде в мире, хотя атрибуты его налицо: преобладание доли услуг в ВВП, увеличение количества занятых в сервисном секторе, глобальное внедрение информационных технологий, интенсивное развитие коммуникаций.”
 
Движение к информационному обществу – объективный процесс. По поводу его создания ведутся многочисленные дискуссии. В том числе на международном и межправительственном уровне. В 2000 году была принята Окинавская хартия глобального информационного общества. В принятии Хартии участвовала и Россия, поддержавшая изложенные в ней основные идеи. В 2003 году под эгидой ООН в Женеве прошел Всемирный Саммит по информационному обществу, где вопросы его формирования были вынесены на обсуждение глав государств – членов ООН. В 2005 году в Тунисе состоится второй этап Саммита, на котором будут рассматриваться два основных документа: “Декларация принципов” (построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии) и “План действий”.
 
Россия до 2000 года (до Окинавской хартии) мало значения придавала этой проблеме. Фактически сравнительно недавно стали разворачиваться дебаты по поводу того, что представляет собой информационное общество и его модель для России. Необходимость осознания глобальных трансформаций в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий обусловлена стремлением страны оказаться в русле глобальных перемен.
 
В ходе подготовки к Саммиту в Женеве по инициативе ИФЛА было проведено Международное совещание “Библиотеки – сердце информационного общества”. В результате работы Совещания выработана консолидирующая позиция ведущих специалистов библиотечно - информационной сферы по отношению к документам Саммита.
 
Российские специалисты принимают активное участие в работе многих мероприятий международного статуса по проблемам информационного общества. На государственном уровне осознается реальность формирования информационного общества в России, но при этом имеет место некая парадоксальная ситуация. Разработаны государственные документы, цель которых – определиться со стратегией развития России. Это: “Основные направления развития страны на период до 2010 года”, “Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу”, “Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.”. Однако, в данных документах, отсутствует какое-либо упоминание об информационном обществе. Эта особенность была отмечена специалистами НИИ системного анализа Счетной палаты.
 
Параллельно создаются концептуальные документы, имеющие отношение собственно к формированию информационного общества в России: “Концепция формирования информационного общества в России”, “Проект концепции федеральной целевой программы “Развитие информатизации в России на период до 2010 года”, “Общественные предпосылки становления информационного общества в России”, которые практически не увязаны с конкретными стратегиями.
 
Федеральная целевая программа “Электронная Россия” хотя напрямую и не ставит цели создания информационного общества, практически является единственным официальным документом, с которым связываются ожидания социума относительно деятельности государства по продвижению информационного общества в России.
 
Во всех этих документах культура или не упоминается, или ей отведена второстепенная роль. Ни в одном официальном документе нет обращения к библиотекам как базовой основе информационного общества.
 
Особняком стоит проект программы “Развитие информационного общества в России”, подготовленный Центром развития информационного общества (РИОЦентр), официально не утвержденный. В документе сформулированы общие задачи движения к информационному обществу, представлены направления развития. Раздел 4. посвящен информатизации в гуманитарной сфере, в том числе в области культуры. Однако раздел содержит традиционный набор деклараций по поводу того, что должна принести культуре информатизация: “расширение доступа к сокровищнице российской культуры для всех граждан России”, “Открытие новых перспектив для культурной интеграции духовного сплочения многонационального народа России” и так далее и тому подобное. В разделе проекта программы нет ни слова о социальной, культурологической компоненте инновационной деятельности общества, вставшего на путь трансформации, имеет место все та же ведомственная разобщенность – культура, образование, наука рассматриваются вне взаимосвязи. Библиотечному делу отводится роль “перевода российской литературы в цифровою форму” что, безусловно, важно, но далеко не все то, что можно было бы ожидать от библиотек в этом контексте.
 
Суммируя имеющиеся данные, можно констатировать, что стратегически и концептуально вопрос создания информационного общества в России находится на начальной стадии своего разрешения. На практике же очевидно продвижение информационного общества в стране: интенсивно растет информационное производство, увеличивается производство интеллектуальной продукции, налаживается информационный обмен, быстрыми темпами развивается рынок информационных технологий и телекоммуникаций.
 
При этом в России имеет место ряд явлений, препятствующих продвижению информационного общества:
 
Информационная пассивность граждан, отсутствие должного интереса к информации, что, в свою очередь приводит к низкой социальной значимости информации (“болезнь использования” – Римашевская, Вершинская);
 
Ведомственная закрытость (“болезнь обмена”);
 
Эффект складирования информации. Значительные средства затрачиваются на сбор, хранение информации, которая затем мало используется (“Болезнь хранения информации”).
 
Тем не менее, с 2000 года наметилось оздоровление информационной среды: складирование информации становится экономически невыгодным, распространение информационно-коммуникационных технологий способствует развитию информационного обмена. Однако отсутствие официально принятой государственной стратегии развития информационного общества в России тормозит позитивные процессы в этом направлении, с одной стороны, с другой – процессы, связанные с продвижением информационного общества принимают стихийный бессистемный характер.
 

БИБЛИОТЕКИ

 
В отличие от зарубежных специалистов, занимающихся проблемами создания информационного общества, и отводящих библиотекам значительную роль в этом процессе, российские специалисты практически игнорируют библиотеки, не говоря уже о государстве. Во всех выше перечисленных государственных документах место, отводимое библиотекам, более чем скромное, библиотеки рассматриваются только как только источник информации, т.е. государством воспринимается только одна функция библиотеки - хранение (“вот оно следствие всех информационных болезней”- от “болезни хранения” до “болезни использования”!).
 
На самом деле российские библиотеки располагают достаточно большим потенциалом, чтобы действительно стать “сердцем информационного общества”. Прежде всего, в силу того, что они обладают неоспоримым преимуществом – бесплатностью пользования, именно библиотеки обеспечивают конституционные права граждан на свободный доступ к информации. Библиотеки и библиотечная среда пользуются общественным доверием. Библиотеки являются “навигаторами” в море информации. Существующая библиотечная сеть способна обеспечить полноценный информационный обмен, используя современные информационно-коммуникационные технологии и ориентируясь на корпоративный подход. И самое главное – для библиотек управление знаниями (в традиционном понимании) всегда составляло основу деятельности: это и структурирование, и систематизирование документов, каталогизация, формирование каталогов и баз данных, обучение пользователей обращению с информацией.
 
Информационное общество – это общество знаний. Проблема управления знаниями становится ключевой при смене парадигм развития общества, при этом управление знаниями уже рассматривается в контексте коммуникаций. Для библиотек, по мнению ведущих специалистов в области информации, управление коммуникациями – перспективная задача.
 
Традиционные представления об управлении знаниями как статичной парадигме иерархического характера меняются, и управление знаниями рассматривается уже как динамичная коммуникативная парадигма.
 
Если библиотекой принимается такая парадигма развития, то библиотека начинает вносить реальный вклад в процесс управления знаниями, способствуя увеличению производительности, ВВП, возрастанию корпоративности, инновациям.
 
Собственно “Управление знаниями” применительно к библиотекам сегодня понимается как процесс создания, хранения, распределения и многократного использования знания с тем, чтобы дать возможность пользователям достичь поставленной цели и сформировать новое знание.
 
Что же есть знание в этом контексте? Чем оно отличается от информации? Не являются ли все эти теоретические изыскания данью моде?
 
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Тем не менее, большинство специалистов сходятся в едином мнении по поводу того, что информация и знания не синонимы, что знание есть сконцентрированная, соответствующим образом преобразованная и структурированная информация, предоставляемая в пользование с помощью коммуникационных технологий (это одна из многих дефиниций). Не будем вдаваться в подробности дебатов относительно этих понятий. Бесспорным остается то обстоятельство, что управление знаниями в 21 веке становится главным механизмом, способствующим инновационной деятельности.
 
Должны ли российские библиотеки предпринимать какие-либо радикальные меры, чтобы занять подобающее им место в формирующемся новом обществе – обществе знаний?
 
Ответ один – должны. Прежде всего, библиотека должна добиваться признания обществом как одна из ведущих институциональных структур, обеспечивающая трансляцию информации и знаний. Одного лоббирования интересов библиотеки во властных структурах – мало. Современная библиотека должна критически подойти к пересмотру своих приоритетных функций, постараться избавиться от застарелых “болезней” накопительства ресурсов. Библиотекам придется определиться, что для них является первостепенным – архивная функция или работа в режиме настоящего времени Безусловно, библиотеки обязаны сохранять доверенное им государством интеллектуальное наследие, и это аксиома, но предоставление пользователям беспрепятственного доступа к текущей информации – основное условие сохранения жизнеспособности библиотек и повышение уровня их востребованности в меняющемся мире.
 
Библиотекам следует отдавать себе отчет том, что именно нужно сегодня читателю и пользователю. Совершенно очевидно, что книга или статья (в традиционной или электронной форме) лишь частично удовлетворит пользователя. Библиография как инструментарий поиска только позволяет его сориентировать в библиотечно-информационном пространстве. Современному пользователю все больше и больше требуется сконцентрированная информация, а в перспективе знания. Это утверждение в какой-то степени иллюстрируется повышенным интересом к дайджестам, диссертациям.
 
Востребованность библиотеки также зависит от того, на кого она ориентирована. Традиционная ориентация на некое сообщество или его страты должна, вероятно, сосуществовать с ориентацией на библиотечно-информационное обслуживание конкретных институтов учреждений, фирм, корпораций) и/или на информационную поддержку программ и проектов федерального и регионального уровня. Иными словами библиотека должна иметь представление о многообразии ожиданий со стороны пользователей и быть готовой соответствовать этим ожиданиям, а идеале – предвосхищать их.
 
Корпоративность – основной путь работы современной библиотеки. Причем корпоративность должна рассматриваться в самом широком контексте. Библиотеки не смогут существовать без корпоративного взаимодействия с учреждениями системы образования, науки, экономики, средств массовой информации.
 
Библиотеки должны вносить свой вклад в формирование информационного общества, обучая население извлекать знания. При этом требования к профессиональной подготовке библиотечного персона должны измениться коренным образом. В библиотеке должны работать достойно оплачиваемые эксперты, обладающие высоким уровнем профессиональной компетенции, способные быть навигаторами в информационной среде, провайдерами (коммуникаторами) информации и знаний.
 
Технологическую основу информационного общества образуют информационно-коммуникационные технологии, без развития которых библиотека обречена. Расширение информационных функций библиотеки, ориентированность как на читателя, так и на удаленного пользователя, встраивание в мировое информационное пространство, все это должно обеспечить библиотеке адекватное место в инфраструктуре современного общества. Но и здесь уже сейчас возникают препятствия. Таким труднопреодолимым препятствием является новый Федеральный закон РФ от 20 июля 2004 года № 72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”. Пункт 2 статьи 19 оговаривает условия предоставления электронных версий произведений: “Экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться по временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме”. Такой вот закон, библиотекам придется учиться его соблюдать, балансируя между правом на интеллектуальную собственность, авторским правом и потребностями пользователей. “Задача государства, - как еще раз подчеркнул М.Е. Швыдкой в своем последнем интервью, - создать условия для осуществления конституционных прав граждан: свободы творчества, свободного и равного доступа к богатствам культуры”. В данном случае государство таких условий явно не создает.
 
Несмотря на имеющиеся объективные и субъективные трудности, наш оптимизм непоколебим. И основание тому – креативные действия библиотечного сообщества.
 
Прошедшая в Аргентине в августе конференция ИФЛА, только что завершившаяся Международная конференция в Сочи “Электронный век культуры” были направлены на привлечение внимания общественности к библиотекам, на определение магистральных путей их эволюции в условиях трансформирующегося общества.
 
Последовательно проводимая работа в области развития методологии библиотечного дела, интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий, привлечение внимания властных структур к проблемам информатизации библиотек, сопряженность библиотечной политики со стратегиями развития образования и науки должна и может способствовать повышению роли и значимости библиотек в продвижении информационного общества России.
 
БИБЛИОГРАФИЯ:
 
Федеральная целевая программа “Электронная Россия (2002 – 2010 годы”, Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65
 
Концепция Федеральной целевой программы “Развитие информатизации в России на период до 2010 года”. Министерство промышленности, науки и технологий Российской федерации
 
Проект концепции формирования информационного общества, одобрен решением Государственной комиссией по информатизации при Государственном комитете Российской федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32
 
Программа развития информационного общества в России(РИО Центр) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 г.
 
Руководящие принципы политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами. Подготовлено Полом Ф. Улиром. - Париж: ЮНЕСКО, 2004,- VIII. 39 с.
 
Юнеско об информационном обществе: основные документы и материалы /UNESCO Publications for the World Summit of the Information Society. - СПб: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российской комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, РНБ. 2004. - 120 с.
 
Всемирный Саммит по информационному обществу: Министерство культуры и массовых коммуникаций, Российский комитет Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, РНБ. - СПб, 2004. - 135 с.
 
Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004 г. №72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, Принят Государственной Думой 25 июня 2004 года, Одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 года Ст 19. п. 2.
 
М. Швыдкой. Возвращение назад было бы неверным- Время новостей № 153, 26 августа 2004 г.
 
О.Н. Вершинская, Т.В. Ершова Информационное общество в России как проблема социально- политического выбора и общественной инициативы /www. Socio.ru/wr/
 
Римашевская Н.М., Вершинская О.Н. Этноэкономика – новая “старая” наука // Народонаселение. - 1999, с. 3 - 4
 
Еременко Д.В. Проблемы развития информационного общества в России - Инф. сайт Российского представительства Фонда Конрада Аденауэра
 
Иванов Д.В. Виртуализация общества /http: lib.ru/Politolog/ivanov_d_v.txt
 
Милованцев Д.А. Общественные предпосылки становления информационного общества в России // Свободная мысль – XXI. – 2003. - № 11. - с. 57 - 66.
 
Деревянко Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессии ( По материалам заруб. печати 1998 - 1999)// Библиотековедение. - 2000. - № 2. - С. 8 - 11.
 
Гапоненко А.Л. Управление знаниями. - М.: ИПК госслужбы. - 2001. - 52 с.
 
Фрэнк Уэбстер. Публичные библиотеки как институт информационного общества. - НТИ, Сер. 1, № 6, 2004. - с. 3 - 8.
 
Гордукалова Г.Ф. Технологии управления знаниями на предприятиях. – НТИ. Сер.1 № 8. 2004. - с. 17 - 26.
 
Knowledge Management. Libraries and Librarians Taking UP the Challenge. Ed. By Hans-Christoph Hobohm (International Federation of Library Associations and Institutions). - Munchen: Saur, 2004. - 220 p.
 
Rainer Kuhlen. Change of Paradigm in Knowledge and Management – Framework for the Collaborative Production and Exchange of Knowledge / Plenary Session, Sunday 03 August 2003, of the World Library and Information Congress: 69-th IFLA General Conference and Council. Berlin, 2003.
 
Michael E.D. Koenig. Knowledge Management. User Education and Librarianship – 67-th IFLA general Conference in Boston, August 2001.
 
Elisabeth Davenport. Organization, Knowledge Management and Libraries Users, Opportunities and Challenge/ the Knowledge Management Workshop of IFLA, Glasgow, August, 2002.
 
Christine Deschamps. Librarians Help Bridge Digital Drive/ Call for UN World Summit on the Information Society - 28 May 2003, IFLA HQ, the Hague, Netherlands.
 
Tatiana White. Knowledge Management in an Academic Library based on the Case Study “KM within OULS”/ World Library and Information congress, 70-th IFLA General Conference and Council.
 
Gray Southon and Ross Todd. Library and Information Professionals and Knowledge Management: Conceptions, Challenges and Conflicts/ the Australian Library Journal, v. 50, issue 2, p. 1 - 18.
 
Окинавская Хартия глобального информационного общества: Kyushu-Okinawa Summit Meeting, 2000 / Okinawa Charter on Global Information Society  

Распечатать страницу ...