Г.В. Максименкова, Е.В. Горбуль. Информационное обеспечение учебного процесса в Смоленском государственном институте искусств

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ
 
Г.В. Максименкова - доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности;
Е.В. Горбуль - старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Смоленского государственного института искусств

Важнейшая задача библиотек в современном мире – обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, а также сохранение источников информации, то есть к традиционным вековым задачам сохранности и приумножения книжных собраний добавляются задачи информационных центров, обладающих мощными информационными базами данных и обеспечивающих использование мировых информационных сетей и банков данных. Исходя из этого, формируются задачи вузовской библиотеки, определяется система приоритетов.
 
В «Положении о библиотеке высшего учебного заведения» определены ее задачи: «Библиотека является одним из ведущих структурных подразделений вуза, обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также является центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения». Одна из важнейших функций вузовской библиотеки – информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса. Библиотечное информационное обслуживание направлено, прежде всего, на стратегически важные процессы деятельности вуза: управление, преподавание, организацию самостоятельной работы студентов, исследования по важнейшим проблемам науки и представляет собой многомерное явление, состоящее из нескольких взаимосвязанных между собой процессов: грамотно выбранной политики комплектования библиотечного фонда, организации справочно-информационного обеспечения, предусматривающего раскрытие библиотечных фондов посредством баз данных, каталогов, картотек и т.д. и предоставлении, таким образом, необходимой информации своим пользователям.
 
Следовательно, первостепенной задачей, стоящей перед библиотекой вуза, является формирование ее основного фонда документов, соответствующего профилю вуза, согласно его учебных планов и программ.
 
Выполнение этой главной задачи регламентируется законодательным документом Министерства образования РФ от 28 апреля 2000 года «Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения». Стремясь к повышению уровня информационного обеспечения учебного процесса и научной деятельности, библиотека работает в тесном контакте с кафедрами и службами института при определении направлений комплектования, базирующиеся на изучении учебных планов и программ вуза, колледжа, детской школы искусств. Участия в заседаниях кафедр, встречи с руководством подразделений и индивидуальная работа с преподавателями помогают уточнять тематику индивидуальных запросов читателей, формировать активно используемые фонды, обеспечивать высокий уровень удовлетворения потребностей читателей и проводить работу по комплектованию и доукомплектованию учебного фонда библиотеки. Фонд вузовской библиотеки создается как единый библиотечный фонд в соответствии с тематическим планом комплектования и картотекой книгообеспеченности учебного процесса. На протяжении последних лет фонд библиотеки пополнялся ежемесячно. Ежегодный объем подписки достигает более 60 наименований. Из них 35% составляют научные периодические издания. С января 2003 года в библиотеку поступают 7 серий Вестника МГУ (среди них: «Философия», «Политология», «Социология», «Право» и т.д.), «Вестник МГУКИ, журналы «Социальная работа», «Социальная педагогика» и многие другие.
 
Информацию о наименованиях поступающих в библиотеку периодических изданий можно получить на рекламном стенде «Наша библиотека». Последние номера поступивших журналов представлены на постоянно действующей выставке новых поступлений.
 
В фонде библиотеки содержится 574 экз. аудио-видеоматериалов по вопросам культуры, искусства, учебно-методические материалы, видеозаписи концертов выдающихся исполнителей и т.д.
 
Важным показателем деятельности вузовской библиотеки является книгообеспеченность учебного процесса.
 
Министерство образования в 1999 году определило нормативы обеспеченности основной и дополнительной литературой по всем дисциплинам. Однако при недостаточном бюджетном финансировании и перекосах книжного рынка выдержать указанные нормативы библиотеке вуза крайне сложно. Согласно нормативным документам, количество научной литературы в фонде вузовской библиотеки должно составлять 40% от общего количества фонда. В нашей библиотеке этот показатель свыше 20%. Но комплектование необходимой специальной профильной литературой как учебной, так и научной, затруднено из-за недостаточного количества публикаций по проблемам социально-культурной, культурно-досуговой, библиотечно-информационной деятельности.
 
Книгообеспеченность дисциплин кафедры библиотечно-информационной деятельности и филологических наук составляет 80%, гуманитарных – 75%, музыкального искусства – 70% и т.д. Все данные содержатся в электронной картотеке книгообеспеченности.
 
Качественное обновление фонда библиотеки способствует расширению перечня информационных услуг в рамках содействия научно- исследовательской работе профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Но удовлетворить конкретные запросы невозможно без организации соответствующих ресурсов, а именно: создания фондов документов, справочного аппарата, различных форм предоставления информации.
 
Справочно-информационным отделом библиотеки проделана большая работа по редактированию систематической картотеки статей, в которой изменены формулировки рубрик, тематических разделов согласно новым понятиям и определениям в различных отраслях наук. Кроме того, учитывались темы запросов, поступающих от студентов и преподавателей. Качественно изменилась наполняемость разделов. Расписаны все актуальные статьи из периодических и информационных изданий по темам разделов картотеки. Все это позволяет увеличить количество релевантных ответов на запросы (100 из 129).
 
С целью наиболее полного раскрытия фонда в библиотеке регулярно в соответствии с планом работы организуются книжно- иллюстративные выставки, выставки-просмотры. По мере поступления новых изданий в читальном зале библиотеки организуются и проводятся Дни информации о новых поступлениях, День художника, День музыканта, День хореографа и др. С каждым Днем информации прослеживается тенденция к увеличению числа посетителей этого мероприятия, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, что объясняется качеством предоставляемой информации и все возрастающими потребностями в ней со стороны пользователей.
 
Библиотека раскрывает свои фонды, предоставляя информацию об имеющихся в их составе документах, посредством организации и ведения каталогов и картотек. Отредактированы и предоставлены студентам в помощь подготовки к семинарским занятиям и написанию курсовых и дипломных работ картотека статей по библиотечному делу и социально-культурной деятельности. Кроме того, используя возможности программы «Библиотека 5.0», позволяющие создавать компьютерные базы данных статей, сведения о многих публикациях уже занесены в электронный каталог, что позволяет студентам и преподавателям осуществлять поиск информации по интересующим их темам, используя тезаурус ключевых слов, предметных рубрик, подрубрик и т.д.
 
В условиях меняющейся социокультурной реальности возрастают требования к научным исследованиям в сфере культуры и искусства, так как без солидной научной базы невозможно практическое решение актуальных проблем, стоящих перед обществом в области культуры.
 
Качественное обновление фонда библиотеки способствует расширению перечня информационных услуг в рамках содействия учебному процессу и научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Библиотека ведет работу в системе дифференцированного обслуживания (ДОР) и избирательного распространения информации (ИРИ). Все темы научных исследований преподавателей и студентов института отражены в картотеке абонентов ДОР и ИРИ, ведется работа по составлению информационных списков по отраженным в картотеке темам. Проделана большая работа по созданию электронной базы данных дипломных работ студентов, ведется картотека авторефератов диссертаций в электронной форме. По мере новых поступлений выпускается информационный бюллетень новых поступлений, который периодически распространяется по кафедрам и размещается на информационном стенде. Сотрудниками справочно-информационного отдела проводятся обзоры новой литературы на заседаниях кафедр, обзоры периодических издании и других видов документов по темам, недостаточно обеспеченными учебными изданиями (менеджмент социально-культурной сферы, организация культурно-досуговой деятельности за рубежом и т.д.)
 
В современных условиях информационное обеспечение можно рассматривать в качестве одного из ведущих принципов повышения качества образования.
 
Активно сотрудничает библиотека вуза с Сектором научной информации по культуре и искусству (СНИКИ) Смоленской областной универсальной библиотеки, который является ведущим информационным центром по отраслевым проблемам и содействует средствами информации формированию и реализации региональной культурной политики, активизации культурной деятельности в регионе, повышению профессионального уровня специалистов культуры, проведению научных исследований по актуальным темам.
 
Важную, необходимую преподавателям и студентам информацию содержат: справка «Культурная жизнь Смоленской области», список новых поступлений «Специалистам культуры, искусства и творческих союзов», «Тематический список неопубликованных материалов», в которых формируется наиболее полная картина культурной жизни региона.
 
Значительный блок информации представлен СОУБ в «Календаре знаменательных и памятных дат».
 
Востребованы материалы корпоративного ресурсного центра «Культура – сетевое партнерство», в частности – еженедельный информационный бюллетень «Смоленск. Регион. Культура».
 
Наиболее актуальным направлением является представительство культурных ресурсов Смоленского региона в Интернет на сайте «Культура Смоленщины».
 
Целенаправленно ведется работа по формированию информационной культуры пользователей библиотеки путем индивидуального обучения студентов навыкам пользования электронным каталогом, традиционными карточными каталогами и картотеками и в рамках курса «Информационная культура», который включен в учебные планы по всем специальностям колледжа и вуза. В рамках этого курса студенты приобретают навыки работы с информацией (поиск, оценка, практическое применение).
 
Справочно-информационное обслуживание и его совершенствование неразрывно связано с применением и развитием новых информационных технологий, освоение которых начато библиотекой в 2001 г. Это еще один приоритет в нашей деятельности. На сегодняшний день компьютерные технологии используются в подсистемах: комплектование, научная обработка документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Читатели имеют доступ к трем базам данных: Книги, Статьи, Авторефераты диссертаций. Электронный каталог содержит свыше 3,5 тысяч библиографических записей.
 
Высшее образование сегодня, прежде всего, ориентирует студентов на изучение новейших технологий, законов исторического развития общества, культуры, этики взаимоотношений и многого другого, без чего не может состояться современный выпускник высшего учебного заведения.
 
Достижение этого возможно за счет внедрения действенных форм обучения, повышения эффективности индивидуальной, творческой и самостоятельной работы студентов.
 
Активно используются современные и6нформационные технологии и в учебном процессе. В Смоленском государственном институте искусств оборудованы 2 специализированные лаборатории: «Компьютерного дизайна» и «Музыкальной информатики».
 
Через сервер администрации Смоленской области имеется выход в Интернет, он активно используется профессорско-преподавательским составом института в научной и учебно-методической работе.
 
В настоящее время оборудован Интернет-класс. Это позволит сделать интернет-ресурсы доступными и для всех студентов, и активно использовать их в учебном процессе.
 
Однако в вопросах информационного обеспечения учебного процесса в нашем вузе есть нерешенные проблемы.
 
Проблема оперативного доступа к смежным по профилю изданиям, отсутствующим в библиотеке Смоленского государственного института искусств, могла бы быть решена путем сетевого взаимодействия, обмена ресурсами с целью всестороннего удовлетворения читателей необходимой информацией по интере­сующим вопросам.
 
Одним из вариантов выхода из создавшегося положения является создание корпоративных каталогов библиотек региона, использование сети Интернет для удаленного доступа к ресурсам других библиотек. Сегодня неизбежен и абсолютно необходим переход к широкому использованию и предоставлению пользователям электрон­ных версий полных текстов документов. Так, например, существующая в Интернет «Научная электронная библиотека для российских ученых» обеспечивает доступ к полным текстам публикаций более 1000 периодических изданий, включая и удаленный доступ к ар­хивам, и является единственной в России онлайновой библиотекой, фонды которой полно­стью доступны удаленному пользователю.
 
Вузовская библиотека при правильной постановке дела может стать информационно-технологическим центром, организующим и обеспечивающим информационную поддержку образовательных и научно-исследовательских процессов. Речь идет о том, чтобы усилить информационно-управленческую роль вузовской библиотеки, активизировать взаимосвязи учебного процесса, редакционно-издательского отдела с вузовской библиотекой, обеспечить информационные контакты между вузами через библиотеку, рассматривая последнюю как депозитарий электронных версий учебных, научных изданий и других материалов, подготав­ливаемых вузом, как центр интернет-технологий, применяемых в учебной и научной дея­тельности вуза.  

Распечатать страницу ...