М.Л. Сухотина. Интернет-сайт как средство продвижения ресурсов по культуре и искусству на рынке информационной продукции

ИНТЕРНЕТ-САЙТ КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ РЕСУРСОВ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ
НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
 
М.Л. Сухотина - старший научный сотрудник НИЦ Информкультура
Российской государственной библиотеки

Интернет как электронная среда (виртуальное информационное пространство) хранения и накопления информации в последнее время очень востребован различными категориями пользователей. Интернет стал представлять собой своеобразное транспортное средство для обмена электронными данными (базы данных, сообщения, тексты) представленными как в off-line, так и в on-line формах.
 
Доступ пользователей к информационным ресурсам в электронной форме имеет ряд преимуществ перед доступом к ресурсам в традиционной форме:
 
    · возможность обращения к ресурсам одновременно большого количества пользователей независимо от их местонахождения, круглосуточная работа;
 
    · оперативное общение продавцов (держателей) сайта с покупателями (пользователями), прямой контакт без посредников;
 
    · персональное обслуживание, самообслуживание (on-line доступ);
 
    · низкие затраты (стоимость электронных продуктов/услуг дешевле аналогичных в традиционной форме).
 
Постепенно, включаясь в общий рынок электронной продукции (диски,CD-ROM), информация представленная в виртуальной среде становится товаром. Процесс этот неизбежен, так как у пользователей возникает необходимость в круглосуточном доступе и получении информации в удобное время, за короткий срок.
 
Продвижение товаров в условиях электронного рынка включает традиционные, используемые физическими рынками элементы (реклама, личные контакты, продвижение, или известность на традиционном рынке).
 
Возникают и развиваются новые виды продвижения, присущие только электронному рынку (интерактивность, on-line коммерческие операции). Главное, чтобы пользователь смог разобраться в порядке заказа/приобретения или оплаты товаров через Интернет.
 
Электронная коммерция – одно из наиболее быстро развивающихся направлений применения всемирной сети Интернет. Ее технической основой являются современные сетевые технологии (электронная почта, различные протоколы передачи данных (FTP и т.п.). Суть ее заключается в использовании единого информационного пространства Интернет для повышения эффективности общения между участниками коммерческих операций (держателями информации и пользователями, между деловыми партнерами и т.д.). С точки зрения значимой для наибольшего числа пользователей, к самой важной области электронной коммерции, можно отнести электронную торговлю - технологию продвижения товаров и услуг с использованием Интернет.
 
Возможность доступа в Интернет связана с приобретением оборудования и определенным уровнем подготовки пользователей, характеризующий более высокий уровень доходов и образования, чем просто покупателя на традиционном рынке.
 
Принято считать, что основным регулятором спроса выступает цена товара. На сегодняшний день, в сфере культуры потребитель ищет уже не столько дешевизны, сколько качества информационной услуги, сопутствующий комфорт и престиж.
 
Интернет-сайт как средство продвижения ресурсов по культуре и искусству может решать разные задачи:
 
1. Распространение контактной, рекламной и справочной информации об организации, товарах и услугах. В зависимости от рода деятельности, структуры услуг и круга потенциальных клиентов информация может включать:
 
    · описание деятельности организации с контактной информацией;
 
    · перечень/каталог информационных продуктов и услуг;
 
    · новости, как самой организации, так и ее партнеров;
 
    · рекламу.
 
2. Обслуживание существующих и потенциальных клиентов (предоставление on-line доступа).
 
Требует от держателей сайта поддержки как актуальной контентной составляющей сайта, так и информации о стоимости, ассортименте предоставляемых продуктов и услуг. Сайт с Прейскурантом/перечнем предоставляемых продуктов и услуг, интерактивным механизмом отбора и расчета итоговой стоимости может облегчить работу пользователю самостоятельно формировать корзину заказа.
 
Многим пользователям удобнее "листать" сайт и знакомиться с перечнем продуктов и услуг, а не подбирать или выяснять их стоимость, периодичность выхода "в свет" и т.п. по телефону. Особенно это касается ресурсов и продуктов, требующих сравнения по множеству параметров. Такой механизм on-line запроса-заказа в сети - очень удобен!
 
3. Повышение эффективности взаимодействия как внутри самой организации, так и взаимодействия организации с внешним миром.
 
Если вся деятельность организации сосредоточена в одном месте и имеет не сложную иерархическую структуру, существенных проблем обычно не возникает, но как только появляется разветвленная структурная сеть, эффективность взаимодействия снижается. Часто, не всегда можно быть в курсе всех работ, происходящих внутри самой организации. Телефонной связи оказывается недостаточно (сотрудники не всегда могут присутствовать/находиться на рабочих местах, возможно разница во времени (часовые пояса)) и на поиск нужной информации уходит драгоценное время. Настойчивый человек сможет найти нужную информацию, весь вопрос - за какое количество времени и будет ли она актуальна для него. По телефонной/факсовой связи нельзя передать большой объем информации или документы, телефонная связь с каждым годом дорожает и на помощь приходит Интернет - доступный в любое время суток.
 
Надеюсь, многие из Вас встречали такие словосочетания как Интернет-магазин, магазин on-line, а может, кто-то пользовался услугами таких магазинов. Несколько лет они существуют в сети Рунет и предлагают широкий набор разнообразных материальных по своей сути продуктов/товаров.
 
В сети представлен перечень компаний, или так называемый “Белый рейтинг” добросовестных предприятий, использующих Интернет для продвижения и продажи потребительских товаров и услуг. Вы можете познакомиться с наименованиями и адресами сайтов, которые имеют интерактивный Прейскурант с возможностью формирования “потребительской корзины”. Приведу несколько примеров. Это Система лекарственного обеспечения “Симплекс”, Спортивный интернет-магазин с доставкой товаров на дом, Бронирование гостиниц в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах.
 
Обычно, пользователям на таких сайтах предлагается поисковая система, включающая: перечень продуктов с краткими аннотациями, стоимость, возможность оформить заказ (отбор в корзину) и далее off-line форма оплаты заказа. После подтверждения оплаты продукт/товар направляется покупателю (так называемая система “пакетной доставки”).
 
Активное распространение и продажа интеллектуальной продукции через интерактивные торговые системы в сети Рунет только начинается.
 
В 2001 г. Информкультура осуществила попытку создания электронной торговой системы и предоставления on-line доступа пользователям к информационной продукции через web-site "Информкультура".
 
Интерактивная торговая система информационного обеспечения является комплексной, мультифункциональной системой, не только обеспечивающая межрегиональную информационную поддержку СНИКИ, но и содействующую расширению и распространению информации по культуре и искусству среди различных категорий пользователей внутри каждого региона.
 
Электронная торговая система включает в себя:
 
· систему администрирования/управления (регистрация пользователей, прием и обработка заказов, отслеживание финансовых операций, статистику);
 
· систему коммерческого доступа пользователей к информации on-line и ее передачу по зарегистрированному персональному паролю.
 
... а также предусматривает:
 
· внедрение и предоставление в информационной среде культуры и искусства современных информационных технологии, в частности, новых форм/методов получения информация;
 
· более эффективно и быстро доводить до пользователей содержание (контент) информационных ресурсов;
 
· обеспечивать on-line доступ к информации из достоверны и качественных информационных ресурсов;
 
· переходить от информированности обо всем к информированию по конкретной потребности ("под заказ").
 
За прошедшее время, отлаженная и зарекомендовавшая себя с хорошей стороны торговая система предоставила возможность пользователям самостоятельно формировать заказ-запрос из предлагаемого перечня продуктов и услуг и получать/скачивать необходимую информацию в электронном виде на основе Договора на предоставление информации по культуре и искусству пользователям Интернет в режиме on-line.
 
Отбор и просмотр всех ресурсов на сайте осуществляется бесплатно. Оплата взымается только за абонентное обслуживание пользователей, которые обеспечиваются интересующей их информацией в электронном виде на основе Договора.
 
На сегодняшний день, важнейшим показателем эффективности работы системы является ее практический эффект:
 
· доступность в работе;
 
· возможность использования полученной информации как в дальнейшей работе так и в обслуживании пользователей на платной основе;
 
· наглядное обучение и практическое руководство по работе в системе электронной торговли.
 
Пользователь, попадая в интерактивный Прейскурант получает возможность ознакомиться с перечнем и стоимостью предоставляемых продуктов и услуг Информкультуры. Далее, по-своему усмотрению, пользователь оформляет on-line заказ. Отбор осуществляется через специальный модуль заказа - корзину и торговая система автоматически формирует персональный оперативный коммерческий портфель заказа. Собранный портфель включает следующие сведения: наименования продукта/услуги, кол - во экземпляров и автоматический расчет итоговой стоимости. Далее, оформляется заказ.
 
Существует две формы для заполнения пользовательских реквизитов – для частных лиц и корпоративных клиентов. Включаются сведения о заказчике: ФИО или полное наименование организации, почтовый адрес, контактные данные и др. сведения.
 
Пользователь получает документ, подтверждающий сформированный заказ, содержащий: дату заказа, № заказа, информацию о заказчике, контактные данные, наименование заказа и др. сведения. Администратор бизнес-процессов - копию и квиток прохождения заказа на дальнейшую обработку, сопровождение и поддержку on-line доступа корпоративных клиентов и частных лиц к коммерческим продуктам и услугам Информкультуры.
 
Блок Администрирования бизнес-процессов. С его помощью отслеживается текущее состояние той или иной on-line операции проводимой абонентами, ведется учет статистических данных посещения сайта. Содержится информация об абонентах, заказчиках и заказах, проводятся виртуальные финансовые операции (открытие и пополнение счета).
 
Рассмотрим на примерах, как по абонентскому Договору, пользователь получает/скачивает интересующую информацию.
 
Пример абонентского on-line доступа к текстовой информации представленной на сайте "Информкультура" в разделе "Аналитические сборники".
 
Пользователя интересует статья из аналитического сборника. Для сохранения ее на компьютер необходимо выбрать стилизованный значок корзины (впереди наименования статьи), на экране появится сообщение о подтверждении заказа. Затем, окно Абонентского доступа в котором вводиться зарегистрированный адрес e-mail и персональный пароль доступа. После подтверждения пароля, пользователю выходит сообщение, подтверждающее выполнение заказа.
 
Пример абонентского on-line доступа к реферативно-библиографической информации представленной на сайте "Информкультура" в Электронном каталоге реферативно-библиографических ресурсов.
 
Выбрав по Рубрикатору тему и уточнив поиск внутри рубрики по периоду и языку публикации, типу документа/источника, составу описания документа (ОД) в аннотированно-реферированном форматах, пользователь получает перечень отобранных документов/записей по заданным параметрам.
 
Результаты поиска отображаются в виде блок-подсказки, содержащей краткие сведения о только что проведенном отборе с перечнем реферативно-библиографических записей. После чего, пользователь имеет возможность отобрать записи в персональную "корзину заказа" и сохранить их на компьютер или файл печати. На этой процедуре завершается коммерческий on-line доступ к получению/скачиванию информации из ЭК
.
 
Новые технологии - это удобный инструмент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет коммуникацию, стимулирует создание сетей и обмен информацией. Новые средства коммуникации повышают интерес, делают более доступными традиционные виды культурной деятельности, способствуют лучшей информированности о них.
 
Электронная торговая система моделирует такую систему продаж, главным свойством которой является девиз: "В удобное время, в нужное место".
 
Если Вы заинтересованы в получении оперативной информации on-line, будем рады видеть Вас в числе зарегистрированных подписчиков Информкультуры!  

Распечатать страницу ...