Т.Г. Алесюк. Создание равного доступа к информации для лиц с ограниченными физическими возможностями с помощью новейших компьютерных технологий

СОЗДАНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
С ПОМОЩЬЮ НОВЕЙШИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 
Т.Г. Алесюк - Директор Смоленской областной специальной библиотеки для слепых

В философских словарях мы не найдем понятия “инвалид”, “инвалидность”, - эти слова употребляются в сугубо медицинском контексте и характеризуют состояние здоровья человека. Тем не менее, инвалидность - это проблема, нуждающаяся в философском осмыслении, т.к. касается не одного человека, и даже не части общества, а человечества в целом. Это дорогая цена, которую платит цивилизация за научно-технический прогресс, загрязнение окружающей среды, войны... И с каждым годом динамика инвалидности прогрессирует. Социальные программы, направленные на решение проблем инвалидности, будут успешными при условии изменения отношения к этим проблемам, воспитания в обществе нового понимания феномена инвалидности, изменении отношения к этим проблемам, воспитания в обществе нового понимания феномена инвалидности, изменении социального статуса человека с инвалидностью.
 
Концепция социальной помощи людям с инвалидностью должна определяться идеей расширения жизненного пространства инвалидов, создания “поля возможностей”, условий для полноценной и содержательной жизни, реализации глубинных потребностей личности.
 
Дело информационного обеспечения инвалидов поднято на уровень государственной политики. Информационное пространство, которое создается сегодня посредством компьютеризации - это поле коммуникации, “окно в мир” для людей с ограниченными физическими возможностями. Для инвалида это значит многое: общение, включенность в общественную жизнь, приобщение к мировой культуре, возможность получить образование и работу. Также и для людей с ослабленным зрением и слепых тифлотехника, “говорящие” и брайлевские книги не роскошь, а первичная необходимость. Поэтому главным принципом библиотечного обслуживания инвалидов в нашей библиотеке является создание им равного доступа к информации, предоставляя литературу различной тематики на любых носителях (“говорящие”, рельефно-точечные, плоскопечатные, напечатанные укрупненным шрифтом и тифлотехника).
 
Процесс компьютеризации, охвативший все сферы жизнедеятельности человека, повлек за собой изменение основных целей, функций и принципов деятельности библиотек для слепых. Не стала исключением и наша библиотека, которая ведет планомерную работу в этом направлении.
 
Прежде всего, это электронный каталог на все виды вновь поступающих изданий, подключение к Интернет, использование электронной почты и канала правовой информации.
 
Специальный компьютер, оснащенный тифлотехническими средствами (брайлевская строка, синтезатор речи), позволяет незрячему пользоваться им наравне со зрячим.
 
Продолжая работу над компьютеризацией библиотеки, коллектив в 2000 году выиграл грант Президента, представив на конкурс проект “Информационный тифлоцентр”. Полученное вознаграждение позволило увеличить число компьютерной и тифлотехники, приобрести специальные программы для обучения незрячих.
 
В 2003 году был открыт тифлометодический отдел. С его открытием появилась возможность выделить в отдельное направление работу с детьми. Была проделана большая работа по выявлению детей - инвалидов по зрению, установлены контакты с родителями. Выявленные дети разделены на возрастные группы, в соответствии с которыми проводятся занятия.
 
С дошкольниками ведутся коррекционно-развивающие занятия, подготовка детей к изучению системы Брайля. Цель таких занятий - приобщение детей - инвалидов по зрению к социуму через игру и занятия на компьютере. К концу учебного года дошкольники (дети 5 - 6 лет) хорошо ориентируются в понятиях: форма, цвет, направление; умеют работать с мышью, знают основные части компьютера. Дети могут решать простые логические задачи, повышается уровень развития мелкой моторики рук.
 
С детьми младшего школьного возраста ведутся развивающие занятия, посредством овладения компьютерной грамотностью.
 
Для занятий используются обучающие диски для младших школьников (“Мир информатики” и др.), где в доступной и игровой форме излагаются основные понятия компьютерной грамотности. К концу года дети знают основные части компьютера, умеют их находить, знают их основные функции, хорошо работают мышью, запускают программу с рабочего стола, имеют общее представление о текстовых и графических редакторах.
 
С детьми среднего и старшего школьного возраста проводятся занятия по освоению компьютерной грамотности с целью облегчения получения образования и получения равного доступа к информации. Занятия проводятся индивидуально, исходя из уровня подготовки подростка. При обучении используется синтезатор речи (программа экранного доступа). При изучении клавиатуры используется слепой десятипальцевый метод, что позволяет самостоятельно слабовидящим набирать тексты любой сложности.
 
К концу года практически все подростки умеют запустить нужную программу и открыть документ. Большинство из них умеют копировать, создавать, вырезать, удалять папки и файлы. Слепым десятипальцевым методом овладевают все дети. Владение текстовым редактором Word находится на разном уровне развития, однако все дети могут выполнять простейшие операции в текстовом редакторе. Некоторые дети овладевают навыками работы в графическом редакторе Paint и с таблицами Exel, а также получают общее представление о Всемирной сети Интернет.
 
В настоящее время коллектив библиотеки работает над осуществлением проекта “Формирование открытого доступа к информации детей с нарушениями зрения посредством создания Центра информационного развития”. Цель такого Центра - создание равного доступа к информации с помощью новейших компьютерных технологий, повышение образовательного и правового уровня, консультирование детей и родителей по вопросам инвалидности, специального образования и профессиональной ориентации.
 
Таким образом, создавая равный доступ к информации лицам с ограниченными физическими возможностями с помощью новейших компьютерных технологий, коллектив библиотеки для слепых осуществляет одно из главных направлений в своей работе. Это социальная реабилитация инвалидов, взрослых и детей, адаптация в окружающей жизни, помощь в обучении, в выборе профессии и в решении проблем общения и досуга.  

Распечатать страницу ...