И.М. Ветлицына. Журнал «Обсерватория культуры» о культурологии, культуре и художественной жизни

ЖУРНАЛ «ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» О КУЛЬТУРОЛОГИИ, КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
И.М. Ветлицына - кандидат искусствоведения, зав. сектором НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки (РГБ), г. Москва.

Как известно, начиная со второй половины ХХ века, объем информации в каждой стране и в мире в целом все более возрастает, ее распространение расширяется и ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования информационного общества модернизация России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности циркулирующей здесь информации. Для современной России характерна быстрая смена социально-значимых событий, усложнение социокультурного пространства. Соответственно намного более затрудненным стал обмен информацией между разными регионами России, между различными социальными слоями и группами, между представителями различных профессий даже в одной сфере деятельности, например, в культуре. Кроме того, специализированное знание не всегда своевременно доходит до массового потребителя в доступных для него формах. Да и социально-научное знание обновляется в обществе медленнее, чем это требуется в связи со скоростью изменений во внешнем мире.
 
По-своему помочь изменению сложившейся ситуации к лучшему призван новый культурологический журнал «Обсерватория культуры». Это издание было создано не с чистого листа. Оно стало результатом многолетней работы специалистов НИЦ Информкультура над предшественниками журнала – аналитическими и реферативными периодическими изданиями, такими как «Культура в современном мире», «Наука о культуре», «Панорама культурной жизни», «Соотечественники. Русская культура вне границ». Данное счастливое обстоятельство, несомненно, усиливает позиции «Обсерватории культуры». Ведь именно тогда были выработаны принципы информационного исследования актуальных проблем современной культуры, которые теперь реализуются в журнале.
 
Со времени презентации его первого номера на расширенном заседании редакционного совета прошло почти четыре года. Тогда состоялся серьезный, заинтересованный разговор о концепции нового культурологического издания, во многом определивший его основные задачи и направления. С тех пор в свет вышли 25 номеров журнала, опубликовано почти 700 различных по жанрам материалов. Это научные статьи и аналитические обзоры, информационные сообщения и эссе, рецензии, учебные программы и прочие публикации, общим объемом около 500 учетно-издательских листов.
 
При создании журнала его редакция, прежде всего, руководствовалась целью всемерно содействовать развитию отечественного культурологического знания, формируя его концептуальное содержание, а также оказывать помощь в объединении профессиональных научных сил и в формировании нового поколения ученых, специализирующихся в проблемном поле «культура и общество». Исходя из этого, редакция журнала поставила одной из главных своих задач повышение уровня профессионализма в сфере культуры.
 
В связи с этим, усилия всех, кто участвовал в создании журнала, были направлены как на освещение ведущих тенденций в науке о культуре, на поиск новых научных идей, подходов, новых имен, так и на информирование об основных процессах в современной культуре в контексте тех глобальных изменений, которые происходят в России и мире; на представление инновационных проектов в культуре. Иными словами, журнал призван оказывать информационную поддержку всем тем, для кого культура это сфера приложения профессиональных усилий, будь то научная, образовательная, управленческая или творческая деятельность, объединяя при этом на своих страницах теорию культуры и культурную практику.
 
Начиная с самых первых номеров, журнал фокусировал свое внимание на понимании культуры, ее основ и традиций, и одновременно – на выявлении новых аспектов и форм общественной деятельности в сфере культуры. И этим «Обсерватория культуры» в известной мере выделяется на фоне других научных изданий культурологического профиля. Подобная позиция обусловила и широту охвата тем, проблем, и структуру читательской аудитории. Вместе со своими авторами и читателями журнал решал задачу создания целостного документально-информационного пространства в сфере культуры.
 
Кроме того, концептуальная основа журнала во многом предопределена междисциплинарной природой культурологического знания. А потому, журнал, каким он стал сегодня, можно числить не только по разделам культурологии и искусствознания, но и философии, социологии, истории, филологии, социальной психологии и другим разделам гуманитарного знания.
 
Важно и то, что «Обсерватория культуры» изначально создавалась как трибуна для разных точек зрения, как возможность высказаться на его страницах представителям разных сфер деятельности, школ и направлений, причем, что особенно существенно, не только столичным, но и региональным. Это позволяет представить на страницах журнала объективную картину состояния отечественной научной мысли в сфере культурологического знания.
 
Исходя из важности междисциплинарного взгляда на культуру, из многопрофильности информационного пространства, редакция и редколлегия «Обсерватории культуры» поставили и совместными усилиями в целом решили задачу привлечения авторов из разных областей гуманитарной научной мысли и разных сфер деятельности. В результате, на сегодняшний день в журнале представлены авторы по 17 специализациям из академических институтов и отраслевых НИИ, из университетов и других вузов, из органов законодательной и исполнительной власти и прочих учреждений культуры.
 
На страницах «Обсерватории культуры» печатают свои материалы исследователи разного научного статуса – от академиков до аспирантов и соискателей. За период существования журнала в нем опубликовали работы около 200 авторов, более половины которых – доктора и кандидаты наук. При этом нужно редколлегия, не взирая на наличие той или иной научной степени у автора, весьма жестко отсекает статьи недостаточно высокого уровня. В числе основных критериев их отбора – новизна и широта научного подхода автора, принципиальная междисциплинарность работ, высокий профессиональный уровень.
 
На сегодняшний день среди наших авторов – жители почти 30 регионов России и, что не менее важно, представители гуманитарного знания из восьми зарубежных стран – как ближнего (Казахстан), так и дальнего зарубежья (Аргентина, Дания, Канада, Нидерланды, Сербия, Франция и Швеция).
 
Свой значительный вклад в содержание журнала вносят и обозреватели НИЦ Информкультура. Они вводят в оборот информацию не только из отечественных, но и зарубежных источников на шести европейских языках: английском, французском, немецком, итальянском, испанском и шведском. Это дает возможность нашим читателям (и теоретикам, и практикам) не замыкаться на локальных проблемах, а использовать международный опыт для выбора стратегических направлений как в развитии науки о культуре, так и в организации культурной деятельности.
 
Какие же темы освещают обозреватели Информкультуры? Это изменение парадигмы глобальной культуры постмодерна и культурный статус молодежи в современном мире, «невзросление» как культурная стратегия и социальный феномен и процессы визуализации современной культуры, интеллектуальная жизнь зарубежных стран и проблемы межкультурного взаимодействия. В центре внимания обозревателей журнала и культурная политика, рассматриваемая в контексте глобализации культурного рынка, конкретная практика зарубежных стран в области управления развитием культуры (финансирование культуры, сохранение культурного наследия, организация фестивалей и проч.), а также различные аспекты и события культурной жизни. Не остались вне поля зрения обозревателей и новейшие формы современной культуры, такие как комиксы, мюзикл, видеоигры, виртуальные библиотеки, аудиокнига, Интернет. Мониторинг актуальных тенденций в сфере изобразительного искусства, в формировании арт-рынка, культурная жизнь на постсоветском пространстве, анализ знаковых литературных публикаций в современном социокультурном контексте – вот далеко не полный перечень наших информационных исследований.
 
Материалы от Информкультуры – это непременная составляющая содержания журнала, нередко занимающая примерно половину общего объема каждого номера. По сравнению с начальным этапом у журнала появилась тенденция в сторону большей фундаментальности и аналитичности. «Обсерватория культуры» может себе позволить публикацию солидных (до двух авторских листов), но внутренне целостных статей, чего не делают другие журналы нашего профиля.
 
Все тематическое многоцветье содержания каждого номера четко структурировано в восемь самостоятельных разделов и один сквозной. Вместе с тем, если разделы журнала – его константа, то рубрики внутри разделов, как правило, достаточно подвижны. Это позволяет структуре журнала при всей ее четкости одновременно сохранять ту пластичность и гибкость, которые необходимы для отражения динамичных процессов современной культуры и художественной жизни.
 
Большим событием в жизни журнала стало его включение в список Высшей аттестационной комиссии. Произошло это в декабре 2006 г., в самый разгар реформ, направленных на повышение качества научной аттестации. Тогда Перечень научных журналов был кардинально пересмотрен и сокращен и, что особенно важно, стал обязательным для соискателей не только докторских, но и кандидатских степеней. Тот факт, что «Обсерватория культуры» попала именно в этот список, оказался еще одним подтверждением научного статуса журнала.
 
Сегодня уже можно без ложной скромности сказать, что журнал «Обсерватория культуры» преодолел самый трудный – начальный период становления и, думается, перешел в полосу стабильного существования. Иными словами, журнал адаптировался и стал жить собственной жизнью. Ежегодно в мире создается около трехсот обществоведческих и «околообществоведческих» периодических и продолжающихся изданий, но «смертность» в этой популяции составляет 30 %.
 
За четыре года своего существования журнал прошел многочисленные презентации в научных областных библиотеках Йошкар-Олы, Чебоксар и Архангельска, на конференциях в Российском государственном гуманитарном университете и в Российской государственной библиотеке по искусству, на симпозиуме «Время культурологи», организованном Российским институтом культурологии, а также в рамках других научных собраний.
 
Весьма обширна и география распространения журнала: Сахалин и Архангельск, Владивосток и Орел, Екатеринбург и Саратов, Курган и Смоленск, Казань и Чебоксары, Тула и Тюмень, Хабаровск и Ставрополь… Перечисление городов можно было бы продолжить. Журнал находится на полках многих центральных областных и национальных библиотек российских регионов. Его выписывают краевые научно-методические центры, институты культуры, художественные музеи, областные управления культуры, творческие вузы и многие другие учреждения культуры. В Российской государственной библиотеке журнал «Обсерватория культуры» находится в открытом доступе и, как правило, все время на руках у читателей. Основные категории пользователей – преподаватели-культурологи, аспиранты, дипломники.
 
В целом позитивный настрой и, может быть, завышенная самооценка не мешают редакции журнала видеть то, как много предстоит еще сделать. Издательская политика и содержание журнала формируются учредителем, редакционным советом и редакцией. Несомненно, что своей жизнеспособностью «Обсерватория культуры» обязана, прежде всего, своему учредителю и издателю – Российской государственной библиотеке, предоставившей все необходимые ресурсы для реализации этого инновационного для библиотечного, и шире, научного сообщества проекта. И созданием такого культурологического журнала библиотека заявила о своем присутствии в научной, и более того, – всей культурной жизни общества. Сегодня, в ситуации чиновничьей атаки на научную функцию национальных библиотек и музеев, это особенно важно.
 
Идет время, и журнал вместе со своими создателями, авторами и читателями меняется. Но, сохраняя свои принципы, нам предстоит двигаться дальше, и мы совместными усилиями будем познавать и осмыслять это многоликое явление по имени Культура.  

Распечатать страницу ...