А.В. Горбунова. Росинформкультура в информационном обеспечении специалистов в области культуры и искусства

РОСИНФОРМКУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
А.В. Горбунова - зав. сектором НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки (РГБ), г. Москва.

Немного теории и истории. В "Библиотечной энциклопедии", в статье, посвященной Росинформкультуре, написано: "Российская система научно-информационного обеспечения культурной деятельности (Росинформкультура) создана с целью содействия средствами научной информации разработке и реализации культурной политики в РФ, формированию в ней единого информационного пространства в области культуры и искусства".
 
Современные информационные технологии все сильнее подталкивают нас к осознанию библиотекаря в качестве информационного аналитика, способного сориентировать пользователя не только в фондах собственной библиотеки, но и в глобальных информационных потоках. А поскольку они уже сегодня практически неисчерпаемы, насущным становится вопрос о специализации в их освоении и углубленной аналитической обработке. Т.е. так или иначе, в новых условиях мы постоянно возвращаемся к тем идеям, которые позволили в 70-е годы создать в нашей стране государственную систему НТИ, частью которой по сей день является Росинформкультура.
 
Всякое новое начинание требует достойной (включая финансовую) поддержки и она в 1972 г. была предоставлена руководству Государственной библиотеки им. В.И. Ленина для создания в ее структуре информационного центра в качестве отраслевого органа информации Министерства культуры СССР. Благодаря этому удалось создать коллектив специалистов, способных при дальнейшей поддержке Министерства создать единое информационное пространство культуры и искусства на базе библиотек, научных и научно-методических учреждений, других организаций культуры. К 1976 информационные центры по культуре и искусству были созданы в составе 11 республиканских библиотек. Полностью система сложилась в 80-е годы как совокупность центральных, региональных и низовых информационных служб. В то время частью Информкультуры считали себя несколько тысяч специалистов, способных довести информационные услуги практически до любого жителя страны.
 
В 90-е годы Информкультура, как и вся научно-техническая сфера, пережила очень трудный период. Сохраниться системе удалось во многом благодаря тому, что изначально она была вписана в сложившуюся к тому времени структуру отрасли, базируясь в регионах на крупных библиотеках, и, прежде всего, тех, которые осознавали себя в качестве региональных информационных центров. Статус Российской системы научно-информационного обеспечения культурной деятельности Росинформкультура получила решением 2-го Всероссийского совещания руководителей служб информации по культуре «Библиотеки России в информационном обеспечении культурной деятельности регионов» (Уфа, 14–15 июня 1995). Тогда же было утверждено «Положение о Российской системе научно-информационного обеспечения культурной деятельности», которое действует и сейчас. В дальнейшем происходила реорганизация системы и ее переориентация на информационное обеспечение культурной деятельности в Российской Федерации на основе новых коммуникационных технологий, внедряемых во всех звеньях отрасли культуры. Это задача не потеряла своей актуальности и сегодня.
 
Современное состояние. В структуре Росинформкультуры в настоящее время выделяются два уровня: федеральный и региональный. На федеральном уровне функционируют: Научно - информационный центр по культуре и искусству (НИЦ Информкультура) в составе РГБ; специализированные информационные службы в составе Научной музыкальной библиотеки Московской государственной консерватории и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. На региональном уровне – информационные службы по культуре и искусству в составе национальных (республиканских), краевых, областных и окружных универсальных научных библиотек.
 
НИЦ Информкультура РГБ. Функции основного координатора системы выполняет НИЦ Информкультура РГБ - полностью автоматизированный информационный центр с уникальными ресурсами, доступными для потребителей в самых разнообразных формах. Интегрирующая роль НИЦ Информкультура в Росинформкультуре заключается в создании и распространении базового ресурса (в т.ч. через сайт «Информкультура» (http://infoculture.rsl.ru), обобщении опыта работы и оказании методической помощи, осуществлении совместных с региональными службами проектов и проведении мероприятий. В 2004 г. с учетом мнения пользователей НИЦ Информкультура полностью реформировала систему своих информационных изданий. Сегодня ее основу составляют: текущие реферативно-библиографические указатели новой отечественной и зарубежной литературы (8 серий по основным областям культуры и искусства), информационно-аналитический журнал «Обсерватория культуры», дайджест «Библиотека в эпоху перемен». С каждым годом все большую долю в структуре заказов Информкультуры занимают электронные издания и, в том числе, БД реферативно-библиографической информации на CD серии "Литература по культуре и искусству".
 
Региональные службы информации. Региональные центры - службы информации по культуре и искусству (СНИКИ) в составе центральных региональных библиотек наряду с Информкультурой РГБ являются основными звеньями всей системы. Главной их задачей является информационная поддержка процессов культурного развития регионов, региональной культурной политики.
 
В настоящее время функцию "информационный центр", по данным сайтов центральных региональных библиотек, выбирают в качестве одной из основных примерно 60% из них (по данным исследования Архангельской ОНБ, опубликованного в Информ. бюл. РБА, 2007, N 42). Эта цифра, в общем, характеризует и уровень информационной активности в сфере культуры центральных региональных библиотек. Т.е., многие СНИКИ в системе используют в работе не только традиционные, но и основанные на современных коммуникационных технологиях формы и методы информационного обеспечения. И количество таких СНИКИ постоянно растет.
 
Ресурсная база. Одним из основных направлений работы служб с самого начала их существования является формирование фондов неопубликованных документов. Обычно, общее количество постоянно используемых документов в фонде - 2-4 тысячи, но бывает и значительно больше. Например, общий объем фонда НД СНИКИ Национальной библиотеки Республики Татарстан составляет 76 тыс. едениц. Комплектуются эти фонды разными способами. В целях обеспечения его пополнения материалами своего региона используются, в частности, договорные формы и местное законодательство. Хочу обратить внимание на следующий пример: с 2006 г., выполняя закон Липецкой области о местном обязательном экземпляре, в Фонд неопубликованных документов областной библиотеки свою продукцию передают Областной дом народного творчества и Центр культуры и художественного творчества, а также муниципальные библиотеки г. Липецка и районов Липецкой области.
 
Собственные фонды НД и другая собираемая информация все чаще хранятся и используются в виде БД библиографической, адресно-фактографической и полнотекстовой информации. НИЦ Информкультура в рамках проводимых Смотров-конкурсов электронных ресурсов СНИКИ уже дважды отмечала лучшие из них дипломами победителей. В 2004 г. на Всероссийском совещании в Смоленске мы награждали БД СНИКИ Рязанской, Ульяновской и Пермской областных библиотек. В прошлом году победителем смотра-конкурса в номинации «Базы и банки данных по культуре и искусству» стала БД "Информкультура. Сценарии" СНИКИ Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. Ведется эта БД с 2000 г. и уже содержит около 5,5 тыс. описаний. Доступ к БД осуществляется через локальную сеть библиотеки, обновление происходит еженедельно. Особая ценность этой БД, с нашей точки зрения, - удачная лингвистика и, прежде всего, предметный рубрикатор.
 
Если первые создаваемые в СНИКИ базы данных были библиографическими, то в последнее время появляются интегрированные и полнотекстовые, все более востребованные пользователями. Больше всего таких БД создается по официальным документам, сценариям, публикациям местной прессы. Примером интегрированной БД является БД Пермской областной научной библиотеки "Сценарии", насчитывающая 14 250 документов.
 
Промежуточным этапом к созданию полнотекстовых БД обычно являются электронные коллекции текстов и досье. Когда они пользуются хорошим спросом и достигают значительного объема, тогда и появляется потребность в их переводе в БД.
 
Однако создание полнотекстовых БД осложнено в последнее время новыми ограничениями в использовании текстов документов соответствии с положениями 4-й главы Гражданского кодекса. В связи с этим вновь возрастает значимость фактографических баз данных. Например, Пензенская областная библиотека с 2007 г. ведет две ФБД: "Портрет на фоне эпохи: Выдающиеся деятели пензенской области - юбиляры года" и "Народные промысла Пензенской области". И хотя объемы этих баз пока небольшие - количество обращений уже сейчас в несколько раз превышает количество записей. Основная тематика ФБД, создаваемых СНИКИ, - персоналии, мероприятия и учреждения культуры и искусства региона.
 
Важной частью ресурсной базы СНИКИ являются подготавливаемые ими самими и другими подразделениями библиотеки издания по культуре и искусству. Выпускаются информационные издания как в печатной, так и все чаще в более дешевой на сегодня, электронной форме. Традиционно выпускаются бюллетени новых поступлений, указатели к материалам местной прессы, календари знаменательных дат, сборники методических материалов, путеводители по ресурсам и другие справочники.
 
Одной из номинаций Конкурса электронных ресурсов Росинформкультуры являются электронные издания СНИКИ. Для комиссии по подведению итогов это всегда самая сложная номинация и по количеству участников и с точки зрения разнообразия форм и содержания. В прошлом году мы отметили дипломами: Алтайскую краевую универсальную научную библиотеку им. В.Я. Шишкова за мультимедийный диск "Обрати свою душу к книге... Ко дню славянской письменности", Национальную библиотеку Республики Татарстан за CD "Год литературы и искусства в Татарстане", содержащий материалы о наиболее значительных мероприятиях в ходе проведения Года..., объявленного указом Президента РТ, Мурманскую областную универсальную научную библиотеку за издание "Художники Мурмана. Библиографический указатель". А победителем в номинации стала Национальная библиотека Республики Бурятия за серию из 4-х мультимедийных дисков "Бурятия - территория культуры", раскрывающих многообразие духовной и материальной культуры народов Бурятии. При создании этих CD использованы текстовые документы, фото- и видеоматериалы из фондов учреждений и организации Бурятии, а также личных коллекций.
 
Не только федеральные, но и региональные службы Росинформкультуры участвуют в создании разнообразных интернет-ресурсов. Подавляющее большинство СНИКИ предоставляют свою информацию для публикации на сайтах своей библиотеки и региона. 17 СНИКИ имеют на сегодня собственные сайты, странички на сайтах (среди них и страничка службы Краснодарской краевой библиотеки). Ряд служб сообщают, что занимаются созданием собственных интернет-ресурсов в настоящее время. Обычно в Интернет помимо сведений о службах публикуются бюллетени новых поступлений, росписи местной прессы, анонсы мероприятий. Одна из самых сильных на 2007 г. служб информации, Пермской краевой универсальной библиотеки, создает электронную энциклопедию «Пермский край». По данным, опубликованным в Интернет, на сегодняшний день энциклопедия содержит более 2000 статей, 8000 библиографических описаний, 1600 иллюстраций. К созданию статей для энциклопедии привлечены ведущие специалисты в области истории, культуры, географии, этнографии, политики. Энциклопедия включает статьи о районах и населенных пунктах края, материалы по истории, искусству, культуре и природе. Особое внимание уделено биографиям известных пермяков, которые внесли свой вклад в развитие края, его экономики, науки, культуры.
 
Информационно-библиотечное обслуживание. СНИКИ не только создают и хранят ресурсы. Их основная функция - обслуживание пользователей и, прежде всего, специалистов сферы культуры. Система комплексного информационного обслуживания осуществляется в режимах ИРИ, ДОР, «запрос - ответ», а также путем предоставления по запросам пользователей опубликованных и неопубликованных материалов и их копий; электронной информации, услуг Интернет. Обычно СНИКИ обслуживают через систему ИРИ (избирательного распространения информации) от 30 до 100 индивидуальных и коллективных абонентов. Система ДОР (дифференцированного обслуживания руководства) включает до 20 пользователей на каждую СНИКИ, но бывает и больше. Например, Рязанская областная универсальная научная библиотека поставила на обслуживание в этом режиме не только органы власти и управления культурой, но и руководителей учреждений культуры области (всего 40 абонентов).
 
Количество постоянно действующих запросов абонентов ИРИ - также обычно несколько десятков. Наиболее популярные темы запросов относятся к экономике культуры, законодательству, кадровой политике, традиционной культуре и народным промыслам. В Год семьи среди запросов появились и темы, относящиеся к этой проблематике.
 
В рамках системы ДОР сильные службы часто подготавливают очень серьезные аналитические материалы. Приведу темы некоторых аналитических обзоров, справок: "Театрально-концертная сфера Архангельской области в зеркале местной прессы. Сезон 2006-2007 гг." (СНИКИ, Архангельская областная научная библиотека); "Оценка эффективности планирования сметы расходов бюджетной организации: на примере учреждений культуры" (СНИКИ, Белгородская государственная универсальная научная библиотека).
 
Очень интересная работа выполняется службами и в рамках службы "Запрос-ответ". Например, СНИКИ Национальной библиотеки Республики Коми дала следующую информацию на эту тему: «По разовым запросам работников культуры выполнено за год 36 справок: 17 библиографических, 9 фактографических, 10 тематических подборок». Примеры запросов, выполненных СНИКИ Росинформкультуры: «Критерии поощрения распространителей театральных билетов», «Приобщение к ценностям художественной культуры в проектах и программах досуга», «Праздничный досуг в аспекте социокультурного проектирования», «Молчание как элемент светской и духовной жизни» и др.
 
В качестве основной тенденции развития систем информационно-библиотечного обслуживания следует отметить то, что постепенно нормой становится использование для этого служб Интернет.
 
Научно-исследовательская деятельность, сопровождение НИР. Начиная с середины 90-х годов объем запросов на информационное сопровождение НИР резко уменьшилось. Некоторые службы вообще перестали заниматься исследовательской работой. Но приятно, что и здесь можно привести интересные примеры.
 
Наиболее развитые службы проводят исследования, связанные с мониторингом информационных потоков в различных областях сферы культуры. Так в рамках социального заказа комитета по культуре Архангельской области с 2001 г. проводятся исследования – мониторинг местной прессы с целью определения особенностей структуры и содержания информационного потока о некоторых сегментах сферы культуры Архангельской области и выявления информационно активных и привлекательных объектов. Аналитические обзоры, как результат исследований, публикуются в областном бюллетене комитета по культуре «Экология культуры». В 2005-2007 гг. годах исследование было направлено на изучение следующих составляющих сферы культуры: музейная сфера, библиотечная сфера, фестивальное движение и персоны управления сферой культуры, театрально-концертная деятельность.
 
СНИКИОФ Самарской областной универсальной библиотеки отмечает, что информационная поддержка НИР является приоритетным направлением в ее работе. Служба постоянно обеспечивает информационную поддержку диссертационных работ, связанных со смежными с образовательной сферой проблемами отрасли культуры и искусства.
 
Приведу и другие примеры. Алтайская краевая библиотека сопровождает 4 темы НИР, среди которых такая - "Власть и книга: что читают представители государственных органов власти". Ведутся этой библиотекой и собственные исследования, в которых принимает участие СНИКИ - "Место АКУНБ на информационном рынке услуг г. Барнаула" и "Обеспеченность пользователей библиотеки информацией по теме "Социокультурная деятельность в сфере досуга".
 
Массовые формы работы. Традиционными и любимыми многими информационными работниками направлениями деятельности являются массовые формы обслуживания: книжные и информационные выставки, дни информации, информационное сопровождение мероприятий и культурных акций, обзоры информации, лекции и др. Наиболее популярны Дни информации (в т.ч. выездные) и выставочная работа. Активно включаются сотрудники служб в новые формы деятельности. Например, СНИКИ Ленинградской областной библиотеки участвуют в работе Библиотечно-информационного центра на базе библиобуса, оснащенного компьютером с возможностью выхода в Интернет. По запросам библиотек и в соответствии с планом и тематикой выездов библиотеки области могут получить из ЛОУНБ в пользование на 2-3 месяца профессионально скомплектованную мобильную библиотеку (проект существует с 2005 года) или передвижную тематическую выставку, сопровождаемую обзором литературы.
 
Лучшие специалисты служб участвуют в работе СМИ. Заслуживает внимания цикл информационно-просветительных телепередач Национальной библиотеки Марий Эл в программе «Арт-мари» на канале «Культура» совместно с ГТРК Марий Эл. По тщательности отбора обсуждаемых событий и явлений культурной жизни Марий Эл передача вполне успешно конкурирует с профессиональными новостными программами, привлекая все большую аудиторию среди специалистов культуры и искусства.
 
Многие региональные службы работают с собственными сетями информаторов в учреждениях и организациях своих регионов, что позволяет значительно повысить общий уровень информационного обеспечения специалистов сферы культуры. Обычно это несколько десятков человек, которым СНИКИ оказывают различную методическую помощь, проводят учебные мероприятия. Например, СНИКИ Смоленской областной универсальной библиотеки провели в 2007 г. занятия на следующие темы: «Новые ЭБД в фонде СНИКИ» и «Новые формы организации информобслуживания специалистов сферы культуры (по материалам фонда НД)». В Чувашской Республике, где функции информирования работников культуры и искусства выполняют библиографы центральных районных библиотек, с целью оказания методической помощи были проведены 2 командировки и распространены 8 методических документов, разработанных СНИКИ.
 
Совместные проекты в системе Росинформкультуры. Отдельно необходимо обозначить совместные проекты, до которых Росинформкультура "доросла" в начале 2000-х годов благодаря набирающему обороту техническому переоснащению служб информации системы. Прежде всего, это раздел "Росинформкультура" на сайте "Информкультура", который постепенно перерастает рамки сайта, на котором публикуется. Сегодня это полноценный, постоянно обновляемый и пополняемый ресурс и, одновременно, средство общения внутри Росинформкультуры.
 
Другой проект - Сводный каталог неопубликованных документов, начатый по инициативе Всероссийского совещания 2004 г. в г. Смоленске и находящийся в настоящее время в центре внимания служб Росинформкультуры.
 
В 2006 г. получил большой резонанс и также стал постоянно действующим проект обмена информацией об изданиях центральных региональных библиотек по культуре и публикации сведений о них на сайте Информкультуры в виде выпусков Сводного каталога изданий.
 
Немаловажную роль в продвижении современных информационных технологий в практику работы служб играет Смотр-конкурс электронной продукции СНИКИ, итоги которого подводятся начиная с 2004 г. Я уже говорила о некоторых его победителях, а всего их было 9 по трем номинациям на первом этапе конкурса и 10 - на втором.
 
Большое значение для специалистов служб имеют совещания, научно-практические конференции, семинары Росинформкультуры. Особенно хочется отметить прошлогоднее 6-е Всероссийское совещание в Чебоксарах "Росинформкультура в информационном пространстве культуры, науки и образования". Совещание показало, что пришло время не только для обмена опытом, но и для его обобщения и определения на этой основе стратегии дальнейшего развития всей системы Росинформкультуры. В связи с этим было принято решение об издании в 2009 г. "Обзора деятельности Росинформкультуры... ". Специалисты СНИКИ принимают активное участие в подготовке материалов для «Обзора…», что, как надеются его составители, будет способствовать, в том числе, повышению роли библиотек как социокультурных институтов общегосударственного значения.  

Распечатать страницу ...