Важнейшая задача библиотек в современном мире – обеспечение свободного и неограниченного
доступа к информации, а также сохранение источников информации, то есть к
традиционным вековым задачам сохранности и приумножения книжных собраний
добавляются задачи информационных центров, обладающих мощными информационными
базами данных и обеспечивающих использование мировых информационных сетей и
банков данных. Исходя из этого, формируются задачи вузовской библиотеки,
определяется система приоритетов.
В «Положении о библиотеке высшего учебного заведения» определены ее задачи:
«Библиотека является одним из ведущих структурных подразделений вуза,
обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и
научные исследования, а также является центром распространения знаний,
духовного и интеллектуального общения». Одна из важнейших функций вузовской
библиотеки – информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса.
Библиотечное информационное обслуживание направлено, прежде всего, на
стратегически важные процессы деятельности вуза: управление, преподавание,
организацию самостоятельной работы студентов, исследования по важнейшим проблемам науки и представляет собой многомерное явление,
состоящее из нескольких взаимосвязанных между собой процессов: грамотно выбранной политики комплектования библиотечного фонда, организации справочно-информационного обеспечения, предусматривающего раскрытие
библиотечных фондов посредством баз данных, каталогов, картотек и т.д. и предоставлении, таким образом, необходимой информации своим пользователям.
Следовательно, первостепенной задачей, стоящей перед библиотекой вуза, является формирование ее основного фонда документов, соответствующего профилю вуза, согласно его учебных планов и программ.
Выполнение этой главной задачи регламентируется законодательным документом Министерства образования РФ от 28 апреля 2000 года «Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного
заведения». Стремясь к повышению уровня информационного обеспечения учебного
процесса и научной деятельности, библиотека работает в тесном контакте с
кафедрами и службами института при определении направлений комплектования, базирующиеся на изучении учебных планов и программ вуза, колледжа, детской школы искусств. Участия в заседаниях кафедр, встречи с руководством
подразделений и индивидуальная работа с преподавателями помогают уточнять тематику индивидуальных запросов читателей, формировать активно используемые фонды, обеспечивать высокий уровень удовлетворения потребностей читателей и проводить работу по комплектованию и доукомплектованию учебного фонда
библиотеки. Фонд вузовской библиотеки создается как единый библиотечный фонд в
соответствии с тематическим планом комплектования и картотекой книгообеспеченности учебного процесса. На протяжении последних лет фонд библиотеки пополнялся ежемесячно. Ежегодный объем подписки достигает более 60 наименований. Из них 35% составляют научные периодические издания. С января 2003 года в библиотеку
поступают 7 серий Вестника МГУ (среди них: «Философия», «Политология», «Социология», «Право» и т.д.), «Вестник МГУКИ, журналы «Социальная работа», «Социальная педагогика» и многие другие.
Информацию о наименованиях поступающих в библиотеку периодических изданий можно получить на рекламном стенде «Наша библиотека». Последние номера поступивших журналов представлены на постоянно действующей выставке новых поступлений.
В фонде библиотеки содержится 574 экз. аудио-видеоматериалов по вопросам культуры, искусства, учебно-методические материалы, видеозаписи концертов выдающихся исполнителей и т.д.
Важным показателем деятельности вузовской библиотеки является книгообеспеченность
учебного процесса.
Министерство образования в 1999 году определило нормативы обеспеченности основной и
дополнительной литературой по всем дисциплинам. Однако при недостаточном
бюджетном финансировании и перекосах книжного рынка выдержать указанные нормативы библиотеке вуза крайне сложно. Согласно нормативным документам, количество научной литературы в фонде вузовской библиотеки должно составлять
40% от общего количества фонда. В нашей библиотеке этот показатель свыше 20%.
Но комплектование необходимой специальной профильной литературой как учебной,
так и научной, затруднено из-за недостаточного количества публикаций по проблемам социально-культурной, культурно-досуговой, библиотечно-информационной деятельности.
Книгообеспеченность дисциплин кафедры библиотечно-информационной деятельности и филологических наук составляет 80%, гуманитарных – 75%, музыкального искусства – 70% и т.д. Все данные содержатся в электронной картотеке книгообеспеченности.
Качественное обновление фонда библиотеки способствует расширению перечня информационных
услуг в рамках содействия научно- исследовательской работе профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Но удовлетворить конкретные запросы невозможно без организации соответствующих
ресурсов, а именно: создания фондов документов, справочного аппарата, различных
форм предоставления информации.
Справочно-информационным отделом библиотеки проделана большая работа по редактированию систематической картотеки статей, в которой изменены формулировки рубрик, тематических разделов согласно новым понятиям и определениям в различных отраслях наук. Кроме того, учитывались темы запросов, поступающих от студентов и преподавателей. Качественно изменилась наполняемость разделов. Расписаны все актуальные статьи из периодических и информационных изданий по темам разделов картотеки. Все это позволяет увеличить количество релевантных ответов на запросы (100 из 129).
С целью наиболее полного раскрытия фонда в библиотеке регулярно в соответствии с
планом работы организуются книжно- иллюстративные выставки, выставки-просмотры.
По мере поступления новых изданий в читальном зале библиотеки организуются и
проводятся Дни информации о новых
поступлениях, День художника, День музыканта, День хореографа и др. С каждым
Днем информации прослеживается тенденция к увеличению числа посетителей этого
мероприятия, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, что
объясняется качеством предоставляемой информации и все возрастающими
потребностями в ней со стороны пользователей.
Библиотека раскрывает свои фонды, предоставляя информацию об имеющихся в их составе
документах, посредством организации и ведения каталогов и картотек. Отредактированы и предоставлены студентам в помощь подготовки к семинарским занятиям и написанию курсовых и дипломных работ картотека статей по
библиотечному делу и социально-культурной деятельности. Кроме того, используя
возможности программы «Библиотека 5.0», позволяющие создавать компьютерные базы
данных статей, сведения о многих публикациях уже занесены в электронный каталог, что позволяет студентам и преподавателям осуществлять поиск информации по интересующим их темам, используя тезаурус ключевых слов,
предметных рубрик, подрубрик и т.д.
В условиях меняющейся социокультурной реальности возрастают требования к научным исследованиям в сфере культуры и искусства, так как без солидной научной базы невозможно
практическое решение актуальных проблем, стоящих перед обществом в области
культуры.
Качественное обновление фонда библиотеки
способствует расширению перечня информационных услуг в рамках содействия учебному процессу и научно-исследовательской работе
профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Библиотека
ведет работу в системе дифференцированного обслуживания (ДОР) и избирательного распространения информации (ИРИ). Все темы научных исследований преподавателей и студентов института отражены в картотеке абонентов ДОР и ИРИ, ведется работа по
составлению информационных списков по отраженным в картотеке темам. Проделана
большая работа по созданию электронной
базы данных дипломных работ студентов, ведется картотека авторефератов диссертаций в электронной форме. По мере новых поступлений выпускается информационный бюллетень новых поступлений, который периодически распространяется по кафедрам и размещается на информационном стенде. Сотрудниками справочно-информационного отдела проводятся обзоры новой литературы на заседаниях кафедр, обзоры периодических издании и других видов документов по темам, недостаточно обеспеченными учебными изданиями (менеджмент
социально-культурной сферы, организация культурно-досуговой деятельности за
рубежом и т.д.)
В современных условиях информационное обеспечение можно рассматривать в качестве
одного из ведущих принципов повышения качества образования.
Активно сотрудничает библиотека вуза с Сектором научной информации по культуре и
искусству (СНИКИ) Смоленской областной универсальной библиотеки, который является ведущим информационным центром по отраслевым проблемам и содействует средствами информации формированию и реализации региональной культурной политики, активизации культурной деятельности в регионе, повышению профессионального уровня специалистов культуры, проведению научных исследований
по актуальным темам.
Важную, необходимую преподавателям и студентам информацию содержат: справка «Культурная
жизнь Смоленской области», список новых поступлений «Специалистам культуры, искусства и творческих союзов», «Тематический список неопубликованных материалов», в которых формируется наиболее полная картина культурной жизни региона.
Значительный блок информации представлен СОУБ в «Календаре знаменательных и памятных дат».
Востребованы материалы корпоративного ресурсного центра «Культура – сетевое партнерство», в частности – еженедельный информационный бюллетень «Смоленск. Регион. Культура».
Наиболее актуальным направлением является представительство культурных ресурсов
Смоленского региона в Интернет на сайте «Культура Смоленщины».
Целенаправленно ведется работа по формированию информационной культуры пользователей библиотеки путем индивидуального обучения студентов навыкам пользования электронным
каталогом, традиционными карточными каталогами и картотеками и в рамках курса «Информационная культура», который включен в учебные планы по всем специальностям колледжа и вуза. В рамках этого курса студенты приобретают навыки работы с информацией (поиск, оценка, практическое применение).
Справочно-информационное обслуживание и его совершенствование неразрывно связано с применением и развитием новых информационных технологий, освоение которых начато библиотекой в 2001 г. Это еще один приоритет в нашей деятельности. На сегодняшний день
компьютерные технологии используются в подсистемах: комплектование, научная обработка документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Читатели имеют доступ к трем базам данных: Книги, Статьи, Авторефераты диссертаций. Электронный каталог содержит свыше 3,5 тысяч библиографических
записей.
Высшее образование сегодня, прежде всего, ориентирует студентов на изучение новейших
технологий, законов исторического развития общества, культуры, этики взаимоотношений и многого другого, без чего не может состояться современный выпускник высшего учебного заведения.
Достижение этого возможно за счет внедрения действенных форм обучения, повышения эффективности индивидуальной, творческой и самостоятельной работы студентов.
Активно используются современные и6нформационные технологии и в учебном процессе. В Смоленском государственном институте искусств оборудованы 2 специализированные лаборатории: «Компьютерного дизайна» и «Музыкальной информатики».
Через сервер администрации Смоленской области имеется выход в Интернет, он активно
используется профессорско-преподавательским составом института в научной и учебно-методической работе.
В настоящее время оборудован Интернет-класс. Это позволит сделать интернет-ресурсы доступными и для всех студентов, и активно использовать их в учебном процессе.
Однако в вопросах информационного обеспечения учебного процесса в нашем вузе есть
нерешенные проблемы.
Проблема оперативного доступа к смежным по профилю изданиям, отсутствующим в библиотеке
Смоленского государственного института искусств, могла бы быть решена путем
сетевого взаимодействия, обмена ресурсами с целью всестороннего удовлетворения
читателей необходимой информацией по интересующим вопросам.
Одним из вариантов выхода из создавшегося положения является создание корпоративных
каталогов библиотек региона, использование сети Интернет для удаленного доступа
к ресурсам других библиотек. Сегодня неизбежен и абсолютно необходим переход к
широкому использованию и предоставлению пользователям электронных версий
полных текстов документов. Так, например, существующая в Интернет «Научная электронная библиотека для российских ученых» обеспечивает доступ к полным текстам публикаций более 1000 периодических изданий, включая и удаленный доступ к архивам, и является единственной в России онлайновой библиотекой, фонды которой полностью доступны
удаленному пользователю.
Вузовская библиотека при правильной постановке дела может стать информационно-технологическим центром, организующим и обеспечивающим
информационную поддержку образовательных и научно-исследовательских процессов.
Речь идет о том, чтобы усилить информационно-управленческую роль вузовской библиотеки, активизировать взаимосвязи учебного процесса,
редакционно-издательского отдела с вузовской библиотекой, обеспечить информационные контакты между вузами через библиотеку, рассматривая последнюю как депозитарий электронных версий учебных, научных изданий и других материалов, подготавливаемых вузом, как центр интернет-технологий, применяемых в учебной и научной деятельности вуза.