Е.М. Токаренко. Сотрудничество библиотеки и СМИ как фактор влияния на чтение: из опыта работы

СОТРУДНИЧЕСТВО БИБЛИОТЕКИ И СМИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ЧТЕНИЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Е.М. Токаренко - зав. читальным залом НТБ Марийского государственного технического университета (МарГТУ), г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Две глобальные общественные тенденции характерны для нашего времени – снижение интереса к чтению и растущая популярность цифровых носителей информации. Поколение в возрасте от 15 до 25 лет книгам предпочитает Интеренет, кино, ТВ, компьютерные игры. Отчасти такое пренебрежение молодежи к чтению возмещает возрастающий интерес к нему старшего поколения. Всего же в России читает 28 % населения. Согласно прогнозам книгоиздателей, обнародованным гендиректором издательства «ЭКСМО», вице-президентом Российского книжного союза («Моск. новости». 2006. № 42) Олегом Новиковым, до 2008 г. количество читающих сокращаться не будет. О дальнейшем судить трудно. Но однозначно и повсеместно необходима продуманная система воспитания интереса к чтению. Это проблема всего общества – библиотек, учебных заведений, средств массовой информации, Российского книжного союза и других общественных организаций.
 
Во время обсуждения Российской программы по поддержке и пропаганде чтения на книжной ярмарке «Nоn/fiction» министр культуры США Дейн Джои выразил общее беспокойство убедительно и эмоционально: «У нас осталось 20 лет, чтобы спасти чтение. Потом мы вернемся к ситуации 14-го века, когда в монастырях, конечно, читают, но все остальные живут в рамках устной истории».
 
Полтора года назад, в начале 2006 г. (до утверждения Государственной программы по поддержке и развитию чтения) в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл в Йошкар-Оле прошли 11-ые Орловские чтения - конференция под названием «Мир чтения и читающая Марий Эл». В ней приняли участие люди, обеспокоенные состоянием чтения и пользованием библиотеками в республике. На форуме, плавно перешедшем в фестиваль локальных проектов, была принята резолюция, основным положением которой является разработка и реализация региональной программы чтения.
 
Заявленная тема является подтверждением того, что пропаганда чте­ния настоятельно требует социального партнерства. Однако согласитесь, не заявляя эту те­му в качестве приоритета, мы, тем не менее, работали с ней и прежде. Вся массовая работа библиотек — это ведь ни что иное, как действенный механизм привлечения читательского интереса к книге. Этим мы за­нимаемся давно и, безуслов­но, добились значительных сдвигов в созда­нии нового имиджа книги и библиотеки.
 
В продвижении чтения наша страна располагает уникальным историко-культурным багажом. Однако, общепризнано, что одна из проблемных зон этой деятельности сегодня – недостаточная поддержка средств массовой информации. Нам не приходится страдать от внимания СМИ. Библиотеки – не футбол, не Куршевель, не личная жизнь какой-нибудь поп-звезды. Наверно, поэтому они неинтересны журналистам. Для масс-медиа, литературы, кино (да и общества в целом) привычен такой образ: в библиотеки ходят одни лишь школьники да ветераны, там работают одни фанатики да неудачники, неспособные заработать себе на жизнь.
 
В последнее время книга помещена в фокус медийного внимания. В электронных СМИ, в центральной прессе, на центральных теле- и радио-каналах работает целый ря­д проектов (как правило, коммерческих). Но пристальное внимание СМИ к книгам чаще всего не сопровождается должным интересом к жизни библиотек. Тогда как, сегодня для успешного решения проблемы чтения мы очень нужны друг другу. Всем нам необходимы надежные союзники, эффективные партнеры. Ваимодействие библиотек и СМИ - действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, созда­ния нового и позитивного образа книги и библиотеки, повышения уровня культурной компетентности общества.
 
Партнерские связи библиотек и масс-медиа в Республике Марий Элпример успешного делового сотрудничества. В продвижении книги и чтения библиотеки республики активно сотрудничают с местными СМИ, в том числе с ГТРК. Все наиболее значимые события библиотечной жизни находят свое отражение в новостных теле- и радио-выпусках, на страницах периодических изданий. Более того, транслируются постоянные рубрики, способствующие формированию у населения привычки к регулярному чтению художественной и профессиональной литературы. В настоящее время выходят «библиотечная» телепередача из цикла «Арт-мари» и радиопрограмма «С миру по строчке, или Читать не вредно!». Телевидение, радио в данном случае - иная форма основной деятельности библиотек.
 
Передача «С миру по строчке, или Читать не вредно!» начала свою жизнь как совместный проект марийского радио (ГТРК) и Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна. Следует сказать, что до этого сотрудничество библиотеки с радиокомпанией уже было налажено. Первой постоянной «библиотечной» передачей в марийском радио-эфире была программа «Детский вопрос» (отдел массовой работы). Затем получили свое начало большой радио-цикл о русской музыкальной культуре «Вечные современники» (отдел литературы по искусству) и передача «Философские сказки» (отдел социально-экономической литературы). Еженедельные утренние программы оказалась «долгоиграющими», стали форматами-долгожителями. Передача «Вечные современники» транслировалась с 1999 г. до сентября 2006 г. Рубрика «С миру по строчке, или Читать не вредно!» (информационно-библиографический отдел, СНИКИ) звучит в эфире марийского радио с апреля 2002 г. Таким образом, более пяти лет бесстрастно и неутомимо, без выходных и отпусков обозревается художественная литература и библиотечная жизнь. Обратная связь со слушателями подтверждает, что они востребованы, имеют постоянную аудиторию. Все перечисленные программы находили и находят спонсорскую поддержку местного бизнес-сообщества: производственных и торговых фирм, промышленных предприятий.
 
Книжный мир, проблемы и люди в этом мире – все изменилось. А как? И что из этого следует? И кто и каким образом? Этими вопросами можно очертить тематический круг радиопередачи «С миру по строчке, или Читать не вредно!». Сначала в программе были лишь самые известные имена, самые популярные новинки и их секреты. Затем тематика была расширена. Условно можно выделить несколько блоков: литература, чтение, библиотека. Внутри литературной рубрики ведется речь об отдельных писателях (отечественных и зарубежных), бестселлерах, жанрах, премиях, экранизациях. Интерес к конкретным литераторам, как правило, вызывают их популярность, юбилейные или другие памятные даты, выход новой книги. Подсказками в выборе персон зачастую являются литературные премии, рейтинги продаж, читательский спрос. Главными персонажами программы были наши соотечественники: Достоевский и Тэффи, Ефремов и Островский, Улицкая и Лукьяненко, Толстая и Акунин, Пелевин и Рубина, Маринина и Довлатов, Токарева и Шишкин и т.д. При всех наших проблемах и сложностях дела есть чрезвычайно отрадная тенденция. В рейтингах широчайшего спектра книг, первые строчки все более уверенно занимает отечественная современная проза. Серьезная русская литература возвращается.
 
Среди зарубежных писателей – Роулинг и Умберто Эко, Перес Реверте и Сэлинджер, Сент-Экзюпери и Линдгрен, Бредбери и Коэльо, Кутзее и Уэльбек, Толкин и Бегбедер, Джейн Остин и Миттчел… Список можно продолжить. Мы «поминули» Шекли, Жапризо, Кира Булычева, Джона Фаулза, Хейли, Миллера, Саган, Шелдона. Если вспоминать бестселлеры, то были передачи о книжках Евгения Гришковца, Татьяны Устиновой, Дэна Брауна, Мураками, Пратчетта и т.д.
 
К сожалению, в последнее время социологи чтения констатируют: невзыскательность вкусов и предпочтений в области чтения (выбор профессиональной и художественной литературы, газет и другой печатной продукции) свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде. Наблюдается возрастание развлекательной составляющей чтения, стремление людей свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении. Для большинства книги сегодня – это скорее форма отдыха, чем познания, но это может и должно меняться. Как утверждают специалисты, читатель на удивление инертен и не способен самостоятельно сделать выбор. Ему надо объяснить, убедить. Говорят, его можно даже обмануть. Судите сами. В одном издательстве маркетологи решили провести фокус-группу, выявить запросы целевой аудитории. «Будете читать писателя Х?» – спросил интервьер участников фокус-группы. «Разрекламируете – будем». А бывает: очень хочется прочесть то, о чем все говорят. Иными словам, скажите нам, что читать (покупать), и мы с удовольствием это прочитаем (купим). (А еще рекламу ругаем…).
 
Через передачу рано или поздно проходят не только модные книжки, но и те издания, которые навсегда остаются актуальными и интересными. Однако есть книги, которые нельзя всерьез обсуждать из этических соображений, тем более на государственном канале (так называемую трэш-литературу, например). Чтение нормальной художественной книги – это понимание и обсуждение, чтение трэш-литературы – это просто поглощение. Именно поэтому ее грубо называют «мозгомойной». Ведь есть такие бестселлеры, у которых с былой, «нормальной» литературой общим является только шрифт. В литературе сегодня традиционные, веками формировавшиеся ценности вынуждены сопротивляться мощному натиску тотальной коммерциализации. И в наших обзорах, это вольно или невольно отражено. Следует помнить о своей ответственности, ведь, по словам Людмилы Улицкой: «Наши сегодняшние книжки – наши завтрашние поступки».
 
В своей программе мы также поднимаем вопросы читательской культуры и проблемы библиотек, рассказываем об их истории, говорим о домашних книжных собраниях, даем советы родителям с целью приобщения детей к чтению книг, освещаем самые интересные библиотечные события и акции. Так, например, в эфире звучали выпуски об открытии модельной библиотеки в п. Руэм и медиатеке в Национальной библиотеке, о выездном заседании Государственного собрания Республики Марий Эл по вопросам библиотечной политики, о Межрегиональной конференции по вопросам информационного обеспечения отрасли культуры, организованной в 2004 году при содействии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Российской государственной библиотеки. Стали традиционными передачи к Общероссийскому дню библиотек. С целью привлечения общественного внимания к книге проводились викторины по истории библиотек и марийской мифологии. Надо сказать, первая тема вызвала большой интерес, было много звонков. Первые дозвонившиеся за каждый правильный ответ получили призы. После викторины последовали программы, повествующие о развитии библиотечного дела в нашей стране. Весной этого года мы не могли удержаться от радости озвучить фрагмент президентского послания к Федеральному Собранию, касающийся проведения Года русского языка и возрождения библиотечного дела как крайне важного аспекта государственной политики.
 
Программа выходит за пределы библиотечной аудитории (ориентирована не на пользователей библиотеки, а на широкий круг радиослушателей) и потому не ставит своей целью раскрытие фонда. Она позиционируется как информационно-привлекательная (имеется в виду привлечение к чтению) и не может претендовать на особую ундаментальность, полноту и глубину раскрытия темы. Ведь ее время в эфире - 10 минут (в этот же лимит укладывается и реклама спонсора). Кроме того, идут субботние анонсы передач.
 
Радиопередачи «С миру по строчке, или Читать не вредно!» являются формой массового информирования и, как правило, содержат библиографическую информацию (рекомендательную, популярную, иногда специальную). Любой радийный текст – результат аналитико-синтетической обработки информации. В процессе подготовки выпусков используются материалы из библиотечного фонда МарГТУ, на которые в конце эфира дается ссылка. Таким образом, популяризируются не только те книги, о которых идет речь, но и периодические издания, которые о них пишут. Читальный зал НТБ располагает большим фондом периодики. В нем много журналов «хороших и разных» (как специальных, так и популярных).
 
При этом автор-составитель стремится избежать назидательности, старается звучать легко и оптимистично. Радио, как известно, требует простой рубленой фразы. Текст должен быть достаточно прост по форме подачи, без использования специальной терминологии (чтобы не отпугнуть слушателя) и достаточно содержателен (чтобы побудить его слушать дальше). Как известно, азы журналистики предусматривают объективность подачи материала, однако в нем всегда присутствует компонент личной позиции ведущего. Составительская работа ведется по принципу одноразовой переработки и многократного, многоаспектного использования информации. В результате формируется электронный дайджест, который может быть предоставлен пользователям библиотеки в режиме «запрос-ответ».
 
В свое время Гоголь написал такую рецензию «Эта книжечка вышла, стало быть, где-нибудь сидит же на белом свете и читатель ее». Сидят где-нибудь и читатели книг, о которых мы говорим. Кто они?
 
Мы не проводили специальных маркетинговых, социологических исследований по изучению контингента радиослушателе наших выпусков, социальной эффективности передачи, однако информация, полученная эмпирическим путем, свидетельствует о том, что среди нашей аудитории есть и представители читательской элиты, и любители литературы незамысловатой. (Предложенный формат и тематика ломают стену отчуждения между «интеллектуалами» и «простаками».) Однако самыми верными нам слушателями являются библиотекари и преподаватели литературы (то есть руководители чтения). Полученную информацию сотрудники библиотек республики используют в комплектовании и докомплектовании фондов, в массовой работе, учителя-словесники - в разработке учебных литературных курсов, в выборе книг для себя. Иногда слушателям – потенциальным читателям продвигаемых произведений - бывает достаточно готовых файлов, в том случае, когда необходима дополнительная библиографическая информация, предлагается алгоритм самостоятельного информационного поиска. Таким образом, программа имеет хорошие отзывы радиослушателей, влияет на читательский спрос.
 
Миссия радио-проекта – фиксация самых ярких явлений и событий книжной культуры. Цель – помочь слушателям быть в тенденции, сделать чтение доступным и модным, в конечном итоге развитие читательской культуры, увеличение числа людей сознательно и регулярно читающих книг, а так же формирование в местном cообществе эффективного имиджа библиотеки, повышение престижа нашей профессии.
 
Совместный проект библиотеки и работает и развивается. По нашим прогнозам он будет существовать до тех пор, пока будет нам взаимно интересен, пока позволит сетка радиовещания. Понятно, форматы со временем выдыхаются (тем более форматы-долгожители), однако тематика передачи, ее позитивный месседж позволяют надеяться на долгую и содержательную радийную жизнь даже в сложной конкурентной среде. Как известно, нет предела совершенству, а информационный повод всегда найдется! Если когда–нибудь в списке «вечнозеленых» художественных бестселлеров кончатся достойные книги(если расскажем уже обо всем), тогда можно обратиться к книгам, которые лидируют в тематических списках. Было бы желание работать!
 
Радио-проект получил своеобразное развитие в научно-технической библиотеке Марийского государственного технического университета. Как вы знаете, основное предназначение университетов во все времена состояло в накоплении знания, приобщении к культурным, этическим, интеллектуальным, духовным ценностям. Профессиональная подготовка студента – основная, но не единственная цель высшей школы. Одной из главных задач вузовской библиотеки является воспитание и приобщение студентов к чтению, развитие их читательского вкуса, психологическая поддержка подрастающего поколения. Специалисты (включая информатизированный Запад и США - лидера мировой информатизации) давно признали, что традиционные функции библиотек (социально-педагогические, культурно-воспитательные, «клубные») делают библиотеку незаменимой и в мультимедийном обществе, особенно для представителей молодого поколения - активных пользователей Интернета. Образования без культуры не бывает – достаточно почитать Гегеля, Солженицына. (Образованные, но душевно неразвитые люди могут привести мир к катастрофе).
 
Повышение уровня культурной компетентности студенчества, преподавателей и сотрудников МарГТУ – одно из приоритетных направлений деятельности НТБ. Неоценимую помощь в этом нам оказывает вузовская газета «Инженер». На ее страницах инициировано появление постоянной рубрики «С миру по строчке, или Читают все!», предполагающей публикации библиографических обзоров, литературных викторин, рассказов о популярных писателях, модных книжках.
 
Следует отметить, что у НТБ МарГТУ, одной из крупнейших вузовских библиотек Республики Марий Эл, наработан богатый опыт социального партнерства с прессой. История библиотеки, ее деятельность, каждое интересное событие освещается на страницах вузовской газеты; ведется информирование студентов и преподавателей о печатных новинках, поступивших в библиотечный фонд, электронных ресурсах, услугах НТБ.
 
С 1995 г. ведется База данных «НТБ в печати», основную часть которой составляют публикации из газеты «Инженер» и сборников научных трудов университета. В БД также отражены сведения о библиотеке из книг, республиканских и центральных периодических изданий. В 2004 г. увидел свет ретроспективный библиографический указатель «Листая прошлого страницы: история научно-технической библиотеки МарГТУ в печати», составителем которого является директор НТБ Л. К. Яшина. По сути это печатная версия БД, отражающая публикации за период с 1936 по 2003 годы (290 библиографических записей).
 
Таким образом, и радио-проект, и наше сотрудничество с редакцией университетского издания отвечают требованиям, предъявляемым подобным программам. Их разработка и реализация базируется на принципах рациональности, утилитарности, реализма и демократичности, о которых пишет в своей программной публикации Е.И. Кузьмин в журнале «Обсерватория культуры» (2007. № 2.).
 
Подобные акции помогают радиослушателям и пользователям библиотек (да и библиотекарям) ориентироваться в потоке книжной продукции, когда рынок кажется перенасыщенным. Книг сегодня нестерпимо много. Книг больше, нежели можно душевно вытерпеть, понять, охватить мыслью. К кому обратиться за советом?.. Мы посильно пытаемся помочь читателям не утонуть в этом безбрежном океане, разобраться в особенностях изданий и выбрать «правильную» книгу, не быть привратниками храма знаний - стать реальными лоцманами в безбрежном океане чтения.
 
Здесь «работают» и наша профессия, и способности, и призвание. Биб­лиотекари владеют консолидированной и структурированной ин­формацией о книгах и являются ее поставщиками, СМИ доводят информацию до потенциального читателя и выполняют вспомогательную роль побудителя к чтению, к дальнейшему информационному поиску. В результате такого сотрудничества получаем своего рода путеводитель по книжной культуре.
 
При таком подходе партнерский проект «С миру по строчке, или Читать не вредно!» ее создателям видится социально эффективным. Безусловно, он является скромной составляющей практического внедрения в жизнь тех решений, которые приняло государство в отношении пропаганды книги и чтения. Очень важно, чтобы все хорошие и важные слова, которые мы читаем в документах, не остались словами, чтобы битва за новых читателей не оказалась проигранной и не превратилась всего лишь в ролевую игру. Хочется надеяться, что этого не произойдет. Хочется верить, что в будущем мы сможем сказать себе: чтобы не уронить свой народ в дикость, мы сделали то-то и то-то. Государственная поддержка – лишь временная подпорка для этого процесса. Необходимо продолжение объединительных тенденций, нужны новые инициативы.
 
Образование и культура – особые сферы деятельности с отложенным эффектом. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Деятельность по продвижению чтения и библиотеки не имеет конца или хотя бы видимых результатов. Но как говорится: «Делай что должно, а там будь что будет!».  

Распечатать страницу ...